Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ОТ ИСТОКОВ ДО ... ПЕТРОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ


ОТ ИСТОКОВ ДО ... ПЕТРОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ
      «Изучая себя, свое прошлое, мы приучаемся
        особенно любить свою Родину, любить и
        понимать свою историю, дорожить ее интересами,
        богатством, проникаемся желанием совершенствовать
        себя, свою жизнь, свои познания, развитие,стремиться
        ко всему доброму, полезному, прекрасному. Тогда мы
        сильные своим саморазвитием, и избегнем во многом
        той расшатанности духа, того самомнения, колебания,
        неустойчивость в умах которые царят в последнее
        время у нас …»
                                                   Действительный член петровского
                                                   общества К.Н.Малиновский




В книге экклезиаста 1.10. указывается следующее : бывает нечто, о чем говорят ;смотри : вот это новое, но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем …
Наследие прошлого… С тех далеких времен, как наши про отцы додумались, доросли своими житейскими потребностями до насущной необходимости общаться не только с ближними, но и другими, отдаленно живущими племенами и народами, обмениваться продуктами своего труда, торговать они стали быстрее продвигаться к цивилизации. Естественным выглядит и то, что люди стали открывать новые земли, изучать географию, историю. Сбор информации о странах, народах, культуре и тому подобное, деяние со временем становится престижным занятием, доходным делом. Как священный дар, оно передавалось из поколения в поколения, оценивалось высоко, потому что помогало уверенней смотреть в будущее, легче переносить текущие трудности. Вероятно поэтому, печатью вечности. Время не поддается уничтожению. Несмотря ни на что, с прошлым нас связывает современность. В сущности прошлое не уходит на задний план, а прибывает вечно как часть бесконечного целого, вмещающего также настоящее, и будущее. Сегодняшнее не только уходит своими корнями в прошлое, но и опирается на него, учитывает мудрость, освященную веками. И мы даже порой не подозреваем о том, что носим в себе память прошлых поколений, историю и опыт той земли, на которой имели счастье родиться. Вероятно традиция живет в нас больше, чем мы сами это знаем. И не случайно «лето-хранилище» народного опыта особенно быстро стала наполняться, когда на горизонте летоисчесления появляются «старатели» - люди неравнодушные ко всему, что их окружало. Они запоминали, записывали предания, слухи, опыт хозяйствования, взаимоотношения в семьях, между земляками, соотечественниками, представителями различных национальностей, вероисповеданий, традиций быта и промысла… Каким же должен быть первый, самый первый практический шаг на пути к преодолению своей исторической обособленности ? Вероятно, не иначе возложить на себя труд усвоения знаний и опыта, оставленных поколениями минувших эпох и цивилизаций. Начать с поиска своего «я» в прошлом. В связи с чем, стоит отметить тот факт, что наша собственная природа выбирает то, что необходимо ей в ее жизненном движении,без чего это движение лишится сути, прочности, основания.Вероятно таких любознательных-сказителей, бытописателей, летописцев, историков, краеведов на Руси было немало, а соответственно и в астраханской водчине из покон веков для них была благодатная почва.К примеру члены Петровского общества исследователей Астраханского края, еще более столетия назад, обратили свое внимание на такой широкий спектор местной действительности, что один перечень работ « петровцев» занял бы чрезвычайно много места в публикации посвященных этнографии и краеведения так как Астраханская губерния стала для них сосудом, из глубины которого они черпали удивительно интересные и общественно - важные, и полезные сведения …
А началось все с небольшой статьи, опубликованной в 1872-ом году в Санкт-Петербургской газете «Русский мир» и этот маленький ручеек в океане истории (Петровское общество исследователей Астраханского края), которая впадает в море
краеведения… Размышляя над этим фактом мне бы сегодня хотелось рассказать о статье и последствии ее публикации для Астраханской губернии, содержание которой было следующее : между многими местностями нашего обширного государства есть край, который в печати весьма мало дает знать о себе, о своей жизни. Это край Астраханский, весьма замечательный во всех отношениях, причудливо своеобразный и, при всем при том, очень немного известный обитателям других мест. Не знаем какие причины производят его, что об этом крае, об его жизни, производительности и богатствах, в продолжении целых лет почти вовсе не является нигде корреспонденции. Недостаток ли событий, выдающихся из ряда, чрезмерное ли
обилие их, или опатия и лень, развиваемая тамошним восточным климатом, или другое, что бывает виною молчания корреспондентов об этом, конечно, все лучше было бы, судить на месте. Со своей стороны мы скажем, что в ту пору, когда
все в России стремится изучать себя, узнавать свои нужды и потребности и заявлять о них, для Астраханской интеллигенции непростительно хранить то глубокое, можно сказать мертвое молчание о своем крае, какое уже давно хранит она».
Однако две недели спустя, после публикации статьи в столичном издании, восьмого августа 1872 года выпускник Санкт-Петербургской духовной академии астраханец Н.Ф.Леонтьев уже обратился с прошением к редактору газеты «Совре-
менные известия М.П.Гилярова-Платонова предоставить в издании место для публикации материалов об утверждении в городе Петровского Общества исследователей Астраханского края. В связи с этим, мне хочется отметить тот факт, что вынашиваемая
Н.Ф.Леонтьевым ( за долго между прочим до выхода вышеупомянутой статьи) мысль о создании ПОИАК получила благословение владыки, епископа Астраханского и Енотаевского первоосвященного Феогноста ( Лебедев ), а также поддержку городской головы.
Стоит отметить, что первое собрание Общества состоялось десятого ноября 1872 года. Как позже обозначат свое назначение его деятели : мы молодое, только начавшее жить научно-любознательное братство, - читаем мы из речи К.Н.Малиновского обратившись к архивам, которое может поставить своим девизом слова великого ученого : « Ез есм в чину учимых и учащих мя требую». Оно желает практикой, самой жизнью рядом с наукой, поучиться и потрудиться скромным посильным трудом на пользу края…, представляя будущим покалениям, умудренным опытом прошедших времен обобщение
объединение и систему добытых по частям результатов по родиноведению ; … Таким образом мы будем в чину учимых молодых братств и, думаем, найдем учащих нас, а затем сами скромным трудом будем совершать то, что нам по силам». Это общество, было основанное на нравственной взыскательности, вере в высокое назначение человека. В состав Петровского Общества Исследователей Астраханского края входили лица духовного сана, известных в Государстве Российском и за его пределами ученые и видные общественные деятели. Его почетными членами были : епископ Астраханский и Енотаевский преосвященный Евгений, архиепископ Владимирский и Суздальский высокопреосвященный Феогност, епископ Смоленский и Дорого-
бужский преосвященный Никанор, епископ Пензенский и Саранский преосвященный Павел, начальник Грузино-Омеретенской Армяно-Григорианской епархии архиепископ Кеворок Суреньяни, директор Главного архива Министерства иностранных дел князь П.А.Голицин, председатель Императорского общества истории и Древностей Российских при Московском университете В.О.Ключевский, доктор зоологии действительный статский советник О.А.Гримм, председатель Императорского общества любителей древней письменности и Общества ревнителей русского исто-
рического просвещения в память Императора Александра Ш граф С.Д.Шереметьев, президент Императорского Общества любителей «Естествознания», «Антропологии» и «Этнографии» при Московском университете профессор Д.Н.Анучин, директор Московского публичного и Румянцевского музеев действительный статский советник М.А.Веневитинов, академик Императорской академии наук действительный статский советник Ф.В.Овсянников, академик Императорской академии наук действительный статский советник А.А.Куншк, профессор Императорского Казанского университета действительный статский советник Д.А.Корсаков, профессор Императорского Новороссийского университета действительный статский советник И.И.Мечников, профессор горного института надворный советник И.В.Мусикетов, редактор, издатель ежемесячного журнала «Русская старина», тайцный советник М.И.Семеновский, фактический советник и руководитель Императорского «Русского исторического музея» в Москве действительный статский советник И.Е.Забелин, начальник Астраханской губернии, генерал-майор князь Л.Д.Вяземский, генерал-майор Н.М.Цеймерн, сенатор тайный советник Н.Н.Биллен…
Хочется подчеркнуть тот факт, что на тот момент Петровский Союз объединил вокруг себя не только академических и университетских деятелей но и начинающую свой исследовательско-творческий путь провинциальную молодежь.В этой связи хочется отметить, что на протяжении тысячелетий Астраханский край был уникальной «исторической территорией», связывающей воедино два мира : Европейскую цивилизацию и Азиатский восток. Дикие степные пространства, широ-
кий водный путь притягивал сюда и выходцев с Кавказских предгорий и обитателей Евразийских степей. След более или менее длительного пребывания оставили здесь аланы, узы, акациры, роксаланы, гунны, аварцы, хвалисы, скифы, сорматы, печенеги,
казары, татаро-монгольские орды, казахи, славяни… Однако с присоединением к Московскому государству Астраханского ханства, краю была отведена великая роль посредника в мирных отношениях между Востоком и Западом. Здесь на уникальном перекрестке культур и религиозных течений сложился неповторимый феномен «Астраханской веротерпимости», в последствии ставшей основанием братского сосуществования многих народов, привлекаемых в край его торговыми выгодами
и естественными богатствами. А политический колорит Астраханской губернии определил характер исследований Петровских этнографов, ориентирующихся главным образом на монографическое описание проживающих здесь народностей. Круг
интересов составил едва ли не все стороны народной жизни (физические свойства населения, их занятия и промыслы, нравы и религиозные вероучения,обряды жизненного цикла, календарь сельскохозяйственных работ, диалектические особенности
языка, сказки, предания, песни). Принимая во внимание все вышеизложенное, вероятно по этому первоочередной задачей Петровского общества исследователей Астраханского края стали выявление и систематизация материалов, содержащих сведения о истории края, создание банка данных по деятельности прежних исследователей губернии. В связи с чем была налажена работа в архивах различных ведомств (губернском, при управлении Госимуществом, городской управы, таможенного управления),
приводились в известность письменные источники, хранящиеся в фамильных коллекциях, составлялся библиографический список лиц, имевших отношение к истории края : священнослужителей, губернаторов, воевод, деятелей промышленности и сельского хозяйства, писателей, людей науки и искусства, иностранных и отечественных путешественников, посольских и торговых людей, а также преступников и бунтарей.
Стоит отметить и то, что - одновременно с изучением и систематизацией материалов прошлых эпох в ПОИАК - начались собственные изыскания, направленные на всестороннее изучение современного состояния Астраханского края. Привычной формой работы Петровского общества стали так называемые «экскурсии» (термин того времени), в ходе которых собиралась информация о разнообразной жизни губернии. И это не случайно, так как широкое поле для исследователей составила архиологическая сторона края. Внимание архиологов было направлено на изучение останков старинных сооружений, имевших в прошлом место на территории губернии. В экскурсионные задачи входило исследование вещественных памятников, характе-
ризующих жизнь поселений в Нижнем Поволжье (курганов, городищ, могильных насыпей,мозаики, одежды, оружия, утвари, монет, украшений). А вот деятельность естественно-исторической секции Петровского общества было связано с изучением
природных богатств Астраханской губернии (ее минеральных источников, почвы, степной и пойменной растительности, животного мира и т.д.). Примечательно, что исследования в этой области определялись теми проблемами и нуждами, которые возникали в регионе в следствии особенностей его природных условий. Показательны в этом отношении направления изысканий, касающихся, к примеру, разведения шелковичных червей и хлопчатника, борьбы с сыпучими песками и сусликами, осушения почвенных води применение лекарственных растений произростающих на территории губернии. Особое внимание исследователей-натуралистов было сосредоточено на рыбном промысле - «исконном старинном достоянии
астраханского края». Одновременно с изучением видов рыб искались меры против нецелесообразного их истребления, рассматривались способы урегулирования и усовершенствования лова.
Отдельной задачей, занимавшей Петровских исследователей стало выяснение степени взаимодействия и взаимовлияния народностей края. И здесь особый интерес этнографов
был обращен к русско-язычному (славянскому) типу Астраханского края, где вариант великорусского народного типа произошел не сколько от старороссийских корней, как в других областях России, сколько под влиянием племенного смещения. В этой связи
хочется отметить, что методы и приемы собирания краеведческих данных были сгруппированы в отдельной программе, составленной по материалам, изданным Обществами : Императорским Русским Географическим, Императорским учителей естествознания и Казанским архиологическим. Программа была опубликована в местных периодических изданиях с обращением ко всем любителям «живой старины» оказать посильную помощь в деле изучения края собственным опытом и наблюдениями. Принять участие в сборе первичных сведений приглашались все желающие независимо от «звания, состояния,
народности».
Хочется отметить тот факт, что деятельность Петровского Общества Исследователей Астраханского края вполне соответствовала существующая в предреволюционной Российской Империи печатная база. Периодически выходили в свет сборники трудов
Петровского Общества, Ежегодно создавались «Отчеты». Материалы Петровских исследователей печатались также на страницах местных периодических изданий,таких как «Астраханские губернские ведомости», «Астраханские Епархиальные ведомости»,
«Памятная книжка Астраханской губернии», а также в газетах «Астраханский листок» и центральной прессе. Стоит отметить и тот факт, что публикации научно-исследовательской работы были прерваны революционными событиями разгоревшихся в первой четверти двадцатого столетия в Российской Империи приведшие к крушению государственного, монархического строя в связи с чем прекратило свое существование и Петровское Общество Исследователей Астраханского края. Почетный член Петровского Общества Исследователей Астраханского края О.В.Ключевский в память Сергея Радонежского, в 1892 году писал : Нравственное
богатство народа, наглядно исчесляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа : они
его питательная почва ; в них - его корни; оторвите его от них - оно завянет, как скошенная трава. Они питают природное самомнение, а мысль об ответственности потомков предвеликими предками».
В настоящее время наследие Петровского Общества Исследователей Астраханского края представляют собой одной из интереснейших собраний документальных свидетельств о жизни Астраханской губернии. Материала Петровских исследователей составили отдельный фонд Астраханского областного Государственного архива. Как уже отмечалось мной ранее в своей публикации, начало двадцатого столетия для Российской Империи ознаменовалось всемирно-историческими событиями,
которые потрясли весь мир. В результате осуществления двух буржуазно-демократических революций в России была свергнута власть самодержавия с монархическим строем, с заменой власти временного правительства. И как итог вероотступничества общих
слоев народных масс духовенства и интеллигенции, дворянского сословия, мещан и
офицерского корпуса от Помазанника Божьего Императора и самодержца Российской Империи Великого князя Польского и Финляндского Николая Второго (Александровича) Романова,- завершающим этапом революционного процесса явилась Великая Октябрьская социалистическая революция, в ходе которой было уничтожено господство эксплуататоров и создано первое в мире Советское государство рабочих и крестьян. Стоит отметить тот факт, что волна революционных событий захватила и Астраханскую губернию. Вместе со всем многонациональным народом Российской Империи астраханцы прошли
героический, трудный, но вместе с тем славный путь борьбы и побед на протяжении двадцатого столетия. Исследуя архивные документы Астраханского губернатора, жандармского и полицейского управления, а также региональной прессы, следует отметить,
что уже к 1905 году Астраханская губерния становится одним из крупных центров стачечного движения в Нижнем Поволжье. На революционную борьбу с монархией и буржуазией активно выступают передовые отряды астраханского пролетариата -
металлисты, бондари и их союзники крестьяне и ловцы. Не принимая во внимание репрессии и террор империалистического правительства и буржуазии астраханцы не снижают активность революционной борьбы до Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции и установления Советской власти в Астраханском крае. Подлинный героизм проявили астраханцы при установлении Советской власти и проведении первых социалистических преобразований. Стоит отметить
тот факт, что именно в это время на всех предприятиях и промыслах вводится рабочий контроль, проводилась конфискация земли, осуществлялась национализация банков, рыбных промыслов, морского и речного флота. В связи с этим особый интерес
вызвает анализ социально-экономического развития и сложных социально-политических отношений в Астраханском крае в этот период. Из крайне отсталой в прошлом в экономическом и культурном развитии Астраханская губерния за годы Советской
власти превратилась в крупный экономический и культурный центр Нижнего Поволжья. Культурная революция явилась неотъемлемой частью строительства социализма.
Без исследования глубоких процессов развития культуры нельзя понять величие преобразований в духовной жизни Астраханцев. Особенно наглядно это можно увидеть изучая механизм процесса ликвидации неграмотности, детской беспризорности и бродяжничества, бескультурья и невежества, за годы Советской власти Астраханская губерния - край ссылки, бескультурья и невежества совершает гигантский взлет к вершинам культуры. Только Октябрьская революция вызвала многонациональные
массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствами культуры накопленной человечеством. Стоит еще раз отметить, что с приходом Советской власти в Астраханский край хозяйственное и культурное строительство пришлось решать в условиях
ожесточенной классовой борьбы, переросшей в кровопролитную гражданскую войну. В связи с чем, силы внутренней контрреволюции и иностранной военной интервенции, как нам известно из исторических изданий, объединились против молодой Советской республики. Исключительно большую роль для решения задач по обороне Астраханских рубежей, перестройке народного хозяйства для нужд фронта сыграл командующий Х1 армии РК и А Сергей Миронович Киров.
Несмотря на трудности в ожесточенной борьбе с врагами Октябрьских завоеваний пролетариаты астраханцы одержали победу. Победоносно завершив гражданскую войну, астраханцы приступают к мирному строительству. При восстановлении народного хозяйства пришлось преодолевать большие трудности. Рабочим, ловцам и крестьянам требовалось огромного напряжения сил, самоотверженного труда, высокой политической сознательности и любви к Социалистическому Отечеству.
В дальнейшем астраханцы проявили поденный героизм и мужество при выполнении предвоенных пятилеток. Но их мирный труд был прерван вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну…
… К вопросу исследования Астраханского края проявлялся большой интерес целого ряда исследователей во все исторические эпохи. На сегодняшний день, в популярной форме для широкого круга читателей издано ряд брошюр по
отдельным проблемам изыскательских вопросов исследования края, дающих целостное представление о социально-экономическом и культурном развитии края.

Изучение пройденного пути имеет важную роль в формировании
научного мировозрения и идейного воспитания молодежи по историко-исследовательской работе, привитию гражданского патриотизма и любви к
Родному Краю и Отечеству.

                    Использованая литература

1.Очерки исследователей Астраханского края ( выпуск первый )
Астрахань 1997 год. Издательство Государственный архив
Астраханской области Астраханский областной методический
Центр народной культуры. (статья Е.Пауновой главного специа-
листа отдела по развитию национальных культур ОМЦ НК
«Научно- любознательное братство».
2.И.И.Панин История Астраханского края ( 1900 – 1940 г.г. )
Астрахань 1997 г.

                                                                                                                  Игорь Платунов ( Фолбин).







Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 12
© 09.02.2020 Игорь Платунов (Фолбин)
Свидетельство о публикации: izba-2020-2729947

Рубрика произведения: Разное -> Естествознание


Юрий Митченко       09.02.2020   16:01:13
Отзыв:   положительный
Игорь, с новосельем на литературном портале "Изба-читальня"!
Обустраивайтесь.
Уверен, что Вы найдёте здесь свой круг читателей и собеседников.
Если что-то будет непонятно - готов подсказать и помочь.















1