ОН НЕ СКАЗОЧНИК, ОН - ЯСНОВИДЯЩИЙ


ОН НЕ СКАЗОЧНИК, ОН - ЯСНОВИДЯЩИЙ
Родившемуся в городе Оденсе на острове Фюн в Дании сыну сапожника и прачки было 14 лет, когда он гол, как сокол, приехал в большой город. А через много лет ему на народные деньги воздвигли памятник. Имя этого человека – Ханс-Христиан Андерсен.
Когда любимцу страны сообщили, что датчане собрали деньги для того, чтобы установить ему прижизненный памятник, уже тяжелобольной Андерсен дал на это согласие, но предварительно попросил, чтобы его ознакомили с эскизами. Однако увидев наброски статуи, пришёл в негодование и наотрез отказался от дара: "Вы хотите, чтобы я читал сказки в окружении детей, которые виснут на моих плечах и коленях? Да я и слова не произнесу в такой обстановке!"
Он считал себя писателем для взрослых и не любил читать вслух. А его хотели увековечить в окружении детей, которым драматург читает книгу... 
Всё правильно. Кто читал сказки Андерсена не в детской интерпретации, а в полном их написании, тот не будет спорить со мной, что до апогея чудесные истории гения, нужно читать уже в осмысленном возрасте. Повествования несут в себе жестокую правду, в которой наступает обязательное возмездие тому, кто нарушил человеческие устои, при этом страдают и его близкие…
Скульптор Аугусто Собю, не обиделся на своего героя, а сотворил чудо, восхитившее заказчиков. На сей раз, глаза сказочника смотрели вверх, правая рука с распростёртыми пальцами была протянута вперёд, а в левую руку, так как писатель был левшой, была вложена книга. Однако писатель своё увековечивание в бронзовом отлитии не увидел – двухметровый памятник установили через пять лет после его смерти в его любимом Копенгагене в 1880 году.
С одной стороны пьедестала изображен фрагмент из сказки «Гадкий утенок». С другой стороны – фрагмент из сказки «Аисты», которую в не детском сокращении я привожу ниже:
Мать сидела с четырьмя малышами, а отец стоял возле гнезда на крыше:
«-Вот важно, так важно! – думал он. - У гнезда моей жены стоит часовой! Кто же знает, что я ее муж? Могут подумать, что я наряжен сюда в караул. То-то важно!»
Так думая, он гордо стоял на одной ноге. Скоро его заметили играющие во дворе мальчишки. Разом они уставились со смехом на него, а один вдруг стал, пританцовывая, кривляться и зло затянул:
Аист, аист белый, что же ты день целый,
Замерев, как каменный, на ноге стоишь?
Заскучал по небу? Или просто хочешь
От несчастья деток уберечь своих?
Попусту хлопочешь? – Мы их всех изловим,
И тебя не спросим, как нам поступить:
Одного повесим, в пруд швырнем другого,
Третьего заколем, младшего живьём
За ноги мы схватим и в костер забросим!
И при этом песенку весело споём! *
Дети поначалу подхватили жуткую шумку про аистов, которую давно-давно сочинили подлые люди. Они начали вслед за товарищем, прыгая на одной ноге, с визгом корчить омерзительные рожы. И «только один из мальчиков, по имени Петер, не захотел пристать к товарищам, говоря, что грешно дразнить животных»… Многие малыши, услышав эти умные слова, разбежались по домам, так как поняли, какая гадость хотела прилипнуть к их языкам. Они вовремя опомнились! Ещё минута и эта скверна навечно бы проникла в них, как спиртное и табачное, начав из нутрии медленно, но неизлечимо, выгрызать их органы, разрушая здоровье и укорачивая года их жизни, которая у них только начиналась…
Птенцы, подрастая, мечтали отомстить мальчишкам особенно самом бессовестному, который при виде их, всегда начинал страшную песню. Однако мать сказала, что это можно сделать только тогда, когда они научался отлично летать, и вожак их похвалит. Наследники очень старались и безоговорочно следовали всем советам родителей. Они были достойными наследники!
День маневров настал:
«Наши птенцы отличились и получили на испытании не по нулю с хвостом, а по двенадцати с лягушкой и ужом! Лучше этого балла для них и быть не могло: лягушек и ужей можно ведь было съесть, что они и сделали.
-Теперь будем мстить! — сказали они.
-Хорошо! – сказала мать. -Вот что я придумала – это будет лучше всего. Я знаю, где тот пруд, в котором сидят маленькие дети до тех пор, пока аист не возьмет их и не отнесет к папе с мамой. Прелестные крошечные детки спят и видят чудные сны, каких никогда уже не будут видеть после. Всем родителям очень хочется иметь такого малютку, а всем детям – крошечного братца или сестрицу. Полетим к пруду, возьмем оттуда малюток и отнесем к тем детям, которые не дразнили аистов; нехорошие же насмешники не получат ничего!
-А тому злому, который первый начал дразнить нас, ему что будет?- спросили молодые аисты.
-В пруде лежит один мертвый ребенок, он заспался до смерти; его-то мы и отнесем злому мальчику. Пусть поплачет, увидав, что мы принесли ему мертвого братца. А вот тому доброму мальчику, – надеюсь, вы не забыли его, – который сказал, что грешно дразнить животных, мы принесем зараз и братца и сестричку…».
МОЙ СОВЕТ:
Читайте произведения Ганса-Христиана Андерсена** – станете умнее и добрее, а главное поймёте, что каким аршином меряете, таким и вам отмерят. Гений не делился картинками своего ясновидения, а описывал их в своих автобиографических произведениях, в которых чаще всего реальным прототипом был он сам. И запомните его завещание на смертном одре (2 апреля 1805 г. – 4 августа 1875 г.): «Не ставьте сказки выше настоящей жизни».
06. 11. 2019 год
*перевод Лады Влади и её коллаж по фото (спасибо их авторам) из интернета.
**по-датски: Ханс Кристиан Андерсен, в переводе: Ганс Христиан Андерсен.
“Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость”. Август Стриндберг, шведский писатель, драматург, романист, новеллист.

Прочтите, как мне поставили в укор, что я книги Х. Г. Андерсена записала взрослому человеку (писатель, наверное, в гробу перевернулся от такой подлости):  АНДЕРСЕН И КЛУБ "РУСАЛОЧКА"

"Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи..." Александр Пушкин. (Из Пиндемонти)

Я НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ И НЕ ПРОЩУ НИЗКОПРОБНЫХ ПОДОНКОВ, КОТОРЫЕ ОТ ЗАВИСТИ ПЫТАЛИСЬ ПРОГНУТЬ МЕНЯ НИЖЕ СВОЕГО ПРИНИЖЕННОГО УМСТВЕННОГО УРОВНЯ.
ПУСТЬ ВАША ПОДЛОСТЬ ВЕРНЁТСЯ НЕ ТОЛЬКО ВАМ, НО И ВАШИМ ПОТОМКАМ БУМЕРАНГОМ...
Деятельность представителей гинекологоповарскопсихиатрической сплетенной системы описана в сборнике "Плевок-бумеранг от культуры".
"Библиотека защищается сама, она непроницаема, как истина, которую хранит в себе, коварна, как ложь, в ней заточенная. Лабиринт духовный — это и вещественный лабиринт. Войдя, вы можете не выйти из библиотеки"*
Когда 30 октября 1991 года библиотекари Минского района выдвинули меня на звание "Заслуженный работник культуры", ко мне (через несколько месяцев после этого действия) в библиотеку, где я заведовала тринадцать лет, приехала с проверкой комиссия. (Незадолго до их визита был телефонный звонок, где звонящий вкрадчиво так сказал, что за звание платить нужно. На мой вопрос: "А кто это меня так просвещает?" раздались короткие гудки).
В этот день местная жительница привела записаться в библиотеку свою дочь. Пока я заполняла формуляр, малышка выбрала себе две книжки. Для полной картины произошедшего я должна пояснить, что, как и везде, в библиотеках есть план. Первым его пунктом является борьба за увеличение числа читателей. Хотя и без этого указующего перста каждый любящий своё дело библиотекарь будет всю жизнь стремиться, чтобы люди тянулись к книгам и как больше народа шло в книжный храм. Являясь служителем книжного царства, я, естественно, предложила и женщине стать читателем. Она согласилась. но выбирать книгу отказалась, а попросила записать на её абонемент одну из книжек дочери, пояснив при этом, что это чтиво у них на двоих.
"Ибо не всякая истина — не всякому уху предназначается, и не всякая ложь может быть распознана доверчивой душой"*.
Когда за моими новыми читателями закрылась дверь, одна из проверяющих гневно воскликнула: "Вы видели? Она записала сказку взрослому человеку!.." По сей день я не получила ответа на вопрос, что же за преступление было мной совершено? Зато затянувшаяся пауза говорила о том, что готовятся новые катаклизмы для моей жизни. Но, видимо, меня там, наверху, кто-то сильно любит, и его божественная длань отвела от моего сердца искусственно созданные недоброжелателями неурядицы и наветы. Добро победило в очередной раз.
А вспомнилась мне эта история вот почему.
Недавно я узнала, что романтичные датчане решили в знак своего преклонения и восхищения возвести прижизненный памятник своему кумиру - Гансу-Христиану Андерсену. Мастер на это согласие дал и вместе с почитателями стал ждать завершения работы скульптора над макетом. Но, увидев гипсовую миниатюру, сказочник отказался от предложенного дара - творца возмутило, что вокруг его фигуры было расположено множество детских фигурок. Согражданам сочинитель объяснил обиду так: "Сказки я пишу не столько для детей, сколько для взрослых"... http://www.proza.ru/2019/11/06/688
Кстати, книжки, которые выбрала моя юная читательница, назывались: одна - "Гадкий утёнок", вторая - "Дюймовочка".
Назвать мой клуб "Русалочка" детским в корне неправильно. Конечно, основная ориентация - привить любовь к чтению у детей, занять из свободное время, научить использовать каждый день своей жизни с пользой. Однако в составе клуба были и взрослые, которым не зазорно было выступать вместе с подростками. К тому де они часто рассказывали личные истории из своей жизни, на которых подрастающему поколению было чему поучиться. С 14 декабря 1990 года активным участником клуба стал и мой муж (это день нашего бракосочетания и День Рождения Клуба). Он неплохо играл на гитаре и у нас получился дуэт - "ПеЛарис". Мы много выступали на радио, телевидении, где пели не только собственные песни, но и на стихи некоторых белорусских поэтов. Параллельно я проводила репетиции с ребятами. Надо отметить, что никто мне за это не платил, и проводила я время с детворой разных возрастов после основной работы. Находились глупцы, с насмешкой относившиеся к этому занятию вне расписания - "им, гагарам, недоступно" было понять, что любимое дело не признаёт временных рамок, и что чужую биографию нельзя писать своим умишком.
"Только библиотекарь имеет право двигаться по книжным лабиринтам, только он знает, где искать книги и куда их ставить, только он несет ответ за их сохранность"*.
Одним из наших театральных плодов был спектакль по сказке Андерсена
"Русалочка". Об этом я написала в Данию. Вскоре оттуда пришла бандероль, содержимое которой пополнило наш альбом - книги, открытки, письмо.
У многих первых членов клуба уже дети такого возраста как были они создавая клуб. Я спросила у этих уже умудрённых жизненным опытом людей, что для них значит "Русалочка". Ответили: "Корабль детства, на который мечтается вернуться"...
После этого заверения так и хочется спросить у моих злопыхателей словами Владимира Маяковского: "А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?"
"Библиотекарь оберегает тома не только от людей, но и от природных сил, посвящая жизнь борьбе с губительным Забвением, этим вековечным врагом Истины"*.
P.S. Мелкие пакости продолжались, и я ушла, написав в заявлении, что ухожу по-собственному желанию из-за травли. Уже потом, работая несколько лет в журналистике, я узнала, что ещё при моей работе 15 декабря 1992 года (я ушла в отпуск 14 декабря того года) за моей спиной было собрано собрание (но при этом за хорошую работу наградили перед отпуском премией, от которой я отказалась), где меня, облив грязью, уже не выдвинули на звание. Протокол этого собрания мне помогли достать в Ассоциации Защиты Прав Человека. Такого неряшливого, полного вранья, без печати, и нетактично составленного документа, я ни до ни после не видела. Конечно же ни мои новые формы работы, ни статьи, ни награждения здесь упомянуты не были... Как сказала одна из участниц, посыпая голову пеплом - на это звание другого человека метили, а на меня была установка - любыми путями завалить: "Куда она денется? Работать всё равно будет"... Но и Реут это звание не дали - чужой опыт работы ей как-то не подошёл...
газета "Здравый смысл", май-2000 год
На аватаре: 1. Вот так меня, как молодого специалиста, ставили в очередь на получение жилья: а) первый ответ на моё заявление с этой просьбой: от 26.01.81. №16. гр-ке Владыко Л.ф. На Ваше заявление, адресованное на имя председателя Минского райисполкома, о постановке на очередь на получение жилья, исполком Боровлянского сельского Совета народных депутатов сообщает, что Вы проживаете и прописаны в общежитии госпиталя ИОВ №10 ком 104, жилая площадь комнаты 18 кв.м на ней проживает всего трое. Это соответствует санитарным нормам. Для постановки на очередь нет оснований. Председатель исполкома сельского Совета народных депутатов В.Н. Тумилович. б) второй - реакция после вмешательства в данную юридически-безграмотную и комедийно-грустную ситуацию журнала "Человек и Закон": Гр-ке Владыко Л.Ф. Исполком Боровлянского сельского Совета народных депутатов сообщает, что Ваше заявление взято на учет на получение жилья в исполкоме сельского Совета. Решение исполкома от 25.08.1981года. Председатель исполкома сельского Совета народных депутатов В.Н. Тумилович. Квартиру я получила в августе 1989 года;
2. Подарки (не все) открытки и книги из Дании;
3. Письмо из Королевской Библиотеки Дании: Копенгаген, 13 июня, 1989 г. Уважаемая госпожа Владыко. Большое спасибо за Ваше письмо и за интерес к Х. К. Андерсену. Здесь мы посылаем Вам некоторые материалы и о нашей Королевской библиотеке. Надеемся, что они Вам помогут в приготовлении Вашего альбома. Мы желаем успешной премьеры "Русалочки" и успехов в работе. С приветом Научный сотрудник Карл Эрих Бай.
Обратите внимание на обращение к адресату в одном и во втором документах: в Датском Соединённом Королевстве я - госпожа, в БССР - гражданка. Последнее сразу расценила так: непрогнувшийся чиновникам не товарищ!
ИЗ СТРАШНОГО БЫЛОГО СТРАНЫ СОВЕТОВ
Сталин:
-Почему Мессинга в предатели записал?
Берия:
-А потому, что он на нас работать не хочет...
Сериал «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», 2009 года.
*Из Исторического детектива Эко Умберто (годы жизни: 5 января 1932 - 19 февраля 2016) "Имя розы"






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 7
© 06.11.2019 Синильга
Свидетельство о публикации: izba-2019-2666094

Рубрика произведения: Проза -> Статья













1