ПУБЛИЦИСТИКА
Национальная идея
Эта статья была напечатана в газете
Советская Россия в 2004г. Внимание к ней продиктовано повседневным обращением средств массовой
информации к людям оказать помощь
больным детям, которых с каждым днем становиться все больше.
Авторитетные
политики всех направлений ищут пути экономического возрождения страны.
Поставлен вопрос о национальной идее, позволяющей поднять все слои общества на
решение этой задачи. Но ни сама идея, ни пути экономического прорыва так и не
названы. В итоге мы получили пессимистическое заключение: быстрого улучшения
жизни не ждите.
Но
почему же политики не увидели национальной идеи? Для этого есть несколько
причин. Во-первых, общество еще не оправилось от последствий «бархатной»
революции 1991 года. Люди еще в шоке. Во-вторых, разрушив общественную пирамиду
до основания, трудно в ее обломках найти вершину. В-третьих, существует большой
соблазн подменить настоящую идею ее суррогатом.
Россия,
огромная Россия, в которой проживает более 140 млн человек, не имеет
национальной идеи?! В это трудно поверить. В России обитают десятки
национальностей, каждая заявляет право на свое исключительное положение здесь.
И добивается, любыми путями и средствами, потому что идейно подготовлена к решению
своих проблем. И заметьте, первым шагом поселенчества на территории России
считается создание своей церкви и школы.
Исконно
русские люди, составляющие большую часть населения своих территорий, «не могут»
сформулировать свою национальную идею! Объяснение тому есть: русские почти
полностью отстранены от властных полномочий, их духовный потенциал не
используется во благо страны. Духовностью нации озабочена лишь только церковь.
Национальная
идея — это та ценность, которую имеют все; та, что касается каждого, с чем люди
связывают позитивные изменения в своей жизни. Такая идея есть. Она витает в
воздухе. Ее имя — дети. Человека можно лишь всего. Его можно загнать в угол. Но
ему нельзя запретить мечтать о завтрашнем дне, о хорошем дне. Оставаясь один на
один со своими проблемами и «расталкивая» их из последних сил, мы тем не менее
думаем о лучшей доле своих детей. А дети есть практически у всех. Чувство
ответственности за будущее детей должно объединять нас, стать нашей
национальной идеей. Хватит лукавить о «цветах жизни». Ничего такого в общем
понимании нет и не будет, если мы будем позволять мыслить за себя и выдавать
всплеск эмоций за действительное положение вещей.
А
положение удручает. Половина малышей в начальной школе имеют различные проблемы
со здоровьем: болезни дыхательных путей, аллергия, косолапость, различные формы
искривления позвоночника. Последнее очень опасно, если оставлять без внимания.
Искривление позвоночника сжимает внутренние органы человека: желудок, легкие,
печень, сердце, сосуды… и они начинают болеть. Статистика подтверждает целый
букет заболеваний у выпускников школ. А мы все свидетели того, что через лупу
невозможно разглядеть молодого человека, пригодного к воинской службе.
Сегодняшнее направление работы школы — аптека. Можно ли оставаться равнодушным
к этой беде, последствия которой — уже два поколения больных людей?
Кто
внимательно следил за дискуссией вокруг школьной реформы, которая практически
закончилась, тому очевидно, что она была односторонне-любительской и, как
всегда, чиновничье-скрытной. Она не вынесла на поверхность глубинных причин
неудач в воспитании, ограничившись констатацией нехватки средств и слабой
материально-технической базы школ, а также низкой зарплаты учителей. На этой
ноте и было принято решение увеличить сроки обучения, улучшить
материально-техническое оснащение школ, издать новые учебники. То есть провести
в основном те мероприятия, которые предполагают движение финансовых потоков. А
это значит, что ждать от школьной реформы существенных изменений не приходится.
Мы знаем, что деньги способны «уходить в песок», оставляя наши проблемы на
поверхности.
А
чего мы хотим от школы? Что она должна дать ребенку? Какие государственные
задачи решить? К сожалению, в прошедшей дискуссии о школе нет ответа на этот
вопрос. После тщательного анализа, объяснительной записки к школьной программе
смею утверждать, что школа тоже не имеет такого ответа. Цели и задачи обучения
и воспитания в современной школе подаются размыто и непродуманно. Их много; они
подменяют друг друга; они не обеспечены условиями организации учебного
процесса, а главное — находятся в полном противоречии с реалиями жизни.
Например, можно ли в стенах школы воспитать честного человека? Нет, нельзя.
Потому что родители внушают ребенку, что честного бьют чаще; потому что в жизни
процветает вороватый и жуликоватый тип людей. Дети хорошо чувствуют лицемерие
взрослых. И не стоит пытаться обмануть их и себя.
Позволю
себе сформулировать задачи школы в новом тысячелетии: школа должна воспитывать
умного, здорового, самостоятельного и целеустремленного человека. Это главные
характеристики активной личности. Если наше общество сосредоточится на
выполнении этих всем понятных задач, то уже через 10–15 лет мы получим
поколение молодых людей, способных принять от нас, уставших и ослабленных
поворотом истории, эстафету реформ. Мы просто обязаны сделать своих детей
умнее, сильнее и удачливее нас.
Бездумно
разрушив наше национальное государство, мы практически лишились Родины;
бездумно шагнув в капиталистический рай, мы растеряли все свое национальное
богатство; бездумно приняв ценности западной культуры, мы разрушили и растеряли
свою духовность. У нас осталась одна собственность, одно богатство — наши дети.
Так с чего же, как не с воспитания и образования наших детей, начинать
возрождение России?
Так
давайте же заявим об этой цели как о самой главной, самой важной и
безотлагательной, как о национальной идее! Решив эту задачу, мы справимся и со
всеми остальными.
:Советская Россия,
2004