Беседа с Александром Сергеевичем Марковым


Беседа с Александром Сергеевичем Марковым
Есть в Астрахани писатель, благодаря которому оживают страницы истории. В палящий летний зной, в дождливую слякоть, под порывами январского ветра его можно встретить направляющимся в Государственный архив Астраханской области или в Областную научную библиотеку, где он буквально по крупицам собирает историю нашего края. Книги писателя, изданные и переизданные в Москве, Волгограде и Астрахани, не пылятся на магазинных полках, не залёживаются на книжных развалах, зачастую спустя несколько лет после выхода в свет, становясь библиографической редкостью, поскольку о чем бы ни писал автор, будь то восстания под предводительством Степана Разина или Емельяна Пугачёва, сложный жизненный путь русского историка Василия Татищева или новые факты из жизни в Астрахани польской авантюристки Марины Мнишек, герои его книг под пером художника воскресают, беседуя с читателем со страниц вдохновенно и страстно. Не будет преувеличением сказать, что не найдётся, пожалуй, в нашем городе ни одной семьи, где чтут и любят книгу, чтобы на книжной полке не стояла бы хоть одна из книг Александра Маркова.
- Александр Сергеевич, Вас называют живой легендой нашего края. Расскажите, с чего Вы начали свой творческий путь?
- В детстве я мечтал стать художником. После возвращения с фронта отца, который взял с собой портрет бабушки, нарисованный мною на тонкой бумаге и во время обыска в концлагере чуть было не изъятый немецким офицером, наша семья переехала на жительство в посёлок Кировский, где я окончил среднюю школу. Художественного училища в Астрахани тогда ещё не было, и в 1957 году я закончил историческое отделение историко-филологического факультета педагогического института. Темой дипломной работы стало Астраханское городское антифеодальное восстание 1705-1706 годов. Работу я делал работу на архивных материалах.
- Когда вышла Ваша первая книга? О чём она?
- Работая в городском архиве, познакомился с Николаем Афанасьевичем Рюмшиным, участником гражданской войны, создававшим вместе с большевиком Георгием Михайловичем Непряхиным первые пролетарские литературные кружки в нашем городе. Узнав, что мною выявлено множество неизвестных ранее документов, Рюмшин предложил написать совместную историческую повесть. Такова история создания первой повести «Восставший город», вышедшей в 1962 году в издательстве «Волга», где показаны характеры народных вожаков Якова Носова, Ивана Шелудяка, Степана Москвитина.
- Александр Сергеевич, почти все Ваши книги сопровождают уникальные фотографии и рисунки, созданные лично Вами. Хотелось бы об этой грани Вашего творчества поговорить подробнее.
- В уникальном рукописном альбоме, хранящем сведения о моей родословной, об истории родного села Марфино, где я родился 6 сентября 1931 года, есть графические портреты моих предков и зарисовки сельских строений, записи о детстве, проведённом в краю, природа которого будила воображение впечатлительного мальчика. С террасы дома открывался прекрасный вид на всю южную часть села и на дальние окрестности. На востоке, на самой вершине бугра красовалась небольшая деревянная церковка с изящной колоколенкой. Особенно впечатляла она вечером, когда заходящее солнце посылало на неё огнистые лучи, и она казалась зажжённой кем-то свечой. Внутри она была необычайно уютна. Мерцание паникадил, запах топлёного воска и ладана настраивали на какой-то торжественный, праздничный лад. На стенах её были неплохие росписи, которые я любил разглядывать, когда мама приносила меня на руках в церковь. Она не была религиозной, но по праздникам в силу привычки в церковь ходила и обязательно брала меня с собой. Может быть, она надеялась на какое-то чудо, что её горячая молитва дойдёт до Бога и я стану ходить…
(С детства после тяжёлой болезни писатель может передвигаться лишь на коляске. Однако он, человек волевой и мужественный, с юношеских лет ведёт активный творческий образ жизни — пожалуй, чаще других встречается с читателями, много путешествует, поскольку это необходимо для работы, отыскивая исторические сведения в архивах страны).
- Графические портреты наших современников, выполненные Вами, поистине уникальны. Не случайно мною для обложки книги стихов Закира Дакенова «Пойте, чувства!», изданной спустя 20 лет после гибели яркого поэта и писателя, ушедшего первым из моего поколения, нашего с Ольгой (Прим.: дочерью писателя) близкого друга и сверстника, выбрала не фото Закира, а его портрет, сделанный Вами. Прошу Вас, расскажите подробнее и о других Ваших рисунках.
- Я уже отметил, что сначала у меня проявился талант художника, а уже позже писательский талант. Свои первые издания я оформлял сам. Рисовал многих своих друзей, знакомых, родных и дарил им эти портреты. В частных коллекциях сегодня находится немало моих графических видов родного Понизовья, городских пейзажей Астрахани. Я стремился повернуть время вспять, несмотря на то, что меняется облик города, уходят безвозвратно старинные дома.
- В альбоме «Рисунки писателя Александра Маркова», изданном в Астрахани в 2014 году, читатель увидит церковь Николы Гостинного, здания бывшего Спасо-Преображенского монастыря, от которых сейчас осталась лишь башня XVII века. Нет и некоторых деревянных зданий оригинальной архитектуры, которые запечатлены только на рисунках.
- Меня интересует всё новое, необычное, поэтому в путевых зарисовках много любопытного исторического материала. В предисловии к книге так и говорится: «Меняется облик города, уходят в небытие старинные дома, безвозвратно исчезает окружающая среда. Но художнику удалось повернуть время вспять».
- Действительно, сейчас уже не сохранились некоторые здания оригинальной архитектурной постройки, храмы и строения монастырей, теперь мы можем их увидеть только на редких архивных или музейных фотографиях, доступных не каждому. На Ваших рисунках запечатлены многие ушедшие, разрушенные памятники архитектуры. Определённый интерес представляют зарисовки, сделанные Вами при раскопках в Успенском соборе в феврале–марте 1973 года, когда были вскрыты погребения астраханских иерархов и грузинских царей.
- Только что наша писательская организация отметила своё 55-летие, совпавшее со столетним юбилеем со дня рождения замечательного русского советского поэта Михаила Кузьмича Луконина, уроженца села Килинчи Приволжского района Астраханской области. На мероприятии, посвящённом этому событию, выяснилось, что никто кроме Вас, старейшины нашего литературного цеха, не видел Михаила Луконина лично. Мало того, Вы знали и запечатлели в графике портрет первого лауреата премии, носящей имя Луконина. Расскажите о нём подробнее.
- Первым лауреатом премии поэта-фронтовика Луконина стала бригада бригада славных земледельцев во главе с участником Великой Отечествен­ной войны, командиром конной разведки, орденоносцем Касимом Ибрагимови­чем Абдуллаевым. Мне повезло быть лично с ним знакомым, запечатлеть его портрет.
- А каким Вам запомнился сам Михаил Кузьмич Луконин?
- Михаил Кузьмич был у меня в гостях ещё на старой квартире на улице Калинина. Увидев старинные рукописные издания, поэт воскликнул: «Да им место в музее!». Кстати, эти же работы я должен был использовать в фильме Василия Шукшина «Я пришёл дать вам волю». Процитирую отрывок из книги «Ускользающее время», где описан визит писателей и поэтов Волгограда на 60-летие выдающегося советского поэта Михаила Кузьмича Луконина, которое стало большим событием в культурной жизни Астрахани и села Килинчи, где родился наш земляк: «Чествование Луконина началось в Килинчах в четверг, но я не мог туда поехать, заболел. А мне очень хотелось присутствовать при открытии мемориальной доски на доме, где жил поэт. Вчера я побывал на торжественном собрании в зале Партпроса. Вместе с астраханскими писателями, партийными работниками, представителями интеллигенции города на встрече были известные советские поэты Сергей Наровчатов, Михаил Хонинов, Михаил Шевченко, Михаил Горбачёв, критики Майя Луговская, Лев Аннинский, волгоградские поэты Юрий Окунев и Лев Кривошеенко, вдова поэта Анна Васильевна Луконина. Было сказано много тёплых, проникновенных слов о Луконине - поэте, воине, труженике, замечательном товарище.
Всех рассмешил эпизод, который привёл в своём выступлении волгоградский поэт Юрий Окунев. В Волгограде должны были отмечать 50-летие Луконина. Туда прибыл сам поэт. Что же ему подарить особенное, думал Окунев. И решил: подарю я ему гирлянду воблы в виде ожерелья. Но не так-то просто было достать осенью астраханскую воблу. И всё же воблу достали, и нужно было видеть лицо Луконина, когда на него надели астрахано-индейское ожерелье».
- Михаил Луконин, Василий Шукшин, Мариэтта Шагинян – со сколькими уникальными личностями Вы были знакомы! Я сейчас работаю над книгами о поэтах и прозаиках-«шестидесятниках», наших земляках. Мне интересно услышать от Вас о Юрии Селенском.
- Юрий Селенский был гражданином города. Он любил этот город. В повести «Не расти у дороги он писал: «Для меня этот город стал наказанием на всю жизнь. Возможно, за любовь к нему».
- Врезались в мою память и Ваши воспоминания о рано ушедшей из жизни поэтессе Клавдии Холодовой. На 50-летии нашей писательской организации Вы вспоминали об истории создания её самого известного стихотворения, строки которого выгравированы не только на её памятнике, но и на памятнике Адихана Шадрина. Я имею в виду стихотворение Холодовой «И я отправлюсь в свой последний путь».
- В начале января 1975 года я был в редакции газеты «Волга». Готовилась к выпуску моя статья о Василии Шукшине «Следуя правде». В небольшом кабинете парторга газеты Владимира Гущина сидела поэт и журналист Клавдия Холодова, перебиравшая рукописные бумаги. Сам Владимир Гущин просматривал гранки подготовленной к печати статьи о Шукшине. Его сомнение вызвали цитируемые мной слова Шукшина со следующей фразой: «Все исчезнет на этой земле». - Как это все исчезнет на этой земле? - горячился он. - А наше социалистическое общество? Разве оно может исчезнуть?.. Присутствующая при разговоре Клава Холодова в это время начала сосредоточенно писать что-то на листе бумаги. А затем протянула мне стихотворение со словами: «Александр Сергеевич - это Вам от меня».
- На творческих встречах с Вами нередко звучат такие вопросы: Как стать писателем? Где взять столько трудолюбия и воли? В чём секрет неиссякаемой любви к родному краю?» - на встрече с представителями культурной общественности города и области писателю пришлось отвечать на огромное количество вопросов.
- Пожалуй, отвечу сразу на все эти вопросы лаконично. Надо торопиться и надо побольше жить. И надо, чтобы люди читали, потому что слово, прочитанное в книге, западает в душе больше, чем слово, считанное с Интернета.
- Выхода в свет Вашей новой трилогии «Ускользающее время» читатели ждали с особым нетерпением. Это - собрание воспоминаний, куда вошли и многие Ваши рисунки. Ранее с ними можно было познакомиться по публикациям некоторых глав из этого издания на страницах областной газеты «Волга».
- У меня дневниковые записи и дальше продолжаются. Кроме того, я намерен издавать и другие книги.
- Александр Сергеевич, Вы всегда говорите людям правду, какой бы горькой та ни была.
- Ещё в начале двадцатого века Владимир Короленко говорил о том, что у нас нет будущего, если мы не будем заниматься воспитанием. Я убеждён в том, что с начала правления страной Бориса Ельцина, объявившего её деидеологизацию, и по сей день в России нет чёткой цели нашего существования. Каждый день открывает что-то интересное, мимо этого обидно проходить. Недаром же Пушкин считал, что мы нелюбопытны.
- Как бы стремительно ни ускользало время, благодаря таким его Хранителям, как Вы, отжившие страницы истории будут оживать вновь и вновь.
Беседу с уникальной личностью, старейшиной писательской организации Александром Сергеевичем Марковым можно продолжать бесконечно. Он продолжает доносить до нас исторические документы и свидетельства, спасая их из архивного забвения, и в том, что не только мы, астраханцы, лучше знаем свою историю, но и об истории нашей знают далеко за пределами области - несомненная заслуга А. С. Маркова, писателя-краеведа и гражданина. Не могу не согласиться с ярким определением, данным Ниной Ивановной Куликовой: «именно Марков сформировал в астраханцах историческое самосознание, именно он познакомил нас с земляками, которые жили в восемнадцатом-девятнадцатом веках и многое сделали для развития города. Марков в прямом смысле стал хранителем нашей истории. Именно он, никто более, полез в эти развалины и стал оттуда спасать старинные книги, причём такие редчайшие, как «Синодики Троицкого монастыря». Потом всё, что собрал, он передал Краеведческому музею. То, что делал и делает Марков, вызывает самое искреннее восхищение».





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 48
© 15.10.2019 Дина Немировская
Свидетельство о публикации: izba-2019-2650278

Рубрика произведения: Проза -> Очерк



Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  













1