Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

О культуре


Мы привыкли гордиться Великой Русской Культурой. И ведь действительно, трудно спорить с величием русской литературы, музыки, живописи, архитектуры. Однако, почему-то никто не задумывается, какое, собственно, отношение имеет к этому величию конкретный водила-дальнобойщик Михалыч, или конкретный офисный клерк Дмитрий Сергеевич, или конкретная повариха тётя Света? Сможет ли кто-нибудь из них процитировать хотя бы первую строфу из «Евгения Онегина», или напеть что-нибудь из Глинки, или хотя бы сказать, сколько башен в московском кремле? Сможет? А всё перечисленное сразу? Вот и я сомневаюсь.
Тогда на каком основании мы отождествляем себя с русской культурой? По праву рождения, что ли? Мол, Пушкин русский, и я русский, значит я носитель культуры, где-то рядом со всеми этими поэтами и писателями прошлого и настоящего, практически между Маяковским и Мусоргским?
Нет, ребята, так не пойдёт. Культура – штука индивидуальная. Если дальнобойщик Михалыч в рейсе слушает Чайковского, а на стоянке читает Чехова – то вполне возможно, что он имеет отношение к русской культуре, как читатель, как слушатель, как ценитель. А если он в рейсе слушает блатняк, а на стоянке пьёт водку до свинского состояния – то увы… Никакого отношения к русской культуре он не имеет и гордиться ему, простите, нечем.
Пойдем далее. Допустим, что наш офисный клерк Дмитрий Сергеевич читает перед сном Льва Гумилёва и любит отечественный кинематограф. Культурный ли он человек? Вполне возможно! Имеет ли он право рассуждать о величии русской культуры? Ну а почему нет! Как минимум, в пределах освоенных культурных пластов и явлений. Но вот Дмитрий Сергеевич едет в отпуск в солнечный Египет, и культурность начинает сходить с него слой за слоем, с каждым проведенным на курорте днём. Он засыпает пьяным на пляже, гадит в бассейн, дерется с немцами из-за того, что деда ранили в Великую Отечественную и называет официантов чурками. Несмотря на Гумилёва.
Культура – это штука сиюминутная. Далеко не всегда удается поддерживать высокий культурный уровень. И уж точно никакое культурное наследие прошлых поколений не в силах оправдать сиюминутное хамство и свинство.
Можно было бы поставить точку, да только иному читателю может показаться, что я данными заметками бросаю тень на ту самую Великую Русскую Культуру из первого абзаца. Дабы не быть обвиненным в русофобии, продолжу, даже не покидая солнечный Египет, где мы оставили нашего отдыхающего офисного клерка. Кто был в Египте, вспомните, разве можно предположить, что назойливые, меркантильные, обманывающие туристов на каждом шагу по мелочи арабы – это потомки создателей пирамид, единственного сохранившегося до наших дней древнего чуда света? Разве эти попрошайки и продавцы сувениров – носители одной из древнейших культур, о которой мы читали в учебнике еще в четвертом классе?
Культура – это живое явление. Её не запасти впрок, не запереть в музеях, если нет людей, её несущих.
А, к примеру, Индия, родина половины мировых религий?! Разве культурный народ может превратить свою священную (sic!) реку Ганг в сточную канаву? И продолжать в этой реке одновременно совершать омовения, пить из нее, сливать в нее помои и хоронить трупы?
Культура и народ – не тождественны. Можно быть культурным, можно не быть, но приписывать себе культурные (а также научные, военные и любые другие) заслуги своего народа – лицемерие и самообман.
Есть за что восхищаться китайцами и уважать китайский народ. Начиная от Лао-Цзы и кухни и заканчивая экономическими чудесами. Но только до того момента, как встретишься с китайцами где-нибудь на курорте. И дело не в шуме, которым они окружают себя постоянно, итальянцы порой шумят не меньше. И не в бесцеремонности и наглости, русские и кавказцы подчас превосходят их в этих сомнительных дисциплинах. Не в том, что они занимают собой всё свободное пространство, встают группами в дверях, не имеют привычки дать людям выйти прежде чем входить самим, не говоря уже о том, чтобы пропустить вперед женщину или ребенка. Это можно списать на менталитет. И даже не в совокупности всего вышеперечисленного!
Лично наблюдал в одном из лучших отелей Вьетнама, как китайская семья ела жареных креветок. Нет, они не роняли объедки на пол, они бросали их на пол. Не складывали хвостики на стол, а сплёвывали. И звучно отрыгивали. И сморкались. Даже не слишком брезгливые, как от природы, так и в силу профессии, вьетнамские официанты отворачивались и кривились, когда китайцы вытирали руки и рот о скатерти. А я смотрел и думал, что если бы не увидел этого собственными глазами, то никогда бы не поверил, что им настолько глобально, всеобъемлюще и бесповоротно наплевать на всех. Этим наследникам тысячелетней культуры, создателям одной из сильнейших экономик мира.
Культура – это личное дело каждого. Личная ответственность, личный выбор. Быть или не быть. Нести или не нести. Принадлежать или нет. Но почему-то большинство предпочитает приписывать себе заслуги других. Наверное, потому что это намного легче, чем нести огонёк культуры самому.

05.08.2019г.
Вьетнам, Ня-Чанг.






Рейтинг работы: 202
Количество рецензий: 4
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 157
Добавили в избранное: 1
© 15.08.2019 Михаил Ярославцев
Свидетельство о публикации: izba-2019-2612483

Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Владимир Ворсобин       12.04.2020   00:45:08
Отзыв:   положительный
Ай - да Юрий Печуров!
Ну, МОЛОДЦА!!!
Ну прямо таки ПРИПЕЧАТАЛ
Вас, Михаил, к стенке, ОБРУШИВ
все Ваши ХИТРОУМНЫЕ И УЗКИЕ,
ЭГОИСТИЧЕСКИЕ построения
о КУЛЬТУРЕ при полном непонимании
сути дела. Культура - это отражение
не ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, оторванной
от народа и времени, от ОСНОВАНИЯ,
на котором она выросла, А ПРОДУКТ всего этого,
родной его ребенок .
Посмотрите на себя в зеркало:
Вы - ИНДИВИДУАЛИСТ, то есть Иван, не помнящий РОДСТВА,
а у такого "ИНДИВИДУУМА" , порвавшего
с основой, с народом и страной не МОЖЕТ БЫТЬ КУЛЬТУРЫ
в ее глубоком, человеческом и историческом
понимании. У Вас культура сведена к "КРАСИВОЙ ФОРМЕ"
при полном игнорировании ее СОДЕРЖАНИЯ,
которое, увы и ах, НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ в прокрустово ложе
Ваших представлений об окружающем Вас мире.
И это накладывает весьма характерный
и не очень понятный читателям ОТПЕЧАТОК на все
Ваше "творчество".
Всего доброго
Виктор Астраханцев       31.01.2020   22:54:18
Отзыв:   положительный
Какую интересную и болевую тему вы затронули, Михаил! Как подробно и ярко её описали.
Интересно читать, иногда улыбаясь, а порой и содрогаясь от справедливости ваших слов.
Но тема сложна . Думаю, что и единого мнения можем не найти. Но в целом, уверен, что мы смотрим в одну сторону.
Позволю несколько суждений по этому очень сложному вопросу. И не беда, если буду иногда писать о вас в третьем лице? - ведь мы все здесь привыкли к диалектике автора и его ЛГ.
Начну с первой фразы: «Мы привыкли гордиться Великой Русской Культурой».
Мне кажется, это очень помпезная противоречивая мысль. Тем более, в начале изложения материала.
К ней сразу возникает ряд вопросов. К чему здесь всеобъемлющее слово «МЫ» ?
Почему автор считает наиболее ценным состояние именно Гордости за культуру прошлого? И разве все испытывают её?

Вспомним определение: Го́рдость — положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную
самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности.
На чем же строится наличие самоуважения у современного человека при знакомстве с наследием
прошлой культуры? Рублев и Грек создали неповторимые фрески. Да, это чудо!
Но откуда у современного художника или мастера появится самоуважение, если он сейчас не может
сделать ни таких фресок, ни крепкой кладки камня в крепостных стенах, ни построить деревянную
церковь без единого гвоздя? Посмотрите на новодел храмов в Москве, строящихся по типовому проекту
– разве могут они сравниться с храмами прошлого? Это умели наши предки, но этого не делают
современные мастера. Техника и умения прошлого, мастерство и его духовное наполнение резко изменилось -
понизилось или потеряно. Так чем же гордиться? Надо анализировать и делать трезвые выводы!

А старинные книги с красной строкой, буквицей, переплетом, которые выдержали столетия их чтения и хранения? Что стало с национальным русским костюмом? Разве кто либо из новых кутюрье использует его мотивы или элементы в создании новой одежды? Культура костюма, быта, внешнего вида, поварского дела, наконец, характер и размах русского предпринимательства конца 19-го века?
Многие, повторю многие! чураются русского национального быта, искусства, пения, танца, заменяя их космополитичным «западным» стилем, китчем, попсой и элементами культур других народов. Кстати, это описано нашими писателями еще двести лет назад, (например, в «Модной лавке» И.Крылова) .
О языке. Послушаем, как засорена речь иностранными, глубоко чуждыми по звучанию словами у большинства из нас и, конечно, в средствах массовой информации! Как она конфликтуют с мелодикой русской речи, которую легко заменяют на звуковую неудобь типа «гаджет, кеворкин, ресепшн, бэбиситтер и гордятся тем, что речь стала похожа на иноземную!
И вдруг у вас: «Мы… гордимся!» Это не так. И почему можно гордиться только Великой культурой? Мы что, в казино или на стадионе? А что, разве нашей родной уже нельзя? Не получается самоуважения? А как измерить великость? Это штампы, ни к чему хорошему не ведущие.
Тезиса о всеобще гордости за Великую Русскую Культуры больше на касаюсь, тем более, что автор, сокрушаясь, что наши соотечественники не могут запросто спеть или прочесть по памяти нашу классику, противоречит своей заглавной мысли. Если не могут, то чем гордиться?
Михаил Ярославцев       01.02.2020   14:31:09

Здравствуйте, Виктор!
Рад что мои размышления побудили Вас на столь развёрнутый отклик. Не буду спорить, помпезность в посыле и некоторые обобщения в эссе присутствуют, но на мой взгляд не более, чем необходимо для литературного приёма - контраста. Максимальное обобщение - максимальная конкретика, как-то так.
Что касается гордости, тут вы, пожалуй, правы, в том что точку зрения либеральную, русофобскую, я не учёл. Да, не все гордятся, далеко не все. Позволил себе обобщить на основании своего мироощущения, каюсь. А ведь достаточное количество людей не приемлет все русское, соответственно и не гордится. В сторону запада смотрит. Но ведь так было и сотни лет назад :)))

Кстати, не так уж и плохи англицизмы в современном русском языке, как мне кажется. Я с радостью смотрю, как наш родной язык ассимилирует заимствованные слова и выражения, ломает их, перестраивает на свой лад, и создаёт заново, только уже по нашим, русским грамматическим нормам. Меня, к примеру, искренне веселит наречие "окейно". А суффиксное переосмысление сухого англицизма "океюшки" - вообще шедевр на мой взгляд. Наш язык способен любой иностранный переварить и на свой лад настроить, мне кажется. И это здорово.
Виктор Астраханцев       02.02.2020   20:43:55

А вот этот ваш тезис, Михаил: « Культура – это штука сиюминутная» читаю с напряжением
Очень спорно! Культура прошлого, как комплекс материальных, интеллектуальных и духовных объектов, умений, знаний, теорий и представлений, является частью нашей жизни., иначе мы бы не знали о ней. И древние м пирамиды, и римский Колизей, и берестяные грамоты и искусство Возрождения живы и поныне, как следы материальной и духовной культуры прошлого и оказывают на нас влияние..
Иногда древний слой культуры прорастая в нашу жизнь, дорабатывается нами, преобразуются в соответствие с современным образом мышления, чувствования, уровня технологии. Замена старого на новое идет тяжело, иногда болезненно. Особенно, если оно носит резкий стремительный характер.

И это естественно – изменение традиции, метода, способа мышления происходит в ходе внутренней борьбы, которая страхует от резкого обрыва традиций и заменой их на не апробированную новизну. В целом мы живем в сложном мире, насыщенном реалиями культуры разных времен и народов, где и Библия, и Мхабхарата, числа Фибоначчи и законы Ньютона шедевры Древней Греции и пограничные фантазии Дали. Они входят в нашу современную жизни, являются моделями наших представлений о жизни.

И если в области художественных форм отражения жизни создание новых культурных ценностей является главной задачей, то в других областях фактор культуры является сопутствующим для создания современного производственного процесса или его объекта. А меняющиеся отношения между людьми, между человеком и обществом складываются сообразно запроса самой жизни. Это её побочный продукт.
Мне пришлось встретиться со странным для нас отношением к замусориванию территории на международной выставке в Мадриде – уже через полтора часа после открытия дорожки и проходы между стендами были завалены бытовым мусором – оберткой продуктов питания, бумажными стаканчиками, пластиком и пр. На наш вопрос: почему такая грязь, последовал ответ - «А иначе у уборщиков не будет работы, не будет зарплаты, а им надо жить.»
Так сталкиваются практицизм и мораль, которая прогибается перед актуальной целесообразностью.
Это становится общим явлением, присущим не только отдельно взятым народам, - наши туристы в этом плане тоже не ангелы.
Ваш В.А.
= = = = = = =


Пара слов       31.01.2020   13:06:29
Отзыв:   положительный
А ведь все правильно...
В реданонс.
Михаил Ярославцев       31.01.2020   17:35:27

Благодарю!
Юрий Печуров       16.08.2019   06:55:10
Отзыв:   положительный
Мой сосед с университетским классическим образованием. По всем вашим критериям приближающийся к человеку потомственно культурному. Всю сознательную жизнь мечтал посетить Англию. И вот, когда он уже несколько лет нёс культуру в студенческие массы как доцент-интеллектуал, а "железный занавес" неожиданно рухнул, мечта англолюба сбылась. Камень воду точит. Пётр, таким твёрдым библейским именем нарекла его интеллигентная семья. Фамилия Новиков обязывала носителя стремиться ко всему новому. В рамках международного культурного обмена Петя Новиков чудом очутился в вожделенной Англии, удалось пожить не только в фасадном Лондоне, пообщаться с англоязычными "культурными людьми", полюбоваться знаковыми архитектурными достопримечательностями, погрузиться в языковую среду в официальной и неформальной обстановке.
Новиков вернулся в родной Воронеж разочарованным. На любопытные вопросы долго отнекивался. Но постепенно культурный шок отпустил провинциального доцента-гуманитария. И при упоминании об Англии Пётр кратко повторялся: "Я-то думал, я-то думал - АНГЛИЧАНЕ! А они самые настоящие жлобы! Их ничего, кроме личного, не интересует".


















1