А. С. Пушкин дар напрасный, дар случайный.


"как эти рвы тоски глубоки, когда мы смотрим в высоту..."

…парадокс стихов Пушкина в том, что внутренний посыл человека, читающего его стихи, определяет их смысл… т.е. входя в структуру его стиха, человек присваивает его себе и наполняет своим содержанием… так случилось и со стихотворением – “дар напрасный, дар случайный” …

…трагедия поэта в том, что будучи верующим человеком, где вера ему приходила не через устоявшуюся религию, а как внутреннее осознание и творческий путь, его творческое служение было свидетельством его веры в Бога… что в этом он был совершенно одинок и в ближайшем его окружении, он не находил для себя опоры и ответа в том, что совершалось в его внутренней жизни...

…”дар напрасный, дар случайный” – это осознание своей низости, никчемности – он переживает, что тому аккорду, который был дан ему в “Пророке”, он творчески не достоин… он как человек, как творец не может дотянутся до уровня “Пророка”… это не Пушкин пал до такого состояния, это слишком высокая нота прозвучала в нем и была не достижима, как собственные усилия… если в “Пророке”, мы видим, что данное ему переживание возвышает, оживляет его на высокое служение – тут Вышнее обращается к нему ( сверху вниз), то в ”дар напрасный, дар случайный” он смотрит на себя и свою жизнь – с низу вверх и не находит собственных сил возвысится до Вышнего… т.е. понимая величие Божьего замысла о себе, он вдруг осознает и переживает низость своих сил и возможностей – только от себя достичь того, что ему дается свыше… он теряет чувство внутренней опоры и не в себе, не в жизни он ее не находит… но память о “Пророке” не дает ему принять это состояние, как правду о нем… ведь он спрашивает - ”дар напрасный, дар случайный?” – да разве так?.. он внутренне не может принять это … если в “Пророке” он немощен перед небом и небо взывает к нему и возвышая освобождает и дает новую жизнь, то в ”дар напрасный, дар случайный” он ничтожен и власть страстей, сомнений и пустоты порождает в нем тоску и отчуждение… строки “кто меня враждебной властью из ничтожества воззвал” – это обращение не к Богу, Бог не взывает к ничтожеству человека, тут действие другого персонажа судьбы рода человеческого… и вот это осознание в себе силы, враждебной его высшему предназначению, переживается им и осмысливается… тут образуется трещина, разделение его внутреннего мира… его внутренний мир раскалывается надвое… оба стихотворения и “Пророк” и ”дар напрасный, дар случайный” стоят рядом и передают внутренне состояние верующего человека, его высоту, как творческий замысел Бога о нас и низость, когда человек остается с самим собой и собственными силами, пытаясь дотянутся до неба… величие человека в том, что Бог возвышает человека до Себя, а не когда человек возвышает себя до Бога… А.С. Пушкин, имея абсолютный слух, очень точно подбирал слова, передавая свое внутренне состояние и не будем искать в его стихах смыслы, которых в них не было, считая что он не мог отличить в себе промысел Божий и взывания к его ничтожеству, тем кто пользуется слабостью людей и губит их души… ведь к ничтожеству человека взывает тот, кто сам ничтожен… по подобию своему мы возвышаемся или падаем в зависимости, кто обращается к нам – Господь или тот, кто ничтожен в своих усилиях заменить собой Бога внутри человека…





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 3
© 07.08.2019 Георгий Крушевский
Свидетельство о публикации: izba-2019-2607845

Рубрика произведения: Проза -> Другое










1