Что я принимаю в Базарове, и с чем я спорю (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)


Роман «Отцы и дети», написанный в 1862 году И.С. Тургеневым, является документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Аристократы, носители устаревшего консервативного мышления, выступали против революционно настроенных демократов, твердо отстаивающих свои взгляды, желающих реформировать и прогрессировать страну, добиться изменения государственно-политического строя. Представителем последних в романе является Евгений Васильевич Базаров, сын штатного лекаря, называющий себя нигилистом. Он отрицает все существующие ценности и порядки, не признает метафизических и духовных явлений, а только лишь познает материальную сторону жизни. Чтобы соотнести своего героя с вечными общечеловеческими идеалами, И.С. Тургенев показывает отношение Базарова к искусству, науке, природе, политике и любви.
Несмотря на противоречивость, сложность и неоднозначность характера и мировоззрения Базарова, с некоторыми его взглядами невозможно не согласиться. Аристократия, по его мнению, бесполезна и даже вредна для общества, неспособна двигать Россию к великому счастливому будущему «Аристократизм…подумаешь, сколько иностранных…и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». И действительно, консервативные устои, самодержавие и крепостное право лишь ставили границы развитию страны, мешали разрушению старых порядков и началу стремительного технического, социального прогресса.
Герой настаивает на неограниченной духовной свободе личности и независимости от чужого мнения. Он отрицает не только авторитеты: «Я ничьих мнений не разделаю, я имею свои», но и любую потенциальную возможность веровать во что-либо. И это не принцип, а свойство мышления. Базаров противится всему, что может наложить на него какие-то ограничения, лишить его моральной свободы. Он всегда остается верным своим принципам.
Тем не менее, его холодный расчетливый ум гармонично сочетается с сердечной чуткостью и добротой, желанием лечить людей и помогать им в сложных жизненных ситуациях.
Самой привлекательной чертой в Базарове, на мой взгляд, является его всепоглощающее стремление к знаниям. Несмотря на отрицание им таких понятий как «прогресс» и «новаторство», его взгляды и идеи значительно опережают время, устремляются далеко в будущее. Обладая исключительной целеустремленностью и трудолюбием, Базаров никогда не теряет время впустую, а наоборот, всегда работает, занимается научной деятельностью, медицинскими опытами и экспериментами. Он из числа тех людей, которые призваны изменить прежнюю суть вещей, познать и усовершенствовать мир.
И все же, не все в Базарове можно понять и принять. Например, присущее ему безграничное отрицание всего. Материализм лежит в основе его мышления. Герой отвергает утвержденные государством институты и идейные концепции, отрицает накопленные предыдущими поколениями исторические и культурные ценности, искусство, да и в целом, все, что не поддается материи. И в этом заключается его главная ошибка. Поэзия, живопись, музыка и наука- это два сосуществующих начала в человеческом сознании, две стороны одной медали.Альберт Эйнштейн писал: « В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Искусство точно так же, как и наука, отражает представления человека о природе и Вселенной, способствует пониманию мира и развитию личности. Не сочетая в себе гармонично духовность и интеллект- невозможно продвинуться на более высокие уровни самосознания. В таком случае дорога жизни всегда ведет прямо, к конечной цели, в то время как истинное предназначение души- это постоянное и неустанное стремление вверх, к вершинам бытия и духовной осознанности.
Базаров также не принимает одухотворенности и эстетики природы, не видит в ней ничего значимого, кроме практической пользы: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». А ведь природа не только хранит знания и обеспечивает человеку полноценное существование, но и дает вдохновение, жизненную силу и энергию, которая обогащает духовный мир и побуждает стремиться к личностному совершенству.
Любые таинственные явления и чувства Базаров низводит до уровня химии и физиологии. Он отрицает брак и любовь. Но данные понятия не тождественны, брак- это не всегда любовь. Это вторжение закона, церкви и государства в личную жизнь людей, это договор, предполагающий ответственность, обязанность и обещание на всю жизнь. Любовь же высокодуховна. Инстинкты материальны и поверхностны, любовь же проникает к самому ядру человека, доходит до глубин его души, дарует ему полную свободу. Любовь для духовного существа- это то же самое, что пища для физического тела. Она необходима.
Когда это высокое всепоглощающее чувство входит во внутренний мир Базарова, герой впервые начинает воспринимать живую неповторимость другого человека как нечто ценное. Любовь является силой, которая может разрушить его душевный строй, сломать все его принципы и убеждения. Она разрушает границы его сознания, что делает его более уязвимым, но вместе с тем и более человечным.
Разъясняя замысел создания образа Базарова, Тургенев говорил: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная- и все-таки обреченная на погибель- потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего» Жизнь героя- это своеобразный процесс саморазвития через саморазрушение. То отрицательное начало, которое было заложено в Базарове, могло потерять свою разрушительную бунтующую силу и постепенно наполниться положительным содержанием. Смерть героя не случайна. Автор показал, что отрицание всего не лежит в основе развития, что необходимо новое мировоззрение, которое будет сочетать в себе новаторские идеи и унаследованные лучшие качества предыдущих поколений. Именно гармоничное сосуществование душевной красоты и высокого интеллекта является основой прогресса и общественного развития.





Рейтинг работы: 3
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 26
© 10.09.2019 Алина Новикова
Свидетельство о публикации: izba-2019-2628575

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


Фадей Перлов       11.09.2019   09:30:33
Отзыв:
Не аристократия бесполезна и вредна для "будущности", а "классовое устройство общества" .











1