
Полковник Данзас в старости.
Трудно писать биографию человека, который всю жизнь свою
провел в военных походах и сражениях, никогда не имел пристанища, семьи, детей.
Единственной его наследницей после смерти оказалась племянница, дочь горячо
любимого брата Бориса.
Она-то и забрала к себе в дом и бережно сохраняла
многочисленные памятные вещи из редчайшей пушкинской коллекции дядюшки:
посмертную маску Пушкина работы С. И. Гальберга, бюст поэта, скульптора И.
Витали, копии последнего письма Пушкина барону Геккерну, многочисленные
портреты Пушкина и его друзей - И. Пущина, В. Жуковского, Е. А. Карамзиной, А.
Дельвига.
Хранилась в этом необычном и, наверное, самом первом
пушкинском музее и записка, присланная поэтом Константину Карловичу накануне
дуэли. В ней содержалась просьба к лицейскому другу помочь в деле чести и
сохранить все в тайне. Позже она исчезла. Возможно, была уничтожена самим
адресатом. Данзас не мог поступить иначе: он был связан с Пушкиным узами
лицейского и дворянского братства. И на смертном одре великий поэт вспомнил об
этом, сказав В.А. Жуковскому и П. Вяземскому: "Просите за Данзаса. Он мне
брат."
Известно о" лицейском брате" Пушкина совсем
немного и повесть его дней печальна и тяжела. Странно, но даже в солидных
источниках не упомянута дата его рождения, кроме года - 1801 (он был на два
неполных года моложе Александра Пушкина) Нет почти и сведений о его родителях,
известно только, что он происходил из старинного дворянского курляндского рода.
Начальное образование получил в Москве, в университетском благородном пансионе,
где давались хорошие знания литературы, каллиграфии, азов иностранного языка и
всего того, что было необходимо ребенку из хорошей семьи. По ходатайству
влиятельной знакомой отца, генерал-майора Карла Данзаса, графини Софьи Васильевны
Строгановой, был принят в Лицей. Вступительный экзамен Данзас сдал отлично, но
впоследствии своей репутации прилежного ученика не поддержал.
Профессор русской и латинской словесности Н. Кошанский
аттестовал его так: "Константин Данзас, кажется, мало имеет способностей,
или они переменчивы; он не может идти ровным шагом, прилежание его зависит
совершенно от глаз надзирателей; он не имеет ни столько соревнования, чтобы
сравниться с другими, ни столько рассудительности, чтобы чувствовать пользу,
почему успехи его малы и слабы".
Гувернер М. Пилецкий высказался несколько мягче:
"Нельзя сказать, чтобы не имел способностей, но свойственная ему
мешковатость, вялость, неловкость, а при том, и ленивость делают их
бесплодными". (Цитируется по книге В. Кунина "Друзья Пушкина"
т.2. М. Изд-во "Правда "1986 г)
Рыжеволосый, большой, неуклюжий, с вечно вздернутыми
бровями, натыкающийся на все углы, Данзас носил в Лицее прозвище
"Медведь" и оправдывал это обычным будничным равнодушием ко всему,
что происходило вокруг. Забивался в какой-нибудь уголок и мечтал о чем-то
своем. Но когда его задирали, он вскакивал, взъерошенный, с горящими глазами и
отвечал на злые шутки "сердитым окриком или кулачной расправой. И убедить
его в том, что он - не прав - было невозможно!" (Дословное свидетельство
Е.А. Энгельгардта - директора Лицея). Впрочем, "лицейский медведь"
был "Мишка милый", за друзей стоял горою, делился с ними последним,
неровности характера постепенно сглаживались в результате трудов наставников и
преподавателей, хотя он по-прежнему замыкал список лицеистов по успеваемости.
Впрочем, может быть, требования профессоров и гувернеров в Лицее были слишком
высоки, кто знает? Учитывая блестящую когорту выпускников, вышедшую из его
стен.
Во всяком случае, когда директору Лицея было доложено
профессором Н. Кошанским о том, что лицеисты выпустили журнал "Лицейский
Мудрец" (1815-1816 гг.) и в числе его "типографщиков" числится
Данзас, Егор Александрович не удивился, только заметил с улыбкой: "Как ни
странно, в нем довольно много склонности к искусству". (Занятиями изящными
искусствами и литературой всячески поощрялись преподавателями среди лицеистов.
Таков был дух времени и дух самого учебного заведения.)
Данзас, переписывая своим красивейшим каллиграфическим
почерком стихи и статьи, представляемые "авторами" в журнал, почти
полностью сам отвечал за подбор материалов в журнале и за их
литературно-художественные достоинства. Сохранилось несколько книг - альбомов в
сафьянном переплете вишневого цвета с золотым венком на лицевой стороне
переплета и надписью: "Лицейский Мудрец 1816 г." В конце каждого
номера журнала раскрашенные рисунки А. Илличевского, представляющие то
воспитанников, то наставников в разных сценах, отчасти описанных в статьях
журнала. Шутливые надписи "Отпечатано в типографии Данзаса" и
"Печатать дозволяется. Цензор Барон Дельвиг" завершали
усердно-кропотливый рукописный труд воспитанников.
Данзас часто выступает в журнале в роли критика и бранит
своих читателей за то, что они доставляют ему мало материала. "Если так
будет продолжаться, - со смехом пугает он читателей, - я подарю Вас
усыпительною поэмой г. Гезеля!" (т.е. Кюхельбекера) Над последним часто
звучали насмешки на страницах "Мудреца". Впрочем, совершенно
беззлобные!
Кроме пристрастия к искусствам и горячности нрава Данзас
ничем особым более не выделяется. Он из тех людей, которые проявляют свои
лучшие качества на деле.
Данзас был выпущен из Лицея офицером в армию. С 1817 года
началась его служба, полная опасностей, испытаний, частых ссор с начальством.
Всё - из-за полного отсутствия житейской хитрости и пренебрежения к формальной
стороне офицерских обязанностей. Да, впрочем, нужна ли житейская хитрость и
вычурная парадность человеку, храброму до беззаветности, благородному,
честному, не привыкшему, не умеющему жить иначе?..
Служебный формуляр Данзаса полон записями о наградах:
"золотая полусабля за храбрость" (1828); бриллиантовый перстень -
редкая высочайшая награда для офицера армии, полученная, вероятно, от
императорского имени. В официальных биографиях Данзаса об этой награде
упоминается редко - нетипично для офицера, приговоренного позднее императорским
военным судом за участие в смертельной дуэли к повешению, замененному двумя
месяцами ареста в Петропавловской крепости! В том же послужном списке упомянуто
и о серьезном ранении в плечо в 1828 году под стенами крепости Браилов
(Кавказ): "ранен пулею в левое плечо выше ключицы с раздроблением
кости".
Это ранение давало о себе знать и в Петербурге, в 1836-37
годах. Данзас носил левую руку на перевязи, а досужие сплетники после дуэли
уверяли, что он был ранен Дантесом.
Ни обилие наград, ни простреленное плечо, ни даже контузия в
ноге не могли уволить храбрейшего, беззаветно преданного армии и солдатам,
офицера от военной службы. Ему не раз предлагали теплые и хлебные места при
штабах, но он неизменно отказывался, заранее зная, что не поладит с
начальством. Кочевая жизнь была ему больше по душе.
Она же завела его в 1820 г в Кишинев, где он повстречался с
Пушкиным. Встречались они и на праздновании Лицейских годовщин - трижды.
Последний раз эта встреча произошла 19 октября 1836 года. Подполковник Данзас
находился в Петербурге в ожидании нового назначения.
Разумеется, давая показания следственной комиссии,
разбиравшей обстоятельства дуэли, в интересах чести погибшего друга, Константин
Карлович не мог сказать, что знал о поединке сколько-нибудь заранее.
Он говорил, что случайно повстречал Пушкина 27 января 1837
года (дата ст. стиля) на улице, вместе с ним пошел в кондитерскую Вольфа, потом
во французское посольство, где произошел разговор Пушкина с Д′Аршиаком -
секундантом Д′Антеса. Пушкин представил Данзаса, как своего секунданта.
Отказаться от участия в поединке было по всем представлениям - немыслимо!.. А в
пять часов пополудни того же "генваря 27", после последних
приготовлений к дуэли - покупки оружия в магазине Куракина - отправился, вместе
с остальными прямиком на Черную речку, к Комендантской даче, везя с собою лист
бумаги на котором были записаны условия поединка. То же самое утверждали, помня
предсмертный наказ поэта, Вяземский и Жуковский, Плетнев и А.И. Тургенев.
Следственной комиссии пришлось поверить им на слово. Поверим и мы, ведь возможная
кучка пепла, оставшаяся от записки, в которой поэт просил друга помочь "в
деле чести" - не аргумент... Суровый приговор был вынесен Данзасу, главным
образом, за недонесение о дуэли властям.
Думается, после гибели друга, после самых мучительных, тяжелых
дней в жизни, Константин Карлович не боялся уже ничего: ни петли, на шею, ни
вражеской пули, ни разжалования в рядовые! Он был рад тому, что в последние дни
Пушкина мог находиться при нем, облегчать, чем умел и мог, его страдания и
страдания Натальи Николаевны, которой он первым принес ужасную весть. Ее,
впавшую в отчаянье, друзьям порой приходилось силой уводить от умирающего... И
часто это делал именно Данзас. Не случайно, больная Наталья Николаевна, в
первые же дни после смерти мужа написала прошение императору о дозволении
Данзасу препроводить тела друга до места последнего успокоения и не наказывать
слишком строго. В первом Данзасу было отказано - император не пожелал нарушить
закон, карающий дуэлянтов. Об остальном мы знаем. 19 мая 1837 года инженерный
подполковник К.К. Данзас был освобожден из Петропавловской крепости. О чем он
вспоминал в камере? О тех, самых страшных для него днях, о мучениях Пушкина,
дошедших ночью накануне смерти до такой степени, что поэт решился покончить с
жизнью. Он попросил слугу, ухаживающего за ним, принести пистолеты. Но тот,
выйдя из комнаты, благоразумно предупредил Данзаса. Константин Карлович,
молниеносно вернулся в кабинет и забрал пистолеты у Пушкина, который уже
спрятал их под одеяло. Вся эта "молчаливая дуэль" произошла так
быстро, что никто не узнал о ней до той поры, пока воспоминания о последних
днях поэта не были опубликованы в 1863 году в записи близкого друга Константина
Карловича А.Н. Аммосова.

Почему столь поздно? Возможно, Данзас щадил память и сердце вдовы
поэта, которой не стало в том же 1863, осенью, а, может быть, были какие-то
другие причины - теперь не узнать. В то время представления об этике были иные,
чем теперь. Данзас был истинно человеком чести. Только ему доверил Пушкин
список долгов, которые подлежало заплатить немедленно и попросил сжечь
некоторые бумаги. И по прошествии многих лет Данзас не перечислил, какие
именно. Тайна была сохранена. Софья Николаевна Карамзина называла П.
Вяземского, В.А. Жуковского и К.К. Данзаса, "тремя ангелами-хранителями"
поэта, облегчившими его последние минуты.
Выйдя из-под ареста, Данзас долгое время послужил в
Санкт-Петербургской инженерной команде, потом опять не поладил с начальством и
был отправлен по его личной просьбе, на Кавказ, командовать Тенгинским полком,
где служил М.Ю. Лермонтов. По отзывам людей бывалых, в частности декабриста
Николая Лорера, храбрости, подобной храбрости полковника Данзаса они не видели.
Она была беспримерной. В 1839 году К.К. Данзас был назначен помощником генерала
Николая Николаевича Раевского, возводившего форты Черноморской береговой линии,
и встретился со Львом Пушкиным. Они сердечно подружились.
В отставку Константин Карлович вышел с чином генерал-майора
в начале 1850-х. Он не нажил ни гроша, у него не было ничего, кроме пенсии
генерала. Собственной семьи он так и не создал. В литературе глухо упомянуто о
том, что он неудачно сватался к Вере Александровне Нащокиной, вдове Павла
Воиновича Нащокина.
С ростом всенародной славы Пушкина Константин Карлович все
мучительнее и острее ощущал свою роль в роковом поединке. В конце концов, ему
трудно стало говорить о чем-либо, кроме дуэли, он был склонен обвинять себя в
том, что не сумел сохранить другу жизнь!
Прежде веселый, остроумный, каламбурист и весельчак,
обладающий, по отзывам современников, "истинно французским складом
ума", со временем, Данзас превратился в грустного, нервного, подавленного
человека. Он трепетно собирал и хранил экспонаты своего маленького Пушкинского
музея. Особенно берег кольцо с бирюзой, которое, умирая, Пушкин снял со своей
руки и отдал ему.
По поверью, это был талисман от насильственной смерти.
Скончался
генерал-майор Константин Карлович Данзас 3 февраля 1870 года, в совершенном
одиночестве в Петербурге и был похоронен на казенный счет(!) на католическом
кладбище Выборгской стороны. В 1936 году его прах был перенесен в
Александро-Невскую лавру. Могила сохранилась, ухоженная..