Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

"Сумасшедшие Иваны". Как российские подлодки обманывают моряков НАТО


"Сумасшедшие Иваны". Как российские подлодки обманывают моряков НАТО


 Лечь над грунт, заглушить дизель-генераторы и соблюдать полную тишину — российские подводники регулярно проводят учения по уходу от преследования. На днях дизель-электрическая подлодка "Колпино" успешно скрылась в Черном море от кораблей "Касимов" и "Суздалец", имитирующих вражеских охотников за субмаринами. Об опасной игре в кошки-мышки под водой и самых эффективных способах "сбросить хвост" — в материале РИА Новости.
Известно, что командиры подлодок не любят всплывать на поверхность для выхода на связь с берегом — это сразу выдает местоположение субмарины. Уязвимости ей добавляет даже нахождение на перископной глубине с поднятыми выдвижными устройствами. Первыми такую подлодку найдут самолеты и вертолеты, способные перехватить радиосигнал и запеленговать его источник.

Не надо думать, что он сразу дает полный ход и несется в сторону. Это неправильно, — рассказывает РИА Новости экс-командир АПЛ Игорь Курдин. — В таком случае лодку сразу вычислят и дуэль будет проиграна. Кроме того, в отличие от атомных, скорость дизель-электрических подлодок недостаточно высока, чтобы быстро оторваться от противника. Но их экипажи используют другие тактические приемы, в том числе с помощью средств гидроакустического противодействия".
По его словам, главное преимущество дизель-электрических субмарин перед атомными — возможность бесшумно затаиться на дне. На борту в это время объявляется режим "Тишина". Все механизмы и приборы отключаются, передвижения по отсекам сокращаются до минимума, морякам нельзя громко разговаривать, делать лишние движения и производить посторонние звуки.
Бесшумно пролежать на дне дизельная подлодка может несколько суток. Атомоходам это не под силу — ядерный реактор нельзя оставлять с выключенными вспомогательными системами.


Торжественная церемония передачи подлодки "Колпино" ВМФ России на пристани АО "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге
Принципиальных отличий в методах ухода от погони, по словам Курдина, у моряков России и НАТО нет. Однако, по мнению военных экспертов, российские подводники достигли в этом более высокого мастерства и "путают следы" куда эффективнее западных коллег.
Дело в том, что при уходе от погони российские моряки редко действуют по шаблону. Они подходят к делу творчески. Один из маневров, придуманный еще в годы холодной войны, американцы назвали "Сумасшедший Иван" (Crazy Ivan). На хвост подлодкам ВМФ СССР тогда часто садились американские субмарины. Шли в мертвой зоне за кормой — советские сонары не могли их идентифицировать из-за шума собственных винтов. Чтобы засечь противника, командиры совершали непредсказуемые и резкие маневры, вплоть до разворота на 180 градусов. Чтобы избежать столкновения, американцы были вынуждены держаться на расстоянии.

Охота на "Бореи". В НАТО придумали, как бороться с русскими подлодками"Высшей оценкой моих действий как командира подводной лодки стали слова бывшего командующего подводными силами США, — говорит Курдин. — Адмирал заявил, что я был одним из немногих, кто сумел его удивить. Надо заметить, что американцы учитывают не только характеристики подлодок и их акустические портреты. У них есть и тактические портреты конкретных российских командиров".
В свое время советские моряки научились грамотно обходить противолодочные рубежи и даже известную американскую систему слежения SOSUS. Так, в 1985-м и 1987-м ВМФ СССР провел уникальные операции "Апорт" и "Атрина". Тогда две группы по пять атомных субмарин в каждой скрытно выдвинулись в Атлантический океан. Одновременный выход такого количества атомоходов из мест базирования не мог остаться без внимания американских военных. Они привлекли все силы и средства, развернули полномасштабную охоту. Однако ракетоносцы смогли преодолеть все рубежи противолодочной обороны, дойти до берегов США и остаться незамеченными.
Дизель-электрическая подводная лодка Б-271 "Колпино"
Поиск и преследование субмарины — отдельная история. Приемы военных России и НАТО мало отличаются. И те и другие широко применяют морскую авиацию — самолеты и вертолеты. Они кружат над подозрительными районами и разбрасывают в зоне патрулирования гидроакустические, инфракрасные, пассивные и активные буи.
К примеру, на вооружении ВМФ России стоят Ил-38, оснащенные поисково-прицельной системой "Беркут-38" и более современной "Новеллой". Боевой радиус "Ила" — 2200 километров. У флота есть и более "дальнобойные" самолеты — Ту-142. Они могут работать в пяти тысячах километров от базы.

Истребители субмарин. Корабли, от которых не могли уйти подлодки США.Как только с буя приходит сигнал, экипаж самолета связывается с противолодочными кораблями. Примерный курс субмарины определяется по срабатыванию других буев. Силуэт подводной лодки можно определить и визуально — в солнечный день и штиль темный вытянутый корпус хорошо просматривается с воздуха. На малых глубинах особенно.
Получив от авиации координаты цели, противолодочные корабли начинают преследование. На многих из них установлена специальная аппаратура обнаружения кильватерного следа, способная четко определить, как давно и в каком направлении прошла смертоносная "сигара".
В арсенале флота любой морской державы всегда имеются мощные гидроакустические комплексы, торпедные аппараты и реактивные бомбометы. Охотники за субмаринами садятся на хвост своей жертве и выпускают по ней десятки глубинных бомб и торпед. Причем необязательно попасть бомбой непосредственно в субмарину — заряд может сдетонировать неподалеку, а взрывная волна сама сделает свое дело.

Модернизированный противолодочный самолет Ил-38Н





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 5
© 20.10.2019 Alex Semalion
Свидетельство о публикации: izba-2019-2654069

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика














1