Сказ
о Ладе и Радмире
В стольном граде всех славян,
Древлян, радимичей, полян,
Да и всех, кто жил вокруг,
Всех, кто рядом был им друг,
Пел
на радость всех славян
На торгу для них Боян*.
Рокоту иль переливам струн
На горе внимал Перун*.
А за стена́ми града рожь, пшеница
Кло́нится по ветру, золотится.
Жили в радости, труде,
Хоть мир был не всегда и не везде...
Радмир,*
дружинник князя ладный,
Красив лицом, с мечом булатным,
Кольчуга, шелом – всё при нём,
Могуч и статен и умён.
Жила в то время Лада,* дочь воеводы –
Стройна, красива от природы.
Цвета спелой ржи коса,
Васильки во ржи – глаза,
Говор нежный и согласный,
Взгляд очей её прекрасный.
Давно уж для Радмира лучше нету Лады,
И в каждом сне лишь Лада для него
услада.
Но, сбросив лишь остатки снов,
Не мог промолвить пары слов
Он о любви, что зрела в нём давно.
При виде Лады стоял он, будто бы бревно.
Однако все мы знаем – чудеса
Боги творят на небесах,
Коли любовь наша крепка,
Крепки уста и сердце и рука.
И вот набрался храбрости, признался наконец.
В ответ сказала Лада: «Да!». На свадьбу
дал добро отец,
Промолвив: «А как пожнем мы жито и в
амбары ссыпем,
Так на веселье молодых мёд, пиво выпьем!»
Вдруг слышен гром, блестят зарницы –
Каких богов куёт кузнѝца?
И небо туча страшная темнит:
Перун нам что-то говорит?
То ли пора пришла, то ли старания
Сварога*,
Но поползла по городу тревога,
Что ворог злой, мол, где-то рядом
Бродит со своим отрядом.
Вдруг измождённый из дозора прискакал
гонец.
Воды испив, с тревогой молвил наконец:
«Извечный враг наш – печенег –
Собрался ноне к нам в набег.
Печенег пробирается буераками,
Перелесками да лесными оврагами,
Хочет полонить нас и посечь,
Наши дома да нивы сжечь!
Как туча, собралась их рать –
Пора, пора мечи ковать».
Вот вся дружина, князь при ней,
Сейчас же сели на коней,
А с ними весь простой народ
Встал защитить страну, свой род.
Привычны руки к топору –
Их встретить – басурману не к добру.
Вот за ворота рать выходит поутру.
Те, кто для воинов милее всех на свете –
Их жёны, старики и дети -
Вышли печальною толпой, прощаться стали,
Ведь воинов хранят любимые глаза их
крепче стали!
И Лада вышла провожать
Радмира, что идёт на рать.
Её завидев, Радмир с коня слезает
И тихо
Ладу вопрошает:
«Свет очей моих прекрасный,
Ты для меня – луч солнца ясный!
Коль возвращусь к тебе я, Лада,
Будешь мне тогда ты рада?»
Лады был таков ответ:
«Тебя лучше в мире нет,
Воротись ко мне, Радмир,
Лишь только воцарится мир.
Люблю и жду уже тебя,
Как ночью солнца ждёт земля,
Ты нужен мне, как путнику в ночи заря.
Я сужена тебе богами,
Приметена к тебе снегами,
Связали нас с тобой ветра,
Соединила светлая вода»
…Как печенеги скрыться ни пытались,
В высоких травах ни укрывались -
Не удалось врагу уйти:
Дружина с князем на пути.
Князь с воеводами собрал совет.
Был у дружинников таков ответ:
Надо поймать врага в ловушку.
Княже, глянь на ту опушку –
Туда надо врага погнать,
Там нам славы добывать!
…Бежать пытался печенег,
Недолог был при этом бег:
В западню попал наш враг –
Там болото, тут овраг.
Не повоюет ворог в этой западне –
Где развернётся на своём коне?
Не поспоришь тут с судьбой:
Хочешь, нет, а примешь бой.
Зажужжали тучи стрел злыми осами,
Заработали воины мечами, словно косами.
На военной ниве зачи́нки* покосами,
И покрылися травы красными росами!
Покатились главы с плеч –
Не всем досталось их сберечь.
Напиталась кровью землица,
Пришлось
вдоволь ей напиться…
И вот разбит злой печенег -
Теперь не сунется вовек!
Вернулся к Ладе наш герой.
Прискакал с дружиной утренней порой.
Разлука кончилась, и Лада
Радмира встретила живой наградой!
Лишь одна была беда
(Такая воинов судьба) -
Рука Радмира вражьей пронзена стрелой.
Ещё в степи рана посыпана золой,
Рука уложена в лубок берестяной…
Жертвы богам, бальзам из трав,
Цветов настой
И мёд густой –
Вот вам рецепт простой.
Теперь, как прежде, наш герой здоров.
Что с нами делают забота, ласка и
любовь!
Вы в этом, мой читатель, убедились
вновь!
…Весь стольный град,
От врат до врат,
На свадебный свой пир
Созвали Лада и Радмир.
Пировал и князь с дружиной.
Прошла по кругу не одна брати́на,
Много бочонков пива, мёда и вина
Выпито было до дна.
Про славу предков немало было спето
слов.
Из-под Бояновых перстов
То рокотали струны, а то пели
О том, как их отцы, деды сумели
Отстоять свой отчий дом.
О том, что каждый славяни́н готов
За честь и Родину перед врагом стоять,
За это, если надо, смерть принять.
Былин и сказов много было спето
На том пиру, в том граде, на то лето…
Видать, с тех пор дошёл до нас
Про Радмира, Ладу сказ.
…А что ж Радмир, а что же Лада?
Была в семье их радость и отрада.
Крепка была у них семья,
Родились дочки-лапочки и сыновья...
Примечания
Боян – древнерусский певец и сказитель,
«песнотворец», персонаж «Слова о полку Игореве».
Перун
(др.- рус. Перунъ) – бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель
князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне.
Сварог
(др.-рус. Сварогъ, Соварогъ) –
бог-кузнец в славянской мифологии. По мнению некоторых исследователей –
верховный бог восточных славян, небесный огонь.
Радмир – древнерусское имя, состоящее из
двух частей «Рад» («Радость») и «Мир». Значение имени может трактоваться как
«Радость мира» или «Несущий радость в мир». Второе толкование корня «Рад» –
радеть, то есть Радмир – заботящийся о мире.
Лада – богиня красоты и гармонии в
славянской мифологии.
Зачинки – начало покоса трав или хлебов.