Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Уроки педагогики


УРОКИ ПЕДАГОГИКИ
Сашка, поступив на химфак Университета, знал, что будет практика в школе, а после окончания учёбы до 25 процентов выпускников направят преподавать химию в школах, училищах, техникумах и т.д.
На кафедре физической химии работал молодой преподаватель Евгений Викторович Ткаченко. Он по обмену опытом стажировался в Италии и рассказывал о системе высшего образования там. В Италии принимают в ВУЗ без экзаменов, после небольшого собеседования. Поэтому знания итальянских абитуриентов по выбранной дисциплине часто были довольно посредственными. Наши по сравнению с ними просто «академики»». Но в процессе обучения из-за более серьёзного отношения к делу знания итальянцев быстро шли «в гору», а у наших студентов дела продвигались значительно медленнее. И ещё, у итальянцев знания были твёрдые, прочные, тогда так как большинство наших студентов осваивали предмет штурмовщиной в последние дни перед экзаменами. И очень часто полученные таким путём знания улетучивались сразу после « обмывки» успешной сдачи экзамена. Ткаченко Е. В приводил пример сдачи экзаменов у итальянских и российских студентов. На вопрос : «Графическая закономерность процесса прямолинейна или криволинейна ?» наш , к примеру, отвечает: «Прямолинейна». Преподаватель: « А может, криволинейна?» тот соглашается: «Криволинейна». Преподаватель: «Так процесс графически прямой или кривой? Находчивые отвечают с юмором: «Кримой»! Итальянские студенты стоят твёрдо на своей позиции: прямой так прямой, кривой так кривой»! И ещё эпизод: принимал Ткаченко экзамен в Италии со своим коллегой. Тот предлагает: «Давай выйдем». «Так списывать начнут»!» «Нет» -, отвечает коллега. «У нас того, кто списывает, выгонят сами студенты». А у нас без шпаргалки ходить на экзамен считалось дурным тоном.
Всё дело в том, что обучение в Италии всегда было платным и если не очень успешно овладеваешь знаниями, то платишь за учёбу, а стипендию дают только отличникам.
И вот ,когда Ельцин совершил переворот, Евгений Викторович Ткаченко стал министром образования в правительстве Егора Гайдара. Сашка обрадовался и ждал позитивных изменений в образовании. Но получилось так, как получилось.
Сломали прежнюю систему образования, бездумно применив чужую, выбросили всё лучшее, что было. В школах стали «натаскивать» на сдачу ЕГЭ. Уронили престиж юристов, экономистов, преподавателей и многих других профессий. Потеряли лучшую в мире систему профессионального технического образования. В образование пришли рыночные отношения, когда купить «знания» стало обыденным делом. Преподавателей -взяточников ловят. Но меры эти малоэффективны, так как пришли ранее чуждые русскому человеку жадность и стремление любым путём, даже противозаконным, стать богатым.
Изменилось отношение к учителям, к престижности профессии. Странное дело, люди, которые несут знания, воспитывают подрастающее поколение, зарабатывают «гроши». А ведь «брак» в работе учителя приносит обществу гораздо больше вреда, чем, например, бракодел на производстве, предприятии. Такая же ситуация, если не хуже с лечением людей! Да и вообще всей системе высшего и профессионального образования гордиться особо нечем. Всем нужны готовые специалисты. Никто не хочет вкладывать деньги и учить рабочим профессиям. Найти хорошего слесаря, электрика, сварщика очень непросто. Стоящая за воротами толпа умных, грамотных, квалифицированных специалистов - несбыточная мечта работодателей. И вряд ли в ближайшее время ситуация изменится.
С ностальгией вспоминаются годы учёбы в университете. Практика в школе. Итак, четвёртый курс. После каникул начались занятия и первое - по педагогике.

«АНТИПЕДАГОГИКА»
Преподаватель молодая женщина, кандидат педагогических наук. Очень живо и образно проходили её лекции. Говорилось, что уроки должны проходить интересно, живо, а не скучно! Поощрялась инициатива. Зубрёжка осуждалась, приветствовались новые формы, методы и способы подачи материала, программа изучаемого предмета! Главное- разбудить у учеников интерес, а лучше любовь к родному предмету. Мы все поголовно были в неё влюблены и почему-то решили, что экзамен сдадим запросто, показав знания учений педагогов - реформаторов, готовность экспериментировать, вводить новые методики.
И вот, наконец, экзамен. То, что говорилось относительно свободы выражений взглядов, новых мнений, полёта фантазии, для самой преподавательницы оказалось просто словами. С нас потребовалась простая зубрёжка предмета. Опрос преподаватель проводила в виде беседы. Садила рядом троих студентов и поочерёдно задавала вопросы. Если студент не отвечал, то должен был отвечать следующий. И куда делось то, о чем говорилось нам на лекциях. Мы должны были просто вызубрить определения: что такое методика? что изучает педагогика? цель и задачи обучения и т.д. и т. п. Мы же готовились к другому, изучали труды Сухомлинского, Макаренко, Ушинского. Показав знания великих педагогов, услышали от экзаменатора: «С вами хорошо за чаем беседовать»! А в зачётках у многих появились «неуды». В троице: Сергей, Сашка и Шарипьян отвечал первый Сергей. Он ответил, вызубренные определения и получил «уд», Сашка с Шарипьяном по «неуду». Других оценок у преподавательницы просто не было.
Сразу же пошли к декану, чтобы узнать, когда можно пересдать педагогику во время сессии, чтобы не остаться без стипендии. Декан, недолго думая, сразу же дал направление на пересдачу. В это же самое время заведующий кафедрой педагогики принимал экзамен у студентов на факультете физики. Через час в зачётках ребят стояли отметки «хорошо». Причём преподаватель отметил знание трудов знаменитых российских педагогов. «Отлично» не поставил только потому, что пересдавали!
Когда пришли в общежитие, то всем сочувствующим говорили, что они ошибаются, экзамен мы сдали. В итоге вечером «обмывали сдачу экзамена» проспоренным нам вином!
Виноваты мы сами. Преподаватель видимо нам рассказывала, как надо учить детей в школе, а мы решили, что также надо и в ВУЗах.
Неудивительно, что ельцинские горе реформаторы и их последователи, сломав советскую систему образования, не смогли ничего хорошего предложить взамен!

ПРАКТИКА. УРОКИ В ШКОЛЕ
В сентябре – октябре 1975 года занятия на четвёртом курсе начались с практики. Студенты вначале с экскурсионной поездкой посетили химические и металлургические заводы в городах Свердловской области: завод «Пластмасс» в Нижнем Тагиле, завод «Хромовых Соединений» в городе Первоуральске, металлургический «Верх Исетский Завод», Медеплавильный в Ревде и другие.
После этого студентов распределили по школам для практического ведения уроков химии и классного руководства. Студенты, специализирующиеся, как Сашка, на кафедре неорганической химии, попали среднюю школу номер один города Свердловска. Итак, нам была поставлена задача провести 6-7 уроков химии в 8 классах. Сашке и Вере достался 8 «а» класс. Надо сказать, что в Свердловске в то время существовала градация: классы, нумерация которых ближе к началу алфавита (а, б…), комплектовались лучшими учениками. И, наоборот, классы (г,д... ) сплошь из слабоуспевающих учеников, которых дай бог выпустить из восьмого класса с аттестатом.В такой класс попала Лида. Марине и Людмиле достались классы «середнячки». Когда учился Сашка, такого не было. Он заканчивал 8 «д», а в 10 учился в «а» классе только потому, что больше учеников не набралось.
Хорошо, что классный руководитель очень помогла. Дала характеристику каждому ученику. Самым успевающим по химии был Саша Гагарин, несколько девочек были названы тоже как способные ученицы, и среди них Анжела Попова.
Практиканты сидели на уроках, присматривались, учились. Как и предупреждала учитель химии, она же классный руководитель 8 «а», в классе постоянно стоял гул, рабочий шум. И вот постепенно пришло время проводить уроки студентам.
Очень помогали конспекты предстоящих уроков. Подготовка их позволяла, успокоиться и успешно проводить занятия. Нельзя сказать, что всё было легко и гладко. Например, Марина перед уроком запаниковала, стала спрашивать успокоительное лекарство. Сашка, недолго думая, достал из портфеля таблетки. Одну разломал и дал ей четверть таблетки как очень сильное успокоительное средство! Она успокоилась, квалифицированно провела урок. Но потом спросила, что это за чудодейственное лекарство? У неё горели щеки, разрумянилось лицо! Сашка признался: чтобы предотвратить ступор и панику, дал ей простой аспирин! Вот вам и эффект плацебо!
И вот настал день первого урока для Сашки! Огромную помощь оказали планы и конспекты предстоящих уроков. Во-первых, чувствуешь себя увереннее , не теряешь «нить» подачи материала по новой теме, во-вторых, закрепление, повторение новой темы идёт успешнее. Очень помогало знание возможностей учеников. Если чувствуешь, что начинаешь топтаться на месте, не успеваешь, теряешь время- спасали, помогали хорошисты, отличники. Такие, как Гагарин . А вот девочки не оправдывали надежды и ожиданий. Например, как ни поднимешь Анжелу Попову: стоит и молчит в ступоре! Причину скоро сообщила классная руководительница. Девочка влюбилась! Хотя в такую версию учительницы верилось с большим трудом.
Привычку писать конспекты Сашка сохранил и применял на работе. На курсах повышения квалификации у лаборантов химического и спектрального анализа, и на курсах целевого назначения при изучении правил эксплуатации нового оборудования.
Уроки проводить в таком классе, как 8 «а»- одно удовольствие. Можно шутить, экспериментировать и совсем другое ощущение, например, в 8 «д». В классе стоит «гробовая тишина». Там учителю надо иметь терпение и выдержку. Не каждый, даже высококвалифицированный педагог, способен в таких условиях продемонстрировать свои профессиональные качества.
Наступили последние завершающие тему уроки. Надо проверить, как усвоили материал новой темы. Контрольная. Сашка разработал план: чтобы не списывали друг у друга, дал не 4 варианта заданий, а 12. Правда 1,3,6, и 9, например, были одинаковые, но пока дети это поймут, списать не успеют, так как контрольная рассчитана на 20 минут. Ещё одна проблема: отличники и хорошисты. Такие, как Гагарин за 10 – 15 минут выполняли обычно свой вариант, потом «помогали» одноклассникам. Поэтому для них Сашка разработал варианты контрольных зданий, в которых на одно задание было больше. Причём задание трудное. На оценку оно не влияло, можно не делать. Но Сашка задел их самолюбие, взял «на слабо». Вот они и «пыхтели». Отбивались от одноклассников, просивших помощи. Да и Сашка вертелся рядом, помогал решить трудное задание, чтобы у ребят было удовлетворение, ощущение победы!

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО. ЭКСКУРСИЯ.
Классный руководитель 8 «а» класса, получив в помощники практикантов Веру и Сашку, запланировала серьёзный поход на «Тальков камень»- скалу с живописным водоёмом в районе города Сысерти, в Свердловской области. И вот в один из воскресных дней объявили утром сбор на автовокзале.
В субботу вечером начал накрапывать дождик, который шёл всю ночь и продолжался утром: то усиливаясь, то ослабевая.
Не сомневаясь, что экскурсия отменяется, Сашка надел свои единственные туфли. Туфли лакированные, свадебные. Прибыв на автовокзал, Сашка с Верой испытали шок: пришли все! Весь класс в полном составе!
Приехали на место и прошли пешком до Талькового Камня. Шли по грязи под дождём. Вода бежала по лицу, рукам, ногам , по шее и по всему телу. Казалось, да так и было: на теле не найдёшь даже сантиметра… да что сантиметра миллиметра сухой кожи не было! Дошли до цели. Полюбовались живописным пейзажем, впитывая вместе с дождевой водой и массу впечатлений от увиденного.
Возвращаясь на автобусную станцию, проходили мимо корпусов пионерского лагеря. Лагерь функционировал только в летние месяцы и теперь сиротливо стоял пустой и закрытый до следующего приезда детей. Чтобы обсохнуть, попросились в застеклённые беседки. С девочками в одной беседке грелись классная руководительница с Верой, во второй мальчики вместе с Сашкой. Ребята сняли мокрую одежду, выжали и сидели с Сашкой, грелись. Через некоторое время мальчишки по одному, вдвоём стали бегать наружу, под дождь. Курильщики , догадался Сашка. Чтобы дети не простыли, он разрешил курить в беседке. Да, хотел как лучше, а получилось как всегда. Эффект был очень неожиданный - почти все мальчишки достали сигареты!
Вот такая педагогическая практика!
«ТАЛЬКОВ КАМЕНЬ» ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА







Рейтинг работы: 18
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 20
© 02.12.2019 Александр Гиммельферб
Свидетельство о публикации: izba-2019-2683882

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


Юрий Печуров       04.12.2019   15:38:44
Отзыв:   положительный
Очень характерные сюжеты из педагогических реалий. Парадокс в том, что проводники чуждого, сами внутренне яростно сопротивляясь, вколачивают в жизнь абсурд.
Нам явно не хватает второго Мавзолея им. Салтыкова-Щедрина с двухместным саркофагом. В 20-х-30-х годах прошлого века в России куролесили так называемые педологи - оголтелые леваки от педагогики. Например, многие книги запрещали. Крупская была активисткой этой псевдопедагогической секты. На волне перестройки педологические идеи стали реанимировать. Вождём новой волны мракобесия является господин Асмолов, этот "авторитетный педагог" вне критики, ему предоставлены все площадки СМИ.
Забавно описан случай с курящими пацанами). Тальков Камень посмотрел в интернете. Очень впечатляющее место. Озеро в форме символа сердца в кольце скальных пород.
БлагоДарю за удовольствие от прочтения! Александр, не бросайте педагогическую тему, это очень актуально и неисчерпаемо)
С уважением, ЮРИЙ


ЛЮДМИЛА ЗУБАРЕВА       03.12.2019   17:20:19
Отзыв:   положительный
Интересные воспоминания. Сразу же вспомнила о своей школьной жизни - когда-то я училась в школах №30 и №3 города Свердловска...
Александр Гиммельферб       04.12.2019   09:28:46

СПАСИБО!!! ЛЕСТНО И ОЧЕНЬ РАД ОТЫВУ ОТ ОЧЕВИДЕЦЫ!
Сергей Пол       02.12.2019   19:09:08
Отзыв:   положительный
Интересный рассказ. Прочитал с удовольствием! Спасибо, Александр! Удачи!
Александр Гиммельферб       02.12.2019   20:31:42

СПАСИБО, СЕРГЕЙ! ЖМУ РУКУ! С УВАЖЕНИЕМ...












1