Амазонка русского авангарда






Русский авангард, как художественное течение возник в начале 20-го века. Авангардизм утверждался на отрицании всех устоев, на которых ранее основывалось искусство живописи. Это было эпатажное, формальное отрицание, поскольку авангардизм не мог возникнуть на беспочвенной основе. Он вырос на использовании сочетания традиций русского искусства и новых направлений западноевропейской живописи. Авангардизм в строгом соответствии с этимологией слова "авангард" означал движение вперёд с сохранением основ прежних достижений живописи. В России авангард объединял несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. Яркими представителями российского авангарда были выдающиеся художники: Владимир Татлин, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Пётр Кончаловский, Александр Куприн и др., но, пожалуй, самым ярким представителем этого течения была Наталия Сергеевна Гончарова (1881-1962), прозванная "амазонкой" авангарда.

16 октября 2013 г. в Третьяковской галерее в здании на Крымском валу открылась выставка Наталии Гончаровой «Между Востоком и Западом». Выставка давала целостное представление об искусстве Гончаровой. На ней было представлено более 400 произведений живописи, графики, театрально-декорационного искусства из собрания Третьяковской галереи, Русского музея, региональных музеев России, Музея современного искусства города Парижа, Центра Ж.Помпиду (Париж), Музея моды Гальера, Стеделик музея (Амстердам), Музея Людвига (Кельн). Это была самая представительная выставка работ Гончаровой в России за 100-летний период.

Наталия Сергеевна Гончарова принадлежала к старинному дворянскому роду Гончаровых, приходилась двоюродной правнучкой жене А.С.Пушкина. С 1901 по 1909 гг. Гончарова училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Начала она со скульптуры, но по совету Ларионова переключилась на живопись: "«У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!». Первым учителем живописи Гончаровой был Константин Коровин и её ранние работы были выполнены в духе импрессионизма. Позднее Гончарова писала в других стилях, активно используя традиции разных эпох. Из представленных на выставке картин наибольшее впечатление на меня произвели работы русского периода, французский пейзаж и работы испанского цикла. Один французский критик, по воспоминаниям Марины Цветаевой, сравнил работы испанского цикла с соборами, а сама поэтесса — с кружевными цитаделями.

О методе работы Гончаровой интересно и образно высказалась Марина Цветаева (М. Цветаева. Наталья Гончарова: Жизнь и творчество. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2006). "Как работает Наталья Гончарова? Во-первых, всегда, во-вторых, везде, в-третьих, всё. Все темы, все размеры, все способы осуществления (масло, акварель, темпера, пастель, карандаш, цветные карандаши, уголь, — что′ еще?), все области живописи, за все берется и каждый раз дает. Такое же явление живописи, как явление природы. Мы уже говорили о гармоничности гончаровского развития: вне катастроф. То же можно сказать о самом процессе работы, делания вещи. Терпеливо, спокойно, упорно, день за днем, мазок за мазком. Нынче не могу — завтра смогу. Оторвали — вернусь, перебили — сращусь. Вне перебоев…", "Вся Гончарова в двух словах: дар и труд. Дар труда. Труд дара." Лучше не скажешь.

С некоторыми работами Наталии Гончаровой я познакомился впервые в 1994 г. на выставке русского авангарда в Барселоне. Уже тогда её работы поразили декоративностью, сбалансированностью и гармонией цветовых пятен. Все эти качества раскрылись перед российскими зрителями во всей полноте на московской выставке. Картины Гончаровой заряжены положительной энергетикой, выражают самобытность художника, её беспредельную свободу, смелость и безупречный художественный вкус.















Иллюстрации взяты из интернета






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 5
© 29.08.2019 Анатолий Манелля
Свидетельство о публикации: izba-2019-2621615

Рубрика произведения: Поэзия -> Прозаические миниатюры













1