Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Национальная идея.


ПУБЛИЦИСТИКА
Национальная идея
Эта статья была напечатана в газете Советская Россия в 2004г. Внимание к ней продиктовано повседневным  обращением  средств массовой информации к людям оказать помощь больным детям, которых с каждым днем становиться все больше.
Авторитетные политики всех направлений ищут пути экономического возрождения страны. Поставлен вопрос о национальной идее, позволяющей поднять все слои общества на решение этой задачи. Но ни сама идея, ни пути экономического прорыва так и не названы. В итоге мы получили пессимистическое заключение: быстрого улучшения жизни не ждите.
Но почему же политики не увидели национальной идеи? Для этого есть несколько причин. Во-первых, общество еще не оправилось от последствий «бархатной» революции 1991 года. Люди еще в шоке. Во-вторых, разрушив общественную пирамиду до основания, трудно в ее обломках найти вершину. В-третьих, существует большой соблазн подменить настоящую идею ее суррогатом.
Россия, огромная Россия, в которой проживает более 140 млн человек, не имеет национальной идеи?! В это трудно поверить. В России обитают десятки национальностей, каждая заявляет право на свое исключительное положение здесь. И добивается, любыми путями и средствами, потому что идейно подготовлена к решению своих проблем. И заметьте, первым шагом поселенчества на территории России считается создание своей церкви и школы.
Исконно русские люди, составляющие большую часть населения своих территорий, «не могут» сформулировать свою национальную идею! Объяснение тому есть: русские почти полностью отстранены от властных полномочий, их духовный потенциал не используется во благо страны. Духовностью нации озабочена лишь только церковь.
Национальная идея — это та ценность, которую имеют все; та, что касается каждого, с чем люди связывают позитивные изменения в своей жизни. Такая идея есть. Она витает в воздухе. Ее имя — дети. Человека можно лишь всего. Его можно загнать в угол. Но ему нельзя запретить мечтать о завтрашнем дне, о хорошем дне. Оставаясь один на один со своими проблемами и «расталкивая» их из последних сил, мы тем не менее думаем о лучшей доле своих детей. А дети есть практически у всех. Чувство ответственности за будущее детей должно объединять нас, стать нашей национальной идеей. Хватит лукавить о «цветах жизни». Ничего такого в общем понимании нет и не будет, если мы будем позволять мыслить за себя и выдавать всплеск эмоций за действительное положение вещей.
А положение удручает. Половина малышей в начальной школе имеют различные проблемы со здоровьем: болезни дыхательных путей, аллергия, косолапость, различные формы искривления позвоночника. Последнее очень опасно, если оставлять без внимания. Искривление позвоночника сжимает внутренние органы человека: желудок, легкие, печень, сердце, сосуды… и они начинают болеть. Статистика подтверждает целый букет заболеваний у выпускников школ. А мы все свидетели того, что через лупу невозможно разглядеть молодого человека, пригодного к воинской службе. Сегодняшнее направление работы школы — аптека. Можно ли оставаться равнодушным к этой беде, последствия которой — уже два поколения больных людей?
Кто внимательно следил за дискуссией вокруг школьной реформы, которая практически закончилась, тому очевидно, что она была односторонне-любительской и, как всегда, чиновничье-скрытной. Она не вынесла на поверхность глубинных причин неудач в воспитании, ограничившись констатацией нехватки средств и слабой материально-технической базы школ, а также низкой зарплаты учителей. На этой ноте и было принято решение увеличить сроки обучения, улучшить материально-техническое оснащение школ, издать новые учебники. То есть провести в основном те мероприятия, которые предполагают движение финансовых потоков. А это значит, что ждать от школьной реформы существенных изменений не приходится. Мы знаем, что деньги способны «уходить в песок», оставляя наши проблемы на поверхности.
А чего мы хотим от школы? Что она должна дать ребенку? Какие государственные задачи решить? К сожалению, в прошедшей дискуссии о школе нет ответа на этот вопрос. После тщательного анализа, объяснительной записки к школьной программе смею утверждать, что школа тоже не имеет такого ответа. Цели и задачи обучения и воспитания в современной школе подаются размыто и непродуманно. Их много; они подменяют друг друга; они не обеспечены условиями организации учебного процесса, а главное — находятся в полном противоречии с реалиями жизни. Например, можно ли в стенах школы воспитать честного человека? Нет, нельзя. Потому что родители внушают ребенку, что честного бьют чаще; потому что в жизни процветает вороватый и жуликоватый тип людей. Дети хорошо чувствуют лицемерие взрослых. И не стоит пытаться обмануть их и себя.
Позволю себе сформулировать задачи школы в новом тысячелетии: школа должна воспитывать умного, здорового, самостоятельного и целеустремленного человека. Это главные характеристики активной личности. Если наше общество сосредоточится на выполнении этих всем понятных задач, то уже через 10–15 лет мы получим поколение молодых людей, способных принять от нас, уставших и ослабленных поворотом истории, эстафету реформ. Мы просто обязаны сделать своих детей умнее, сильнее и удачливее нас.
Бездумно разрушив наше национальное государство, мы практически лишились Родины; бездумно шагнув в капиталистический рай, мы растеряли все свое национальное богатство; бездумно приняв ценности западной культуры, мы разрушили и растеряли свою духовность. У нас осталась одна собственность, одно богатство — наши дети. Так с чего же, как не с воспитания и образования наших детей, начинать возрождение России?
Так давайте же заявим об этой цели как о самой главной, самой важной и безотлагательной, как о национальной идее! Решив эту задачу, мы справимся и со всеми остальными.
:Советская Россия, 2004





Рейтинг работы: 14
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 10
© 05.10.2019 Елена Широкова
Свидетельство о публикации: izba-2019-2644146

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Арк Кашин       10.10.2019   15:06:02
Отзыв:   положительный
Национальная идея..разве ее ищут. Естественное состояние человека вы описали прекрасно.. жить заботою о детях..о продолжении потомства. Это закон живых организмов. Инстинкт наш. Задачей Государства является мотивация граждан к дополнительным нагрузкам. И таковые появляются в стрессовые моменты истории страны.
Вспомните все наши национальные идеи..и когда они возникали..в какие периоды. Не переживайте..мы живем во временном затишье. Наверное нажились достаточно уже ..когда из нас жилы гнули и закаляли сталь.
Когда с пса снимают ошейник..он мерзнуть начинает.

А про церковь вы правильно.

С уважением к вам
Елена Широкова       10.10.2019   15:25:51

Здравствуйте. Приятно познакомиться. У нас много людей, имеющих гражданскую позицию и по вопросу национальной идеи существуют самые разные мнения. Надо просто уважать мнение людей, а приоритеты выбирает история. С Уважением, Елена.
Андрей Климов       07.10.2019   20:53:23
Отзыв:   положительный
Очевидно, Вы перепечатали эту статью, потому что Вам импонирует высказанная в ней мысль о том, национальная идея России (современной России, очевидно, надо понимать) заключается в её детях. Звучит, мягко говоря, достаточно странно.
Как говорил когда-то Вл.Соловьёв, нац. идея - это то, что думает о нации Бог в вечности (в отличие от того, что человек думает сам о себе в истории).
Национальная идея России была, есть и будет в Православии, во всемирной проповеди Христовой делом и словом, и всей своей жизнью.
От своей нац. идеи Россия отступила в 1917 году, отсюда и все наши беды, и пока мы к ней не вернёмся, никаких положительных перемен в нашей жизни не предвидится.
Елена Широкова       08.10.2019   20:02:15

Здравствуйте , Андрей. Получила Ваш отклик. Спасибо. В ответе вынуждена повторить Ваш вывод: – Заметьте не мой, а ВАШ - « Очевидно, Вы перепечатали эту статью, потому что Вам импонирует высказанная в ней мысль о том, национальная идея России (современной России, очевидно, надо понимать) заключается в её детях. Звучит, мягко говоря, достаточно странно» -
Иначе говоря , Андрей - Вам самому трудно понять то, что Вы только что мне написали. Давайте разберемся вместе. -Все просто. В год опубликования моей статьи « Национальная идея» ( 2004) в стране активно обсуждался вопрос выдвижения национальной идеи, позволяющей объединить слои общества на восстановление порушенного государства. И нет ничего удивительного в том, что я высказала свою гражданскую позицию в средствах массовой информации – и показала свое видение вопроса: - ВОСПИТАНИЕ умного, здорового и высоконравственного человека - как основную движущую силу для возрождения нашей страны, ЧТО и должно стать определяющим в идеологии государства.
Прошло 15 лет, в течение которых мы наблюдаем хроническое ухудшение в сфере, образования , медицины, народного хозяйства и проч. И я ( да и не только я одна) продолжаю утверждать, что ОТСУТСТВИЕ внятной идеологии на возрождение государства не позволяет нам сделать рывок в этом направлении, и актуально и по сей день. Для доказательства сошлюсь на данные Неws инфо 30.07.18.
" - В России проживает 31 млн детей до 18 лет. Здоровы не более 30 процентов, 3,5 млн — инвалиды, 1 млн — наркоманы. Детей-сирот 750 тысяч [больше, чем по окончании Великой Отечественной войны, когда детей-сирот было 678 тысяч].
- Два млн детей безграмотны. Около пяти миллионов беспризорных.
— 50 % детей рождаются больными.
— Молодежи абсолютно всё равно, им жизнь кажется прекрасной, под действием наркотиков и алкоголя.
— Дети и взрослые тупеют благодаря СМИ и социальным сетям.
- В Российской Федерации 4 млн бомжей, 3 млн нищих, 3 млн уличных и привокзальных проституток, примерно 1,5 млн российских женщин “работают” на панели стран Европы и Азии. 6 млн российских граждан страдают душевными расстройствами, 5 млн — наркоманы, более 6 млн болеют СПИДом.
-— Вокруг ненависть и насилие. Нас будто учат этому по жизни. — Старики и ветераны живут в нищете.
- Потребление спиртного в РФ — 14 литров условного спирта на человека в год [по другим данным — 18 литров]. С уровня 8 литров начинается физическая деградация нации. - Аспект физического здоровья нации
- Ежегодно в России совершают преступления около 3 миллионов человек. Заключенных в стране свыше 1 миллиона — больше, чем в СССР в период сталинских репрессий. РФ занимает по показателю репрессивности правоохранительной системы первое место в мире — 800-810 заключенных на 100 тысяч населения" .
Удручающая картина социальной деградации умственных физических и духовных сил, народа , характеризующая управление экономикой.
Надеюсь, что мотивация появления мой статьи на Литературном портале понятна. Также надеюсь, что сумела донести, что в содержание национальной идеи - вкладываю решение очевидных проблем, за которые отвечает государство. При отсутствии государственной идеологии они не решаются в оптимальном режиме.
Теперь, снова к Вашим словам: -« Национальная идея России была, есть и будет в Православии, во всемирной проповеди Христовой делом и словом, и всей своей жизнью»

- Под православием я понимаю идеологию поместных церквей и в статье « Национальный вопрос», л. 2 показала, что отношусь к церкви с большим уважением, но не подменяю ею светское государство. Несмотря на пересекающиеся вопросы, у них разные сферы деятельности, в том числе и по методологии достижения конечного результата.
. С Уважением, Елена Широкова.












1