Черный квадрат





Черный квадрат, 1915

"Самоценное в живописном творчестве
есть цвет и фактура - это живописная сущность,
но эта сущность всегда убивалась сюжетом."
Каземир Малевич

Почему вдруг Малевич?! Я несколько дней мучился, пытаясь найти ответ на этот вопрос. Неважно что явилось непосредственным толчком к созданию этой записи. Важно, что в предметной живописи, меня (подобно Малевичу) никогда не интересовал сюжет, как таковой, но всегда увлекала "чистая" живопись: созвучие красок, тонов, полутонов, цветовых пятен, линий, гармония и сбалансированность композиции. Живопись обладает собственной красотой не связанной с сюжетом. Люди, интересующиеся только сюжетом, на самом деле, бывают далеки от понимания живописи. Она открывает новый взгляд на окружающее пространство. Живопись позволяет отвлечься от серых будничных тонов, увидеть мир во всей его многокрасочности. Средний обыватель различает максимум 5-6 цветов, гораздо меньше, чем он может увидеть на полотнах художников. Живопись, как и музыка, позволяет постигнуть мир во всей его гармонии и красочной полноте, делает жизнь эмоционально богаче и интереснее.

Каземир Малевич (1878-1935 гг.) прошел в живописи путь через все стили своего времени от реализма, импрессионизма, кубизма, примитивизма, абстракционизма и символизма, до открытого им супрематизма, родоначальником которого он стал в 1915 г., с момента выставки "Трамвай B" в Петрограде. Название нового направления произошло от латинского корня SUPREM, что в переводе означает доминирование, превосходство. Смысл, вложенный в этот термин Малевичем, заключался в освобождении живописи от служения сюжету. Супрематизм должен был выражать акт "чистого творения", раскрывающего живописную сущность мироздания. Символами супрематизма стали черный квадрат, черный круг и черный крест. Черный квадрат изображен на белом фоне, что символизирует погружение в некую запредельную "белую бездну". Это не совсем квадрат. Он написан от руки, без использования чертежных инструментов, и противоположные стороны квадрата не являются строго параллельными. Похоже, что черный квадрат возник случайно, когда один из неудачных этюдов Малевич записал черной краской. Это подтверждается обнаруженными в трещинах (на одном из четырех вариантов черного квадрата) слоями других разноцветных красок. Черный квадрат Малевич определил, как базисный элемент творения мира и обозначил его, как "нуль-форму". По одной из многочисленных версий Малевич усмотрел в черном квадрате « космическое зрелище», подтверждение идеи беспредметности, возможно, возвращение к космическому хаосу. Черный квадрат будит воображение и, рассматривая его, можно представить себе всё, что угодно. Многие считают эту картину розыгрышем художника, эпатажем зрителей, протестом против застоя в искусстве. Сам же Малевич в своих книгах и лекциях представлял черный квадрат как символ провозглашенного им направления в живописи - супрематизма, последнего её этапа. В наш век черный квадрат можно представить, как ЧЕРНУЮ ДЫРУ, поглощающую всё многоцветие поднебесного мира.

В приведенных ниже иллюстрациях мне хотелось показать, что Малевич не был шарлатаном от искусства, а был большим, честным и интересным художником, родоначальником одного из современных направлений в живописи. Малевич был несомненно талантливый, но непростой человек, очень амбициозный. Он сделал саморекламу на бессознательном (выражение самого художника) акте творения черного квадрата. Его прельщала роль нового демиурга в живописи. Кстати и черная фигура на белом фоне, правда не квадрат, а прямоугольник, была изобретена ещё в 1882 г. поэтом Полом Билходом и использована в качестве эпатажа зрителей на художественной выставке в Париже. 


Автопортрет, 1908


Портрет актрисы, 1906


Река в лесу, 1908


Точильщик


Супрематизм, 1921-1927


Жница, 1929


Портрет жены художника, 1933





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 5
© 29.08.2019 Анатолий Манелля
Свидетельство о публикации: izba-2019-2621531

Рубрика произведения: Поэзия -> Прозаические миниатюры













1