О переводах...


.


УИЛЬЯМ ШЕКСПИР. 100 сонетов
_________________________________________________________


Переводить стихи незнакомых поэтов занятие довольно трудное и,
часто, неблагодарное. Но Шекспира мы знаем с детства, с первой
«Двенадцатой ночи» на экране старого телевизора середины 50-х
годов. И даже тогда мне, еще второкласснику средней школы, мир
героев Шекспира казался увлекательным и прекрасным, поэтому
не будем задерживаться на подробностях – Шекспир вошел в нашу
жизнь русского, а затем и советского человека легко и просто, как
входит под вечер в дом знакомый и близкий всем нам человек.

У критиков чаще всего возникают сомнения, – что важнее? – точность перевода или полнота картины
самого явления, события побудившего поэта взяться за перо. Я отдаю предпочтение картине.
Все языки, хоть и «ветви одного дерева», но на формирование того или иного языка влияет культура
народа – его носителя, включая и климат (простите) страны, а как без этого? 
Ведь в понятие климат
входят и самые разные условия жизни, а не только дождик или снег.
Природа страны – это горы и леса, реки и равнины, пески, барханы и много всякой занимательной
и замечательной всячины – архитектура и искусство, музыка, народное творчество и кухонная утварь,
наконец. Поэтому делать ставку на точность передачи содержания (текста), то есть содержания, круто
замешанного на обычаях и предпочтениях людей, которые со временем тоже меняются, было бы уж
слишком самонадеянно для переводчика и поэта. Я не хотел бы, чтобы меня посчитали филологом
или лингвистом, языковедом или кем-нибудь еще в этом роде – я поэт, и перевожу
я стихи, а не слова.

Зачем и с какой целью современные поэты продолжают «переводить Шекспира» вопрос, скорее, риторический. Значит, хочется им? А охота, как известно, она пуще неволи… Сам я первоначально никаких далеко идущих планов не строил. 66-й сонет кто только не переводил, хотя это не лучший сонет, а 90-й «озвучила» Алла Пугачева в фильме про Аллу Пугачеву и кое-что еще, и озвучила, как я теперь понимаю, довольно похабно. Но другого ведь не было? Да уж… не было.
По-моему первым я все-таки сделал перевод 90-го сонета в 2011 году (вольный перевод 70-х годов не в счет, был
и ладно…). Потом сделал обширные подстрочники для 1, 2… и далее. В Сети мне встречались «переводчики», их ведь целая каста с большим самомнением, которое они всем кагалом сами с собой
и культивируют, но это их проблемы...

Прошло уже восемь лет, естественно, и критику читал, и переводы русских и русскоязычных поэтов, и конечно все переводы сонетов Шекспира Самуилом Маршаком, признанным королем, лауреатом многих и многих, и прочая… Отдельные переводы Маршака хороши, хороши именно как стихи, а это главное.
Но ведь Шекспира мы все хорошо знаем, не так ли? «Двенадцатая ночь» с К.Лучко и М.Яншиным, «Гамлет» с блестящей игрой Смоктуновского, не менее блестящий «Король Лир» с Ярветом и, наконец, обворожительная Оливия Хасси в «Ромео и Джульетта», фильме, озвученном композитором Нино Рота, и если даже этого не достаточно, то я уже не знаю, а сколько это будет – достаточно? А ведь мы знаем не только Шекспира, мы знаем Мольера и Гольдони, и многих других писателей, поэтов и драматургов самых разных эпох.
Я ничего не хочу сказать против переводов Маршака, по-своему они хороши. Для популярного изложения – тем более, литература она ведь не для всех…

Для всех существует и литература «для всех», но это не Шекспир. Киноверсия – другое дело, аудитория шире, смотреть можно все, что угодно… Кино и живопись воспринимается сразу, театр чуть «напряженнее», а вот литература, поэзия – не всеми или, по крайней мере, не любая литература, и не любая поэзия. Даже комедии Шекспира весьма далеки от просто развлекательного жанра, эстрады и массовой культуры вообще, не говоря уже о его поэзии. А в том, что сам Уильям Шекспир придавал своим стихам немалое значение сомневаться не приходится, это видно из самих текстов его сонетов.
Самуил Маршак – выдающийся советский детский писатель, честь ему и хвала за это, не так и просто стать детским писателем и быть им. Ответить определенно на вопрос – почему Маршак взялся за перевод сонетов (стихов) Шекспира, скорее всего, невозможно. Но можно задать себе другой вопрос: – А меня устраивает Шекспир в изложении Маршака? Трудно ответить однозначно, в чем-то устраивает, в чем-то и не очень.
Повторяю, мы или некоторые из нас имеем представление о средневековье и европейском ренессансе, вот поэтому ожидания читателя не всегда могут быть удовлетворены более или менее популярным изложением.

Было бы слишком наивно полагать, что вот явится гениальный переводчик и гениально «переведет» все 154 сонета, не все из которых – гениальны. Но хотелось бы, очень хотелось бы, чтобы авторы переводов хотя бы не были косноязычны. Ведь поэзия, это искусство.



.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 8
© 14.08.2019 Олег Павловский
Свидетельство о публикации: izba-2019-2611913

Рубрика произведения: Проза -> Другое










1