Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Анализ стихотворения Даниила Хармса «Почему» с позиции деконструктивизма


Анализ стихотворения Даниила Хармса «Почему»  с позиции деконструктивизма
Даниил Хармс – русский, советский писатель и поэт, в 1920-х – 1930-х годах сотрудничавший с детскими журналами, в которых он публиковал образцы детской литературы. Так, в 1928 году поэтом было создано стихотворение «Почему», которое мы постараемся проанализировать в данной работе с позиции деконструктивизма. Деконструктивистский подход к тексту Хармса кажется нам целесообразным, поскольку данная концепция позволяет объяснить неоднозначные места в тексте поэта, предложить возможную интерпретацию произведения, выводящую «Почему» за рамки детской литературы и «детского» прочтения.

Обратимся к стихотворению "Почему":

ПОЧЕМУ:
Повар и три поварёнка,
повар и три поварёнка,
повар и три поварёнка
выскочили на двор?
ПОЧЕМУ:
Свинья и три поросёнка,
свинья и три поросёнка,
свинья и три поросёнка
спрятались под забор?
ПОЧЕМУ:
Режет повар свинью,
поварёнок — поросёнка,
поварёнок — поросёнка,
поварёнок — поросёнка?
Почему да почему? —
Чтобы сделать ветчину.

Даниил Хармс.

Главная особенность текста Даниила Хармса заключена на синтаксическом уровне: «Почему» построено на таком способе организации речи, как вопросно-ответная форма изложения. Стихотворение начинается со стиха, состоящего всего из одного слова: «ПОЧЕМУ:…». Данная строка предваряет три строфы текста и отсутствует в последнем двустишии, которое представляет собой ответ на заданные вопросы. Вопрос «Почему?» чрезвычайно характерен для детей, стремящихся познать окружающий мир и объяснить его реалии, поэтому присутствие в стихотворении Даниила Хармса данного типично детского вопроса логично и объяснимо.
После вопросительного местоименного наречия «почему» в каждой строфе возникает некая основная мысль, троекратно повторяющаяся как лексически, так и синтаксически в пределах одной строфы: «ПОЧЕМУ: / Повар и три поварёнка, / повар и три поварёнка, / повар и три поварёнка / выскочили на двор?». Так, лексический и синтаксичекий повторы становятся второй ключевой особенностью произведения.
Слово-стих «ПОЧЕМУ:…» повторяется три раза в трех строфах, которые посвящены созданию образов и исходной ситуации, смысл которой необходимо разъяснить; в пределах каждой из строф троекратно возникает некая, как мы назвали ее выше, ключевая мысль (в первых двух строфах это подлежащее, а в третьей строфе – подлежащие, опущенное сказуемое и дополнение).
Указание на это важно, так как на синтаксическом уровне читатель замечает цифру 3 и ощущает воздействие этого сакрального числа, семантика которого обширна. Сама по себе реализация магического числа в синтаксической структуре детского стихотворения «переворачивает» систему текста. Именно этот неоднозначный прием позволяет интерпретировать стихотворение по-разному. Например, согласно «Энциклопедии знаков и символов» тройка может трактоваться как связь волшебного, человеческого и природного, под чем подразумевается социальная организация общества и нормы человеческого поведения. Если следовать путем этого значения, помещать стихотворение Хармса в контекст взаимосвязей разных пластов человеческого существования, можно увидеть, что в тексте отображена плоскость природно-биологическая: проблема иерархии живых существ, борьбы за существование и пищевых цепочек.
Последняя строфа, заключающая в себя два стиха, непосредственно обращается к биологически-материальному пласту: «Почему да почему? – / Чтобы сделать ветчину». Эта строфа так же «переворачивает» целостную структуру стихотворения «Почему», она проясняет ранее возникающий образ тройки и создает контекст, в рамках которого число 3 приобретает смысл, указанный выше.
Однако следует внести важное замечание, касающееся четвертой строфы текста. Лаконичность двустишия, использование повторов в пределах одного стиха («Почему да почему?») с яркой вопросительной интонацией, которые создают ощущение резкого и категоричного ответа на поставленный вопрос, – все это создает впечатление вторжения другого голоса в текст. Выше было отмечено, что вопросы «Почему?» характерны для детей, познающих окружающий мир, в то время как краткий и несколько грубый ответ характерен для взрослых, исследовавших мир в той или иной степени, привыкшим к законам этого мира, переставшим изумляться происходящему вокруг. Поэтому можно предположить, что последняя строфа соотносится со взглядом взрослого человека, с характерной для него прагматичностью и приземленностью.
Таким образом, мы видим, как последнее двустишие стихотворения Даниила Хармса «Почему», вторгаясь в текст, разрушает целостность его структуры внедрением точки зрения Другого и переключением на эту точку зрения. Благодаря последнему само произведение выходит за рамки детской литературы и начинает интересовать взрослого читателя, которому увлекательно сравнивать различные позиции и вспоминать прошедшее детство. Взаимодействие точки зрения ребенка-почемучки и точки зрения циничного взрослого заключено в вопросно-ответной организации текста, в переключении точек зрения заключена игровая природа стихотворения Хармса.






Рейтинг работы: 14
Количество отзывов: 3
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 914
© 17.09.2019г. Лина Дюваль
Свидетельство о публикации: izba-2019-2633027

Метки: теория литературы, деконструктивизм,
Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


Любовь Красивая       09.12.2019   20:51:35
Отзыв:   положительный
Такой анализ может вызвать только благодарность и уважение. Однако не помешало бы привести и оригинал
данного стихотворения.


Лина Дюваль       22.12.2019   20:39:01

Благодарю Вас! Оригинал размещу.
Александр Попов       18.09.2019   14:35:55
Отзыв:   положительный
Как розово и пылко,
Вначале все светло.
Но время, просто вилка,
Контрастом развело.

Все было так понятно,
Все было раз, два, три.
Прошло невероятно.
Туманит, глаз протри.

Очень глубокий анализ маленького стихотворения. Мой поклон.
Лина Дюваль       18.09.2019   20:51:41

Александр! Благодарю Вас за отзыв и замечательные стихи!
















1