Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Об отчуждении. Продолжение, часть 2


Так что же отчуждается у человека и является ли это злом, можно ли с этим бороться и как победить?

На самом деле, человек в момент своего рождения не только отчуждается от материнского чрева, но и попадает в чуждый ему мир – как природный, так и культурный, то есть в цивилизацию. Рожая, мать отчуждает от себя плод, который в период вынашивания был частью ее самой. С этого момента, с момента рождения, человек становится полностью «отчужден» от среды, в которой он зародился. Родительская забота о ребенке – это всего лишь компенсация за это первоначальное отчуждение плода от матери. Говорить в данной ситуации о значении отчуждения – это решать вопрос: что лучше – остаться во чреве или все-таки родиться на свет.

Думаю, каждый предпочтет всё-таки родиться.

Такая постановка вопроса кажется простой и даже глупой, однако это отправная точка в решении каких-то более общих и актуальных проблем.

Я хочу подчеркнуть свою мысль: реально человеку принадлежит только он сам. Понятно также, что лишить человека можно чего угодно, в том числе его органов и самой жизни. Таким образом, убийство человека можно трактовать как отчуждение его от жизни.

Все это не так просто, как кажется. В чем здесь, как говорится, «фишка», или диалектика вопроса?
Диалектика состоит в противоречии между бесконечностью жизни как таковой и конечностью существования каждого конкретного человека.

Вот эта диалектика, как мне кажется, не улавливалась творцами марксизма. Оперируя большими социальными категориями, такими как класс, товар, производство, орудие труда и т. п., основоположники выпускали из внимания человека, но не как явления социальной жизни, а как конкретное биологическое существо, важнейшая потребность которого – жить. Полагаю, что это единственная базисная потребность человека, в то время как все остальные потребности, в том числе – продолжение рода, творчество, самореализация и прочее – можно отнести, скорее, к надстроечным явлениям.

Прошу здесь читателей не торопиться с выводами, не обвинять автора в отсутствии моральных принципов и помнить, что мы решаем вопрос об отчуждении.

Итак, мы пришли к выводу, что реальным достоянием человека является он сам, или его жизнь. Я могу продать свою почку для трансплантации, чтобы поправить свое материальное положение. Это значит, что я отчуждаю от себя свой орган. Меня могут лишить жизни, то есть подвергнуть отчуждению всего целиком. Я могу покончить с собой, отчуждая себя добровольно. Но так же, как и в случае с почкой, когда я отчуждаю только часть себя, я и свою жизнь могу отчуждать не целиком, а частями.
Как это выглядит практически? Дело в том, что, если жизнь конечна, то ее можно измерить во вполне конкретных (и материальных) единицах, а именно – в единицах времени. Жизнь, таким образом, есть время существования человека. Человек может (чаще всего – вынужден) отчуждать от себя свое время в пользу тех или иных людей и коллективов. Ничего не значит то, что человек получает за это какое-то материальное вознаграждение. Ведь когда я отчуждаю от себя свою почку, я получаю за это материальное вознаграждение в виде денег. Точно так же, я отчуждаю от себя свое время, когда иду на работу и провожу там 8 часов своего времени и тоже получаю за это материальное вознаграждение в виде зарплаты.

Говорить сейчас о благе труда для человека не считаю возможным, потому что такой разговор уведет нас в сторону от нашей темы.

Важно понять, что главное частичное отчуждение человека – это отчуждение его от его времени. Иными словами, – это отъем части его жизни за то или иное вознаграждение.

Разумеется, в подавляющем большинстве случаев такое отчуждение происходит на добровольной основе, ибо жить в обществе означает именно постоянный обмен временем между его членами. То есть человек за все платит своей жизнью в виде минут, часов, лет и т. п.
Таким образом, преодолеть отчуждение абсолютно, строго говоря, означает оставить человека наедине с его существованием, полностью отдав его время на его усмотрение. Говорить о том, хорошо это или плохо, бессмысленно, потому что это невозможно. Голый человек на голой земле – вряд ли для кого-то это может быть идеалом человеческого существования.

Итак, отчуждение времени от человека необходимо и неизбежно. Оно может быть добровольным или принудительным. Я добровольно хожу на работу, где добровольно отчуждаю свое время в пользу работодателя, потому что иначе я не могу жить, а это моя основная потребность. То есть я меняю свое время на возможность его продолжения в будущем. То есть происходит обмен времени на время – времени «сейчас» на время «потом».

Подводя промежуточный итог. Мы видим, что отчуждение есть универсальная категория, потому что оно присуще не какой-то конкретной формации, политическому устройству и тому подобному, а принадлежит бытию как таковому.

В чем же социальное зло отчуждения, с которым надо бороться?

Думается, оно состоит в следующем. Работодатель (= капиталист) заинтересован в том, чтобы всё время работника принадлежало ему. Но это невозможно. Поэтому работодатель – сознательно или неосознанно – старается максимизировать то время, которое он отчуждает от работника в свою пользу, и одновременно – минимизировать компенсацию за отчужденное у работника время.

К тому же стремится и государство. Оно тоже хочет, чтобы все время его граждан принадлежало ему, государству. Не желающего расставаться со своим единственным достоянием – жизненным временем – человека государство старается прищучить по-разному. Прежде всего – путем увеличения налогов, сборов и тому подобного. Ибо мы уже поняли, что деньги, которые я получаю или отдаю, – это всего лишь преобразованное время, а именно – время моей жизни. Забрав у меня в виде налога какую-то часть моей зарплаты, государство тем самым превращает в ничто какую-то часть моего времени.
Итак, мы видим, что в современном обществе существует противоречия двух видов: противоречие между трудом и капиталом и противоречие между государством и его членами. И если первое противоречие снимается путем социальной революции, то второе можно снять упразднением государства как такового.

Такой подход к проблеме отчуждения позволяет увидеть многие вещи в новом или обновленном свете. Представим, что в какой-то фирме топ-менеджер получает сто тысяч денежных единиц, а его работники – едва ли по десять тысяч. Можно сколько угодно рассуждать о заслугах топ-менеджера, однако очевидно, что, поскольку деньги есть преображенная форма времени, то и жизненное время людей должно стоить примерно одинаково. Тогда высокая заработная плата топ-менеджера на фоне зарплат его работников выглядит как несправедливая.

Таком образом, пресловутая уравниловка при социализме было ничем иным, как попыткой выровнять стоимости жизненного времени разных членов общества.

Отсюда же становятся очевидными задачи левого движения в стране и мире. Левое движение должно стремиться не к преодолению отчуждения, взятого отдельно, потому что это требование есть бессмыслица, а к тому, чтобы в обществе количество добровольно отчуждаемого времени становилось больше, а количество принудительно отчуждаемого – меньше, пока оно полностью не сведется к нулю.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 6
© 04.12.2019 Роберт Иванов
Свидетельство о публикации: izba-2019-2685550

Рубрика произведения: Разное -> Философия














1