
Зарина писала свой сюжет
о Федре. Точнее, она играла в пьесе Расина Арикию на сцене театра «Партизанские
тропы», значит, история Зарины посвящалась Арикии. Зрители трагедии с
напряжённым вниманием следят за любовью и страданиями Федры и даже не всегда
вспоминают про Арикию. Но юной любви тоже есть о чём рассказать. Федра
соединяет в себе мать и жену, это колдовская ночь, хранящая магические тайны.
Арикия – день, свет, солнце, чистое существо, не способное скрывать чувства и
шифровать смыслы между строк. Зарина, исполняющая эту роль, так же чиста, как и
её героиня. Может быть, её неумение соблюдать этикет обмана – это и есть
могущественная сила. Кто-то играет свою роль в «Соборе Парижской Богоматери»,
кто-то – в «Балаганчике». Но звёздный час может наступить и в греческом храме. Зарина,
постигая актёрскую игру, становится жрицей в искусстве. Когда она набирает силу
в мастерстве актрисы, Зарина становится богиней. Сейчас она работает над
сложной ролью в хитросплетённом сюжете. Федра и Тесей сыграли главные роли и в
жизни, и в любви. Если у них сейчас нет пылкого вдохновения, они могут
продолжать свой выход благодаря мастерству. Арикия и Ипполит не имеют ничего, кроме
вдохновения. Смогут ли они добиться успеха в технике, никто не знает. Их
актёрская игра напоминает гадание на кофейной гуще. Зарина может надеяться
только на свет, живущий в её душе. Светом озарена её игра, Зарина излучает
свет, обращаясь к людям. Созданный Зариной свет превращается в музыку,
сопровождающую постановку, когда актриса поёт песни со сцены. Зарина начала
работу как исполнительница одной из ролей в трагедии «Федра». Но сочетание
света и музыки создало новый сюжет, который можно было бы назвать «Арикия».
Игра Зарины, её управление светом и музыкой переливаются в историю под
названием «Арикия».
Распевка
Актёры театра «Партизанские
тропы» репетировали сцены из «Федры». Актёр, играющий Ипполита, пел песню,
посвящённую Федре. Зарина и исполнительница роли Исмены ждали момента, когда им
нужно будет подавать реплики.
Идёшь
ко мне навстречу,
Несёшь
пустые вёдра.
Ты
– мой закатный вечер,
Блистательная
Федра.
Ты
варишь злое зелье,
Пришла
из ада ведьма.
Давно
уж перезрели
Твои
плоды, о Федра.
А
может быть, ты ангел,
Танцующая
фея.
Секрет
твой не разгадан,
Но
ты любима, Федра.
– Зарина, если честно, я
такой и представлял себе Арикию! – жеманно произнёс Ипполит во время работы над
текстом. – Твои волосы переливаются таким светом, что ты могла бы сыграть даже
Елену!
– Да, в вашем
замечательном театре хочется играть сразу всех! – улыбнулась Зарина. – Я бы
сыграла и Афродиту, если бы появилась возможность.
Зарина переживала
любовный роман с режиссёром «Партизанских троп», мужчиной старше себя. В этой
постановке он играл Тесея. Режиссёр предложил Зарине роль Арикии, чтобы
запечатлеть историю их любви на сцене, пусть даже в завуалированном варианте. С
театральным диалогом женщины и мальчика переплетался любовный диалог мужчины и
девочки. Другие актёры не испытывали друг к другу ничего, кроме дружеских
чувств. Они с интересом наблюдали, как постановка наполняется жизнью. Конечно,
реальные события могут во многом отличаться от драматического сюжета. Но только
так появляется возможность подарить вымышленным образам плоть и кровь.
Древнегреческий хор
Труппа театра «Партизанские
тропы» выполняла роль древнегреческого хора. Вместе с ем актёры напоминали нимф
и сатиров. В общем, это были светлые видения, создающие пространство для
любовного конфликта. Сейчас на сцене стояли Арикия и Ипполит. Ипполит сравнивал
судьбу юной любви с судьбой страсти, уже пережившей свой расцвет.
У
красавицы Федры – красавица дочь.
Что
мне выбрать и где моё счастье?
Светлый
день или тёмная звёздная ночь,
В
стародавности иль в сладострастье?
Вместо
пышной косы я люблю седину.
Вместо
платья венчального – траур.
Юность,
знаю я перед тобою вину,
Но
со старостью пью я отраву.
За кулисами Ипполит
подошёл к Зарине и поцеловал её в губы.
– Ну, что ты! – смутилась
она. – А если он увидит? – Зарина имела в виду режиссёра.
– Пусть смотрит, мне не
жалко! – отрезал Ипполит.
Он ушёл в глубину кулис. Зарина
понимала, что она боится уже не того, что изменит восхищению режиссёром, а
того, что он это заметит. Великая трагедия уводила Зарину всё дальше и дальше,
непонятно, в какую сторону. Но Зарина не могла сопротивляться силе искусства,
напоминающей колдовство.
Она и музыка, и слово
Трагедия «Федра»
проходила перед наполненным залом. Ипполит и Арикия разговаривали о любовной
мечте.
Дочь
Федры – лесная колдунья.
Без
Федры мне больше не жить.
К
волшебнице нынче приду я –
Пусть
Федру мне приворожит.
Волшебница
смотрит в лицо мне,
В
зелёных глазах – огоньки.
«Все
тайны мирские я помню,
А
линии рук так тонки.
Я
знаю, о чём ты попросишь,
Чтоб
стала старуха женой
И
чтобы морозная осень
Вдруг
стала желанной весной.
Глаза
её тусклы и блеклы –
Я
свет в них от звёзд принесу.
Седины
её так нелепы –
Я
сделаю чёрной косу.
Морщин
кружевное сплетенье
Сниму
я – на то моя власть.
В
бессильное дряблое тело
Волью
первозданную страсть».
Волшебнице
я отвечаю:
«Мной
Федра любима всегда.
Влюбившись,
я не замечаю –
Стара
ли она, молода.
Но
дай ты ей юную душу,
Любовь,
и мечту, и полёт –
Пусть
опыт тяжёлый не глушит
В
ней песни, что юность поёт».
И
мне отвечает колдунья:
«Жизнь
старости – чёрная мгла,
И
что же могу я придумать,
Чтоб
юность к ней в сердце вошла?
Я
в тело старухи влюблённой
Могу
перелить красоту,
Но
кто для души её сонной
Найдёт
молодую мечту?»
После спектакля Зарина и
актёр, игравший Ипполита, ушли за кулисы. Зарина понимала, что произойдёт
дальше. Она одновременно и боялась, и ждала этого.
Актёр бросился перед
Зариной на колени и обнял её ноги.
– Останься со мной! – в
его голосе слышались слёзы. – Зачем тебе встречаться со стариком?
Зарина отодвинулась в
сторону, освобождаясь от него. Она ушла в гримёрку. Зарина сама с трудом
обозначала, что с ней происходит. Сейчас она считала своим парнем режиссёра. Но
когда к ней подходил Ипполит (если говорить правду, там уже дошло до поцелуев),
у Зарины появлялось какое-то новое чувство. Рядом с режиссёром ей казалось, что
она заворачивается в тёплый плед, а за окном застывает аристократический
бледный туман. От Ипполита у Зарины оставалось впечатление, что она оказалась
на лугу, залитом солнцем и заросшим одуванчиками и клевером. В мечтах Зарина
бежала по цветущему солнечному лугу. Только с таким полётом она могла сравнить
юношескую радость Ипполита. Зарина стала часто задумываться о том, что красивее
– осенний вечер или летний день. Солнечные лучи начали проникать в меланхолию
тумана, хотя Зарина ещё не видела этого ясно.