Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Как Жванецкого сняли с парохода


Как Жванецкого сняли  с парохода
Как Жванецкого сняли с парохода

( о фильме С.Урсуляка «Одесский пароход»)

В первый день Нового года телевидение преподнесло телезрителям подарок - показ премьеры кинофильма «Одесский пароход», по миниатюрам Михаила Жванецкого, которые уже несколько десятков лет несут в себе энергетику бурлеска и парадоксального мышления. Сочинения Жванецкого представляют собой своего рода фокус. Вот Мих. Мих. достанет из своего портфеля листы со своими миниатюрами, начнёт их читать и все его слушатели поражаются иносказаниями и неожиданными остротами. Или выйдет на сцену Карцев, начнет повторяет одно и то же слово «Авас», или хвалиться тем, что вчера раки были по пять, а завтра по три, но маленькие, и зрительный зал будет покатывается от хохота.
А если ты сам возьмешь этот текст и попытаеш
ь им повеселить своих близких, то скорее всего, никакого эффекта не достигнешь - у персонажей Жванецкого свой секрет юмора - высокое шутовство и предельная убежденность в своей правоте, умение вложить в минимум слов парадоксальный смысл. Именно этим и завоевывает Мих. Мих. своих поклонников.

Потому интерес к этому фильму, снятому известным режиссером Сергеем Урсуляком, стремительно нарастал. Зритель помнил его сериал «Ликвидация», показывающий жизненные перипетии полных жизни и юмора одесситов, и ожидал фейерверк сатирических озарений.
Но начало фильма несколько озадачило - проходил один, другой эпизод, все было показано предметно и натурально: пароход белый-беленький, капитан в безукоризненном кителе, матросы в тельняшках, а Жванецкого нет, как нет! Фарсовые ситуации игрались всерьез, юмор оказался натужным, оставляя в недоумении, почему капитан парохода, - герой замечательного актера Сергея Маковецкого кажется глупым и недалеким, а его партнеры усиленно комикуя, показывают нечто невнятное.

Режиссер добросовестно переносил на пленку эксцентричные ситуации сатирика в стиле натуральной школы, как типическое в типическом. Вот пассажир Миша, (его играет Сергей Пускепалис) пытается позвонить сестре с сообщением о своем приезде по телефону с плохой связью. Он играет сцену по правде жизни, волнуется, напрягается, даже вытирает пот со лба. Но его беспомощность в борьбе с телефоном только вызывает жалость и изгоняет с экрана юмор.
Более гибка и разнообразна в этой сцене его партнерша Чулпан Хаматова, которая тоже борется с капризным телефоном, но у неё есть второй план - радость, от предстоящей встречи . Тут и возникает разночтение – у одного натуральность игры и скука, у второй - двуплановость и радостное ощущение преодоления помехи. Но в целом и этот эпизод пролетает мимо жанра и мимо автора - стили их игры не согласуются между собой.

В следующем эпизоде материализован сон Миши, о том, что самолет, в котором он летит, теряет управление, команда пилотов, испуганная и пьяная, просит у пассажиров то отвертку, то веревку, чтобы провести ремонт. А потом в страхе и испуге, вцепившись втроем в рули управления, каким-то образом сажает самолет.

Тяжёлое впечатление оставляет эпизод, где разъяренный непониманием своего сынишки отец (Владимир Машков) учит арифметике. «Вот две морковки... я сжираю одну, сколько у тебя останется?» И он действительно, на глазах запуганного мальчика пожирает в кадре этот немытый грязный корнеплод. Мальчик в ужасе, зритель в страхе, и тут уже не юмора или сатиры, как бы он мальца не забил. И вообще – А был ли мальчик»?

В чем тут дело? Видимо, в агротехнике - эксцентрика и гротеск персонажей Жванецкого не прорастает в актерах,
которые успешно играли в прошлых фильмах Урсуляка. Слишком разная у них природа. Жванецкий, как драматург, сформировался в театре Аркадия Райкина. Он мыслит концентрированными образами, словесным трюком, двусмысленностью, точной объемной фразой, характерностью, пре дельностью актерской задачи контрастом внутреннего и внешнего. А заняты в фильме театральные актеры: В.Машков, С.Пореченков. С.Крючкова, С.Гармаш, С.Маковецкий, Ч.Хаматова, Ф.Добронравов, М.Ефремов, которые нацелены на постепенное разворачивание образа: на протяжение всего спектакля, а в сериале и того дольше - в ходе нескольких серий.

Режиссер пригласил «своих» актеров, с которыми у него есть понимание, найден общий язык, но… на принципиально ином материале. И если актеров можно назвать «своими», то играть им надо иной для них литературный материал.
Это могли бы сделать «чужие» актеры. Представим, что в фильме можно было занять Р.Карцева и В.Ильченко, гайдаевскую тройку – Г.Вицина, Ю.Никулина, Е.Моргунова, Г.Хазанова, С.Крамарова, Б.Брондукова, Г.Буркова, или просеять орду юмористов и кэвээнщиков, чтобы сделать подходящий отбор..  Мы увидели бы тогда совсем другой фильм. Но смысла нет разбираться в совершенной ошибке или режиссерском эксперименте. Есть то, что сделано.

А вот Жванецкий, видимо, понял, что ему в этом кино места нет, что у фильма какой-то иной скучный и плоский автор. Тягучая атмосфера фильма, убитые ритмы и отсутствие юмора настолько очевидны и чужеродны автору, что Мих. Миху ничего другого не осталось, как втихую сойти с судна. И он, действительно уходит!
Режиссер, словно понимая, что этот неудобный персонаж тут только мешается, выстраивает неспешный кадр, в котором автор сценарного материала М.М.Жванецкий выходит из своей квартиры, тяжело спускается по лестнице, унося с собой свой знаменитый портфель, идет к выходу со двора, оборачивается, с сожалением и горечью озирает этот двор с чуждыми ему мрачными и скучными жителями, и… уходит и со двора, и из фильма.

= = = = = 
Теперь, оставшись без автора, не лишне подумать, какой же цели добивался режиссер, создавая этот фильм.?
В начале фильма он сделал заставку «Действие происходит в 70-х годах прошлого века, когда мы жили плохо…
но хорошо.» Отдадим должно таланту автора за использование двусмысленности. Но та же мысль включена и в аннотацию к фильму: « События разворачиваются в 70-е – 80-е годы, это казалось самым беспечным и спокойным».
Эти экспозиционные тексты говорят о том, что режиссер находится в позиции внутренней полемики с прошлым страны, фиксируя внимание зрителя на сходстве элементов прошлого с настоящим. И делает он за счет обильного включения в ткань фильма цитат из советских фильмов.

И действительно, самолет, потерявший в фильме управление, отсылает к советскому фильму «Экипаж», – зримому образу прошедшей перестройки, которой философ Зиновьев дал образное и ёмкое название «Катастройка». Большую часть пространство фильма занимают хоры, исполняющий советские песни, певец напоминающий Ободзинского, или одного из Песняров.
Женский хор в бело-голубых одеждах своей строгой статикой и проникно-венным лирическим звучанием отсылает к кадрам странствующего по стране хора из «Мелодии для флейты с оркестром», которого отправили к гастроли по стране и забыли о нем..
Но если и дальше идти вслед за режиссером по цепочке его аналогий, то скоро придем к фильму, в котором наиболее остро выражено неприятие хорового пения, как приметы советской жизни - к «Собачьему сердцу» (Реж. Владимир Бортко) и его главному герою – профессору Преображенскому, популярному в творческой среде, как радикальный оппонент складывающемуся укладу жизни в первые годы новой власти.

Похоже, что режиссер находится под обаянием этого образа и предлагает зрителю посмотреть его глазами на жизнь советского общества более позднего периода, герои которого оживают в миниатюрах Жванецкого. Переодевая хоры в костюмы цветов российского флага (красно-бело-голубой), режиссер словно пытается через героев Мих Миха выставить критическую оценку нашей современной жизни, которая, якобы, повторяет привычку 20-х годов петь хором патриотические песни, и по сути так и сталась в большевистском прошлом .  
И для большей убедительности насыщает фильм тяжеловесными «черными» эпизодами с пьянствующим президиумом заводского собрания, похоронами без покойника, и заблудившимися пьяницами.

И если бы профессор Преображенский мог посмотреть этот фильм, он имел все основания сказать, что жизнь за сотню лет не поменялась: « Как пел этот пролетарьят в моё время под красным флагом, так поет и поныне, сменив лишь цвета на флагах. А Шариков, успел размножиться, - вон сколько их! И у них по-прежнему разруха в голове. Крепка порода! Такую никаким Марксом не воспитать».
Тут пора бы Шариковым торжествовать. Но любопытно, что они будут это делать в унисон ( или терцию – как получится) с Преображенским и его поклонниками, образуя ядро нового хорового состава! Преображенский плечом к плечу с Шариковым! Загляденье!
Так, сняв с парохода творца парадоксов Михаила Жванецкого, режиссер заменил его брюзжащим Преображенским, более близким и понятным современной интеллигентской тусовке своей критическим глубокомыслием.

Но как бы ни был обаятелен Преображенский в исполнении Е.Евстигнеева, у него недостаточно потенциала для превращения его в либеральную икону. В его знаменитых высказываниях много случайного, нелогичного и просто пустякового. Попробуем убедиться в том на примере его известной сентенции:
«Если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха.»
Во – первых, петь профессору хором одному в своей у квартире никак не получится, - из одного человека хора не выстроишь. Для этого нужно минимум 12 голосов.

Во-вторых, такая логическая связь: будешь петь - получишь разруху в голове, не имеет места быть! . Одно не исключает другого. Игра на скрипке не помешала Эйнштейну делать открытия, а сочинение академической музыки - стать Бородину выдающимся химиком своего времени. Искусство и тем более, музыка гармонизирует мышление, а не разрушает его.

Наконец, Преображенский, говоря о ежевечерних операциях, противоречит сам себе. Ведь он возмущался тем, что раз в месяц отключают электричество. Но тогда зачем назначать операции на вечер? Почему не назначать их утром или в полдень, а вечер освободить для занятий искусством?

Но для людей амбиционных это было бы скучным занятием - на чём же тогда оттягиваться из-за чужих несовершенств и изрекать разные благоглупости о разрухе в чужих головах?
О том писал в одной из своих работ философ Никита Быстров, что «Собачье сердце», вышедшее на экраны в 1988 году, в разгар горбачевской перестройки, стало едва ли не культовым фильмом антисоветски настроенной интеллигенции.
«Советская интеллигенция почти в точности повторила судьбу Преображенских. Находясь в экстазе по поводу «Собачьего сердца», выступая против Шариковых, ратуя за Преображенских, она получила в результате систему и с Преображенскими, и с Шариковыми, то есть капитализм. Причем лишь немногие стали Преображенскими, зато Шариковых - пруд пруди.»[1]

И вот прошло треть века, сменилась целая эпоха, пришли новые хозяева жизни - олигархи и демагоги, дельцы и расхитители, сменился расклад основных противостоящих сил в обществе, антисоветские настроения дозрели до официальной идеологии, появились новые типы героев, а лучше из творцов всё перетирают конфликты и типы прошлого времени и создают новые произведения. оглядываясь на сложившиеся группы и группки, свою тусовку.
И в этой суете где-то обронили классика сатиры Михаила Жванецкого!

Так, может, и в самом деле в Консерватории надо что-то подправить?
И, конечно, посмотреть фильм «Одесский пароход»

2020г.

+ + + +

[1] Н.Быстров Диалектика «собачьего сердца» бывшей .советской интеллигенции:
https://forum-msk.org/material/society/6317319.ht...





Рейтинг работы: 59
Количество рецензий: 5
Количество сообщений: 12
Количество просмотров: 67
© 08.01.2020 Виктор Астраханцев
Свидетельство о публикации: izba-2020-2706949

Метки: Русская проза, русское кино, Михаил Булгаков, Михаил Жванецкий, Собачьте сердце, Одесский пароход, Урсуляк,
Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Лев Фадеев       14.01.2020   15:42:19
Отзыв:   положительный
Виктор, с Светлым Рождеством!
Отличная работа вышла из под твоего пера. Острая, наблюдательная. С удовольствием прочитал. Осталось только посмотреть этот фильм.
Сейчас смотреть фильмы с телевизора -работа тяжёлая. Не каждому по силам и по нервам. Надеюсь что в Яндексе не будет глупых навязчивых реклам. Я сразу определяю халтуру и настоящею работу. Когда тебя стараются насмешить специально, то это ничего кроме грусти не вызывает.
Смех штука тонкая. Здесь мало быть дурачком, здесь дурачок должен быть гениальным. Чтобы после просмотра ни у кого не возникло желание назвать автора дурачком. Спасибо за твое интересное слово и мнение. ЛеВ
Виктор Астраханцев       15.01.2020   03:04:45

Спасибо, Лев за твою внимательность, рад тебя видеть и знать, что ты с прочел мою статью.
Не знаю в какой степени мне удалось донести мысль о том. что фильм не прост, что он представляет
собой матрешку - одна мысль сидит внутри оболочки другой идеи.
И что наличие звучных имен не гарантирует успеха фильма
Ты пишешь. что по телевизору трудно смотреть фильмы. но и с монитора не лучше.
Конечно, самое лучшее - в зале на экране. Но чтобы публика была твоя, хотя бы однородная.
Потому что наличие чужеродного зрителя с его замашками, поведением - это испытание.
Конечно, ворчу, но в кинотеатре выводит из себя агрессивная кинореклама,
постоянный взрывы звука, жевание по-корна и др. Клубный зал и зритель меня в этом отношении подпортили.

Сегодня был клубный вечер посвященный 225-тилетию А.С. Грибоедова в библиотеке Гоголя.
Получился очень приличный вечер с разнообразной программой: и литературоведение,
и стихи А.С.Грибоедова, и театральные отрывки и документальное кино.
Жаль Александр не провел оргработу и не пригласил побольше наших москвичей.
Хотя и сам он не ожидал. что так получится.
Если будет время посмотри и послушай мой стихотворный опус "Окунь в сметане":
https://www.chitalnya.ru/work/2701446/ Очень интересны твой взгляд и твой послух.


Лев Фадеев       15.01.2020   11:53:18

Виктор, рад такому твоему ответу. Ты пожалуй единственный, кто не не просто отписывается, а по настоящему вдумчиво отвечает.
Чжоу приглашал меня на вечер Грибоедова. Но! Не нашёл в себе силы. Видимо пружина какая-то во мне ослабла.
Хандра -очень русское слово. Оно же и страшное для русского человека. Вот пытаюсь её побороть. И твой фильм про пароход Жванецкого чуточку мне помог.
Иду на твоего Окуня в сметане
Владимир Моисеенков       10.01.2020   21:29:39
Отзыв:   положительный
Виктор, во-первых, пользуясь случаем, поздравляю тебя и близких твоих с Новым годом, с Рождеством Христовым и грядущим Старым Новым годом!!! А во-вторых согласен с тем, что М. М. Жванецкий не случайно свои произведения в основном отыгрывает сам, сохраняя в них дух, интонации и соразмерность созданным персонажам. Я ожидал от фильма значительно большего, тем более, что Жванецкого произведения не жалуют экранизацией. В итоге время и деньги потрачены, использованы силы и талант актёров, а результат - ниже среднего. До твоего эссе я думал, что недопонял режиссёрскую задумку. Неужели не нашлось в современной России новых "Райкиных" и "Карцевых"? Не поверю! Жаль, но Жванецкого, думаю, в ближайшее время больше не экранизируют, шанс сгорел!..
Жму твою руку!
Виктор Астраханцев       12.01.2020   23:12:12

Рад твоему отклику, Владимир! В соответствие с нашей традицией новогодить вслать, протяженно,
не торопясь расставаться с этой благодатной ауры зимнего праздника, прими мои поздравления
со Старым Новым годом! Новых интересных идей и поисков и находок!!
Что касается фильма, то сколько людей. причастных к кино, наполнились надеждой выправить то,
что не проявилось в фильме Урсуляка и вывести на экран героев Жванецкого во главе с ним, пока
он еще полон жизни и юмора. А в этом фильме есть второе дно, о котором я пытался написать
( уж не знаю, насколько это внятно получилось.( Благодарю за обсуждение.


Лев Фадеев       14.01.2020   17:31:49

Посмотрел фильм. И хочу сказать спасибо за такой подарок от тебя. Не увидел халтуры! Все отработали на совесть.
А "певцу" особые аплодисменты. Конечно, от текста Жванецкого ушли и даже оторвались, но дух Жванецкого остался.
Не уловил и тени притворства или ёрничества. Не каждый артист может сыграть пьяного человека. Это можно считать ,как пропуск на настоящую сцену. Можешь показать пьяного -проходи. И так чтобы не было противно или жалко. Здесь всё вышло.
Мне фильм поднял настроение.
И оказывается, всё снимали в Москве!. После показали ужасное, новое лицо Москвы. Вот это действительно ужас. Небоскрёбы убьют Москву.
И уже начали убивать.
П. Фрагорийский       10.01.2020   01:47:27
Отзыв:   положительный
Виктор, поставьте на форуме - думаю, народ с удовольствием и прочтет, и посмотрит фильм.
Спасибо)
Виктор Астраханцев       10.01.2020   21:16:41

Спасибо за отклик и пре дложение выставить в форуме.
А это по-вашему форумный материал?
П. Фрагорийский       11.01.2020   04:13:23

Конечно, а почему нет)
Там же и рубрика есть - о Кино.
Для бесед о кинематографе, с рецензиями авторскими - тем более уместно.
Виктор Астраханцев       13.01.2020   14:57:04

Спасибо за совет - нашел рубрику и выставил свой материал!
Со старым Новым годом!
Светлана Михрячева       08.01.2020   15:56:53
Отзыв:   положительный
Отлично!

Виктор Астраханцев       13.01.2020   15:00:11

Благодарю за понимание и терпение в прочтении обширного материала!

Виктор Астраханцев       09.01.2020   11:40:05

Спасибо за отзыв. А вы фильм посмотрели?
Светлана Михрячева       10.01.2020   13:56:56

Целиком - нет. ))
СИрена       08.01.2020   10:54:45
Отзыв:   положительный
Виктор, посмотрела только финал фильма и меня, к сожалению, он не впечатлил, хотя реклама со сценами Машкова, Пореченкова, Хаматовой и Маковецкого была эффектной.
Ставлю Ваше эссе в редакторский анонс.
Думаю, прочитав его, кто-то с Вами согласится, кто-то Вам возразит, а кто-то захочет посмотреть или пересмотреть фильм.
С уважением, Ирина
Виктор Астраханцев       08.01.2020   11:24:13

Отличный ход! Ну, где нам еще встретиться большой компанией и поговорить за искусство, как ни в кинозале ?
Благодарю зв приглашение, даю ссылку на фильм: https://youtu.be/y8JpYmoOFCI и приглашаю в кинозал.


СИрена       08.01.2020   14:48:56

"Я Вам не скажу за всю Одессу...", но только что посмотрела фильм и не скажу, что понравился. Начало затянуто, не знаю, зачем Маковецкий согласился играть идиота. И это после Фимы в "Ликвидации"! Усатова разочаровала. Не её уровня роль, на мой взгляд.
Много великолепных эпизодов: Хаматова-Пореченков, Ефремов.
Зачем-то взяли всем известную миниатюру с похоронами, да и ту подпортили.
Похоже на концерт-
ощущения цельности сюжета не возникло. Зато есть ощущение, что наплевали в душу, превратив семидесятые в сгусток маразма.
Интересно, кто думает по-другому?












1