"В бой идут одни новички..."


"В бой идут одни новички..."
      Самые безжалостные и суровые критики – это несбывшиеся профессионалы!
А самые обаятельные, добрые и невзыскательные – это те, которых знают уже и в узких кругах, и на поэтических площадках страны, и на всех литсайтах сети Internet. Их изумительной красоты посты, фото, плейкасты и статьи копируются, распространяются и обсуждаются. Их метафоры – что-то нереальное:
  • «Вечер – ласковый теленок
  • Золотистый пьет закат…»*
  • «поля кровью тюльпанятся…»*
  • «белых яблонь пожар…»*
  • «черничное небо»*
  • «Небо выплакало очи…» и др.*
- Ребята, ну скажите, откуда Вы их берете???
Вам их должно быть заворачивают в магазинах вместе с хлебом в качестве бонусных баллов:
- А вот, пожалуйста, для Вас сегодня свежие, по пять улыбок за штуку:
  • Кто-то поселился жить в стеклянной чашке…
  • Кровавится закат в багряной ране неба…
  • Однажды где-то снег лежал до следующего года…
- Конечно! Заверните мне на сегодня грамм 300 их вместе с мясом. Дома разверну, попробую…
Ну…как-то так. Наверное.
    Эти вот небожители говорят о других или хорошее, или вообще ничего не говорят, потому как «…гений и злодейство – две вещи несовместные!» *
Да. Именно.
   Всю «чернуху» за них выполняют эксперты, которые настолько высоко ценят литературное творчество в мировом его масштабе, что «рубят» в себе Творца, буквально закрывая себе путь к вершинам, а потом и всем остальным пытаются…
А еще любят много и пафосно говорить мастера, которые уже, как им мыслится, достигли верхней планки своего творчества. Им вся эта мелодика стихотворная кажется полной чушью и пережитком прошлого:

…Искал я деву чудную в тумане у ручья
И вдруг из ниоткуда на меня напал медведь! -
И впредь не будет больше у меня в душе цвести
Подснежников душистых, обломала их судьба…
   
  Строфы стихотворений у них скачут, как раненые антилопы, а рифмы стремительно прячутся от назойливых глаз, словно испуганные сайгаки:
Та-тАта-та, та-тАта, тАта, тА…
Та-тАта -та, та-та-тА и облом!
Примерно так.
   Разверзают первыми уста теоретики, непризнанные гении, перфекционисты, мастера тыловой кухонной лирики и барды дворовых скамеек. Последние больше не критики ради, а потому что поговорить:

Топлю печаль свою в стакане чистой водки
А где она? Любовь? Сбежала с нашей лодки…
Ты, Мань, печаль мою претензией не трожь,
Не только розы у любви, но есть еще и нож!

   С теоретиками все понятно. Чаще боязнь сделать первый творческий шажочек настолько велика, что мысли из оперы «не достоин» блокирует все, а хочется. Хочется, а нельзя. Другим можно, мне нельзя. А почему другим можно? Не у всех есть дар. Сейчас, ну-ка гляну я, кого случайно несет в литературу, как сор в благородные посевы? И пошел в разнос…
   Непризнанные гении – это теоретики продвинутые. Они уже начали писать. И поняли, что отчасти успешно. Но из-за страха упасть в собственных глазах, если что-то пойдет не так, простить свое несовершенство для них – непосильная задача. Ну, естественно, другим они его тоже не прощают. Деструктивный тип, как говорят психологи. Читать их достаточно интересно.    Чувствуется, огромная база знаний, которая не вмещается ни в одну строфу и ни в один размер:

Жил-был один поэт, знакомый мой недавний,
Он мне и братом был, отцом и другом равным…
Но как-то раз надолго он исчез, а я не знал куда!
Должно быть, нелюдимый и замкнутый, ушел от всех он в лес
Читать стихи Гомера под луной, Овидия цитировать волкам
И наслаждаться бурной красотой
Озер и берегов, сокрывшихся в туман.
 
    Круто! Почти Кантемир, и Тредиаковского далекий правнук. Планочка настолько высока, что падают непризнанные гении духом, если не понимают их и не выделяют. И сами себя они кушают потихоньку и других пробуют тоже.
  Но самые опасные – перфекционисты. Кто это такие? Перфекционистами могут быть и непризнанные гении, и кухонные барды, и рейтинговые поэты, лауреаты литературных конкурсов. Просто на определенном этапе, человек начинает себя оценивать строже, взыскательнее. Поэт, который мог писал раньше по несколько стихов в день, теперь с натяжкой - одно в три месяца. Прозаик, который уже три года как не пишет ничего объёмного и достойного внимания. Почему? А потому что хочется качественно!
- Ну теперь-то я могу себе это позволить! Надо выходить на новый уровень!
И они выходят:
- Еще немного и будет стих. Надо же сделать качественно… Еще месяц и точно будет качественно, еще один…
Ну и пыжатся, бедные…
  Да, считаю, что перфекционизм вредит. Это моя авторская позиция. Практика, практика и смирение. А перфекционизма должно быть ровно столько, чтобы продолжать двигаться и вести за собой других, а не вставлять себе и всем палки в колеса. Иногда доходит до высшей точки кипения. Это когда поэт-перфекционист пишет головой своей больной, разумом своим. В какой-то степени это самопредательство:

Березы под окном раскинулись ветвями…
(Какие березы? Они не могут раскидываться ветвями)
Березы под окном стояли шелестели
(Почему именно березы?)
А под окном моим цвели кусты сирени
(И что дальше? Банально как-то)
Побитый Жигули под окнами сигналил
(Это вообще какой-то бред)
Под окнами сегодня ночью было тихо
(Ну почему под окнами обязательно?)
 
Итак, шел третий месяц рождения шедевра…
 
  На самом деле для новичка, быть замеченным перфекционистом – великое благо и удача! Потому как если он Вас заметил, его поэтический радар зафиксировал аномалию, его что-то зацепило. И что-то у Вас он захотел улучшить. И возможно, перфекционист присвоил статус «жизнеспособно, надо развивать».
Ведь если все совсем гладко, и на литературной передовой в Вас не летят пули, значит… Одно из двух: либо как поэт или писатель Вы мертвы, либо еще даже не проявились.
  Один очень талантливый волжский поэт, лауреат многих литературных конкурсов, писал в своей статье, что любая оценка носит личностный характер (перифраз).
Каждый оценивает творения другого через призму собственного мироощущения. И тот, кто творит, пропускает все через свой микрокосм. И так было и будет.
  И потому для меня существует один критерий оценки произведения – цепляет, или нет. Проваливается ли оно туда, в глубь, до самого сердца… Если да, значит это оно самое! Бывает, читаешь очень грамотные во всех отношениях творения, но они – мимо. Потому что авторский внутренний мир для меня далек. Мне на его планете не интересно, хоть бы там было все причесано и архитектурно. Лабиринты его стихов не затягивают, а лестницы рифм не зовут познавать вселенную.
И вывод здесь один: критик – не судья, не надзиратель. Он не ставит вердикты, не выписывает путевки в жизнь, даже если бы очень хотел. Это не его функционал. Жизнь произведению дает именно автор и его читатели. Оно рождается, развивается по своим законам и перерождается. Не умирает, заметьте. Потому что «рукописи не горят». Замечали ли Вы, что когда пишешь стих, или прозу, то возникает ощущение, что строки приходит свыше? Их будто бы диктуют, а потом помогают так же «причесывать».        Иногда мне кажется, что все это уже где-то существовало ранее, кем-то написанное и недосказанное. А я это просто заново рождаю.
Я не понимаю слова «нет» касательно личностного роста в любых областях. И в литературе тем более. Нет такого слова «нет». Есть «да». Всегда «да».
- Да, это стихотворение. Оно жизнеспособно. Оно родилось, потому что пришел срок родиться. И оно несовершенно, как и я сама, и мой внутренний мир.
-Да, оно прекрасно. Оно лучше, чем все ранее мной написанное, но оно -не эталон.
-Да, оно неповторимо, но это не единственное неповторимое и оригинальное из того, что есть в мире литературы. Оно мое, а все свое кажется лучшим.
-Да, возможно, в чем-то и на данный момент, но в целом – оно далеко до идеала.
И так далее.
Или так.
- Ой, это полная чушь. Никогда писать больше не буду.
- Да, возможно, сейчас оно кажется полной чушью. Но раз оно родилось, значит оно уже часть моего пути. Оно имеет право на жизнь, развитие и рост. Возможно, сейчас оно не так совершенно, как бы мне хотелось, но оно не последнее и неединственное.
-Да, в нем есть очень много неидеальностей, шероховатостей и прочих мелочей, как и изюминок, особенностей и потенциала.
Как-то так. Все время «ДА».
- Да…


*Использованы метафоры из стихотворений поэтов: Сергея Мельникова https://www.chitalnya.ru/users/tatiana15111962/ Анны Сеничевой https://vk.com/anna.senicheva, Павла Великжанина https://vk.com/stihipavla
* Цитата А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»
Остальные стихотворные строки вымышлены, так что ни один критик, слава Богу, не пострадал.





Рейтинг работы: 95
Количество рецензий: 9
Количество сообщений: 12
Количество просмотров: 69
© 07.08.2019 Vera Sergeeva
Свидетельство о публикации: izba-2019-2607990

Метки: критик, профессионал, литература, оценивать, поэт, автор, внутренний мир, стихотворение, рифма, метафора,
Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Игорь Ковязин       14.08.2019   10:04:01
Отзыв:   положительный
В 19 веке грамотные критики были не менее популярны чем авторы, чье творчество они рассматривали. Иногда именно критики делают автора популярным. А творчество - это дело душевное, оно может быть лишь по вдохновению, а не по разуму. Это видно на примере как я называю "живых" и "мертвых" стихов - это не к технике стихосложения, а именно к сущности творчества! В прозе тоже самое, к примеру, Лев Толстой считал себя графоманом, но раз его произведения живут уже и без него, сами по себе, значит он был настоящий Автор.
Vera Sergeeva       14.08.2019   19:06:34

И по поводу Толстого...У него была очень завышенная самооценка, правда...А графоманом он себя называл из "ложного смирения", чтобы ценили еще больше.
Vera Sergeeva       14.08.2019   12:10:46

Кстати да! Хороший критик - превосходный пиарщик!
ОСТРОМИР       12.08.2019   04:29:03
Отзыв:   положительный
Вера - Вы УМНИЧКА .. ,, Завалить " внутренний мир человека - две секунды..
А вот поднять его с колен , и раскрыть ему глаза на Жизнь и самого себя - это стоит больших трудов ! Великолепная работа ! Не умаляет ничуть работы других Авторов... Моё Уважение ! Дм.
Vera Sergeeva       12.08.2019   06:36:51

Дмитрий, спасибо!
Ирина Резникова       11.08.2019   15:16:46
Отзыв:   положительный
Умница обо всём сказала, точно ,ёмко ...прямо в цель.
Vera Sergeeva       11.08.2019   15:49:24

Ирина, спасибо огромное!
Ди.Вано       11.08.2019   12:02:23
Отзыв:   положительный
Спасибо за эссе.
Весомый анализ, интересные мысли.
Поддерживаю ред.анонс Б.Б.
Всем нам есть над чем подумать...
Признательна
Д.
Vera Sergeeva       11.08.2019   12:44:56

Вам спасибо за отклик!
Борис Бочаров       10.08.2019   22:00:41
Отзыв:   положительный
Рад встрече, Вера. Название эссе притягивает и критика Ваша не оттолкнёт любого автора, потому что обобщения близки и понятны каждому и не только в Избе-Читальне. Многие проходили через муки и страдания, чтобы добыть граммы ценного вещества из тонн руды. Кто этого не понял, он так и остался стихоплётом, пишущим без сути, но в рифму или наоборот. Есть ещё vip-поэты, которые считают себя творцами высокой поэзии, к словам которой нужно дополнительно публиковать объёмные словари. Тем самым они показывают свой особенный интеллект. Я всегда относился к ним с иронией https://www.chitalnya.ru/work/689820/ . Постоянно идут споры на темы "кто такой графоман" и как с ним бороться - а зачем? Есть категория поэтов, которую не понимают и не принимают, - я считаю её обиженной, и поэтому они пишут якобы для будущих поколений. Но, мне кажется, что здесь гораздо всё проще. Есть профи и есть любители. Профи - это те авторы, которые зарабатывают своим творчеством на жизнь, и не все из них в шоколаде, есть даже нищие, много пьющие, но какие бывают мОлодцы! И любители.., бывают с хорошей школой, иногда печатаются, становятся лауреатами, дипломантами, стремятся к известности, слегка подрабатывают, но профессионалами так и не вырастают или быть не хотят ввиду постоянной изнуряющей работы в поисках хлеба насущного. И все поэты, как творческие личности, тщеславны и легко ранимы. Полностью поддерживаю Галю Уварову и в дополнение выставляю Ваше эссе в реданонс. С ув. ББ
Vera Sergeeva       10.08.2019   23:12:53

Да, Борис, согласна с Вами. Благодарю за развернутый отзыв и за участие! Мое Вам почтение.
АНТИВИРУС-ЗЛОИД       10.08.2019   21:50:08
Отзыв:   положительный
Ай, красава, ай, да умница! "Вздрючила" как надо этих клоунов - без сути, смысла и чистых, фантастических чувств. Ха! Кино, блин! Молодца! Цельных пять минутов рыготал! Спасибочки,
повеселила деда! Сто процентов согласен: не способны возбуждать, вдохновлять и радовать души, какого фенинга мусорите.Повторюсь, как бы в волну:
Мусор.
Было. Читаю.., стих иль повесть.
Тужусь. Пытаюсь всё ж понять,
О чём диб.., ой.., пиит тут то есть,
В стихах своих хочет сказать.
Сидишь и "темячко" ломаешь:
И так крутнёшь и сяк, и всяк,
И в оконцовке понимаешь,
Что нет, не ты, а он - "мудак".
.... Тем много. Разные они.
Вон те - печальны, те - смешны,
А те - лиричны и трагичны,
Но все.., из жизни рождены.
И всяк по своему "глаголит",
И суть души "передаёть".
Бывает, что хе.., ой.., "фигню" "городють",
Когда.., душонка не "поёть". Ещё раз - Молодца! Зауважал. Ант-рус.
Vera Sergeeva       10.08.2019   21:52:18

Ай, благодарю! Ай, приятно! Спасибо!
АНТИВИРУС-ЗЛОИД       10.08.2019   22:00:56

Твори, красуня. Радуй души. Стихи - эт вам не ром и суши! Ха! Кино, блин!
Галина Уварова       10.08.2019   19:38:26
Отзыв:   положительный
Очень понравились Ваши размышления о творчестве, творческом пути. Почти все мы, кто не остановился в самом начале, проходим через преграды, которые сами себе создаём или другие нам помогают споткнуться.
Спасибо, Вера!
Размещу в шапке сайта.
Vera Sergeeva       10.08.2019   21:00:02

Галина, огромное Вам спасибо за теплые отзывы! Мне очень приятно Ваше искреннее внимание и участие!
Сергей Иванович       10.08.2019   02:09:27
Отзыв:   положительный
Хорошо и верно написали про всю эту суету! Ведь главное - сочинять здОрово! Даже если единственный читатель - ты сам...
Раньше я даже не записывал...
Vera Sergeeva       10.08.2019   13:21:19

Да, главное, что процесс идет!:)
Игорь Буков       07.08.2019   20:32:41
Отзыв:   положительный
Здравствуйте Вера, прочитал, всё так как я и сам думаю (но сказать бы не смог) кроме того, что стихи приходят свыше. Для меня это как решение задачи (математической) и когда получаешь верный ответ и решение красивое (субъективно) , то сразу на седьмом небе.
Я тоже ловил себя на мысли, что вот эти свежие строчки уже кто-то раньше написал, но это наверное от того, что вся читаемая и нережущая слух рифма уже давно использована и ничего нового ( почти) нет. Но иначе и не может быть, ведь мы говорим на понятном друг для друга языке (хочется верить в это). Поэтому использую всю рифму и не придумываю новую, а зачем?! Ведь важен контекст. Мы же не придумываем новые буквы алфавита.
P.S. Я не знаю прочтёте ли вы то моё сообщение где я отблагодарил вас ,вы вступились за меня! (Ой) Поэтому ещё раз спасибо.
Vera Sergeeva       08.08.2019   07:15:41

Спасибо Вам, Игорь!
Игорь Буков       11.08.2019   09:18:19

Я рад за Вас, вы на вершине,
Хороший урожай собрали,
Хочу я пожелать, чтобы отныне
Вся боль души и все печали
Смогли касаться вас едва ли,
Чтоб только разозлиться и мечту,
Ведь вы же шли к ней столько лет,
Достать сумели, как звезду,
Которой посвящал стихи поэт,
Луч Солнца поглощает на заре...
Не стоит сомневаться, уж поверьте мне,
Вас ждёт признанья яркий свет,
Могу поспорить и держать ответ,
Я сам за этим прослежу
И с гордостью потом всем расскажу,
Что были в жизни времена,
Когда стихи писала мне она.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1