Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

О постмодерне


Думаю, надо бы высказаться о постмодерне и мне.

Для начала разделим понятия: есть постмодернизм — литературно-художественный термин, и есть постмодерн — общественно-политический термин. Постмодерн как явление плотно «оседлал» Сергей Ервандович Кургинян, наш выдающийся мыслитель и общественный деятель. Со своей стороны, постмодернизм есть явление художественное, пришедшее на смену модернизму и обладающее целым конгломератом разных интересных свойств, среди которых прежде всего выделяется использование готовых художественных форм, сопровождающееся, как правило, их ироническим переосмыслением.

Разумеется, оба этих явления — постмодерн и постмодернизм — взаимно перекликаются, если не пересекаются. В принципе, их можно было бы и не различать, объединив в одно целое. Но если такое различение кому-то позволяет что-то понять в происходящем, то пусть оно будет.

Меня сейчас, однако, заботит один момент, который, как мне кажется, ускользает от внимания многих добросовестных аналитиков. Я полагаю, что этот момент является краеугольным для понимания сути нашей эпохи. А именно: в эпоху постмодерна что угодно может быть чем угодно. А кто угодно, соответственно, может быть кем угодно.
Иными словами: в эпоху реализма черное — это черное, а белое — это белое. В эпоху модернизма черное — это белое, а белое — это черное. В эпоху постмодернизма черное может быть какого угодно цвета, так же, как и белое.

Приведу два примера, которые мне кажутся достаточно наглядными и убедительными.

Первый — отрывок из поэмы Сергея Есенина «Черный человек»:
Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь.
***

Предлагаю читателю самому подумать на этим странным образом: «ей на шее ноги маячить больше невмочь»... Но крайне интересно наблюдать переходы одной вещи в другую, причем эти переходы ни в малейшей мере не кажутся натянутыми. Таков постмодернизм — он предельно органичен.

Другой пример — фильм выдающегося режиссера Карена Шахназарова «Курьер». Этот фильм поставил в тупик не только зрителей, но и профессиональных критиков. Во всяком случае, мне не довелось встретить какие-либо адекватные статьи об этом фильме или даже положительные отзывы неподготовленных зрителей. Между тем, на мой взгляд, данный фильм — это первое и самое удачное отображение героя эпохи постмодерна, когда любой человек может быть кем угодно.

Заслуга Шахназарова не только в том, что он первым изобразил человека новой эпохи, но и тот факт, что сделал он это аж в 1986 году, когда горбачевская Перестройка еще только начиналась. Разумеется, львиная доля заслуги здесь принадлежит сценаристу Александру Бородянскому. Не исключаю, что оба они — и сценарист, и режиссер — попросту гении. Но удивляет тот факт, что оба они как-то сами не заметили, что сделали. Ну, или скромно отмолчались, увидев холодность со стороны зрителей и растерянность со стороны профессиональных критиков.

Кстати, желающим убедиться в верности моих слов о восприятии фильма рекомендую прочитать статью о нем в «Википедии». Можно посмеяться.
Подводя итог: эпоха учит нас, что ничему не следует удивляться. Враг может быть врагом, враг — другом; враг вашего врага может быть и вашим врагом. Это мир, в котором предательство и верность равноценны.

И не говорите мне, что «всё смешалось в доме Облонских»! У Толстого действительно «всё смешалось», то есть механически поменяло свои законные места. А в постмодерне все органично перетекает одно в другое.

Словом, все дело в органике.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 4
© 13.01.2020 Роберт Иванов
Свидетельство о публикации: izba-2020-2710354

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика














1