Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

«Добрый Филя» русской поэзии


«Добрый Филя» русской поэзии.
Ветхая избенка
Горя и забот
Часто плачет вьюга
У твоих ворот.

С. Есенин ( 1912 г.)


Не случайно помещен в начале статьи о творчестве русского поэта – Николая Михайловича Рубцова, - именно этот эпиграф.
Сергей Есенин был любимым поэтом Рубцова
Как я познакомился с поэзией Рубцова?
В принципе, это было нетрудно. Поэт – мой современник, старший современник (1936 -1971 г.г.). Когда трагически закончилась жизнь Рубцова, мне исполнилось ровно двадцать лет.
В отдельных номерах журнала «Юность», которые я иногда покупал, мне попадались стихи необычайной чистоты и свежести.
Это никак не походило на обыкновенную «советскую поэзию» проникнутую фальшивым пафосом.
И это мне было настолько близко, что у меня прерывалось дыхание.
Видел имя автора – Рубцов, но оно мне ничего не говорило. Тогда гремели имена Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной, Роберта Рождественского.
Читал их стихи – нравилось, но не было ощущения, что это – мое…
К этому времени, у него было выпущено четыре небольших сборников стихов. Он являлся членом союза советских писателей.
На самом деле, эти четыре рубцовских сборника вышли достаточно малым тиражом. В том маленьком городке, где я жил и работал, - они не продавались.
и работал эти книжки не продавали.
Получалось – так: прочитаю одно стихотворение, оно мелькнет в сознании, как падающая звезда, и - забуду.
А далее, так складывалась жизнь моя, что поэзия отошла на второй, третий и далее – планы…
Кроме того – это был не просто талантливый дилетант, - Николай Рубцов окончил престижный Литературный институт, в дипломе было написано – литературный работник.
Но, как всегда у нас вплетается это маленький противительный союз –«но», и на самом деле представляет громадную проблему: Рубцов был неизвестен широкому кругу читателей.
Почему? К тридцати пяти годам поэт написал все стихи, благодаря которым был прославлен, но уже много позже.
Это обычная практика партийного надзора за развитием литературного процесса, Николай Рубцов писал «не те стихи».
Спросят, - что, стихи поэта носили элемент критики существующих порядков? Ни – боже мой! Даже намека не было.
Это редкий, даже редчайший случай, когда талантливый поэт был абсолютно аполитичен.
Чуть ли не единственный раз у Рубцова промелькнуло нечто «политическое» вот в этих строчках:
«Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской
короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых
церквей!..»
Что же смущало «партийных бонз» в стихах этого чисто лирического поэта? Как сказать? - сейчас, большая часть молодого поколения и не очень молодого, - просто не поймут…
Мне даже сейчас трудно выговорить это слово – упадничество. Именно это, считалось главным претензией к поэту.
Тогдашний первый секретарь вологодского обкома партии, частенько собирал местных писателей и поэтов у себя в кабинете, нет, никого не ругал, а наоборот много помогал областной писательской организации, но про стихи Рубцова говорил, что мол, Коля, больно у тебя стихи печальные.
Да, тогда требовались бодрые, радостные тексты, которые Рубцов писал и конечно, ни про какое упадничество говорить не приходиться. Но, то, что писал Николай Михайлович, - никак не укладывалось в рамки партийных указаний. Вот, например:
Привет, Россия – Родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…
Ну, кому привет поэт передает, – России? А нужно - Советскому Союзу республик свободных. Тогда не крамольно было упомянуть Россию, но… не принято.
А уж про певчих, которых он незримо слышит… это, вообще о чем? Вот так, господа, вернее, тогда – товарищи.
А почему же так прославлен и известен был Евтушенко, его читала вся студенческая молодежь?
Так, Евгений Александрович не только, якобы фрондирующие стишки пописывал, а поэму про Ленина сочинил, и про Братскую ГЭС – великую стройку…
А Рубцов не мог «делать вид», и писать на заказ, не тот человек. И не то он видел перед собой, и не о том у него болела душа.
Я сначала хотел назвать эту статью, несколько тяжеловато, но посчитал, что это не совсем точно – «Рубцов – певец умирающей русской деревни».
Хотя, большое место в поэзии Николая Михайловича занимает – именно деревня и её печальная судьба. Он как будто старается отогнать от себя тяжелые предчувствия:

В этой деревне огни не погашены
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь…О какой деревне печалится Рубцов? Вообще-то, речь у поэта идет не совсем о деревне, хотя она постоянно присутствует в его стихах.
Речь идет, скорее всего, о человеческих отношениях, о той действительно русской простоте, которая так характерна для русского Севера, да и не только… в стихотворении, которое стало заголовком к этой статьи-эссе о поэте.
Рубцов пишет о лесном хуторке, который дремлет счастливо « меж звериных дорог». Обратите внимание, не троп – звериных, а именно – дорог. Дадим слово поэту:

Там в избе деревянной,
Без претензий и льгот,
Так, без газа, без ванной,
Добрый Филя живет.
Та повседневность, которая сопровождала поэта всю его короткую жизнь, - ангела могла превратить в злого, язвительного, грубого человека.
Но, только не Николая Рубцова. Во многом, образ этого Фили, который «ест любую еду» и любит скотину – это сам Рубцов, вернее, он подспудно описал какую-то свою внутреннюю, сокровенную сущность. Вот окончание этого коротенького стихотворения

Мир такой справедливый,
Даже нечего крыть…
- Филя! Что молчаливый?
- А о чем говорить?
Вот, эта мысль о справедливости мира, рефреном проходит через все творчество поэта.
Это – удивительно! Как раз к кому- кому, но уж к Рубцову мир оказался очень несправедлив, вернее – его тяжелая судьба…
Николай Рубцов был абсолютный бессребреник, коего трудно было встретить и в 50-60-х годах, не говоря о дальнейших.
У него почти никогда не было достаточно, не только денег: никогда не было своего отдельного жилища ( незадолго до гибели он получил однокомнатную квартиру в Вологде).
Эта удивительная бесприютность и какое-то инфернальное одиночество ставят Рубцова, совершенно отдельно от всех людей, которые занимаются литературой, и поэзией в частности.
Он пишет: « Мать умерла. Отец ушел на фронт…» - и это было именно – так.
Отец, Михаил Андрианович (крупный работник ОРСа), к этому времени уже был призван в ряды РККА и служил рядовым в конвойных частях НКВД. В 1944 году по болезни списывается из состава этих частей, но к детям не возвращается – заводит
новую семью.
Коля Рубцов об этом ничего не знает и считает отца погибшим. Двух старших – брата и сестру забирают родственники, а Колю и самого младшего - Бориса отправляют в детский дом.
Впоследствии Рубцов напишет – «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу», и еще много про это село…
Допишу о биографии, кратко: в никольском детском доме он пребывает до 1950 года. Потом – лесотехнический техникум, проучившись два года и получив паспорт, пытается поступить в Архангельскую «мореходку», но – неудачно. Вообще, сразу после детского дома, – Коля, тоже пытался поступить в Рижское мореходное училище, но тогда не приняли по возрасту.
Тогда устраивается на траулер, подручным кочегара. Работает недолго и в 1953 году поступает в горный техникум в заполярном городе – Кировск. В 1954 году бросает техникум и работает под Ленинградом слесарем-сборщиком.
Потом армейская, вернее флотская служба в Североморске
(1956 – 1958 г.г.).
После службы работает в Ленинграде и поступает в вечернюю школу для получения среднего образования. Начинает принимать участие в работе литературного объединения «Нарвская застава».
Как объяснить эти «метания» молодого Рубцова? Особых воспоминаний о том времени не осталось, кроме сухих выписок из приказов о зачислении и отчислении…
У меня ответ только один: Рубцов чувствовал свой талант и стремился его развить.
Приведу один пример: сразу после увольнения с тральщика, Коля едет поступать в горный техникум и пишет стихотворение
«Деревенские ночи».
Ветер под окошками,
тихий, как мечтание,
А за огородами
в сумерках полей
Крики перепелок,
ранних звезд мерцание,
Ржание стреноженных молодых коней.
Я привел только четыре первые строчки этого стихотворения, и – добавлю, что это написал семнадцатилетний Николай Рубцов.
Это одно из самых лиричных и тонких стихотворений русской поэзии второй половины двадцатого века.
Вот где кроется ответ о причинах его метаний.
Потом надо учитывать и задиристый, горделивый характер детдомовцев, которые прошли тяжелую, голодную пору войны и послевоенной жизни, - Рубцов, в этом плане представлял именно такой тип.
В 1962 году сразу множество событий: готовит рукописный сборник своих стихов, - тридцать семь стихотворений, для поступления в Литературный институт.
Получает аттестат о среднем образовании и становится студентом Литературного института.
Больше не буду касаться биографии Рубцова, только упомяну, что в 1962 году поэт «знакомится» с девушкой с которой вместе были в детском доме – Генриеттой Меньшиковой. В апреле следующего года у них родилась дочка – Лена.
После трагической смерти поэта все литературные права на его произведения перешли к его дочери.
Официально Рубцов никогда не был женат.
Понятно, что я давно интересуюсь творчеством Николая Рубцова. Много размышлял о его поэзии, о его жизни…
На моей страничке в «Одноклассниках» выложена целая подборка фотографий поэта. Я писал свои комментарии к некоторым фото.
Деревня Оденьево, 3 сентября 1970 года. Дом художника Петрова, - друга Рубцова. Николай сфотографирован на фоне дома (фото будет в иллюстрациях). Мой комментарий, т.е. дневниковая запись от 10 февраля 2018 года.
«Несколько раз за эти дни принимался читать Рубцова. Все же – такая тоска, но, трезвая тоска – по Руси, по жизни, по прошлому, - звучит в его стихах. Он не видел впереди ни малейшего просвета, как будто точно знал, что этой, его – прошлой России не будет, да и сегодняшней (для него) - не будет. И он ведь был прав. Это пророчество! Это его главное пророчество, а я только сейчас догадался об этом. У него нет текстов стихотворных о будущем! Оно для него не существует. А то - настоящее, что перед собой видел – ничего не значит, - он его, вообще – не ценит. Оно ценно тем, что только навевает память о прошлом, которое он увидел одним мигом, одним глазом… О, какая бездна в человеке, как бывает жутко заглянуть в его душу. Надо только удивляться, как он сумел дожить до тридцати пяти лет…»
Следующее фото: Есенин (вверху), Рубцов (внизу). Моя подпись: Есенин – любимый поэт Николая Рубцова. Похожи своей лирикой, только у Рубцова, чувство «русской тоски» и невозможности что-либо изменить в своей жизни, доведена до предела, до тихого рыдания. И – мой комментарий:
« В русском сознании, непонятно с каких времен, «засели» две взаимоисключающие максимы: мы окружены врагами, у нас нет союзников, кроме своей армии и флота, - с одной стороны. С другой: мы – особые, т.е. – избранные, мы духовные (самые справедливые), мы должны спасти весь мир, всех обиженных и оскорбленных. Вот такой мессианизм «лезет наружу» у Есенина. Недаром Бунин, давая характеристику Есенину, писал, чтобы он не дышал на него своей мессианской самогонкой и советовал проспаться. Странное, перепутанное сознание: считать весь мир врагами и тут же спасать этот пропащий мир. Ничего подобного у Рубцова – нет. Этим он мне близок и дорог. Рубцов – поэт русской души и выступает за сохранение национальной культуры в её незамутненном виде. Появление таких поэтов-пророков, дают нам надежду, в конце концов, избавиться от мессианизма и своей «особости», и перестать искать врагов».
Следующее фото: «Рубцов в буфете», и моя подпись:
« Много написано о пагубном пристрастии Рубцова к алкоголю. Да, поэт был склонен к злоупотреблению горячительных напитков, но это не классический алкоголизм, который сопровождается потерей личностных качеств. Ничего подобного у Рубцова не наблюдалось. Просто, после определенного творческого периода, ему требовалось, как сейчас принято говорить – расслабиться. Такая же особенность была присуща Владимиру Высоцкому, да и многим талантам…»
Поражает, как я уже писал – одиночество поэта. Это не в том плане, что у Николая Рубцова не было друзей и знакомых. Он, конечно, был признан, как поэт, но почти никто не признавал его как поэта исключительных дарований, и исключительной лирической силы.
Я упомянул – инфернальное одиночество, то есть смертельное одиночество, как будто силы ада преследовали его всю жизнь. И он не находил места на этой земле.
В принципе, такой уровень таланта, сам по себе делает человека одиноким.
Но все дело в том, что Рубцов всю жизнь боролся с этим одиночеством, и до какого-то времени – успешно.
В последние годы ему становилось ясно, что это одиночество – его удел. В последние годы чувство окончания жизни проскальзывает все чаще…

Пусть еще всевозможное благо

Обещают на той стороне.
Не купить мне избы над оврагом
И цветы не выращивать мне…

Рубцов уже называет свое земное существование – «той стороной»…
И это не может вытерпеть ни один человек. Вернее – может, но для этого нужно, чтобы тобой двигала - ненависть (такие примеры имеются в писательских судьбах).
Но – ненависть и Николай Рубцов, - две вещи несовместные.
Есть еще один поэт, современник Рубцова и они даже были шапочно знакомы в Ленинграде – это Иосиф Бродский, по крайней мере, в записной книжке Рубцова записан телефон Бродского.
Оба были скитальцы, как бы сейчас ласково-любовно назвали их – бедолаги российские, бесприютные, у которых не было перспектив в стране «свободных республик». Но Бродский вышел из заколдованного круга советской действительности.
А Рубцов нес свой жребий «до конца, до тихого креста».
В одном из своих стихотворений он писал:

Улетели листья с тополей -
Повторилась в мире неизбежность…
Не жалей ты листья, не жалей.
А жалей любовь мою и нежность!
Мне, как никого из поэтов, жаль Николая Рубцова. И однажды, находясь в какой-то лихорадочной прострации, у меня, мало занимавшего стихотворчеством, написалось стихотворение: « Плач по Рубцову…»

Как теперь прешагнуть
Чрез вселенскую эту тоску,
Сквозь сквозящую боль
Улетающих вдаль журавлей…

Вот завоет метель,
Заскрипит темный бор,
захлебнется гармонь
в глуши деревень…

Над Вологдой снова
непроглядная темь,
Черные птицы
Над домом
кружат.

Одинокий фонарь,
И крещенская сень,
Пьяный кураж,
роковая жена:
Чаша жизни
допита до дна…


27 февраля – 1 марта 2019 год.
Педин В.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
© 07.01.2020 Валерий Педин
Свидетельство о публикации: izba-2020-2706563

Рубрика произведения: Проза -> Эссе














1