Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Негаснущий костёр Якова Полонского


Негаснущий  костёр Якова Полонского
Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту.

Ночь пройдёт, и спозаранок
В степь далеко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.

На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни!
Как концы её, с тобою
Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?

Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!

Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту.

Это знаменитое стихотворение стало романсом и распевается уже полтора века. А сочинил его поэт, которому исполняется в эти дни 200 лет - Яков Петрович Полонский (1819 – 1898).

Яков появился на свет в центральной части России – городе Рязани. В большой семье он был первенцем. Его отец, Полонский Петр Григорьевич, происходил из обедневшего дворянского рода, был чиновником-интендантом, состоял на канцелярской службе у городского генерал-губернатора. Мама, Наталья Яковлевна, принадлежала древнему русскому дворянскому роду Кафтыревых, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием семерых детей. Она была очень образованной женщиной, любила читать и записывать в тетрадки романсы, песни и стихи.
Сначала мальчик получал домашнее образование. Но, когда ему исполнилось тринадцать лет, умерла мама. Отец был назначен на казенную должность в другой город. Он переехал, а дети остались на попечении родных Натальи Яковлевны. Они определили Якова на обучение в Первую рязанскую мужскую гимназию. В провинциальном городе это учебное заведение считалось на тот момент центром культурной жизни.
В то время на пике славы были русские поэты Александр Пушкин и Владимир Бенедиктов. Подросток Полонский зачитывался их стихами и сам понемногу начал сочинять, тем более что заниматься рифмованием тогда стало модным. Преподаватели отмечали, что юный гимназист обладает явным поэтическим талантом и проявляет в этом отличные способности.

Решающее влияние для выбора Полонским дальнейшего литературного жизненного пути оказала встреча с поэтом, одним из основоположников романтизма в русской поэзии Жуковским Василием Андреевичем.
В 1837 году в Рязань приехал цесаревич Александр II, будущего императора принимали в мужской гимназии. Руководитель учебного заведения поручил Якову сочинить два куплета приветственных стихов. Один куплет гимназистский хор исполнял под мелодию «Боже, царя храни!», которая стала гимном России за четыре года до этого.
Прием престолонаследника прошел успешно, и вечером руководитель гимназии устроил по этому поводу торжество. На мероприятии Яков встретился с автором слов гимна Жуковским, который сопровождал цесаревича в поездке. Маститый поэт хорошо отозвался о стихотворном творении Полонского. А когда гости уехали, директор гимназии вручил Якову от них золотые часы. Такой подарок и хвала Василия Андреевича закрепили мечту Полонского связать свою жизнь с литературой.
В 1838 году Яков поступил в Московский университет. Он стал студентом юридического факультета, но по-прежнему писал стихи, принимал участие в университетском альманахе «Подземные ключи».

При помощи знакомых в 1840 году его стихи напечатали в издании «Отечественные записки». Литературные критики (в том числе и Белинский) высоко оценили первые поэтические работы молодого стихотворца, но прожить лишь за счет сочинительства было невозможно. Студенческие годы Полонского проходили в постоянной нужде и бедности. Ему приходилось подрабатывать, давая частные уроки и занимаясь репетиторством.
Бедственное положение стало главной причиной того, что по окончании университета осенью 1844 года Яков покинул Москву. Хоть в «Отечественных записках» и вышел первый сборник его стихов «Гамма», денег по-прежнему не было. Полонскому представился шанс устроиться на работу в таможенное ведомство в Одессе, и он этим воспользовался.
Весной 1846 года ему предложили канцелярскую должность у кавказского наместника графа Воронцова, и Яков уехал в Тифлис. Здесь он состоял на службе до 1851 года. Полученные на Кавказе впечатления, история борьбы России за укрепление южных границ, знакомство с обычаями и традициями горцев навеяли поэту его лучшие стихи, которые и принесли ему всероссийскую известность.

В Тифлисе Полонский вел сотрудничество с газетой «Закавказский вестник» и выпустил сборники поэзии «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). Здесь же он печатал рассказы, очерки, научные и публицистические статьи.
В 1851 году поэт переехал в столицу. В Петербурге он расширил круг своих знакомств в литературном сообществе и много трудился над новыми произведениями.
В 1855 году выпустил следующий поэтический сборник, который с большой охотой публиковали самые популярные литературные издания России – «Отечественные записки» и «Современник».
Умер Яков Петрович 18 (30) октября 1898 года. Его похоронили в селе Льгово Рязанской губернии в Успенском Ольговом монастыре. В 1958 году останки поэта перезахоронили на территории Рязанского кремля.

Так уж сложилось, что беды и неудачи преследовали Якова Полонского всю жизнь. В детстве он лишился матери, а отец, отправляясь к новому месту службы, вынужден был оставить сына в Рязани на попечении бабушки и тёток.
Поэт Василий Жуковский, заметивший поэтическое творчество рязанского гимназиста, впоследствии уехал на долгое время за границу и не смог оказать поддержки своему юному собрату по перу.
Первая любовь Якова, не успев развиться, закончилась смертью его возлюбленной.
В семейкой жизни Якова Полонского постигло неизбывное горе: в раннем возрасте умер его сын-первенец, а вслед за ним скончалась и жена поэта.
Не везло выдающемуся «певцу грёз» и после смерти, последовавшей в 1898 году. Могила поэта, захороненного под Рязанью, на кладбище Богородице-Успенского Ольгова монастыря, со временем оказалась на территории… исправительно-трудовой колонии, и только в 1959 году прах поэта обрёл покой на территории Рязанского кремля.

Члены Рязанской учёной архивной комиссии выступили с инициативой установить памятник поэту на его родине – в Рязани. Однако сразу решить этот вопрос не удалось, а затем последовали грозные события: русско-японская война, первая революция, первая мировая война, – и русскому обществу и государству стало не до памятников…
После Октябрьского переворота «пламенные революционеры», захватившие власть, активно ставили памятники вождям да борцам революции, а Якова Полонского большевистские деятели отнесли к так называемым поэтам чистого искусства, следовательно, памятника ему не полагалось – ведь Яков Петрович не звал народ к топору, а воспевал красоту и любовь…
В годы так называемой «оттепели» рязанцы подняли на щит Сергея Есенина, а про другого своего знаменитого поэта-земляка опять забыли, и «поэт грёз» оказался как бы в тени певца «рязанских раздолий» …





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 18
© 05.12.2019 Игорь Рудой
Свидетельство о публикации: izba-2019-2685965

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ














1