Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

1906-ой... О "стихах" Игоря Кузнецова



Игорь Кузнецов
1906-ой...
Лирика гражданская
«Это, объективно, одно из лучших моих стихотворений пока...» © Игорь Кузнецов. 12.11.2019 г.


Попытка разбора стихотворения.

Я:-Приветствую, Игорь!

1)Не понял, почему текст является "гражданской лирикой"?

2)Связь между рубкой леса и данным стихотворением Блока неясна.
3)Вы ознаменовали 1906 год в честь блоковской "Незнакомки"?
Это сильно!
Не смущает, что только вам пришла в голову такая мысль! Год был весьма богат на литературные и окололитературные события! Даже в плане "гражданственности"...
Роман Горького ′Мать", вышедший в том же 1906 году, подошел бы больше, чем стихотворение о проститутке.
4)А зачем дана детализация заготовки леса?
(все эти вопросы были автором проигнорированы. Зато, Игорь с удовольствием углубился в «технические» детали. )

Можно, я тоже подетализирую?

Чифир простые крестьяне Северо-запада России не пили. Чай вообще в те времена был удовольствием не из дешевых, тем более - крепкий.




Игорь:
-Вот здесь Роман, Вы прибегли к приёму, который называется фальсификация. Ибо ответ вот:
«Но вот по поводу чифира пару слов скажу. Цифры и факты – вещь упрямая.
«Говорю Вам определённо, что в России чифир появился именно в местах лишения свободы…»
Российский исследователь Игорь Шеин утверждает, что «…чифир возник в период конца XVIII — начала XIX веков в условиях чайного каравана на участке от Иркутска до Томска». Да, прижился затем в местах заключения.
«В остальной стране чифир никогда не пили, а чай пили слабый, часто морковный.»
Это тоже неверное допущение. Чифир пили, пьют и будут пить как на зоне, так и за её пределами. По очень простой причине – у людей, употреблявших чифир на зоне возникает к напитку наркотическая зависимость. Да и условия жизни на воле для многих из этих людей не сильно отличаются от зоновских.
«…и особое распространение получил, когда появились дешёвые сорта чая, в том числе плиточного, а это были уже другие времена.»
Правильно. Такое удешевление чая произошло примерно за четверть века до описанных мною событий. Поставки в Россию чая из Индии и Цейлона снизили его стоимость почти в десять раз, в результате чего он стал доступен абсолютно всем слоям населения. Кроме того, к концу 19 века в России появился так называемый фальсифицированный чай, который был очень дёшев. К началу 20 века Россия стала мировым лидером по потреблению чая. За исключением Китая, по которому не было статистики. При этом не надо забывать, что чифир в России варили и из местных растений.»

Я:
-Автор обвинил меня ни много ни мало, в фальсификации, просто перекопипастив свой предыдущий ответ!
И что следует из сего копипаста? Чифир изобрели в Сибири, в тюрьмах, подменяя чай другими травами, и к началу 20 века чай, особенно фальсификат, стал доступен широким слоям населения, в том числе и крестьянам. Ну и? Из чего следует, что свободные лесорубы Олонецкой губернии пили чифир?
«По очень простой причине – у людей, употреблявших чифир на зоне возникает к напитку наркотическая зависимость»
«Обрубщик в армяке заношенном
Почтенных лет, да сноровист»
Т.е. дедок-то у нас не простой – а старый наркоман? Сильно! Ну и какой символический смысл это несёт?

Словарь Даля:
Армяк, сшитый из армячины крестьянский кафтан, халатом, без боров;
| Такой же кафтан верблюжьего сукна и вообще широкий простой кафтан, азям, без боров. ©

Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996
Армяк — в старину на Руси крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спинкой, без сбор, с рукавами, вшитыми в прямую пройму. Зимой армяк надевали на тулуп, поддевку или полушубок... ©

Его носили кучера, зачем рубщику надевать его поверх тулупа? Он же долгополый! В лесу. в снегу - очень неудобная одежда!

Что хорошо для дерева, украшает мебель и делает прочными деревянные дома, то плохо для потребителей бумаги. Если плохо удалять лигнин, бумага выходит рыхлой, грубой и быстро желтеет. Из такой бумаги обычно делают газеты и дешевые книги. 
Желание печатать книги и писать на белой бумаге возникло давно. В XIX веке бумажную массу начали отбеливать хлором. Тогда же возникли и технологии удаления лигнина, суть которых состоит в том, что измельченную древесину варят со смесью химических реактивов («щелоком») при повышенной температуре и давлении. В результате лигнин разрушается и переходит в раствор, а целлюлоза остается в осадке. (c)


«Огонь свечи... Бумага с перьями...
Строка пронзительно легка:
"И веют древними поверьями
Её упругие шелка..."

Вы уверены, что любезно предоставленный вами отрывок "Незнакомки" писался пером (перьями) и под свечой, а не перьевой ручкой с включенным электричеством?
Строфа перегружена штампами.

Игорь:
-Это – некорректный для критика вопрос. У Вас сомнения? Докажите обратное!

Я:
-Здорово! пишете вы, а доказывать должен я?
Металлические перья и чернильные ручки были? Были! С начала 19 века! Печатные машинки с конца 19 века были? Были! Писать перьями в 20 веке - это архаизм!
Рабочий стол Блока:
https://pbs.twimg.com/media/Bk9OtJ-CUAAIIRM.jpg:la...
Никаких канделябров, нормальная керосиновая лампа. Какие свечи и перья, что за бред?

Игорь:
«Здорово! пишете вы, а доказывать должен я?»
-Именно так! Вы столь усердно критикуете, а элементарных вещей не знаете.
«Презу́мпция — предположение, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана.»

Я: 
-Это из серии, «докажи, что не верблюд»!
«Презу́мпция (от лат.praesumptioпредположение, ожидание, надежда) — предположение, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана. Презумпции широко используются в юриспруденции и в естественных науках, во втором случае — зачастую неявно.»
Игорь, вы термин из юриспруденции механически переносите на литературу! 
А вы дальше-то читали?
«Презумпцией обычно становится принимаемое в какой-либо области знаний предположение об истинности или ложности некоторого факта, которое считается заведомо верным в большинстве случаев. Такое предположение априори признаётся верным до тех пор, пока не будут представлены факты, явно ему противоречащие.»
Т.е. ЯВНОЕ, ОЧЕВИДНОЕ считается верным, пока не будет доказано обратное!
Если пишущие машинки продавались в 19 веке, как и чернильные ручки, то, использование перьев для письма – это не явное и не очевидное явление для 20 века!
Это я вас должен спрашивать: ссылку на лесорубов в армяках! Ссылку на олонецких лесорубов-чефироманов в 1906 году! Ссылку на использование Блоком пера и свечей! И т.д. и т.п. а не наоборот! Это вы выложили сию ахинею на публичное обозрение, вот и извольте отстаивать свои э-э… «тезисы»!
Что-то у вас с логикой вообще плохо…

Игорь:
«Металлические перья и чернильные ручки были? Были с начала 19 века! печатные машинки с конца 19 века были? Были! писать перьями в 20 веке - это архаизм!
рабочий стол Блока:https://pbs.twimg.com/media/Bk9OtJ-CUAAIIRM.jpg:large »


-Архаизм? А чернильницу на рабочем столе Вы не заметили?)) Приглядитесь.
Стол, который Вы мне представили – из коломенского музея. Если хотели мне что-то доказать, почему не представили мне стол из Озерков, где была написана «Незнакомка».

Я:
-Да, чернильница есть, но тогда даже гимназисты использовали стальные перья! В чернильницу макали не перо, а ручку со стальным пером!
Чернильницы стояли в советское время даже на Почте, но гусиными перьями никто не писал!
Смотрю фотографии из музея Блока, и не вижу ни одного подсвечника!
Вы представляете себе столичные рестораны империи, где свечное освещение в 1906 году? Вы серьёзно?
А в ресторациях перья перья зачем? Если господину угодно писать, ему бы подали ручку со стальным пером – приказчикам и прочим управляющим заведения ими писать было сподручнее!


Ну-с, с фактажом и техническими моментами, думаю, всё ясно, переходим к художественной составляющей:

Игорь:
- Стихотворение моё состоит из двух частей. Весьма контрастных, как Вы, вероятно, заметили. Столь же контрастных, как «Фабрика» и «Незнакомка». Но это – игра, которую я бы назвал «единством противоположностей». Это единство – в сущностных качествах.

Я:
- Опять нелогично: у вас 2 части 1го текста, а у Блока 2 разных текста! Умеете...!

Игорь:
-И здесь мы переходим к третьему, основному смысловому пласту фабулы – духовному. Если сказать о сути духовной работы человека в одной фразе, то суть этой работы в том, чтобы постепенно избавляться от личностного (эгоистического в нас) и раскрывать в себе сущностное (божественное). Иными словами, раздувать ту искру божью, что в каждом из нас, чтобы, наконец, сущностные качества, такие как безусловная любовь, сострадание, воля и многие другие, а не эгоистические, стали источниками наших поступков.

Я:
-И как «лесорубы-наркоманы» и рабочие на «фабрике», избавляются от личностного и эгоистического?
И где хоть намёк на что-то религиозное и божественное в вашем тексте?
Вроде как центральная тема – превращение дерева в бумагу для гениальных стихов, нет?

Игорь:
-Лесорубы – с их несгибаемой волей, фабричные зарисовки – с блоковским состраданием и милосердием, Незнакомка – как символ чистой любви и красоты…

Я:
- Не помню у Блока стиха о лесорубах... Можно ссылку? А так "Фабрика" и «Незнакомка» - блоковские, а "лесорубы" - ваши? Их-то зачем? Делаете "триптих" - делайте всё блоковское!
Неужели такая громада для вас мала оказалась, и пришлось собой Блока дополнять? Как самонадеянно и нескромно! А ещё "духовность" несёте в массы!
Ладно, глянем. что там за "триптих"...

"Фабрика" притянута здесь за уши, ибо у Блока нет ни выражения "фабричными воротами". ни даже отдельных слов "фабричными" и "воротами", не говоря уже о других художественных аспектах...
Почему лесорубы - несгибаемы? Обычные люди, как и все! Даже женщины лес валили! А где в "фабрике" милосердие? Сострадание - да, но не милосердие!
А где в "незнакомке" чистая любовь? проститутка ходит в ресторан на съём каждый день, работа у неё такая, а где там чистота и любовь? Вы о какой духовности? %-)
Не "триптих", а чёт знает что! Навалили небрежно всё в кучу, напутали, надумывали, Блоком прикрылись и вуаля?!! Серьезно?!

Игорь:
-Здравствуйте, Роман! Я не очень люблю умничание, однако, как и к иным человеческим слабостям, отношусь к нему с улыбкой. Но когда к этому умничанию добавляется профанация, которой у Вас с избытком, улыбка моя становится немного грустной.)("

Я:
-Я правильно понимаю, что вы профессионал в лесозаготовке, производстве бумаги, стихах, чае и Блоке одновременно?
Или вы такой же профан как и остальные, только ярлыки горазды развешивать? Может. не стоит кидаться камнями профессионализма. живя в стеклянном доме?

Игорь:
- Нет, неправильно. Далеко не во всех вещах из перечисленных Вами я являюсь профессионалом. Но я изучаю вопрос, прежде чем что-то написать.

Вместо комментария:
«Здравствуйте Роман!» -это первые строки, с которых начал разговор Игорь, радеющий за «духовность». С места в карьер называть «профаном» - это сильно! Обвинять других в том, чем являешься сам – это какое же тактическое, стратегическое и просто мышление, уровень аналитики должны быть!


О блоковской «Незнакомке» вообще…
Начнём издалека, с Символизма:

«Символизмом в литературе называется такое течение, при котором символ (см. Символ) является основным приемом художественной изобразительности для художника, который в окружающейдействительности ищет лишь соответствий с потусторонним миром».

«Александр Блок в своей книге «О современном состоянии русского символизма» связывает символизм сопределенным мировоззрением, он проводит разграничение между этим видимым миром, грубым балаганом, на сцене которого двигаются марионетки, и миром потусторонним, дальним берегом, где цветут «очи синиебездонные» таинственной незнакомки, как воплощение чего-то неясного, непознаваемого, ВечноЖенственного.»
«Поэтсимволист исходит из противопоставления этому миру миров иных, у него поэт нестилист, а жрец, пророк, который является обладателем тайного знания, своими образами-символами, какзнамениями, он «перемигивается» с такими же мистиками, которым «все мнятся тайны грядущей встречи», которые уносятся мечтой к мирам иным «за пределы предельного». Для поэтов — мистиков символы, это — «ключи тайн», это — «окна в вечность», окна из этого мира в иной. Здесь уже не литературное, а мистически— философское толкование символизма. В основе этого толкования лежит разрыв с действительностью, неприятие реального видимого мира — балаганчика с его «картонной невестой» — по выражению А. Блока,

А вот Блок прямо пишет про нашего Игоря и компанию:
«Символистом можно только родиться; отсюда все то внешнее и вульгарное мракобесие, которому предаются так называемые «реалисты», из всех сил старающиеся стать символистами. Старания эти настолько же понятны, насколько жалки».

Символисты – это не какие-то там ботаны-очкарики, пишущие о абстракциях… Это мистики, декаденты, оккультисты. Вспомните, сколько тогда было спиритизма, блавацких и штейнеров!

За что мы любим «Незнакомку»? За мультивариативность, сюжет и структуру, противоречивость, мелодику и филигранность!
У Игоря, кроме размера, ничего такого нет! И блоковская «Фабрика» здесь притянута зауши.
Ему бы с одним блоковским стихотворением справиться, а он на два замахнулся!
Вышло то, что вышло: полное незнание предмета, неумение структурировать и анализировать. Ну и уровень средней руки графо…-чифиря не позволяет говорить с Блоком на равных.
Удачи!


























Рейтинг работы: 3
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 18
© 09.01.2020 Роман Тихонов
Свидетельство о публикации: izba-2020-2708117

Рубрика произведения: Разное -> Критика


Игорь Кузнецов       10.01.2020   15:58:58
Отзыв:
Меня, Роман, сегодня весь день смешат.))) Правда, по-доброму.))) Но, надо отдать Вам должное, над Вашим опусом я смеялся дольше, чем над чем бы то ни было.)))))))))))))))))))))))))) Поэтому я Вас не только поблагодарю, но дам ещё и три серебряника, сделав свою рецензию нейтральной.)))))))))) Гуляйте!))))))))))))
Роман Тихонов       10.01.2020   17:44:29

Какие люди! Вы же меня вроде как в игнор поставили?
Рад, что рассмешил! Удачи в модерации на "избе"!












1