35. САНИ.


«Партия руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придаёт организованный, планомерный научно обоснованный характер его борьбе за достижение конечной цели – победы коммунизма». Из устава КПСС.

Инструктора райкома партии Смирнова-Ростовцева, уже достаточно закоченевшего на дороге в ожидании попутной машины, подвозил шофёр грузовика из соседнего района. Водитель рассказывал:
- Вот случай у меня был на прошлой неделе, не знаю, смеяться над этим или плакать. И смех, и грех! В среду после обеда я поехал в Савский лесхоз, чтобы загрузить сани, а на следующий день рано утром везти их на областную базу. До неё 300 километров, поэтому выезжать надо в пять часов, затемно. В четверг я поднялся в четыре часа, завёл и прогрел машину, выехал. Мороз был около тридцати градусов. В дороге пришлось менять колесо, за это время прихватило радиатор, отогревал, утеплял. Антифризов нам не дают, только начальству на легковые машины выделяют, а мы ездим на воде. В областной центр приехал к обеду. Грузчики отдыхали - обеденный перерыв. После него разгрузили сани. Оформили документы. Спросил у диспетчера, нет ли груза в какое-нибудь савское предприятие. Не хотелось возвращаться порожним, нам платят за тонно-километры. Диспетчер спросил у начальника:
- Тут машина из Савского района разгрузилась, нам в туда ничего не надо отправлять? Человек не хочет ехать порожним 300 километров.
- Правильно не хочет! Государственные деньги надо беречь. Нечего туда-сюда порожняком машины гонять. Молодец парень! Больше бы нам таких парней, давно бы коммунизм построили! Есть груз в Савское райпо. Пусть едет на седьмую площадку, грузит для райпотребсоюза сани. Скажи грузчикам, чтобы загрузили.
Я чуть не застонал от досады. Хотелось рассказать работникам базы все, что я о них думаю. Только какой от этого прок? Домой я приехал поздно вечером, разгружал сани уже на следующий день в пятницу. Хотя мог привезти груз из Савского лесхоза в Савское райпо ещё в среду за один час вместе с погрузкой и разгрузкой. Зачем такая централизация? Почему нельзя распределять продукцию нашего лесхоза на месте, а уже потом развозить по районам? А ведь кто-то за это платит. В пятницу мне выпала не менее парадоксальная работа, я вывозил из райпо на свалку полный кузов обуви, которую не покупали в магазинах. Уценять эту обувь ещё раз по инструкции уже было нельзя, поэтому её предварительно изрубили топором.
На многие вопросы тогда не было ответов. По стране курсировали поезда, перевозя во встречных направлениях одни и те же грузы: лес, сталь, сено, муку, зерно, уголь, бензин и даже воду. Главную роль в социалистическом производстве играло не распределение в строгом соответствии с планом, а перераспределение в соответствии с потребностями предприятий в условиях завышения и урезания заявок, недопоставок и «доставаний» дефицита. «Значит, кому-то это было нужно». По городам и весям ездили и грузовики, возившие начальников по их важным делам. Легковые автомобили выделяли не всем руководителям в целях экономии государственных средств, а для решения многих производственных проблем необходим транспорт, не всё решишь по телефону. По стране ездили навстречу друг другу всевозможные снабженцы и доставалы, потому что в системе, где отсутствует универсальный эквивалент обмена, и деньги не выполняют эту функцию в полной мере, большое значение приобретают личные связи, знакомства, натуральный обмен дефицитами. А это всё (дефициты и связи) не всегда находится в ближних местностях.
Январь 1985





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 5
© 08.08.2019 K. V. C.
Свидетельство о публикации: izba-2019-2608492

Метки: ХХ век, КПСС, ВЛКСМ, перестройка, как она есть,
Рубрика произведения: Проза -> Мемуары










1