Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Творчество - огромная ответственность православного человека перед Богом. Стихи иер. Романа о творчестве и искусстве.


"Человек может делать любую работу - от самой ничтожной
 до самой великой - и спасаться этим или погибать."
 (Архим. Иоанн Крестьянкин)

"Человек - образ Божий, а поскольку Бог является Творцом,
то и человек несёт в себе отблеск этого Божественного творчества,
пытаясь выразить свой внутренний мир посредством внешнего.
Можно выражать себя через музыку, поэзию, живопись и пр.
И при этом обязательно будет прослеживаться внутреннее состояние личности."
(прот. Дмитрий Мойсеев)

"Дар Божий дается не для личного пользования, но на пользу всех.
Дарования если употребляются не на добро, служат в погибель."
(Схиархим. Иоанн Маслов)


"Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем. Не тот славен, кого мир славит, но тот, кого Бог прославит."
(Свят. Тихон Задонский)



Если каждому христианину даётся Богом жизненный крест, то нам которые, много или мало, занимаемся творчеством, Господь даёт ещё один крест, при том нелёгкий. С одной стороны зарыть наши таланты в землю нельзя, а с другой нам нужно с большой ответственностью и духовным рассуждением употребить их. Потому что, "от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут."(Лк. 12:47)




"Мир - дикий сад, заросший сорняком."


Нет, эти слова не произнёс кто-то из наших православных Святых Отцов. Так Шекспир аттестует мир, устами Гамлета. А затем добавляет: "Офелия, иди в монастырь. Если ты будешь белее снега, что на горных вершинах, и тогда мир забросает тебя грязью."
Да, мир - чудовище, если не угодишь ему, повернётся и жестоко разтерзает тебя. Он любит лишь тех, кто пляшет здорово под его дудку.
Я никого не зову в монахи и сама не собираюсь идти в монастырь. Однако, если человек называет себя христинином, при том православным, он должен никогда не забывать в Кого поверил, по примеру св. ап. Павла. Бог, вечность и спасение человеческой души, должны занимать самое первое место в его жизни. Они должны стать его жизненными приоритетами. Иначе он зря называет себя именем Христовым.


Духовность - не культурный досуг и наслаждение плодами какого-либо искусства. Подобной неразборчивостью страдают много людей, более всего интеллигенция – люди науки и культуры. Они склонны приписывать духовность различным произведениям искусства: литературе, живописи, народным обрядам, фольклору, научным познаниям и тому подобному, независимо от их религиозного содержания, и даже без такового.
В социалистический безбожный период духовными считались люди, которые ходили на выставки, в кино, читали книги, а также светские поэты, писатели, художники и т.д. И если неверующий, и погрязший в душевности человек считает так и сейчас, то мы, верующие в Бога знаем, что духовность - это состояние человека, характерезуемое его личностными взаимоотношениями со своим Творцом и которое обуславливает его личное отношение к выполнению Божиих заповедей. Поэтому нам нужно очень серьёзно задуматься, как употребляем таланты, данные нам Богом.

Душевное творчество доставляет только эстетическое удовольствие, дарит творцу славу и почёт от мира сего, но переродить и спасти человеческую душу оно не может:

"Некоторые говорят, что науки и искусства, особенно музыка, перерождают человека, доставляя ему высокое эстетическое наслаждение. Но это неправда. Под влиянием искусства: музыки, пения и т.д., человек, действительно, испытывает наслаждение, но оно бессильно переродить его." (Преп. Варсонофий Оптинский)
Душевный человек живёт своими эгоистическими эмоциями, чувствами и пристрастиями, любит искусство, музыку, поэзию, которые удовлетворяет его желания, страсти и мечты. Ему этого достаточно. Он жаждет земного счастья и о небесном не думает или если думает, строит его в своем сознании таким, каким ему хочется. Для него злой демонический мир - лишь бабушкины сказки, небылицы. Когда ему предлагают отказаться от такой жизни или, хотя бы, взять её под контроль, чтобы спасти свою душу для вечности, в нём поднимается волна возмущения. Ведь чувственная жизнь и есть самое главное для него в жизни. Погрязший в душевности, он не способен вместить вещаний Духа, не разумеет их и не приемлет: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно" (1Кор.2:14). Дух Православия - это Дух Божий, соединяющий нас с Господом в Пресвятой Троице. Раз прилепившись к Истине, мы должны не отходить от неё и искать прежде всего "Царства Божия и Правды Его"(Мф. 6:33).




Никто не отрицает позитивное душевное творчество. Пока наша душа находится в бренном теле и на этой земле, ей хочется радоваться жизни, восторгаться всем прекрасным вокруг, быть счастливой, любить и быть любимой. Но все это не должно выходить за рамки заповедей Божиих.



Наш путь к Богу и спасению проходит от душевного к духовному, но душевное творчество христианина должно знать своё место. Бога нельзя поставить где-то в удалённом уголке нашей души, а наше душевно-плотское у парадного её входа, чтобы угодить кому-то, чтобы быть популярными, чтобы нас любили, слушали и читали.
Можно совмещать духовное с душевным, единственно тогда, когда душевное подчинено духовному, а наш дух – Духу Божьему. И как мы будем спасать свои души, как будем возрастать духовно, если бросим свой талант в пучину душевных переживаний и эмоций нашего ветхого человека? Мы должны постоянно бороться с ветхим человеком, чтобы потушать его греховные чувства и страсти, а не воспевать их в стихах и песнях. Нельзя занимать общество своими "исповедями", которые читают люди разного возраста и мировоззрения. Нам известно, где нужно исповедовать свои грехи и как строго Евангелие относится к соблазнителям. Ещё пагубнее для нас будет, если мы допустим в наше творчество язычество, суеверие и всякий демонизм или будем восхвалять все это в чужом творчестве, чтобы угодить кому-то. Если мы верим в Единого Бога Отца Вседержителя,то тогда никакие там боги, богини и всякие языческие или мифологические божества и кумиры не должны иметь место в нашем творчестве.



Многие из тех, которые называют себя поэтами и писателями, твердят, при том очень уверенно, что Бог вкладывает в их голову всё, что пишут. Это очень опасное самозаблуждение. Согласно консолидированному мнению Святых Отцов нашей православной веры, мысли в своём происхождении имеют троякую природу: от Бога, от дьявола, и, собственно, от естества – от самого человека. Так что дар поэтический от Бога, но то что поэты и писатели пишут, может быть и плодом демоническим, и плодом нашего ветхого, неочищенного от страстей естества. Человек, созданный по образу и подобию Божьему – существо творческое и свободное; он сам строит свою жизнь. Всё зависит от нашего произволения. И может соглашаться или не соглашаться с мыслями, приходящими справа или слева, от Бога или от дьявола. Из этого, в конечном итоге, складывается его вечная участь.

"Настоящее, т. е. свободное от демонического влияния творчество всегда чуждо гордыне, тщеславию, греховности и безнравственности. Художник же, становящийся ретранслятором творческих упражнений демонов, как правило, быстро теряет нравственные ориентиры творчества, в его стремлении к “самовыражению” – “все позволено”, как бы скверно это ни было. Все больше в нем разрастается болезненное тщеславие и самолюбие." (Игумен Ефрем (Виноградов-Лакербая)
При том, очень опасное. "Некоторые поэты "улетают" как бы в некие духовные сферы, слышат голоса и тому подобное. И мы имеем массу примеров, когда подобное увлечение откровениями, восторгами и т.д. приводило к трагедии в жизни людей. Потому что для того, чтобы войти в общение с миром Божественным: с Богом, с Ангелами, святыми, - нужно достичь уровня большой духовной чистоты. А чтобы войти в общение с миром падших духов, такого труда не требуется. Это намного легче, доступнее. Поэтому, к сожалению, большинство, входя в общение с иными мирами, контактирует с вполне конкретным миром — с миром падших духов, а это не может не погубить человека.(прот. Дмитрий Мойсеев)

"Зло в природе, особливо в человеке, так замаскировано, что болезненное наслаждение им очаровывает юного художника, и он предаётся лжи, прикрытой личиною истинного со всею горячностию сердца… Большая часть талантов стремилась изобразить в роскоши страсти человеческие. Изображено певцами, изображено живописцами, изображено музыкою зло во всевозможном разнообразии. Талант человеческий, во всей своей силе и несчастной красоте, развился в изображении зла; в изображении добра он вообще слаб, бледен, натянут.
Истинный талант, познав, что Существенно-Изящное - один Бог, должен извергнуть из сердца все страсти, устранить из ума всякое лжеучение, стяжать для ума Евангельский образ мыслей, а для сердца - Евангельские ощущения. Первое даётся изучением Евангельских заповедей, а второе- исполнением их на самом деле… Когда усвоится таланту Евангельский характер , -а это сначала сопряжено с трудом и внутреннею борьбою,тогда художник озаряется вдохновением свыше, тогда только он может говорить свято, петь свято, живописать свято… Чтоб мыслить, чувствовать и выражаться духовно, надо доставить духовность и уму, и сердцу, и самому телу. Недостаточно воображать добро или иметь о добре правильное понятие: должно вселить его в себя, проникнуться им.
(Свят. Игнатий Брянчанинов)

"Если человек духовными глазами будет смотреть на мир, то любое явление мира, перестанет быть "мирским" в смысле греховным и наоборот. "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною".(1Кор.6:12)
И, стараясь исполнять волю Божью, он не будет оглядываться на мнение людей, осуждающих его, и не творит грех в угоду им, чтобы не быть осуждённым вместе с ними.





Стихи иер. Романа (Матюшина-Правдина) о творчестве и искусстве.



Искусство. Творчество. Два брата-близнеца?
Да не прельстит вас пагубное сходство.
Один во власти падшего уродства,
Другой внимает Красоте Творца.

Двум господам служить никак нельзя.
Искусство тешит ветхое творенье,
А творчество взывает к обновленью.
Искусство – идол, творчество – стезя.

Куда стезя? Отнюдь не на Олимп.
Служенье музам смертоносно многим,
А творчество смиренное о Боге
Явит Адама первозданный лик.

21 октября 1997
Санкт-Петербург

* * *
ПОЭТУ

Ты взял перо. Надумал стать поэтом,
Чтоб миру показать свой бриллиант.
Сначала рассуди, твоё ли это?
Быть может, у тебя другой талант?

Поэзия – подобие моленья,
Удел её – к Святому возводить.
А без Творца — прими остереженье —
Ты станешь вытворять, а не творить.

В служеньи слову многое двулико,
Есть крайности – пророки и шуты.
Не выставляйся пред толпой великим:
Написанное выявит, кто ты.

29 апреля 2001
скит Ветрово

* * *
Поэтов ныне целая орда.
Кто словеса, кто рифмы заостряет.
Труды похвальны, но одна беда:
Немногие Небесному внимают.

А мы пошли совсем другим путём –
Воображенье ум не горячило.
Я выбрал Бога. Размышлял о Нём.
И предстоял, пока перо строчило.

Честным Крестом отгородясь от муз,
Душа лампадой слово зазоряла.
О Боге пел. И только потому
Мой тихий голос Родина узнала.

Писал не ради красного словца.
И, не хвалясь, — что не своим хвалиться? —
Скажу ещё: по Милости Творца
С молитвой песне удалось сродниться.

Лукавый мiр вниманьем обойдёт.
По правде говоря, сие не ранит:
Покуда Православие живет,
И нас пред Богом кто-нибудь помянет.

5 мая 2001
скит Ветрово

* * *
Когда слова теряют назначенье
И служат для пустого развлеченья,
Тогда поэты не стихи слагают,
А в изголовье угли собирают.
(А что уж говорить о зубоскалах,
Им собранного явно будет мало.
А то, что государство награждает,
Так это только пламя раздувает.)
Слова подобны тем отроковицам,
Которые во Храм вели Царицу.
Всё Господу! К чему слова гнилые —
Глумливые, насмешливые, злые?
Освободите путь отроковицам!
Не отдавайте Храм души блудницам!

8 января 2004
скит Ветрово

* * *
Не Шекспиром и не Рафаэлем
Человеческий дух должен жить!
И Гомер, и Шекспир — суемели,
Коль с пророками оных сравнить.

Самый малый пророк — вестник Божий
И всегда в просветлённом уме.
Ну а муза без мрака не может,
И возносит её, кто во тьме.

Понимаю, на что замахнулся,
Мы пред миром давно не в чести́.
Пусть прельщается, кто не очнулся,
Кто Евангелие не вместил.

Для прельщённых — великая дерзость,
Возмутятся — чего он несёт!

Мiру славное — Господу мерзость:
Мiр не принял Христа, вот и всё!

23 января 2006
скит Ветрово

* * *
Горюет флейта — молится металл.
К кому обращено сие моленье?
Иль человек без Бога богом стал?
Когда успел взойти без восхожденья?

Тоска о Рае. Слово, образ, звук
Порой из ока источают влагу.
Молитва — всё, где воздеянье рук,
Но благо то, что направляет к Благу!

Тоскует флейта, впору зарыдать,
Грустит певунья, ублажая вкус твой…
Молитва ни к кому и в никуда —
Вот что такое светское искусство!

23–24 мая 2006

* * *
Поэзия — не то, что нас спасает:
Прекрасен звук, да житие с душком.
Пусть вдохновенно воздух сотрясает
Любимец мiра бо́рзым языком.

Ему почёт, ему мiрская слава,
А нам — уединение с Творцом,
Лазурь небес, покойные дубравы…
О, мы богаче сказочных купцов!

7 октября 2006
скит Ветрово

* * *
Мы от Бога есмы: иже знает Бога, послушает нас (1 Ин. 4: 6).

Мiр любит тех, кто мiру песнь слагает,
И хвалит, и возносит гордый глас.
А мы от Бога… тот, кто Бога знает,
Послушает глаголы без прикрас.

Кто не от Бога — тот отринет слово
За простоту и безыскусный слог:
Не до зерна любителю поло́вы,
Кто мёртв душой, тому не нужен Бог.

9 октября 2006
скит Ветрово

* * *
Как мало тех, кто шествует горе́!
Служитель слова, не пленись тщетою:
Велик не гений мыльных пузырей,
А тот, кто дышит Божьей Красотою.

5 ноября 2006
скит Ветрово

* * *
Мiр — краснобай от пустоты,
Он любит самовозношенье.
Слова Писания просты:
Не терпит Правда украшенья.

Кто красит Красоту? Зачем?
Ужель когда-нибудь сравнится
Булыжник в дорогой парче
С алмазом в полинялом ситце?

О, если бы творцам познать,
Что им дана стезя другая:
Творить добро, как выдыхать,
Любовь к Создателю вдыхая!

21 марта 2007
скит Ветрово

* * *
О, сколько полуправд и лжи
В великих книгах человечьих!
Кого насытили, скажи,
Благие недержанья речи?

Способность мiра — расщеплять.
Уж столько леса нащепили,
Что горы щепок не убрать,
Хотя б тысячелетья жили.

Однако молвим обо всём,
Одни и те же мысли гложем,
И ни глаголом, ни умом
Коснуться Божьего не можем.

Так что мы знаем? Ничего!
А многословим, будто знаем.
Но внешним ли познать Того,
Кто даже не воображаем?

Науки выпиты до дна,
Изучен мiр с лица, с изнанки —
Но нашим знаниям цена,
Как той же дырке от баранки.

Нет, только Дух нас приведет
К Тому, Кто Дух нам посылает.
Молитва, подвиг — вот восход!
Ведомый Духом — тот познает!

31 марта 2007
скит Ветрово

* * *
А рифмы — рифы в океане слов.
Кого они частенько задевают,
Тот плавает у самых берегов
И о глубинах ничего не знает.

15 апреля 2007
скит Ветрово

* * *
Не делайте кумиров из поэтов!
Не надевайте нимбы на рога!
С огнем ищите праведных по свету:
Их дух нужней, чем яркая строка.

Зачем толочь всё время в ступе воду,
Ломая копья, множить суету?
Велик не тот, кто забавлял народы,
А тот, кто души приводил к Христу!

Кто сколь привел? А наш ли этот труд?
Есть Божий Суд!

14 декабря 2012
скит Ветрово

* * *
Маэстро кисти и палитры,
Певец изящной красоты,
Маг полотна, объект молитвы –
Всё это ты, всё только ты.

Міры иные создавая,
В порыве напрягаешь взгляд.
Живописуешь, сознавая
Свой дар, свой гений, свой талант.

Вовсю внимая вдохновенью —
Всегда ли с нужного конца?
Перемешав Творца с твореньем,
Собою заменил Творца.

Полубезбожник, полумистик,
Опомнись, друже, поостынь.
Ты, может быть, и гений кисти,
Но не источник красоты.

Оставь надменное творенье,
Гордыню духа укроти.
Диагноз твоего паденья —
Любая из твоих картин.

Забудь о красоте безликой —
Она есть Бог, она свята.
И потому сказал великий:
Спасёт народы Красота.

Так будь же зеркалом у Бога
И, очищаясь, отражай.
Иначе Красоту не трогай,
Не создавай, не искажай.

28 марта 1991
п. Лисьё

* * *
Уловка века

Сплетает сети век для всех живых,
И дружба с мiром главная из них.

Во время о́но в келиях отцов
Не вспоминали муз и их певцов.

Питали ум твореньями святых
И отгоняли пустозвучный стих.

Мiр жил своим, а Церковь — Чистотой,
Не потому ли звали Русь Святой?

А нынче даже сам митрополит
Перед гробницей гения кадит.

Глаза ведущих ослепил Олимп,
И на рога навешивают нимб.

Голгофу заменили на Парнас!
Они ведут или уводят нас?

О дружба с мiром, студные дела!
Ты столько душ в геенну низвела!

Ты с теми, кто сроднился с суетой
И всуе призывает Дух Святой…

Остановись у бездны, род людской:
Спасётся только Божий, не мiрской.
7-15 июля 2019
Скит Ветрово

* * *
О СВЯТОСТИ

Желающим канонизировать классиков

О, как бы нам не погрешить,
Хваля или пороча!
Не страстному уму судить –
Кто свят, а кто не очень.

Мы все стоим на острие,
Желая совершенства…
Не за талант – за житие
И святость, и блаженство.

28 сентября 2016
Зелёный Бор

* * *
ИДОЛОПОКЛОНСТВО

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27).
(Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.)

Что в Вечности не пригодится,
Сегодня искушает нас.
Давно пора определиться:
Или Голгофа, иль Парнас.

Мір мерит нецерковной мерой,
Неся, как знамя, суету.
А мы глядим глазами веры
И слышим с радостью: ату!

Ликуй, заброшенная лира!
Пущай клевещут — толку в том?
Нам поругания от міра
Как оправданье пред Христом.

Доходят споры до глумленья,
Со всех сторон грохочет гром.
И волю Божью с попущеньем
Мешают юные умом.

И в близорукости греховной,
Наперекор духовникам,
Роднят душевное с духовным —
Плоды каждения божкам.

И это верность, это вера?
Невкусен хлеб святых отцов?
Само спасение — химера,
Когда слепцы ведут слепцов.

Да кто же идолов оставит?
Кричат согласно там и тут,
Что их без идолов раздавят —
Руками голыми возьмут.

Сражаться, видимо, придётся
И кровь пролить за отчий кров.
Но вдруг Создатель отвернётся,
Коль уповаем на божков?

Глядит недоуменно зритель,
Самим кумирам невдомёк:
Был богоборец — стал спаситель,
Был матерщинник — стал пророк.

Не окультурила культура
Того, кто Божий страх забыл:
И гений от литературы*
Крестьян в усадьбе материл.

Совсем запутали всезнайки
С высокой думой на челе:
За мат ругают быдло в майке —
Во фраке быдло им милей.

За всё, за всё придёт расплата,
За умноженье слов гнилых.
Вы в самом деле против мата?
Начните с идолов своих.

И, вседозволенность бичуя,
Мы красотою дорожим:
Зима! Крестьянин торжествуя… —
За эти строки ли виним?

Бранят, пропитанные міром,
За потрясение основ.
Им богохульства от кумиров
Угодней иерейских слов.

И где увидели крамолу?
Священник не туда ведёт,
На мір взирая от Престола,
А не с языческих высот?

От пустозвонов — пустозвонство.
Кумиров тащат в Божий стан!
Изы́ди, идолопоклонство
От православных христиан!

Клянут, ругаются – похоже,
Творят неведомое им.
А мы, по Заповеди Божьей,
Клянущих нас благословим.

17 января 2017
скит Ветрово

* Толстой и пр., и пр., и пр.

* * *
Начинающему поэту

Испытывайте, что благоугодно Богу,
и не участвуйте в безплодных делах тьмы,
но и обличайте (Еф. 5:10–11).

Пиши, поэт, о чём желаешь,
Шагай проторенной тропой.
Резвись, покуда не мешаешь
Вести народы на убой.

Не вздумай обличать пороки,
Указывать на ложь и грязь:
В своём Отечестве пророков
Никто не видел отродясь.

Чем больше слово развлекает,
Тем радостней ему внимают.

Мiр ненавидит тех, кто смеет
Ступать не так, как он велит:
Измену Родине приклеит
И мракобесом заклеймит.

Не обличай, живи счастливо
За счёт мертвеющей души —
Ни вожаков сребролюбивых,
Ни власть, погрязшую во лжи.

Отметят орденом служенье —
За отвлеченье от Спасенья!

Пиши о солнце и о тучах,
Мечтою в небесах витай,
Иначе отповедь получишь,
А впрочем, вот тебе, читай:

Не увлеклись ли мы судами,
И эффективен ли наш суд?
Те, кто дремать привык годами,
Суда не жаждут и не ждут!

Ведут написанные строфы
Иль на Олимп, иль на Голгофу!

Иеромонах Роман
6 июля 2020
Скит Ветрово

* * *
ВЫБОР

Есть две горы — Голгофа и Парнас.
А выбор и последствия — от нас.

И каждая наглавьем из венца
Влечет к себе несхожие сердца.

Неверному никак не разглядеть
Под смертью — Жизнь, под суежизнью — смерть,

И царство Света, и лжецарство тьмы!
Воюют горы? Нет, воюем мы!

И что б ни взял ты, кисть иль карандаш,
Одной горе хвалу и честь воздашь.

Куда бы ни направил сердца взор,
Он устремится на одну из гор.

И где бы ни был, в поле, в алтаре, —
Приносишь дар всегда одной горе.

И в смертный час наследуем дары
От некогда возлюбленной горы.

И у́зрят все — о Радость, о туга́! —
Кто Спаса, кто губителя-врага.

13-17 января 2013
http://vetrovo.ru/









Рейтинг работы: 60
Количество отзывов: 5
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 1015
Добавили в избранное: 1
© 08.12.2019г. Цвета Моканова
Свидетельство о публикации: izba-2019-2687560

Метки: творчество, ответственность перед Богом, православный, человек, иеромонах, Роман, Матюшин-Правдин,
Рубрика произведения: Проза -> Другое


Ирина Ондронова       28.12.2019   16:02:47
Отзыв:   положительный
Милая Цветочка! Почитаешь Ваши статьи, и словно из ковшика хрустальной живой водицы хлебнешь! Спасибо, дорогая, за урок настоящего, богоугодного творчества! За духовные стихи Иеромонаха Романа,направляющие, наставляющие и оберегающие от ошибок! С наступающим Новым Годом, дорогая! Здоровья Вам, праздничного настроения и радости!

Цвета Моканова       19.02.2020   23:08:00

Дорогая Ирочка, благодарю сердечно за поздравление, простите мой запоздалый ответ.
Примите мои самые добрые пожелания Вам и всем, милым сердцу Вашему. Храни Вас Господь!
Любовь Григорьева 2       19.12.2019   20:15:24
Отзыв:   положительный
Цветочка, дорогая, очень поучительные и полезные и проникновенные строки!
Они наполняют душу и сердце мудрыми мыслями, которые нужны нам
в этой непростой и сложной жизни!
Огромное вам СПАСИБО!!!
С Праздником Вас! С Днём Святого Николая Чудотворца!
Пусть он хранит Вас и оберегает по жизни!


Надежда Вивчарик       19.12.2019   13:23:30
Отзыв:   положительный
Очень полезные, поучительные, душевные строки, дорогая Цвета!!!
Они. как священный родник питают нас мудрыми мыслями которые
так нужны нам в этой непростой жизни! Спасибо Вам огромное!
С Праздником Вас! С Днём Святого Николая Чудотворца!
Пусть он оберегает Вас по жизни с Богом в сердце!


Татьяна Макарова       08.12.2019   17:23:08
Отзыв:   положительный
Спаси Господи, Цвета! Очень полезное чтение! Прочла все на одном дыхании. Храни Вас Господь!

Графиня       08.12.2019   12:12:42
Отзыв:   положительный
Цветочка, благодарю за интересный пост и прекрасные стихи авторов. С теплом, Люба

















1