Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

"Отнюдь не делать из наук предмет для скуки"


"Отнюдь не делать из наук предмет для скуки"

История женского образования в России
неразрывно связана с именем
императрицы Екатерины Великой.

Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 5 мая 1764 года.
Смольный институт 1764

Инициировал создание института один из приближенных к императрице — Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.

При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.

В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран — дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса — каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.
Воспитнницы Смольного института. Фотография: opeterburge.ru
Воспитнницы Смольного института. Фотография: opeterburge.ru
Воспитнницы Смольного института. Фотография: opeterburge.ru

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, — это происхождение.

«ОТНЮДЬ НЕ ДЕЛАТЬ ИЗ НАУК ПРЕДМЕТОВ СКУКИ»
Урок музыки. Фотография: opeterburge.ru
Урок рисования. Фотография: opeterburge.ru
Урок рукоделия. Фотография: opeterburge.ru

В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.
Гимнастика. Фотография: nrfmir.ru
На катке. Фотография: birdinflight.com
Гимнастика. Фотография: birdinflight.com

Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.

Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.
Спальни Смольного института. Фотография: birdinflight.com
Столовая Смольного института. Фотография: birdinflight.com
Умывальная Смольного института. Фотография: birdinflight.com

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности».
Зинаида Мордвинова, автор исторического очерка «Смольный институт в эпоху Екатерины II»

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ
Преподаватели Смольного института. Фотография: birdinflight.com
Преподаватели Смольного института. Фотография: birdinflight.com
Преподаватели Смольного института. Фотография: birdinflight.com

В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой.

В институте работало более 20 преподавательниц — это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет. Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц.

Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» («mauvaise» — дурная). Существовал и другой термин — «парфетки» (искаженное французское «parfaite» — совершенная). Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально
Выпускница Смольного института. Фотография: storyo.ru
Выпускница Смольного института. Фотография: storyo.ru
Выпускница Смольного института. Фотография: storyo.ru

Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически — гладко зачесанные косы. Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки

. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», девочки от 9 до 12 лет — синего, от 12 до 15 лет — голубого, а самые старшие — белого цвета.

Никакие модные аксессуары не допускались. Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.

Несмотря на строгие правила и невозможность видеться с семьей, девушек не держали взаперти круглый год. Их возили на театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе. Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени.

Шифр Смольного института. Фотография: calend.ru
Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны. Фотография: auction-imperia.ru

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕ ЕКАТЕРИНЫ II
Мария Будберг. Фотография: telegrafua.com
Нина Хабис. Фотография: ruspoeti.ru
Мария Добролюбова. Фотография: pinterest.com

После смерти Екатерины управление Смольным взяла на себя жена Павла I Мария Федоровна. Пробыв на этой должности 32 года, императрица многое изменила в жизни воспитанниц и преподавательниц. В первую очередь поменялись правила поступления и проживания в институте.

Теперь девочек отдавали с более позднего возраста — примерно с 8 лет — и обучались они там не 12, а 9 лет. Мария Федоровна изменила расписание таким образом, что появились почасовые уроки. Дважды в год студентки сдавали экзамены, и в зависимости от результатов их распределяли в определенные классы. Классовая градация теперь выглядела так: самые успевающие ученицы, затем девочки со средним баллом оценок и третий класс с отстающими.

С приходом Марии Федоровны заметно изменились цели, которые преследовали работники заведения. Теперь из воспитанниц стремились сделать скорее не фрейлин, а покладистых жен. Если в Екатерининское время здесь предписывали читать книгу «О должностях человека и гражданина», то теперь ей на смену пришли «Отеческие советы моей дочери».

Институт благородных девиц был закрыт в 1917 году, но до тех пор все изменения Марии Федоровны соблюдали неукоснительно.
На медосмотре. Фотография: nrfmir.ru
На медосмотре. Фотография: nrfmir.ru
Дежурство на кухне. Фотография: nrfmir.ru

Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького — Мария Будберг.

В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова — поэтесса , сестра поэта Александра Добролюбова.

Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.








Рейтинг работы: 73
Количество рецензий: 11
Количество сообщений: 12
Количество просмотров: 30
© 30.11.2019 Писатель Евгений Морозов
Свидетельство о публикации: izba-2019-2682873

Метки: История, Россия. Писатель Е. Ю. Морозов,
Рубрика произведения: Проза -> История


Орнелла       04.12.2019   00:26:12
Отзыв:   положительный
Спасибо, за интересный и познавательный материал. Давно хотела узнать побольше об этой теме.
Удачи и вдохновения!
С уважением, Ольга
Писатель Евгений Морозов       04.12.2019   15:27:13

ВСЕ ВАШИ ПОЖЕЛАНИЯ ВЗАИМНЫ, ОЛЬГА!
БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!


Лариса       02.12.2019   19:03:27
Отзыв:   положительный
Спасибо,Евгений! Поздравляю Вас с интересной подачей исторического материала екатерининской эпохи С уважением.

Писатель Евгений Морозов       02.12.2019   19:12:48

ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО, ЛАРИСА!

Эдельвейс       01.12.2019   21:26:09
Отзыв:   положительный
Добрый вечер Евгениий.
Очнь понравилась всё грамотно и последовательно.
страно При Екатерине немцы учились. а после войны крах.
поступить на трактариста. но вроде сейчас Путин В отменил указ.
с уважением.


Писатель Евгений Морозов       01.12.2019   22:48:12

ИЗВИНИТЕ, Я НЕ ПОЛИТИК. СПАСИБО!

Марина Свиридова       01.12.2019   21:05:00
Отзыв:   положительный
Замечательно, Евгений! С теплом я.

Писатель Евгений Морозов       01.12.2019   22:51:51

СПАСИБО, ЧТО ПРИШЛИ!

Татьяна Макарова       01.12.2019   19:05:10
Отзыв:   положительный
Очень интересно! Спасибо, Евгений, за приглашение!

Писатель Евгений Морозов       01.12.2019   19:16:39

СПАСИБО ВАМ ЗА ПРИХОД И ВНМАНИЕ!

Нина Маматова       01.12.2019   16:11:39
Отзыв:   положительный
Спасибо Вам, Евгений, за столь увлекательное повествование о Екатерине Великой!
Она действительно много сделала для просвещения в России!
Науку и культуру создала,
Институты для девиц ввела,
И даже Академию Российскую –
Базу знаний и науки возвела!
С благодарностью, - Нина
Писатель Евгений Морозов       01.12.2019   17:14:28

ВСЁ ПРАВИЛЬНО, НИНА! СПАСИБО!

Елена Жукова-Желенина       01.12.2019   15:47:57
Отзыв:   положительный
Спасибо, Евгений, за Ваш увлекательный и такой познавательный рассказ...

Писатель Евгений Морозов       01.12.2019   17:22:23

ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА ПРИХОД И ВНИМАНИЕ!

Надежда       01.12.2019   14:40:05
Отзыв:   положительный
Отличное воспитание, жаль, что сейчас ничего подобного не наблюдается в школах, да и девочки сегодняшние вряд ли справились бы с условиями такого образования.
Очень развернуто и широко раскрыта тема, исторические снимки помогают представить реальность того времени, Евгений, достойно внимания и уважения.
Благодарю. Надежда.
Писатель Евгений Морозов       01.12.2019   15:42:50

СПАСИБО ВАМ, НАДЕЖДА! К СОЖАЛЕНИЮ, РЕВОЛЮЦИИ ТОЛЬКО РАЗРУШАЮТ.

ЕЛЕНА МОРОЗОВА       01.12.2019   12:51:38
Отзыв:   положительный
Спасибо, Евгений, за интересные знания! Потрясающая информация и фото!
После такого образования девочки были настоящими леди, во всех отношениях!
Сейчас бы не помешало такое воспитание! А то как-то больно смотреть на девочку
с банкой пива. Или когда сидит молодёжь в транспорте, уткнувшись в телефон, а рядом
стоит пожилой человек. А речь... Надо менять образование.
Спасибо огромное, Евгений! Вы - кладезь интересной информации!
С уважением!


Писатель Евгений Морозов       01.12.2019   13:44:29

ВЫ ПРАВЫ, ЛЕНА, СПАСИБО. ДА, ФАКТИЧЕСКИ НАДО РОССИЮ МЕНЯТЬ.

Vera Sergeeva       01.12.2019   09:18:36
Отзыв:   положительный
Евгений, очень интересно! Прочитала на одном дыхании, много нового для себя открыла. Жаль, что сейчас нет таких институтов! Я бы сбагрила. Отдала с 6-ти, получила идеальную девицу к 18-ти:) И мама свободна и дите при деле!:)
Писатель Евгений Морозов       01.12.2019   14:04:08

СПАСИБО, ВЕРА! К СОЖАЛЕНИЮ, ТАКИЕ ИНСТИТУТЫ ПУГАЮТ ЛИБЕРАЛОВ И КОММУНИСТОВ СВОИМ КРГУГОЗОРОМ И ДИСЦИПЛИНОЙ,
ПОЭТОМУ ВОЗМОЖНЫ ТОЛЬКО ПРИ МОНАРХИИ.


Галочка (Галина Катрачёва)       30.11.2019   23:18:37
Отзыв:   положительный
Женя,потрясающе!!!! 12 лет девочка должна быть от семьи в разлуке ? Это очень жёстко.... Видимо только такой строгий режим мог сделать из девочки настоящую леди,жену ,мать и хозяйку? Браво!

Писатель Евгений Морозов       01.12.2019   13:32:24

НАША МОНАРХИЯ СТРЕМИЛАСЬ ВОСПИТАТЬ ОБРАЗОВАННЫХ, ДУХОВНО И ФИЗИЧЕСКИ СИЛЬНЫХ ЖЕНЩИН, СПОСОБНЫХ ВЫНЕСТИ ЛЮБЫЕ ТРУДНОСТИ ЖИЗНИ. И ЕЙ ЭТО УДАЛОСЬ!













1