Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Цикл " Сила любви" Мои преподаватели .сольфеджио и музыкальной литературы


Цикл Сила любви
      Любовь - это не выдумка и не просто чувство, это осязаемая величина. Это сила. 
Сила, которую мы - пока - не способны осознать. Мы не понимаем ее сути… Может быть это своеобразный «воздух» или состояние другого, будущего измерения, которое мы не можем сейчас постичь или вместить, хотя как залог или предчувствие мы его ощущаем. Любовь - это единственная доступная нам вещь, которая позволяет выйти за пределы времени и пространства. 
Протоиерей Александр Овчаренко

Мои преподаватели сольфеджио и музыкальной литературы.

 Тот, кто в детстве учился в музыкальной школе, не понаслышке знает о весьма скучном для большинства ребят предмете под названием сольфеджио. Некоторые ученики бросают школу из-за него. Конечно, виновата несовершенная  программа, но  очень многое - в руках учителя!
У педагога -  мастера, любящего детей и свое дело, ученики выходят с  занятий одухотворенными.

Вот вам картинка с натуры. Давняя, правда, но педагог до сих пор в школе с успехом это самое сольфеджио преподает.
... Заглянула я как-то со срочным объявлением к  С. А. Утюговой, педагогу нашей музыкальной школы им М. Мусоргского, на урок сольфеджио с  так называемой "особой мужской группой".  В ней были собраны все самые озорные мальчишки, чтоб другим детям в нашей платной музыкальной школе учиться не мешали.
Я зашла в класс, а меня,  учителя, регулярно рассказывающего мальчишам байки про композиторов, никто не замечает!  Мои хулиганчики  в едином порыве  Светлане Александровне внимают! А она сложный аккорд вдохновенно расхваливает, оду ему поет: "О  мой любимый септаккорд!" И наши сорванцы, от которых у всех голова болит, с горящими глазами эхом ей вторят: "О септаккорд!"
А я стою со своей прозой жизни, с дурацким объявлением, никому не интересная, как  третий лишний! 
Вот так, мои дорогие друзья!

 Можно блестяще владеть методиками, но если детей и не любишь и делу своему не служишь, тогда что в школе работать, что на каторге быть... 
Тем более сейчас, в век небывалого роста  чиновничьего педагогического поголовья с его шедеврами  бумаготворчества.
А также:
.невероятных виртуальных игр и миров, 

..Странных программ и учебников,

 .... Гиперактивных детей с 
разнообразными психическими  отклонениями......

Итак, знакомьтесь, моя первая учительница сольфеджио и музыкальной литературы 
Нина Ивановна Щелкова.

... С 1 по 4 класс я училась у молодой преподавательницы Нины Ивановны Щелковой, статной русской красавицы. И происходило сие во второй половине  пятидесятых годов 20 века.

С самого начала, несмотря на то, что группа была переполнена, учительница поддерживала интерес, играя с нами в народные хороводные игры и превращая в театр  любые мелодии. 

В дальнейшем ученики тоже не скучали. Отвлечься никак не получалось- мы постоянно соревновались друг с другом. Все песенки из учебника сольфеджо пропевались по фразам, и нужно было не прозевать и вовремя подхватить следующую фразу. На выдумки интересных игровых и соревновательных форм наша учительница  была неистощима. 
Даже проверка домашних заданий не сводилась к унылому пропеванию мелодий из учебника.

Вспомним, как это обычно бывает. Один поет (рассказывает) на оценку, а остальные скучают или в лучшем случае по указанию педагога находят ошибки у отвечающего...
Нина Ивановна при проверке домашнего задания разбивала нас на команды и включала родную нам стихию игры!
Жаль, что повторить ее игровые импровизации я не в силах...

  В 4 классе началось изучение нового предмета- музыкальной литературы. Учебник был только у Нины Ивановны, и ей приходилось диктовать его краткое содержание. Таким образом, большую часть урока мы писали один большой диктант и в конце занятия, во время прослушивания музыки, расслаблялись и отвлекались. А учительница, к нашей большой радости, почему- то никого не останавливала. 

Она слушала музыку за себя и за нас, погружаясь в нее настолько, что и не слышала, как мы шуршим. В конце концов нам стало интересно, чем же она заслушивается? 
И мы тоже стали слушать.  Когда же во время звучания "Песни Сольвейг" Грига у Нины Ивановны на ее красивом светлом лице появились слезы, весь класс замер и с тех пор погружался в музыку вместе с ней...
Я училась в 4 классе, когда Нина Ивановна куда- то уехала. К сожалению, насовсем.

Но ее сменила Галина Ефимовна Бородулина, чем-то  похожая на Б. Ю. Кона. Моя любимая учительница, моя терпеливая музыкальная мамушка и нянюшка  времен моей серьезной детской любви к композитору Шостаковичу.
 У этого великолепного педагога и замечательного человека было целое море находок в работе с детьми!

"Под занавес" немного восторженных слов  о моей родной музыкальной школе. Поверьте, друзья, она того стоит! Как стоят благодарных слов все музыкальные школы малых городов России, единственные очаги настоящей культуры в своих городках. Клубы, к сожалению, или скончались, почили, или идут в "ногу со временем"...

Продолжение следует!
    01.09 2019г





Рейтинг работы: 37
Количество рецензий: 5
Количество сообщений: 9
Количество просмотров: 132
© 04.09.2019 Лариса Калинина
Свидетельство о публикации: izba-2019-2624892

Рубрика произведения: Проза -> Очерк


Юрий Панов       26.05.2020   15:12:00
Отзыв:   положительный
Спасибо, Лариса. Наша музыкальная школа мне всегда нравилась. Конечно. большинство учеников там были на сохранении, но были алмазы среди руды, союзного значения. Голоса учителя умели ставить. Вообще считаю профессию учителя главной на земле., хотя сам преподавал биологию, а не музыку, но на своих обходах в поисках фитомоделей всегда проходил мимо музыкалки и иногда останавливался надолго. и слушал живые голоса из раскрытых окон. Частенько в школу приезжают выпускники и поют. Никакое радио живой голос не заменит. С дружеским приветом
Лариса Калинина       27.05.2020   17:23:18

Полностью солидарна с Вами: профессия учителя-самая главная на земле! А ваша музыкальная, видать, взаправду хороша, раз умеет сохранять. ", а не отвращать. Трудное это дело, учить музыке, а не игре на каком- то инструменте. Мне в детстве повезло:

https://www.chitalnya.ru/work/2583896/
Надо бы в Красноярск отправить, да не умею. Там моего учителя помнят.
Вера Гераниева       02.04.2020   15:28:17
Отзыв:   положительный
Какой вдохновенный рассказ, Лариса! На одном дыхании читается.
Лариса Калинина       02.04.2020   20:04:32

Спасибо, Вера! Это школа наша замечательная и педагоги прекрасные, о них по- другому грешно писать.
Виталий Шелестов       28.02.2020   22:41:59
Отзыв:   положительный
Как Вам повезло с преподавателями, Лариса! Вспоминая собственные школьные годы, могу сказать, что предмет пения в полубандитской 136-й минской школе (где на некоторых преподавателей некоторые учащиеся в открытую, мягко говоря, хамили) большинству казался клоунским спектаклем, куда приходили для "ржачки". В отличие от соседней 125-й, где к предмету пения относились с благоговением, а преподаватели были оч-чень строги в отношении не только дисциплины, но и подбора талантов для подобного рода деятельности. Казалось бы, вроде и рядом - а какой контраст! А сольфеджио не такая редкость даже для бунтарской рок-музыки: к примеру, творчество английской группы "Yes" (согласитесь, весьма оптимистичное название) подтверждает незыблемость музыкально-хоровых традиций в разных направлениях звукового творчества.
С искренним уважением,
Лариса Калинина       29.02.2020   18:13:04

Да, Виталий, с учителями мне всю жизнь везло!
Татьяна Чеглакова       05.01.2020   05:01:16
Отзыв:   положительный
А я постигаю классическую музыку только сейчас, не пришлось прикоснуться к её волшебному миру в детстве, не нашлось преподавателя в нашем военном гарнизоне. Зато был хор, мы пели под пластинки, и ведь очень нравилось! А по радио - песни молодого Кобзона, Эдуарда Хиля, Магомаева. Знали наизусть!
Музыка - это прекрасно!
И как же повезло Вашим ученикам, дорогая Лариса!
И они помнят Вас в своей взрослой жизни НАВЕРНЯКА!
ЗДоровья и счастья Вам в новом году!!!


Лариса Калинина       05.01.2020   13:28:47

Спасибо, Таня! У нас в школе был замечательный коллектив! Было высокопрофессиональное ядро, очень яркие личности., любившие детей. Были и с трудной судьбой, репрессированные. О каждом можно написать роман. Под их крылом росли и мы, доморощенная молодежь. Концертных выступлений было не меньше, чем в иной филармонии. А коллективы какие! Камерный оркестр, струнный квартет, ансамбль скрипачей, хор, оркестр народных инструментов, позже музыкальный театр "Трубадур", различные дуэты. И все это на общественных началах
Татьяна Чеглакова       07.01.2020   13:36:45

ЗдОрово! Повезло вам!А у нас учителя менялись часто. Повезло с уч. русского и литературы классная руков., полковничиха, возила наш класс по всему Приморскому краю.Поэтому помним и любим.
Галина Агапова       14.10.2019   10:35:18
Отзыв:   положительный
С большим удовольствием читала ваши воспоминания и....
захлестнули меня воспоминания... собственные... где было и сольфеджио и муз. литература, и гармония.
Написано с большой любовью - спасибо вам!
Лариса Калинина       14.10.2019   11:17:51

Галечка, расскажите, пожалуйста, как Вы учились музыке. Если не не на странице, тогда хоть немножко мне в личку!!!
Галина Агапова       14.10.2019   20:12:43

Дорогая Лариса!
Я училась в училище культуры и отдыха на дирижёрско-хоровом отделении.
В дипломе написано: руководитель хора, учитель пения ( не музыки, а пения).
Училась я плохо, отвратительно, можно сказать - не училась, но экзамены сдавала на хорошо и отлично.
Всё потому, что при поступлении меня сразу взяли в "артистки" - пела в квартете и была в разговорном жанре.
Всё время мы были в разъездах - агитбригада. Потом расскажу об этом подробнее, а сейчас о муз. литературе.
Были биографии композиторов, слушали оперы, ходили в оперный театр.
У нас был замечательный преподаватель - спуску не давал и всегда говорил," на 5 даже я не знаю! Представьте, как я буду спрашивать!
Пока всё - домашние дела.
Обнимаю!
Лариса Калинина       14.10.2019   21:20:55

Спасибо, дорогая Галечка, мы с Вами коллеги- я кончала муз училище по классу ф-но. Муз лит. мое хобби и на уроках муз лит я одно время применяла двухбальную систему- 5 или 2. По девизу Листа " хорошо или никак" Жду продолжения
Божьей помощи во всех делах
Галина Агапова       15.10.2019   15:21:15

Итак... муз. литература...
Мы были не такими подростками, как сейчас, к тому-же - все ориентированы на получение музыкального образования.
Муз литература среди нас считалась трудным предметом, к тому же мы очень боялись преподавателя. Были живы воспоминания о войне, а его звали Адольф Александрович. Лекции были очень интересные: слушали фрагменты опер, полностью Детский альбом Чайковского и т. д. - всё это входило в перечень зачётных вопросов.
Курсовой работой была предложена симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк". Кто не хотел - могли выбрать что-то другое. Я выбрала то, что было предложено.
Нужно было приготовить классный час в общеобразовательной школе.
Подготовила. Слушали сказку. Фрагментарно включала пластинку и задавала вопросы "Кто это?" "Какой инструмент?"
6-7 классы - детям понравилось.
Оставила ли я след в их памяти. мне неизвестно, но во время классного часа я чувствовала себя так, словно передаю им то, без чего они просто не смогут жить.
Вот, до сих пор помню!
















1