«Отчего люди не летают?» (образ Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»)


В девятнадцатом веке русская литература приобрела всемирное значение. В России шли бурные социальные процессы, в которых старый патриархальный порядок переходил в новый строй- капитализм. Перед литературой стояла задача показать русского человека переходной эпохи, в чем Островский занимал особое место. Его пьеса «Гроза», написанная в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году,- это приговор устаревшему социальному устройству, консервативным взглядам и обычаям. В этой пьесе драматург изобразил как «тёмное царство» с его мертвящими и угнетающими условиями жизни, старым мировоззрением, так и новое поколение, представителем которого является Катерина, в которой сосредоточены светлый ум, душевная красота и нравственная чистота.
Катерина воспитывалась в родительской ласке и любви, и несмотря на патриархальные устои, никто не мешал ее стремлению в независимости и творческому самовыражению: «Я жила,…, точно птичка на воле». Она росла очень мечтательной, романтичной и непохожей на других. По настоянию родителей девушка была вынуждена выйти замуж за Тихона Кабанова, к которому не испытывала никаких чувств. Именно из-за социально-политического строя, сложившегося по причине неполноценности мужчин, их желании подавлять сильную женскую энергию и доминировать, девушка была лишена свободы выбора, являясь «второстепенным гражданином мира». Брак с нелюбимым обрезал ей крылья. Катерину, словно пойманную птицу, посадили в клетку, из которой тяжело выбраться. В семье Кабановых ее одолела тоска по утраченной гармонии, она встретилась с жестокостью, невежеством и непониманием. С виду краткая и покорная, Катерина не выносила притворства, фальши и унижений в ее адрес. Девушку тиранила свекровь, пытаясь сломить ее волю, муж Тихон не хотел заступаться за жену, чтобы не портить отношения с матерью, ее золовка Варвара тоже не понимала чистой и честной души Катерины, выход из тупика Варвара видела в том, чтобы жена брата нашла себе любовника «Лишь бы все шито-крыто было».
Не оценил красоты души Катерины и ее возлюбленный Борис. Его душевная культура совершенно была лишена нравственного приданного. Судьба свела друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и чуткости. Борис жил настоящим днем и едва ли был способен всерьез задуматься о последствиях своих поступков. Ему сейчас комфортно- и этого достаточно: «Надолго ли муж уехал?...О, так мы погуляем…Никто и не узнает про нашу любовь…». В противоположность робости и сластолюбию Бориса выступает полнота свободной и открытой всему миру любви Катерины: «Пусть все знают, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?». Девушка считала, что совершенный ею поступок-это грехопадение, за которое ее ждет суровое наказание. Но на мой взгляд, так как ее любовь к Борису не была плотской, мимолетной вспышкой в сознании, подобной рождению новой звезды, а чистой и искренней, напоминающей ослепительный свет, то в этом нет ничего постыдного. Брак сковывал ее, а она стремилась к свободе, которую можно обрести только в настоящей любви. Но по воле своего дяди Борис был вынужден уехать в Сибирь. Любимую с собой он не звал и помочь измученной женщине не желал.
В мироощущении Катерины гармонично сочетались христианская культура со славянской языческой древностью. Главным в ее религиозности являлся не мистический порыв прочь от земли, а нравственная сила, одухотворяющая земную жизнь. И объясняя причины ее покаяния, связанного с изменой мужу, не следует исходить из религиозных предрассудков. Подлинный источник покаяния героини- ее чуткая совестливость. Катерине казалось, что весь мир оскорблен ее поведением. Только полнокровная и духовно богатая личность может так глубоко ощущать свое единство с мирозданием и обладать столь высоким чувством ответственности перед высшей правдой и гармонией мира.
Трагедия Катерины в том, что несмотря на свою решительность, силу и смелость, она сочла единственным путем решения проблем – самоубийство. Ее жизнь лишилась цельности и полноты, вступила в глубокий нравственный кризис. Девушка слишком долго была сильной. Именно в этот период человек наиболее уязвим. Душевная гроза – прямое следствие этой дисгармонии. Находясь в угнетающей обстановке, Катерина, проявив слабость и не найдя в себе силы жить дальше, сбросилась в Волгу, что, на мой взгляд, было ошибкой. Даже в самых тяжелых обстоятельствах необходимо верить в лучшее и бороться за свою бесценную жизнь, которой не вправе руководить кто-либо другой. Возможно, если бы нашелся человек, который понял бы несчастную девушку, то все сложилось бы иначе.
Образ Катерины характеризуется глубокой непосредственностью, наивностью, нежностью и, в то же время, огромной волевой силой. В этом образе Островский показал твердый стержень, душевную красоту русской женщины, ее стремление к свободе, жажду вселенской правды, а также ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права. Важно, что такой цельный сильный характер сформировался в «калиновских» условиях. В это время в душе женщины родилось новое отношение к миру, пробудилось чувство и осознание собственной личности. И это дает надежду на то, что в народе зреют новые силы, которые способны сбросить оковы самодурства и невежества с общества, запустить возрождение России и начать совершенствовать весь мир.
Критик Эдельсон писал: «…в протестующей Катерине и в том, что задавило это светлое создание, мы узнаем свое, народное. Мы с наслаждением видим усилия автора найти в данных русской же жизни новые начала, способные к борьбе слишком уже отяготевшими над нею старыми формами…Мы чувствуем неизбежность гибели того существа, к которому автор успел возбудить все наши симпатии, но мы радуемся в то же время новым, живым силам, открытым автором в той же народной жизни, и сознаем ее вследствие того близкою себе, родственною. Огромная заслуга писателя!"






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
© 10.09.2019 Алина Новикова
Свидетельство о публикации: izba-2019-2628612

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение













1