Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Архангельские пустыри


                                                                                                                          АРХМОРПУТЬ

     По настоящему ознакомился с архангельскими пустырями, работая в "Архморпути".
Это были годы пятилетних планов, рапортов в газетных страницах, которые читали за две копейки (номер).
Это было интереснейшее время в моей молодости, поколения послевоенных. Молодость это прежде всего стремление  к познанию.
Учиться приходится всегда, а молодость-это особенный период, когда "ошибки" творятся. Ошибки бывают разными.
Технический флот Архморпути-базировался и был прописан в порту "Архангельск".
Земснаряды и вспомогательная флотилия трудились не только в акватории порта -дельты Северной Двины.
Кстати надо сказать, что караваны выходили на дноуглубительные экспедиции в летний период , и продолжались-до первых заморозков.
Да-бы ледостав, значительно затруднял технологический процесс в решении дноуглубительных мероприятий.
    Запомнился период работы в караване на реке "Кузнечиха". В тот период шли подготовительные работы по расширению возможностей судоходства в порту "Экономия".
Напротив причалов "Экономии"-через рукав находится деревенька "Реушеньга". Однажды к земснаряду подплыла лодка-поморка с гребцами (местными жителями).
Как после выяснилось -это был житель деревушки из Реушеньги. "Дядя Коля"-таким он остается в памяти для меня. Он хотел познакомиться с членами экипажа и показать маленькому сыну-судно технического флота. Конечно, боцман -согласие дал, и наши приплывшие гости знакомились с устройством (земснаряда).
   Под погрузкой не находилось шаланд, и было достаточно времени, что пацан-поморской деревеньки смог увидеть настоящих речных-трудяг.
Чтоб были понятны слова для читателя, надо сказать о больших сложностях, которые творятся в акватории от несвоевременного дноуглубления.
Совершенствование судоходства происходит с времен парусного флота. Грузоподъемность судов , а значит и качаство судоходства в порту определяется 
способностью маневрировать в речном пространстве-крупнотоннажным судам. Восьмидесятые годы прошлого столетия, отличались большой грузоперевалочной нагрузкой на причалы, обеспечивающих нормальный ритм-рабочий в порту.Строились дополнительные разгрузочные терминалы, а значит была необъодимость в подготовке речных просторов к нормальному судоходству.
После экскурсии по земснаряду-дядя Коля пригласил нас в баньку (свою) на противоположном берегу от Экономии.
Вечером после ужина, мы со вторым механиком -парились в баньке "по черному"!
Это происходило летом 1973 года.

                                                                                                               НЕПАРОВАЯ ШАЛАНДА

Трудиться в зимний период, приходилось исполнять обязанности матроса-дежурного.
Основная работа на непаровой шаланде-это выполнять указания старшего шкипера. В период отстоя шаланда вмерзала в толщу льда.
В февральские дни , когда зима заканчивала -свое торжество: снегопады, метели , морозы, приступали откапываться от сугробности.
Да-бы за зимний период шаланды почти не видно у причала среди корпусов-рядом стоящих судов на отстое.
Шкипером старшим был Степаныч, бывший капитан "парохода-колесника".
Степаныч находился на пенсии, но флотская жизнь (речника) ему нравилась и потому всегда к обязанностям относился спокойно и рассудительно.
Я как молодой член экипажа на период отстоя, конечно, внимательно выслушивал все наставления.
-Не переутомляться-знакомо это слово:-спрашивал Степаныч!
-Это значит во время-зайти в каюту для перекура, так надо понимать, отвечал я на ходу , взяв лопату для зачистки
от снега верхней палубы.
Степаныч улыбнулся и продолжал проворно шелестить бумагами. 
Обязанности старшего у экипажа в котором было -три матроса, конечно, дело хлопотное для капитана на пенсии,
Поднявшись на палубу. я обратил внимание на расстановку судов в гавани судоремонтного завода "Красная кузница".
Шаланда вросшая в ледяной панцырь. была в окружении судов каравана "Северный-3".
Земснаряд "Северный-3"-это было судно. на котором я трудился первую навигацию на камбузе-поваром.
Однако трудиться в период зимнего отстоя, мне так же приходилось впервые, и потому запомнилось.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 8
© 07.02.2020 Островитянин-кегостровец
Свидетельство о публикации: izba-2020-2728668

Метки: Архморпуть,
Рубрика произведения: Проза -> Рассказ



Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  















1