Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

«Тайна белого солнца…»


«Тайна белого солнца…»О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей На Страшный господень суд. Редьярд Киплинг. Баллада о Востоке и Западе.
В отряде космонавтов существует давняя традиция, - перед стартом смотреть фильм «Белое солнце пустыни» режиссера Владимира Мотыля (1969 год). Чем же привлекает этот фильм космонавтов, которые подвергаются колоссальному напряжению, да, и среди рядовых зрителей мало кого это кино оставляет равнодушным.
В чем же «тайна» этого фильма? Ведь по жанру – это боевик, приключение, которые сейчас заполонили экраны. Значит, это не простой боевик, а этот фильм претендует на глубокое философское осмысление нашей жизни, раскрывает в такой увлекательной форме всю сложность отношений двух цивилизаций – Запада и Востока.
Что интересно, только после распада союза государств (СССР), до массы людей стали доходить мысль об уникальности жизни в Союзе, - её реальной сложности.
Но, уникальность жизни в России не исчезла, так как у нас продолжается взаимодействие цивилизаций. Именно поэтому, некоторые ученые и политики называют отдельной цивилизацией – российскую.
Все, я больше не буду «мучить» читателей философскими проблемами. Поговорим о героях этого кино. Именно о героях, а не об артистах, которые создали наглядные образы и эти образы вошли в «кровь и плоть» нашей культуры. Я попытаюсь со своей точки зрения объяснить мотивы, которые двигали героями, заставляли поступать именно так, а не иначе.
Меня, этот фильм интересует, как явление советской культуры. Как всегда, такие знаковые фильмы воспринимаются, как реальность.
Мало того, он оказался, в какой-то степени – пророческим: ровно через десять лет после появления «Белого солнца…» - советские солдаты вновь лицом к лицу встретились с Востоком в горах Афганистана… О чем это говорит? Получается, что мистически, Федор Сухов так и не дошел до дома, до желанной женушки – Акатерины Матвевны. Но, сейчас-то нам понятно: когда, все же довелось вернуться, то дома не стало, - распался Союз республик свободных…
На самом деле, фильм «Белое солнце пустыни»непостижимым образом раскрыл внутреннее состояние русской души. Федор Сухов, чем-то неуловимо похож на сказочного, доброго русского солдата, дореволюционных, царских времен, как он представлялся в нашем сознании.
На непреклонного большевика, идейного он и близко не смотрится, но, тем не менее, им движет – революционный долг и « классовые бои не окончены…»
А вообще, из-за чего весь сыр-бор разгорелся, - в чем, в данном случае состоит революционный долг Федора? – в спасении жен Абдуллы, «свободных женщин Востока».
А что подразумевается под этими женщинами, которые только раз открыли лицо? – а это сам «Восток» и есть, который надо освободить. Дикость ситуации состоит в том, что эти женщины не хотят «освобождаться». И Федора они воспринимают не как долгожданного «освободителя», а как нового мужа, которого нужно так же слушаться!
Тогда получается, что напрасно Сухов проявляет чудеса самоотверженности, смелости, хладнокровия, умения прекрасно воевать?
Нет, не напрасно. Так, меня спросят, - только что сказал, что женщины не хотят освобождаться?
Но, они и умирать не хотят, а от рук своего мужа они могут погибнуть, да и погибли несколько. Да, именно в этом и состоит парадоксальность ситуации.
Авторы фильма доводят мысль, что Восток погубят их замшелые традиции, которые встали на пути формирования нового восточного общества. И несколько раз подчеркивают именно это. Ведь и Гюльчатай гибнет от того, что не сумела противиться традиции – беспрекословно подчиняться мужу и это, как следствие, становится причиной гибели Петрухи, - молоденького красноармейца.
Абдулла – жестокое и безжалостное лицо Востока, зверски убивает молодого, доверчивого мальчика. Гибель молоденькой девушки и Петрухи просто доказывает, что в такой кровавой схватке в первую очередь гибнет будущее, - ни в чем не виноватая молодежь.
В фильме Саид объясняет Сухову: « Абдулла – воин…» Воин? – да никакой он не воин? – бандит и убийца! Так, это по нашим понятиям, но не по восточным. На Востоке воин - это смелый, непреклонный, безжалостный не только к тем, кто ему противостоит, он и своих не жалеет и к смерти относится абсолютно равнодушно. Такой древний Тимур, который строил пирамиды из голов своих врагов, как на известной картине русского художника – Верещагина – «Апофеоз войны»
А у Абдуллы есть враги? Как ни странно, у него врагов нет. Спросят, - как это нет? Да, нет врагов у Абдуллы. А с кем и за что он сражается? С теми, кто в данный момент ему противостоит и является препятствием на его пути. И даже тот, кто ему был другом, мгновенно становится врагом и наоборот – другом, если это выгодно - это особенность Востока, которая нами с трудом воспринимается.
А каков «путь» Абдуллы, цель его - какова? Цель проста - взять, то есть награбить богатства. Что, это цель? У Абдуллы – да, но не у Востока.
Абдулла сам противостоит собственной вере – исламу, и собственным традициям, и поэтому представляет опасность для самой восточной цивилизации.
Другой персонаж фильма – Саид, тот которого откопал Федор Сухов. Саид, в отличие от Абдуллы - настоящий мусульманин, тоже – воин, только он помогает Сухову не потому, что ненавидит Абдуллу, а совсем по другим обстоятельствам: Восток - добро помнит, вернее – конкретное добро, так же и Саид.
Подробнее о Саиде. Этот персонаж фильма не менее интересен Абдуллы. У Саида есть враг – это кровник: тот, кто отца убил, баранов забрал, и долг чести состоит в том, чтобы лично убить такого врага, то есть – отомстить. Простить нельзя – это пятно на самого Саида и на весь род Саида и на детей его. Восток помнит очень долго деяния предков и, соответственно, их промахи.
Отвлекусь немного. Однажды, мой коллега, который лет двадцать прожил на Кавказе, рассказал анекдот: «Возвращается бывший мулла в свой аул, в котором не был лет десять. Навстречу ему бежит мальчик. Он останавливает мальчишку и спрашивает: « Сколько тебе лет?». Тот бойко отвечает: « Я не знаю, но мама рассказывала, что я родился в тот год, когда мулла за столом пукнул». Этим муллой и был герой анекдота, который после этого случая вынужден перебраться в другое селение.
Как видно по фильму, герои почти не выражают эмоций, кроме жены начальника бывшей царской таможни – Настасьи. Почему, как это объяснить?
Известно всем эпическое спокойствие восточных людей. Откуда берется это спокойствие? От ислама. В исламе существует догмат о предопределении: жизнь человека написана в книге судеб у Аллаха, изменить её правоверный мусульманин не может – это восточный фатализм, покорность судьбе.
Да, в христианстве, человек сам выбирает себе дорогу, но не в исламе. Тем не менее, чувство фатализма тоже «сидит» в русской душе. В этом мы близки с Востоком. Особенно ярко это проявляется в эпизоде с древними стариками, которые во все время действия абсолютно спокойно наблюдают за драматическими событиями. Мало того, что они сидят - «давно сидим» - а один лежит на ящике с динамитом, который уже дымиться и взорвется с минуту на минуту. От взрыва с них слетают головные уборы, но они и ухом не ведут. А зачем? – чему быть, тому не миновать, значит – так хочет Аллах. Близкое нам рассуждение.
В фильме гибнет громадное количество народа, но никаких эмоций, все воспринимается как должное. Сам Федор тоже спокойно взирает на это море трупов и тоже – убивает. Нет даже намека на противоестественность войны и что-либо похожее на жалость. А тем самым и достигается объяснение того, что война, для Востока – привычное дело. Сухов и сам настолько вписался в эту цивилизацию, что не ощущает свою чужеродность и только в мечтах грезит о мирной жизни.
Интересен диалог Федора с Саидом: « У Абдуллы людей много», Сухов отвечает спокойно, чуть не весело: « Эт, – точно». О чем это? О ценности жизни на Востоке, вернее, что жизнь там не имеет никакой ценности. Наш герой воспринимает это как данность, потому, что и в России цена человеческой жизни – копейка и по нашей поговорке – « бабы еще нарожают».
Еще о Саиде и сложных взаимоотношениях между восточными людьми. Совсем не случайно Сухов произносит сакраментальную фразу – «Восток – дело тонкое». Это нам кажется, что восточный человек – самый покорный, - это далеко не так. Не надо забывать, что в исламе мусульманин напрямую связан с Аллахом, и никто не может диктовать ему свою волю, кроме всевышнего. В восточных странах невозможна армия западного образца, - с присягой, уставом и т.д. Почему? Все должно быть на основе добровольности. Правоверный считает, что все мусульмане равны перед Аллахом, поэтому подчиняется не приказам старшим по званию, а старшим в клане (тейпе).
Только в случае объявления священной войны (газават) правоверного можно зачислить в отряд без его согласия. Почему? А участия в священной войне является священной обязанностью мусульманина, а гибель во время газавата означает автоматическое попадание в рай. Вот поэтому, Саид – свободный человек и сам принимает решения.
Саид верен традициям, и убить своего кровного врага должен лично. Предупреждает Сухова: « Увидишь Жевдета, не трогай его. Жевдет – мой».
Восток вероломен, - это тоже «тонкость». Абдулла относится с уважением к Саиду – отцы были друзья, но при малейшем подозрении, приказывает разоружить и задерживает Саида.
Кто такой – Верещагин? Это мистический образ старой имперской России, который – «вот так, всех держал», и показывает кулак, да, именно так, иначе нам будет непонятен этот герой. В реальности это бывший начальник таможни: он произносит знаменитую фразу: « Я мзду не беру, мне за державу обидно».
А всем русским «обидно за державу», - почему? Русский человек – имперский человек, государственник, - так бы сейчас назвали. Если бы это было по-другому, то никогда не удалось создать огромную по масштабам империю, и дойти до Северного Ледовитого и до побережья Тихого - океанов.
Понимает ли это Сухов? Вполне. И ведет себя соответственно. Он, единственный, называет бывшего таможенника уважительно – Павел Артемьевич - и зовет его с собой. Верещагин, было - засобирался, но заплакала жена – Настасья и… старый и верный служака отказывается даже дать пулемет.
Как это объяснить? Настасья – это мистически – старая Россия с её патриархальными нравами, с её православной верой… Кстати, не случайно у Верещагиных нет детей, было дитё, но умерло в младенчестве. Этот факт показывает, что у старой России нет будущего.
Вот тут чуть- чуть, Сухов показывает свое отрицание старого уклада, фраза – «Павлины, - говоришь» - это подтверждает. Да и погибает Павел Артемьевич не от рук Абдуллы, а от того динамита, который заложил Сухов в баркас, - от революции.
И так печально кричат гуси-лебеди, которые возвращаются в родные края и крик Настасьи перекрывается жалобным ржанием раненой лошади…
Четыре человека в этом фильме гибнут безвинно, если не считать еще двух убитых жен Абдуллы: Гюльчатай, Петруха, хранитель древности – Лебедев и Верещагин. Да, жестокий Абдулла хладнокровно убил мальчика-красноармейца, но, главным виновником гибели все же является не этот бандит. А кто? – Рахимов, красный командир, который гоняется за черным Абдуллой, но никак не может его настигнуть. Мало того, Рахимов посылает с Суховым самого неспособного и самого неопытного бойца. Хотя, Рахимов и говорит, что ты – Федор, один целой роты стоишь, но, тем не менее – понятно, что ему не жаль ни Петруху, ни Сухова. Да ему и сам Восток не интересен: жены Абдуллы, ради освобождений которых и идет война – ему мешают. Почему так?
А Рахимов – тоже Восток и ничем не отличается от черного Абдуллы, именно на это намекают авторы фильма, подчеркивая эпитет – черный, а командир – красный.
Почему погиб Лебедев, - хранитель древностей? А прошлое Востока никого не интересует, так же, как и будущее. Хоть пытается Сухов кое-что объяснить Гюльчатай, о русской семейной жизни, но у него ничего не получается. Сам Восток не согласен так жить и не желает ломать традиции: Саид уверен, что это жены Абдуллы а не свободные женщины, и он может делать с ними все, что захочет.
Сухов приказывает женам Абдуллы взять самые старые ковры, а они-то и оказываются наиболее ценными.
Лебедев полностью поглощен своими историческими древностями и всеми силами пытается их сохранить. Этот хранитель - настоящий представитель культуры, который абсолютно чужд каким –либо религиозным предрассудкам. Он и икону держит неправильно, перепутав верх и низ, что невозможно для православного человека. Абдулла знает, то, что Лебедев хранит, как тайну – наличие подземного хода из старой крепости. Поэтому, гибель Лебедева – это гибель культуры, которую несет война.
Почему же Верещагин в конце фильма решает помочь Сухову? Узнал о смерти Петрухи, про которого говорил Федору: «Больно парень мне твой нравится». Непостижимым образом старый служака понимает, что Петруха, этот наивный и нескладный паренек, олицетворяет будущее России. Верещагин ни за белых, ни за красных, а за будущее своей страны готов отдать жизнь. Как я уже упоминал – фильм носит мистический, пророческий характер, как и многое в нашей жизни.
Когда снималось это кино (1969 год), никто не мог предугадать распад Союза республик свободных. Поэтому сейчас, гибель Петрухи, в этом плане – закономерна. Судьба того Союза не состоялась, не получила будущего.
А мистическая судьба товарища Сухова, как сложилась? Ведь Федор Сухов несет в себе черты былинных русских богатырей, и погибнуть может только вместе с русским народом. Так и не дошел он до дома, великий русский солдат, - провоевал весь двадцатый век.
Наступили новые времена, возродилась новая Россия. Ну и что? Восток-то никуда не делся и те проблемы, которые тогда не сумели решить, решаем сейчас, - то на Кавказе, то в Сирии…
P.S. Не вмещаются в короткий рассказ некоторые герои этой драмы, - они играют вспомогательную роль. Это – Аристарх, - хладнокровный палач, недаром его одели в красную рубашку. Самозваный, безграмотный поручик, который ничего кроме презрительной улыбки не вызывает, но пытается изобразить из себя настоящего, фронтового белого офицера. Очень показательна смерть самого Абдуллы, такая картинно – драматическая гибель и в результате, тоже – пророчески, тело лежит в луже нефти, главного богатства современного Востока. По сути, Абдулла командует международной бандой, их сейчас бы назвали – террористы. 20 – 22 февраля 2019 года. Педин В.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 7
© 07.01.2020 Валерий Педин
Свидетельство о публикации: izba-2020-2706558

Рубрика произведения: Проза -> Эссе














1