Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Первым делом самолёты


Первым делом самолёты
Прошли те времена, когда ваш покорный слуга был постоянным заказчиком на авиационном заводе имени первого космонавта Земли, в нынешний исторический момент носящего название «Филиал ПАО «Компания „Сухой“» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина». В пятидесятые годы прошлого столетия он выпускал истребители Миг-15, вогнавшие в землю сотни американских самолётов в Корейскую войну, истребители-бомбардировщики третьего поколения Су-17 последних модификаций, а ныне производит разные модификации самолетов семейства Су-27 , истребители палубного базирования Су-33, а также знаменитый сейчас пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100.

В начале 80-х годов прошлого столетия я работал в Благовещенске простым старшим научным сотрудником института, называющегося сейчас «Институт геологии и природопользования». Периодически летал во Владивосток в командировки и однажды мне сделали предложение, от которого я не смог, да и не хотел отказаться: сделать небольшой по тем временам, когда авиабилеты были относительно дешёвыми, крюк и завернуть из Владивостока в Комсомольск-на-Амуре и оставить там заказ на авиационном заводе. Будет к слову сказать, что аккурат через год руководство, впечатлённое достигнутым мной результатом, настояло (а я опять не смог "пойти в отказ", хоть на этот раз и очень хотелось) и этот самый крюк увеличился раз в пять и добираться до Комсомольска пришлось на перекладных по маршруту Миасс на Южном Урале (там я находился на научном совещании по палеовулканологии) - Челябинск (электричка) - Хабаровск (самолёт) - Комсомольск-на-Амуре (теплоход на подводных клыльях).

Было интересно побывать в этом овеянном славой строек первых пятилеток городе. Авиазавод там расположен, разумеется, на окраине на месте бывшего нанайского стойбища Дзёмги, поэтому район так и называется по сей день. Другого такого шумного района я не видел, а вернее, не слышал: вдруг, словно гром среди ясного неба возникал невероятный грохот, - это истребитель на бреющем полёте появлялся как будто из ничего и почти мгновенно исчезал за крышами домов. Жители Дзёмгов, конечно, давно привыкли к такому, а мне поначалу было это в новинку. Потом тоже перестал вздрагивать от звука летящего прямо над головой самолёта.

Пилоты, кстати, так их никогда не называли, а только машинами, - за один день свой заказ я никогда разместить не мог, поэтому поселялся в общежитии и всегда с лётчиками, и их разговоры, конечно, слышал.

Наутро шёл к воротам завода, регистрировался на проходной и беспрепятственно проникал на его территорию: шпионь, не хочу, планчик там завода начертить, ещё что-нибудь нехорошее сделать. Но я хоть и разведчик, но – недр, поэтому такие задачи перед собой не ставил и сразу направлял свои стопы к директору. Тогда там сидел в кресле руководителя Владимир Николаевич Авраменко, ставший потом рекордсменом по этому показателю, что-то около двадцати лет.

Ждать в приёмной долго не приходилось, меня приглашали к длинному столу переговоров, я раскладывал на нём проекты и Владимир Николаевич утверждал один из них, руководствуясь, очевидно, степенью сложности изготовления исходного штампа, а мне было абсолютно всё равно, какой он выберет, лично я не был автором. Мы били по рукам, секретарша приносила нам по звонку директора по чашечке кофе, немного сидели с ним, говорили о том и сём, и расставались друзьями, после чего я шёл оформлять заказ, потом обязательно заходил на гигантскую «Фабрику-кухню», основательно подкреплялся там и с лёгким сердцем отправлялся в аэропорт.  Следует здесь добавить, что Владимир Николаевич по-прежнему в строю, он председатель Совета Старейших «ОКБ Сухого».

Ну, и, наконец, пора назвать продукцию, которую я «проталкивал»: это были значки к совещаниям и конференциям, которые институт проводил тогда практически ежегодно. Понятно, что это была второстепенная продукция завода, поэтому я напевал про себя, выйдя за его ворота, переиначив известную песню из фильма “Небесный тихоход”: «Первым делом, первым делом самолёты, а значки на конференцию потом!».






Рейтинг работы: 14
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 19
© 16.11.2019 Геннадий Ботряков
Свидетельство о публикации: izba-2019-2673052

Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра


Виктор Титов       18.11.2019   20:20:28
Отзыв:   положительный
Спасибо, Геннадий! Действительно интригующе. Помня ваш рассказ про утонувший вездеход, я было подумал, что Вы на авиазаводе размещали заказ на какой-то супер-вездеход. Оказалось, что ошибался. И что, прямо вот сам директор авиазавода там занимался вопросом изготовления такого заказа? Помощников не было? Видать проблема "вертикали власти" не только в правительстве...
С теплом и улыбкой,
Виктор
Геннадий Ботряков       19.11.2019   04:04:12

Благодарю! Согласитесь, что если бы я сразу написал про значки, было бы не так интересно читать, это как знать наперёд, кто преступник в "чисто английском убийстве". Почему именно директор утверждал "проект" мне неведомо, я сам удивлялся, что приходилось решать этот вопрос с директором, возможно, он был скрытым, а может и явным фалеристом, коллекционером значков, и ничто человеческое ему не было чуждо. Деталями изготовления, конечно, занимались помощники, наверное, у них был специальный отдел, занимающийся гражданской продукцией, благо "летучего металла", алюминия, на авиазаводе всегда предостаточно. С уважением ГБ.
Борис Аксюзов       18.11.2019   19:42:05
Отзыв:   положительный
Неожиданная развязка!
Во мне сразу загорелось нездоровое любопытство: ну, что мог заказывать геолог на военном заводе? Может, я не знаю какой то великой геологический тайны? А, может, они с помощью реактивных двигателей пробивались к центру Земли?
Закончив читать, смеялся от души: делать такие крюки по необъятной Родине ради каких-то значков, такое могло быть только у
нас.
А вот о грохоте читал с удовольствием: сам проработал год на Смоленском авиазаводе (тоже МИГовском) и знаю, что это такое. Когда вернулся к себе во Владикавказ, долго ходил, как потерянный, мне не хватало этого круглосуточного грохота.
Геннадий Ботряков       19.11.2019   04:21:37

Ну почему ради "каких-то" значков, каждое совещание или там конференция должны иметь свой label, а ничего ближе Комсомольска к Благовещенску тогда, видимо, не было, лично я не занимался поисками, в целях экономии средств, более близкого их производства. А мне было даже интересно за госсчёт попутешествовать, бродяга по натуре, вот сейчас хоть и на пенсии, но два раза в год езжу на вахты на нефтепромыслы и на разведку, благодаря этой своей, с 2001-го года новой для меня, специализации, побывал много раз в Казахстане, Калмыкии, на Нижней Тунгуске, однажды даже практически на родину занесло, мимо своей деревни проезжал, в Самарской области, почти полгода проработал на "песенном" п-ве Рыбачий: https://www.chitalnya.ru/work/46532/. Благодарю за отзыв! С уважением ГБ.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  














1