Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Лида


Лида
От автора:                                                                                                                                                                                                                                                                             
Читатель наверное подумал,что мой рассказ будет о женщине с таким именем..Но это не так.
На самом деле- это небольшой уютный городок в западной Белоруссии,скорее польский,чем белорусский.Большая часть жителей города -это поляки.В обиходе очень распространен польский язык и, поэтому, на рынке с торговцами лучше говорить по польски для того, чтобы диалог был успешным и обоюдно выгодным. Архитектура города тоже соответствующая. Костёлы,булыжная мостовая,заборы из камня,старинные дома,огромные деревья в парке-все это придает городу неповторимый облик и колорит.А пиво,которое варят на местном пивзаводе-вообще вне конкуренции.
Но об этом позже.А пока я ,лейтенант, выпустившийся с красным дипломом из училища,летел пассажиром в Лиду на попутном вертолете из Минска в связи с тем,что мне надлежало теперь здесь служить.От экипажа вертолета я узнал,что это- одно из лучших мест для службы в Белоруссии,поэтому никакого волнения по этому поводу я не испытывал. Час полета из столицы Белоруссии, прошел незаметно и вот, мы уже заходим на посадку на полосу лидского аэродрома. Военный городок с воздуха в целом производил хорошее впечатление. В основном жилые домики были двухэтажные,но было и несколько хрущевок. Аэродром находился на южной окраине города и поэтому, носил название -Южный . Меня поразило то,что взлетная полоса была почти грунтовая,а рулежные дорожки построены из металлических перфорированных плит,которые нам Америка поставляла в годы войны по ленд-лизу. Вертолет,подняв клубы пыли, зарулил на стоянку прилетающих и через некоторое время мы вместе с экипажем уже ехали в городок. В Южном дислоцировался штаб 1-ой гвардейской сталинградской многоорденоносной и знаменитой дивизии истребителей-бомбардировщиков.
Прибыв в отдел кадров дивизии и сдав свои документы,я получил направление для дальнейшего прохождения службы в отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения авиационного полка с назначением на должность инженера по наземным средствам обеспечения полетов.Этому назначению я был рад потому ,что во первых это была штатная капитанская должность,а во вторых-по этой должности я не был связан с личным составом,что для службы офицера очень важно.Штаб части,в которой мне предстояло служить,находился рядом,метрах в ста от управления дивизии. Заместитель начальника штаба части,с которым я успел познакомиться в управлении дивизии,успел мне рассказать некоторые нюансы службы в батальоне,которые меня не очень обрадовали. Дисциплина в части оставляла желать лучшего,укомплектованность строевыми офицерами некоторых подразделений тоже была не на высоте. Командира части подполковника Макарова я увидел позже стоящим возле штаба батальона .Он в резкой форме воспитывал нескольких военнослужащих- срочников,стоящих перед ним с метлами. Оставив свои вещи в беседке и подойдя к командиру , представился ему по установленной форме. Тот без энтузиазма отнесся к моему докладу и пробормотал,что -то типа : наприсылают тут всяких..детский сад..кто будет работать?? И тут же потерял ко мне интерес,сказав ,чтобы я шел к начальнику штаба. Не успел я сделать и пару шагов по указанному направлению ,был остановлен командиром. Он попросил сказать ему,на какую должность я назначен. Доложил. Изобразив на своем лице крайнее раздражение,командир начал мне объяснять,что таких умных как я, в армии хватает и все хотят попасть после училища на капитанскую должность и что он сейчас же пойдет в отдел кадров дивизии и скажет,чтобы меня переназначили на должность заместителя командира аэродромной роты,штатная категория-старший лейтенант.Что и сделал немедленно.
                                                                                                                                       
1. Про козу...

    В итоге я был временно назначен исполняющим обязанности коменданта аэродрома Лида- командиром аэродромно –эксплуатационной роты. Более тяжкого подразделения во всей структуре ВВС я не встречал за всю свою почти тридцатилетнюю службу. Обязанностей и работы было столько,что выполнить все было невозможно и поэтому я каждый день получал втык от всех должностных лиц,связанных и не связанных с обеспечением полетов ,начиная от командира авиационного полка и заканчивая всеми его подчиненными. В подразделении офицеров ,кроме меня не было,а был старшина Корсак,ветеран войны и два прапора-командиры взводов: Гудзенко и Позняк. Дисциплины в роте не было никакой,порядка тоже.Техника,предназначенная для подготовки аэродрома,почти вся стояла на коленях и процентов семьдесят была неисправна.Тем не менее, каким то чудесным образом, аэродром к полетам подготавливался и авиационный полк летал. В одно хмурое сентябрьское утро, я с пяти часов утра находился на взлетке, вместе со своими подчиненными и занимался проческой полосы. На каждом военнослужащем была одета пустая противогазовая сумка и мы ,построившись в одну шеренгу с интервалом 3-4 метра, шли по ВПП и собирали все посторонние предметы на ней находящиеся: камешки,куски гудрона,непонятно как попавшие сюда железяки,коровий помет и другие странные предметы,которые могли попасть в воздухозаборник самолета и повредить его двигатель.В эту сумку мы все и складывали. Вокруг аэродрома было множество хуторов и деревенек-вёсок,поэтому местные жители очень любили пасти скот на территории аэродрома,где буйно росла трава,которую мы не успевали выкашивать. Нахождение на аэродроме посторонних лиц,тем более животных ,было строжайше запрещено,но ввиду частичного отсутствия ограждения,на территорию мог попасть любой человек,тем более гуляющие повсюду безнадзорные овцы, коровы и козы. Ничего не останавливало местных жителей.Ни обещания огромных штрафов,ни другие угрозы на них не действовали. Мы старались бороться с этим явлением,но пока особых успехов не имели. В конце ВПП находилась аварийная тормозная установка (АТУ),предназначенная для предотвращения выкатывания самолета за пределы полосы, в случае его аварийной посадки,что частенько случалось. Конструктивно она состояла из двух гидравлических стоек, длиной по 4 метра, между которыми был натянут трос и стропы,образующие ловчую сеть. Стойки поднимались мгновенно с командно-диспетчерского пункта,когда руководство полетами понимало,что самолет при посадке может выкатиться. Самолет задерживался этой сетью,которая еще и растягивалась по инерции,поэтому никаких повреждений для него в этом случае не было. Регулярно перед разведкой погоды, руководитель полетов осуществлял несколько раз контрольный подъем АТУ. Так было и в этот раз. Прибыв на КДП(командно-диспетчерский пункт) и доложив руководителю полетов подполковнику Ястребову ,что ВПП(взлетно-посадочная полоса),рулежки и места стоянок к полетам готовы,я протянул ему журнал, где он должен был расписаться,что это все он тоже осмотрел и принял. Тот взял ручку,чтобы поставить подпись,но попросил ,чтобы я доложил о состоянии АТУ. Сказал,что все исправно. Подойдя к рабочему пульту управления полетами, Ястребов включил тумблер приведения в рабочее состояние тормозной установки. Та сработала,стойки взметнулись мгновенно вверх,перегородив ВПП оранжевыми стропами. Я уже хотел вздохнуть облегченно,но не успел.Ястребов подошел к стереотрубе и начал что то внимательно рассматривать.Расстояние до АТУ было километра полтора и я заметил посредине одной стойки какой-то странный белый предмет. Руководитель полетов пригласил меня посмотреть тоже в стереотрубу. Над землей,стоя на задних ногах, висела и дергалась белая коза,которая была привязана за рога к стойке АТУ и теперь болталась в воздухе .Ничего объяснить я не мог,да и нечего было.Просто был в шоке. Тормозную установку тут же опустили,вместе с ней опустилась на землю и коза. С Ястребовым,  на его Уазике ,в скором времени мы уже были возле АТУ. Коза,как ни в чем не бывало, мирно щипала траву и косилась настороженно в нашу сторону. Привязана она была той же стропой оранжевого цвета, которые были на установке,что меня очень удивило. Вдобавок ко всему метрах в тридцати от АТУ, руководитель полетов обнаружил целый ряд коровьих лепешек,которые пересекали взлетную полосу практически перпендикулярно. Выйдя из машины ,Ястребов дал мне указания об устранении данных недостатков ,дав мне на это 20 минут. Оставив меня одного,он ,вручив мне ракетницу,выстрелом из которой я был обязан известить об устранении всех этих бед,тут же убыл по своим срочным делам.В то время мобильных средств связи практически не было и сообщить об этом происшествии своим подчиненным я не мог. Выход один: устранить все самому. Подметать полосу было нечем, ближайший кустарник, который мог бы быть использован для метлы, находился далековато, метров в пятистах. Времени у меня практически не было и я в первую очередь отвязал козу и увел ее за пределы ВПП, временно пришвартовав ее к фонарю, обозначавшему ширину полосы. Рядом с ним я, к своей радости, обнаружил старую совковую лопату и солдатский бушлат. Все это как нельзя лучше подходило для удаления с бетонки коровьих экскрементов. Подобрав их лопатой и погрузив на бушлат, волоком потащил содержимое за пределы, грустно думая о том,что мое полученное звание лейтенанта и красный диплом об окончании военного училища,как нельзя лучше подходили для этой цели. Отвязав козу и протащив ее за собой еще метров тридцать,зарядил ракетницу зеленого огня и выстрелил в сторону КДП. Через минут пять увидел такую же ракету, сигнализирующую о начале полетов. Все мои манипуляции на ВПП , конечно же видел руководитель полетов в свою мощную оптику. Самолет-разведчик погоды уже выруливал на старт и я,наконец, смог облегченно вздохнуть,что все успел вовремя. Срыв в организации полетов приравнивался к воинскому преступлению и жестоко карался в то время. Успокоившись увидел,что по магистральной рулежке двигается автомобиль .Это была поливо-моечная машина из моей роты. Увидев меня, идущего с козой, водитель ,поравнявшись со мной остановился и я обрадовался,что смогу доехать до автопарка. Козу  оставил привязанной к торчащей из земли арматуре.По дороге я узнал от водителя,что животное поймали мои же бойцы ,привязали,успели подоить и попить молока, забыв о ней начисто. Через пару дней мы ее ,конечно же,  передали благодарным селянам.,попутно пытаясь в очередной раз напугать их штрафами за нарушение пропускного режима на аэродроме,но как всегда, это на них не подействовало и животные продолжали пастись на буйной аэродромной траве,доставляя нам массу хлопот.
                                                                                                                         
2.Форсаж

     
    На этом мои злоключения не закончились.Наверное, это был точно- не мой день.Напротив авиаремонтной технико-эксплуатационной части(далее-ТЭЧ), я увидел стоящую боком, рядом с придорожной канавой, тепловую машину(далее-ТМ: данная установка смонтирована на шасси трактора МТЗ-50,на ней установлен огромный керосиновый бак и реактивный двигатель ВК-1, с помощью газовой струи которого ,производилась очистка покрытия аэродрома от снега и льда.Вся дорога и часть двора ТЭЧ, вместе со стоящими там самолетами,были залиты жидкой грязью.Грязь даже была на крышах зданий и сооружений. В грязных комбинезонах были некоторые сотрудники,которые убирали эту жижу с авиатехники подручными средствами. Я вынужден был пройти на территорию ТЭЧ,чтобы узнать,что же там произошло. Начальником этого подразделения был мой товарищ Валера Пилипко, который увидев меня,быстро шел навстречу. За ним плелся и мой боец,механик-водитель ТМ рядовой Осокин. Через минуту я уже был в курсе всего.Рядовой Осокин ,пропуская топливозаправщик, принял вправо с дороги и завалился в ров, наполненный водой и грязью.Безуспешные потуги выбраться из этой канавы, не привели ни к чему и, ничего умнее не придумав,он запустил реактивный двигатель установки,вывел его на максимальные обороты и при помощи мощной газовой струи из сопла двигателя попытался выбраться из болота. В результате произошло то,что произошло: все болото оказалось на технике и территории ТЭЧ,частично и на техническом персонале. Тепловая машина , благодаря такому форсажу, конечно же почти по воздуху из западни успешно вылетела...Можно долго описывать, сколько мне пришлось затратить сил и нервов, чтобы уладить эту ситуацию,но это уже неинтересно для моего читателя... 
                                                                                                                               
3.Эхо войны

   
     Продолжив свой путь и начисто забыв про козу,я увидел толпу людей и техники на повороте дороги,где был старый немецкий бетонный дот или дзот,о который постоянно бились проезжавшие мимо автомобили.По поводу демонтажа этого сооружения постоянно говорил на всех совещаниях наш командир. Но ни такой техники,ни других возможностей,в части не было. Двухметровые бетонные стены его были несокрушимы . Недалеко от дота,метрах в двадцати, лежал на боку,почти вверх гусеницами, поверженный мой трактор-бульдозер С-100,своим видом напоминая о танковых сражениях,времен  войны. Кабина трактора валялась рядом,там же возвышалась куча какого- то хлама. Среди стоящих рядом военнослужащих я заметил командира части подполковника Макарова и моего старшину прапорщика Корсака. Долго я не мог понять,что произошло здесь …Оказывается из соседней части пригласили саперов,которые при помощи нашего трактора провели подготовительные работы и заложили взрывчатку,количеством которой можно было бы подорвать, наверное, весь аэродром. Оставив уже ненужный трактор рядом и отведя всех в укрытие ,они рванули так,что трактор улетел по воздуху,как игрушка и рассыпался на куски,остались от него только рама и гусеницы.Сам же дот,а может и дзот... остался целым ,невредимым и стоял так же, скорчив гримасу беззубым ртом бойниц,и казался со стороны еще грознее и крепче.Поблагодарив судьбу,что не остался крайним в этом неудачном мероприятии,я быстренько свалил, практически никем не замеченный,до слез жалея о потерянном тракторе,который для работы на аэродроме был мне нужен позарез.
                                                                                                                                            ++++
За время моей службе в этом уютном  городе происходило много странных и занимательных историй, о которых я только теперь могу вспоминать с иронией и юмором.Тогда мне было совсем не до смеха. Постараюсь некоторые из них описать в своих рассказах.В дальнейшем ,в Лиде, я обзавелся семьей,у меня родилась там дочь.  Волею судьбы, а вернее решением начальника тыла нашей воздушной армии, я был переведен с должности коменданта аэродрома на капитанскую должность инженера по средствам аэродромного обеспечения ,чему был несказанно рад и вскоре был откомандирован на пять лет в Германию, в распоряжение отдела кадров ВВС ГСВГ. Но это будут  другие, интересные армейские истории,которые я с удовольствием представлю на Ваш суд.

Лида,Беларусь
1974-1976 год









Рейтинг работы: 14
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 5
Количество просмотров: 77
© 27.11.2019 Николай Дубовской
Свидетельство о публикации: izba-2019-2680508

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


КОНСТАНТИН ОВОД       30.11.2019   15:51:19
Отзыв:   положительный
ПРОЧИТАЛ ВСЁ!
ПОНРАВИЛОСЬ !
ПРО БЕЛОРУССКУЮ ЛИДУ ТЫ НАПИСАЛ КРАТКО И ТОЧНО
Я ПОСЛЕ ЗГВ ГЕРМАНИИ В ГРОДНО БЫЛ, АЭРОДРОМ «РОСЬ» ТУДА НАШ ПОЛК ВЫВЕЛИ — ИМЕНИ «50 лет ВЛКСМ БЕЛОРУССИИ »
ПРАВДА ЭТО УЖЕ БЫЛО САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО.
А С КОНЦА НАЧАЛ ПОТОМУ, ЧТО НАЗВАНИЕ РАССКАЗА ПРИВЛЕКЛО
« УКУШЕННЫЙ »
Я ПОСЧИТАЛ ЕСЛИ РАССКАЗЫ ТО ВСЁ РАВНО КАК ЧИТАТЬ — А ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕТ — У ТЕБЯ ВСЁ ПО ХРОНОЛОГИИ.
ЭТИ РАССКАЗЫ НАМ ПОНЯТНЫ И БЛИЗКИ ПО ДУХУ ,ТАК У НАС САМИХ ЗА СЛУЖБУ В АВИАЦИИ СТОЛЬКО ВСЕГО ПРОИСХОДИЛО И СМЕШНОГО И ТРАГИЧЕСКОГО И ПОХОЖЕГО. У КАЖДОГО МАТЕРИАЛА НАЙДЁТСЯ НЕ НА ОДНУ КНИГУ.
НО НЕ КАЖДЫЙ УМЕЕТ ЭТО ВСЁ ИЗЛОЖИТЬ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ФОРМЕ ДА ЕЩЁ В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ.
А У ТЕБЯ ПОЛУЧАЕТСЯ И С ЮМОРОМ И САМОИРОНИЕЙ И ЧЕСТНО !
ТАК ЧТО ПИШИ — ЧИТАТЕЛЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЙДЁТСЯ!!!
Николай Дубовской       30.11.2019   16:10:53

Спасибо,мой дорогой однокашник!
Алексей Дубовской       28.11.2019   23:07:04
Отзыв:   положительный
Этот рассказ - всего лишь пролог для большой, увлекательной повести о судьбе простого советского офицера. Именно так я вижу эпилог твоих творческих начинаний.
Поэтому - вперёд без колебаний и сомнений.


Николай Дубовской       28.11.2019   23:19:00

Очень приятно! Спасибо! Да,это пролог..а до эпилога мне еще писать и писать..
Алексей Дубовской       29.11.2019   06:56:45

Отлично! Есть чем заполнить длинные зимние вечера.











1