Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Вологодский вор и мошенник Тимоха - 6,7


Вологодский вор и мошенник Тимоха - 6,7
Юрий Козиоров
ВОЛОГОДСКИЙ ВОР И МОШЕННИК ТИМОХА
(Криминальная повесть из времен царствования Алексея Михайловича)

     6. Вечный город. Тимоха становится католиком. Турки, решив, что мусульманину Ивану теперь деться от них некуда, стали обращаться с ним запросто, без прежнего почтения и даже уменьшили таим. Тимоха сделал верный вывод: турки его используют, во́йска не дадут, а могут и выдать царю за какие-нибудь уступки при переговорах с русскими. Решил с Конюховским уходить. Хорошо было то, что теперь турки не стерегли каждый их шаг, и наутро приятели, запасшись провизией, двинулись на этот раз в сторону пролива. Тимоха к тому времени научился немного турецкому языку, этого хватило, чтобы договориться с перевозчиком и переплыть в европейскую часть города. Оттуда приятели, не доходя до османской границы, пошли по направлению к Афону. Там удалось перейти границу и затем без особых приключений добраться до Рима.
     Вечный город по количеству населения был раз в десять меньше Царьграда, где днем народ заполнял все улицы и базары, превращая город в настоящий муравейник. Зато Рим раскинулся, как и Царьград, на семи холмах и красивых каменных домов там было никак не меньше, чем в Царьграде. В одном из них Тимоха с Конюховским сняли квартиру и столовались у хозяев. В качестве платы хозяин и его сын были пожалованы русским чином «детей боярских», поскольку к моменту прибытия в Рим в тимохином кошельке исчезли даже намеки на какие-либо деньги. Всевозможные заимодавцы получали от Тимофея векселя и благодарственные письма, которые он подписывал, титулуя себя «последием великих царей московских». Как ни странно, но принималось это всерьёз и с больши́м уважением, притом по Риму стал распространяться слух о пребывании в нем законного наследника русского престола. Слух дошел до папы Иннокентия Х. Тимоха был ему представлен и объявил, что да – он единственный законный наследник московский и находится в изгнании, потому что признаёт папу Римского наместником Бога на земле и желает принять его римскую веру, как единственно истинную, а для Великой Руси хочет такой же унии, которую имеет папа с Малой Русью*.
     Иннокентий X был тем самым папой, который запрятал свой портрет работы Веласкеса подальше от людей, на том основании, что он «Troppo vero!» (слишком похож). Портрет был действительно troppo vero, так как имел не только внешнее сходство с моделью, но и отчетливо передавал моральную сущность папы Иннокентия, проявившуюся теперь в том, что в «Джованни Шуйском» он сразу почувствовал родственную душу и вполне оценил нового претендента на русский престол.
     Переход в новую веру Тимоха на этот раз не затягивал, поскольку в тот момент считал важнейшим для себя делом как можно быстрее избавиться от мусульманства. Приняв крещение от самого папы и став католиком, «царевич» уверенно рассчитывал на поддержку почти всей Европы. Освобожденный, благодаря покровительству папы, от материальных забот, Тимоха пробыл в Риме до осени 1648 года и научился сносно разговаривать по-итальянски, чему помогло знание латыни. А в сентябре папа попросил дорогого Джованни оказать ему небольшую услугу.
_______________________
     *Малой Русью (Малороссией) в то время называли части современной Украины и России, входящие в состав Польши. Уния была оформлена в 1596 году в Бресте и провозглашала подчинение малороссийской православной церкви католической, признание папы Римского главой униатов и принятие некоторых догматов католицизма при сохранении православных обрядов. Несогласные из православного духовенства подверглись репрессиям.

     7. Агент папы Римского. Во всех католических странах папа имел возможность проводить свою политику, используя епископов, духовников правителей и прочих агентов влияния. Но интересы папы далеко не всегда совпадали с интересами государей, и те желали знать, что замышляет папа, побуждая их к тем или иным действиям. По этой причине посыльных к папским прелатам и другим доверенным лицам папы иногда находили убитыми неизвестными разбойниками, а папские письма бесследно исчезали. И теперь, когда Иннокентию потребовалось тайно послать несколько писем своим людям, он решил использовать русского «царевича», полагая, что тот, домогаясь военной поддержки государей, не вызовет подозрений в том, что попутно выполняет поручение папы.
     Иннокентий снабдил Тимоху грамотой, по которой все католики обязаны были ему содействовать, и выдал немалую сумму денег, намекнув, что его наградят также и получатели писем. Дополнительно Тимоха в Риме же запасся печатью по образцу царской и поддельной жалованной грамотой покойного Михаила Федоровича. Письма папы он благополучно доставил, причем по документам московского сыска обнаруживаются следующие его передвижения: уже в октябре 1648 года он со своим неразлучным спутником Конюховским был в Венеции, затем отправился в Вену, оттуда в Венгрию, потом в Семиградье (Трансильванию), бывшую в то время автономией Венгрии и управляемую князем Ракоци, и, наконец, снова оказался в Польше, где его знали и радушно принимали.
     Однако новому польскому королю Яну-Казимиру, единокровному брату прежнего Владислава, Тимоха доверия не внушил, да и не до него было – бунтовала Малороссия. Поэтому власти поспешили выдать ему проезжий лист и посоветовали уехать. И опять вовремя: на коронацию Яна-Казимира прибыло русское посольство с поздравлением. Послы, сразу проведали о пребывании «Шуйского» в Варшаве и потребовали самозванца разыскать и привезти в Варшаву. Поляки ответили, что им своих дел хватает, и выдали послам «поимочные листы» – ищи́те, дескать, сами. После этого были собраны русские купцы, торговавшие в России, Украине и Польше, даны им приметы и указано захватить вора, где увидят, а коли не смогут захватить, сообщить о нем русским властям. О том проведал Миклаф-поляк и, узнав по приметам своих грабителей, по собственной воле присоединился к поиску. А Тимофей отправился к Богдану Хмельницкому, имея здесь папское задание иного рода. Нужно было войти в доверие к Богдану и склонять к унии, которая вроде бы и была, но тем не менее, по богословским вопросам казаки предпочитали справляться не у папы, а у православного антиохийского патриарха. Что же касается обрядовой стороны, то Тимоха должен был подтвердить, что таковая никак не будет папой затрагиваться. Богдана Тимоха застал в Чигирине, был конец 1649 года.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 9
© 16.02.2020 Юрий Козиоров
Свидетельство о публикации: izba-2020-2735600

Рубрика произведения: Проза -> История















1