Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

"Символ эпохи" Автор Ева Бахар.


Символ эпохи
Часть1

Эта статья о пианистке, чье потрясающее и вдохновенное мастерство вызывает восторг многочисленных почитателей во многих странах мира. Народная артистка Украины Людмила Марцевич в отличной форме. Ее филигранное, глубокое и радостное исполнительство еще можно услышать в чуткой тишине филармонических залов глухого отечества, не замечающего лежащих под ногами ценностей, создаваемых меченых Богом людьми.
Личность.
Гений.
Как среди нас появляется яркая индивидуальность?
По всей видимости, такого человека формируют этапы жизненного пути.
Итак, первый этап – появление вундеркинда.
Чудо-ребенок - именно так называли Людочку Марцевич в музыкальной школе Оренбурга, куда ее в возрасте 5 лет привела мама.. В 6 лет Людочка исполняет концерт И. Гайдена ! Комиссия из Москвы, во главе с профессором консерватории -Маранц Бертой Соломоновной , рекомендовала родителям переехать в Москву, в крайнем случае в Одессу, где было больше возможностей для развития уникальных способностей девочки. Но, в условиях паспортной казармы СССР сама мысль о переезде из глубинки в столицу была крамолой.


Вундеркинд не рождается сам по себе. Как правило он результат благородного замеса. Родители Людмилы Марцевич в условиях повального строительства коммунизма не были лишены здравого смысла и видели свое будущее в свете вечных ценностей , а не в решениях политбюро. Вложить усилия и время в своего ребенка - разве не благородная задача? Папа – Леонид Федорович, инженер-железнодорожник добивается невозможного - перевода в Одессу. А перед отъездом из Оренбурга, семья делает дорогое и единственное на многие годы приобретение.
«Дочка, закрой глаза, Повернись три раза. Открой глаза!»
« Пианино!»

Итак, Одесса! Семья Марцевич целый год живет в товарном вагоне, почетную часть которого занимает музыкальный инструмент.
Выполнив домашние задания, талантливая девочка, нарядившись в красное платьице, выбирается из вагона погулять. Попрыгать по рельсам. Водителей паровозов это впечатляет. Ее кумачевое соло встречалось вопиющим созвучием гудка со скрежетом тормозов.
Как отголоски будущих оваций!

Этап второй. Одесская музыкальная школа имени Столярского. Кузница кадров.
В ней преподавали те, кто сохранил традиции старой пианистической школы и, к счастью, не попали в жернова репрессий. Здание было полуразрушено, но занятия шли и лучшие ученики показывали свои программы в зале филармонии - на Пушкинской улице города-героя Одессы-мамы. 7-летняя Людмила Марцевич участвует в концертах на знаменитой сцене и сразу попадает в число любимчиков директора школы – Григория Дмитриевича Бучинского. Ее преподавательница Вера Петровна Василенко, после нескольких лет занятий сказала Людмиле: « Я научила тебя всему чему могла». Взяла за руку и повела к Старковой Марии Митрофановне – заведующей кафедры фортепиано Одесской консерватории. Уроки Марии Митрофановны были знаковыми. Она заставляла играть вдумчивую, глубокую музыку. Формировала пианиста как личность.
Самонадеянной Людмиле, которая бравировала тем, что ей легко дается новый материал поставила 2 за урок. Нужно было выучить только половину фуги Баха. А гордый талант пришел на урок и сыграл все!
« Почему 2?»
« За непослушание.»
Однажды Леонид Федорович заметил, что его 12-летняя дочь читает Чехова. «Тебе это рано.»
Но взял ребенка за руку и повел в библиотеку. Страсть к чтению забирала время необходимое для занятий по фортепиано. Выход был найден. На пюпитр ставились не ноты, знакомые наизусть, а библиотечная книжка. Пальцы играли свое, а глаза бегали по странице. Но в мгновение необходимое для того, чтобы оторвать кисть от клавиатуры и перевернуть страницу, раздавался голос мамы, хлопотавшей на кухне – « Прекрати читать! Сейчас приду и заберу книгу.»
12 -летняя Людмила демонстрирует незаурядные способности даже в стенах заведения богатого талантами. За 3 дня готовится показательное выступление – соната Моцарта, этюд Шопена, украинская пьеса. Юная пианистка не просто справляется с задачей. Для нее открывается драматургия музыкальных образов Шопена. На уровне генов ( в роду папы был граф польский, князь литовский - Марцевич) ей удается прочувствовать и передать глубину и печаль лирики Шопена. И, в последствии, ее исполнение произведений Шопена будет считаться образцовым в Украине.
А пока, школьница Марцевич занимает 1 места на пионерских конкурсах. Она для всех пример.
« Капроновые чулки? Вот если Людочке Марцевич разрешат, значит и другим будет можно.»
Подготовка к поступлению в Одесскую консерваторию проходила при содействии Ваулина Евгения Владимировича – пианиста закончившего Мастер - шуле в Берлине. Музыканта европейского уровня, имеющего общение с Рахманиновым и волею недоброго случая оказавшегося в СССР.
К счастью, на берегах теплой и благосклонной к талантам Тавриды.
Он тихо входил в аудиторию, где за роялем занималась ученица. Выбирал самое темное место
« Ну, стрекоза, удивляй меня.»
Киев. 1 конкурс имени Лысенко. 3 тура по программе конкурса Чайковского. В жюри Лев Ревуцкий, Игорь Шамо, Георгий Майборода, Николай Коссе, Натан Рахлин, Рада Лысенко – внучка композитора. Музыкальная элита Украины того времени. Студентка Одесской консерватории вынимает на жеребьевке последний номер.
Трудный и длительный конкурсный процесс сопереживает публика.
Молча, аплодировать нельзя. Под конец тура жюри и сочувствующие притомились . Первые аккорды последней конкурсантки Марцевич выводят зал из дремоты, а завершение ми минорной фуги Баха вызывает аплодисменты очнувшихся слушателей. Пока председатель жюри , делал публике знаки тишины, Натан Рахлин во всеуслышание произнес;
« Этой девочке я буду аккомпанировать 2 концерт Рахманинова.»
Так в колонном зале национальной филармонии Людмила Марцевич получила признание и благословение на артистическую деятельность.

( продолжение следует)
--
____________________________






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 517
© 14.01.2011г. Ava Bahar
Свидетельство о публикации: izba-2011-272630

Метки: Марцевич, Бахар.,
Рубрика произведения: Проза -> Статья










1