Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Литературный герой.


Литературный герой…

Неужели их молитвы, их слезы бесплодны?
Неужели любовь, святая, преданная любовь
не всесильна?
И.С. Тургенев «Отцы и дети».


Образ Евгения Базарова, созданный Тургеневым, до сих пор воспринимается, как реальная личность. Такова сила писательского таланта и сила литературы.
В этом рассказе я хочу остановиться на самом знаменитом романе писателя «Отцы и дети». В чем притягательность этого романа?
Как ни странно это может показаться, но все герои романа – узнаваемы до сих пор. Без особого труда в моих современниках можно узнать – и, - Базарова, юного Аркадия, братьев Кирсановых, Одинцову и других…
В начале, так и хочется задать «учительский» вопрос: «Какие проблемы поднимает Тургенев в романе?», - и в таком же духе ответить, но…
На самом деле, писатель никаких проблем не поднимает (да не писательское это дело, - проблемы поднимать) и не предлагает соответствующих решений. А как же?
Тургенев пытается понять людей, которые оказались на переломе эпох, не случайно время действия событий обозначено абсолютно точно – 20 мая 1859 года и заканчивается зимой следующего года. То есть, до отмены крепостного права – центрального события девятнадцатого века – менее двух лет.
Прежде чем перейти к основному повествованию, немного предварю и объясню свое личное отношение к творчеству И.С.Тургенева.
В нашей домашней, небольшой библиотеке были почти все романы Тургенева, так как мама моя, была большой поклонницей этого писателя. Я потом понял, что это не случайно
Вот поэтому, все романы этого писателя я прочел еще в детстве. Нет, не потому, что мне нравилось написанное, - по привычке читать всё, особенно если рядом лежат эти книги.
Помню толстенную книгу, - роман Достоевского «Идиот», который у нас был, и который читал, абсолютно не понимая смысла написанного…
Нет, тургеневские романы мне были более или менее - понятны, хотя второе вернее. Почему так?
Сами посудите, разве интересно советскому девятикласснику увлекаться романами о «тургеневских девушках», о том, как описывалась любовь прошлого века в дворянских усадьбах?
Нет, конечно. Все это казалось настолько старым и замшелым, и было в какой-то странной, далекой жизни…
Я только позднее понял, какие девушки подходят под определение – «тургеневские».
Мне казалось, что это романтические натуры, с неизменной книгой в руках и ждут благородного героя, который вытащит их из бытовой рутины.
Сейчас-то мне ясно, чтобы объяснить по- настоящему творчество Тургенева, нужен учитель свободный от идеологических догм. А таких учителей тогда быть не могло.
Поэтому, советская школа тут не виновата. Все делалось по заранее определенному трафарету: показан конфликт «отцов и детей», Евгений Базаров – нигилист, а значит революционер; его время еще не пришло, но скоро придет…
Про любовь Базарова к Одинцовой, вообще – непонятно, - поэтому учителя проговаривали сквозь зубы, скороговоркой…
А уж конец романа, где показано горе стариков - родителей Евгения и откуда взят эпиграф к этому рассказу, никто объяснить не мог.
Тем не менее, в течение жизни, время от времени перечитывал этот роман. Читал и в сорок лет, и в пятьдесят и сейчас….
Каждый раз все яснее становились не герои романа, а сам Иван Сергеевич Тургенев, так как мысли, диалоги - это мысли и раздумья самого писателя.
Вот только на этом уровне возникает духовная связь автора - пусть и давно умершего - с живущим много позднее – читателем.
Скажут - это какая-то мистика. Может быть, но это самое ценное, для чего существует литература.
Только таким образом, можно передать и воспринять опыт прошлого. Начинаешь понимать, что на самом деле сказал писатель, о чем промолчал, но можно догадаться.
А это будит мысль и получается, что человек начинает воспринимать время, как единый поток и себя в этом нескончаемом потоке…
Именно об этом писал Иосиф Бродский в последнем стихотворении, посвященном М. Б. 1989 г.: « Время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии».
Хорошо, как сказал Пушкин – «хоть поздно, но вступленье есть».
Теперь о главном герое – нигилисте. Так его называл Павел Кирсанов, - главный оппонент Евгения.
Добавлю от себя: Базаров, как его описал Тургенев, что просто удивляешься, - как общество терпит этого «типа»?
Но все окружающие относятся к Базарову вполне благосклонно. Его принимают в имении Кирсановых, в городе присутствует на губернском бале, его приглашает в гости Одинцова, одна из самых красивых, богатых, образованных и интересных женщин.
А он чем благодарит? Безапелляционно, можно сказать по- хамски целует Фенечку в губы, тем самым ставит под удар её безупречную репутацию.
Поэтому, вызывая Евгения на дуэль, Павел Кирсанов был прав. И тут возникает самое интересное, - Базаров принимает вызов!
Нет, совершенно неправ знаменитый литературный критик Д.И. Писарев, когда в статье «Базаров» писал, « что события вовсе не занимательны, а идея вовсе не поразительно верна».
Сцена вызова на дуэль, мысли и чувства героев и описание самой дуэли, - очень даже занимательны.
Вот тебе и нигилист, - только что отрицал все установки и моральные нормы общества, а тут отказаться не сумел, духу не хватило, при всей своей находчивости, материализме и образовании.
Почему Тургенев ставит своего героя в такую, нехарактерную для Евгения ситуацию?
Догадаться нетрудно: когда на деле нужно было доказать свое отрицание нравственных установок, получилось, что сам стал эти установки выполнять.
Базаров это чувствует и понимает щекотливость ситуации, в которую попал, но – оказывается: одно дело спорить на словах, а другое доказывать делом.
Мало того, Павел Петрович, который был настроен убить Базарова на дуэли – промахивается (это бывший гвардейский офицер!), а Евгений, тем не менее, не стреляет в воздух, как должен поступить благородный человек, а ранит своего противника.
И опять, интересное: когда дуэль таким счастливым образом завершилась, оба участника чувствуют себя довольными: Павел Петрович, как человек выполнивший свой благородный долг, - заступился за честь Фенечки и, в конечном итоге – за честь брата.
Базаров хоть и сидел в комнате целый день – «желтый и злой», выражал досаду – «барчуки проклятые» - был вынужден уехать, - в какой-то степени доволен, что выполнив положенный ритуал, не уронив собственного достоинства.
Следует отметить, автор понимает несостоятельность Евгения в деле дуэли, но напрямую Базарова не обвиняет, оставляя это на суд читателя.
А Павла Петровича, хоть тот и был прав, показывает в несколько размягчено-размазанном свете, что конечно не вызывает симпатии читателей.
Справедливости ради надо сказать, что Павел Петрович и Базаров достаточно близки по характеру. Это две крайности, которые сходятся.
Тургенев дает убийственную характеристику Павлу Кирсанову: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски – сухая и страстная на французский лад мизантропическая душа». Ключевое слово в этом тексте – «мизантропическая душа», что означает крайнюю степень индивидуализма.
Примерно так же показаны взгляды Евгения Базарова, тут тоже, - ни романтизмом, ни человеколюбием и не пахнет.
Складывается впечатление, что автор старается как-то выгородить своего героя – Базарова, даже тогда, когда Тургенев влагает в его уста абсолютно неприемлемые вещи, о том, что природа не храм, а мастерская и человек в ней - работник.
Я понимаю, что в то время это высказывание не казалось несколько абсурдным, но как бы удивился автор, если бы мог узнать, что это утверждение станет главным постулатом и оправданием хозяйственной деятельности человека на протяжении всего двадцатого века, и только сейчас кое о чем догадались…
Но в момент выхода романа эти взгляды считались передовыми и прогрессивными.
А когда Евгений высказывает чудовищные вещи об отрицании искусства, утверждает, что Пушкина «читать не годиться», никто ему особо не возражает.
Тургенев это тоже оставляет без внимания. Почему? А писатель – не судья, он описывает, что попадает в поле его интереса.
Потом, в то время – великий поэт, еще не стал – «Это наше все!», и мало кто догадывался о том, что было высказано И.Бродским в Нобелевской лекции более чем через сто лет после написания романа «Отцы и дети».
А именно: (я не буду цитировать поэта, выскажу смысл): любое искусство, а литература в частности, является формой защиты от порабощения. От какого порабощения?
От губительного превращения человеческого общества в толпу, а личность - в жующее животное.
Несомненно, об этом Тургенев догадывался, хотя сложно было
в то время представить какова может быть степень тотального порабощения… Ни через фашизм, ни через коммунизм человечество еще не прошло.
По крайней мере, крепостное право он осуждал.
Критики романа обращали внимание на так называемых – поклонников Базарова, тех молодых людей, для которых Евгений являлся непререкаемым авторитетом, - Аркадия Кирсанова, Ситников, Кукшина.Ясно, что Базаров относится к ним с определенной долей презрения. Только никто не задает себе вопрос, - а зачем Базарову это окружение? Мало того, он не чурается их общества.
Я смею задать себе вопрос, - а возможны «базаровы» без этих «прогрессивных людей»? И сам себе отвечаю, в принципе Тургенев сам подводит к мысли, что это окружение и есть истинные продолжатели дела Базарова. В конце романа, почти прямо об этом говорится.
Первое испытание, которым Тургенев подвергает Евгения - испытание благородством (я имею ввиду - дуэль), герой романа не выдерживает.
Второе испытание, - испытание любовью. Любовь у Базарова приобретает характер страсти. Она не приносит легкости чувств, радости познания и сближения двух людей; не побоюсь даже штампа – сближения двух сердец.
И параллельно показана любовь юного Аркадия Кирсанова к сестре Одинцовой – Кате. Тут совсем другое чувство, более привычная и умилительная картина.
Но и тут Тургенев «подпускает» сарказма. Он показывает, как наивный и мягкий юноша начинает подчиняться обаянию достаточно расчетливой и умненькой девушки.
И уже вырисовывается привычная перспектива семейной жизни: мягкий, любящий муж и юная хозяйка дома, которая управляет супругом нежно, незаметно, но настойчиво.
При внимательном чтении тех мест романа, где говорится о пребывании молодых людей в имении Одинцовой, понимаешь, что хозяйка играла чувствами Базарова, да так искусно, что Евгений не совсем это понимал.Но, как пишет автор: «… оставшись наедине, он с негодованием осознавал романтика в самом себе». Говоря попросту, Тургенев описывает настоящую любовь, которую Базаров испытывает впервые.
В принципе, автор ставит «нигилиста» перед реальной жизнью, а не перед отвлеченными рассуждениями о ней.
В последнем, кульминационном разговоре, который автор растянул на два дня – выясняется, что так полюбить, как хочет Одинцова – «Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уж без согласия и без возврата. А то лучше и не надо» - Базаров не может.
Вернее он уходит от ответа на прямой вопрос» «Но вы бы сумели отдаться?», уклончиво отвечает: « Не знаю, хвастаться не хочу».
Такое представление о любви было не для нашего героя. Тургенев еще раз показывает, что Евгений оказался на деле слабак, - в этом и кроется тайна его смерти.
Слабым оправданием для Евгения служит только то, что он хотя бы не лукавит.
Много говорилось о «тургеневских» девушках и Одинцова, в этом плане – настоящая, «тургеневская».
Именно, внимательно читая текст, я понял, что со школьных времен имел неверное представление о героинях тургеневских романов.
Это женщины, - да – романтичные по настоящему, только их мечтательность и романтика, не ширма, а настоящая правда. Когда они любят, то не способны на измену и несут свою любовь даже тогда, когда их избранник умирает.Два таких разных понятия - любовь и смерть совмещаются в их душах.
На следующий день кульминационная сцена завершается: во время уединенной встречи, которая состоялась по инициативе хозяйки (что совершенно не случайно) только для того, чтобы задать самый важный вопрос: «… К чему вы себя готовите? какая будущность ожидает вас? Я хочу сказать – какой цели вы хотите достигнуть, куда вы идете, что у вас на душе? Словом, кто вы, что вы?».Этот вопрос сам за себя говорит: Одинцова пытается преодолеть последние сомнения и нужный ответ, несомненно, растопил бы последнюю преграду в душе молодой женщины, которая сама хочет любви…
Но ответ Евгения не соответствовал ожиданиям Одинцовой:
- Я уже докладывал вам, что я будущий уездный лекарь.
Читатель, наверняка согласиться, что не такого ответа ждала Анна Сергеевна. И тут происходит по- настоящему душераздирающая сцена: Базаров сам! признается в своей любви к Одинцовой. И тут же Тургенев оговаривается, что любовь Евгения – «это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и быть может, сродни ей… Одинцовой стало страшно и жалко его».
Далее автор пишет, что Одинцова почувствовало себя виноватой и выносит приговор любви Евгения: «… заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за неё – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту или безобразие».
Эти строчки Тургенева сразу дают понять, что Анна Сергеевна ни на минуту не потеряла самообладания и до конца разгадала Базарова.
Мне остается добавить несколько слов о последней встрече умирающего героя с Анной Сергеевной. Тургенев, буквально одной фразой, показывает ту перемену прежних взглядов, которая произошла с Базаровым.
Он говорит той, которую любил и любит: « Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время».
Этот, все отрицающий нигилист начинает понимать, что, как нельзя отрицать смерть, так и жизнь отрицать – нельзя.
После этой сцены становятся понятны заключительные строки романа о всесилии любви и жизни бесконечной…
Вообще, в сцене, где показаны последние минуты жизни героя романа, становится ясен замысел Тургенева - России нужны созидатели, как сам умирающий Базаров говорит: «…Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен…»
Педин В.

4 июня – 11 ноября 2019 г.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 11
© 13.01.2020 Валерий Педин
Свидетельство о публикации: izba-2020-2710911

Рубрика произведения: Проза -> Эссе














1