Формирование характера у ребёнка



ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА У РЕБЁНКА
ВСТУПЛЕНИЕ

Характер человека – это комплекс свойств и качеств нервной системы, которые помогают индивиду эффективно приспособиться к окружающей среде. При этом индивидуальные особенности характера формируются именно в процессе адаптации ребёнка к условиям проживания и непосредственно под влиянием следующих важных факторов:

- тип темперамента;

- среда обитания;

- форма и специфика воспитания;

- общественное мнение и взаимодействие с обществом.

Тип темперамента

Темпераментом называется главное и наиболее устойчивое свойство личности, которое во многом определяет тип и особенности поведения человека. Именно темперамент выражает динамику психики, которая отражается на деятельности человека, а также форме его взаимодействия с другими членами общества и семьи. При этом особенности формирования характера зависят от типа темперамента и его основных психологических параметров.

Психология, как наука, выделяет четыре основных типа темперамента:

- холерик – человек с достаточно сильной и неуравновешенной нервной системой. Холерики отличаются повышенной активностью. Они возбуждаются намного легче и быстрее, чем успокаиваются;

- сангвиник – человек, обладающий уравновешенной и сильной нервной системой. Для такого индивида свойственно достаточно быстро реагировать на любые внешние раздражители независимо от их формы и индивидуальных характеристик;

- флегматик – сравнительно спокойный и уравновешенный человек. Такие люди отличаются трудолюбием и упорством. Нервная система флегматика быстро адаптируется к внешним условиям, благодаря чему он практически всегда адекватно реагирует на раздражители. При этом такие люди довольно медленно отвечают на быстрые изменения внешней среды. Условные рефлексы у флегматиков формируются медленно, однако характеризуются высокой стабильностью и устойчивостью;

- меланхолик – человек с достаточно слабой и неуравновешенной нервной системой. Ребёнок с указанным типом темперамента малоактивен, однако быстро и остро реагирует на внешние условия. Сильные раздражители способны спровоцировать у такого ребёнка расстройство психики.

При построении стратегии воспитания ребёнка важно учитывать тип его темперамента. Нормы и правила поведения, требования к малышу, физические и психические нагрузки должны соответствовать особенностям его нервной системы. Только в таком случае можно оказать положительное влияние на процесс становления характера.

Среда обитания

В зависимости от темперамента новорожденный ребёнок реагирует на внешние условия чётко определённым образом. При этом его активность весьма несущественна. Нервная система младенца способна анализировать исключительно текущее состояние организма:

- комфортно;

- не комфортно.

Именно в этот период у младенца начинают проявляться черты его темперамента. Здесь необходимо понимать, что это не характер, а лишь основа для его формирования. Поэтому важно грамотно продумать и организовать среду обитания и условия последующего воспитания ребёнка. Чем чаще он будет чувствовать себя комфортно, тем спокойнее и уравновешеннее будет его нервная система. Тем меньше проблем возникнет в недалёком будущем.

Вместе с тем, важны генотипические факторы. Многие специфические особенности нервной системы передаются по наследству. Это могут быть психические расстройства и некоторые заболевания. При неблагоприятном сочетании наследственности и влияния внешней среды у ребёнка могут формироваться негативные (с точки зрения общества) черты характера.

Чем старше становится ребёнок, тем существеннее влияние психогенных факторов. В трёхлетнем возрасте ребёнок переживает кризис, во время которого его психика начинает работать немного иначе. Он уже осознаёт, что не является неотъемлемой частью своих родителей. В течение последующих 7-8-ми лет нервная система малыша будет максимально восприимчива к внешним воздействиям. Те либо иные свойства его личности будут формироваться на основании соответствующих обстоятельств и ситуаций. Он будет ежедневно получать массу новой информации, сталкиваться с трудностями, общаться с людьми. Всё это окажет существенное влияние на становление его характера.

Форма и специфика воспитания

Взаимодействовать с родителями ребёнок начинает с младенчества. Будучи ещё совсем маленьким, он неосознанно подбирает и осваивает методы влияния на окружающих. Малыш инстинктивно ищет инструменты воздействия на людей, которые заботятся о нём. В результате у него формируется конкретная модель поведения с каждым из родственников. При этом ребёнок начинает демонстрировать определённую форму взаимодействия с окружающими в зависимости от следующих факторов:

- сложившаяся ситуация;

- желание привлечь внимание, получить еду или реализовать иные индивидуальные потребности.

Также имеет значение, кто именно из родственников находится в этот момент с ребёнком. Как упоминалось ранее, малыш тщательно подбирает формат и способ влияния на каждого из взрослых членов семьи. Так происходит становление характера на самых ранних этапах жизни малыша.
Стоит заметить, что, реагируя на поведение ребёнка тем либо иным образом, родители помогают ребёнку формировать соответствующие черты характера. Обычно, взрослые делают это неосознанно, стараясь угодить своему чаду, удовлетворить его потребности и желания, поощряя выбранную им модель поведения. Со временем ребёнок начинает осознавать то, что он делает и то, как окружающие реагируют на его действия или бездействие. Понимание ситуации позволяет малышу подбирать более удобные и эффективные инструменты влияния на взрослых. Он осознанно формирует у себя конкретные черты характера в зависимости от поведения окружающих.

Чем старше становится ребёнок, тем шире становится круг его общения. Появляются дополнительные источники информации и новые объекты взаимодействия. В процесс воспитания начинают вмешиваться посторонние люди – воспитатели в детском саду, ровесники и их родители, друзья семьи и знакомые, соседи. Каждый из них является источником новых познаний и навыков. Каждая ситуация, в которую попадает малыш, даёт ему определённый опыт. На основании всех соответствующих факторов у ребёнка формируются новые черты характера, укрепляются или исчезают старые.

Надо помнить, что родители всегда имеют возможность управлять окружением своего чада (с учётом его возрастной группы). Особенно, если малыш не посещает детский сад. В дошкольном возрасте мама и папа могут сами подбирать для ребёнка круг общения, интегрируя или исключая конкретные факторы влияния на его неокрепшую психику. Важно понимать, что дети достаточно часто копируют черты характера других людей. Особенно, если эти люди пользуются определённым авторитетом. Также огромное влияние на процесс становления характера оказывает общество.

Общественное мнение и взаимодействие с обществом

Общественное мнение оказывает достаточно сильное влияние на процесс становления характера ребёнка. В большинстве случаев именно общество диктует родителям правила и нормы воспитания, которые способствуют развитию определённых качеств и особенностей психики. Таким образом, государство пытается регулировать все процессы, протекающие внутри семьи. Это позволяет контролировать общественные институты, управлять людьми, а также предотвращать острые проявления культурного, социального и правового нигилизма.

Под влиянием общества у ребёнка формируется мировоззрение и отношение к окружающему миру. Именно установленные социально-культурные нормы подталкивают родителей развивать у ребёнка такие черты характера как доброта, честность, отзывчивость, общительность. Социально адаптированному ребёнку будет легче учиться, общаться с людьми и достигать желаемых результатов.

Важно заметить, что общество не является однородной структурой. Оно состоит из различных социальных групп, имеющих свою точку зрения. Общественное мнение формируется на основании интересов, личного опыта, потребностей разных людей. Если взгляд на проблему или на способ её решения кажется оптимальным большему количеству членов общества, он становится общепринятым. Следовательно – правильным. Здесь стоит обратить внимание на важные этапы формирования общественного мнения:

- зарождение. Вначале возникает интерес к определённому факту, процессу или явлению. Затем объект, обусловивший этот интерес, поддаётся индивидуально-групповому анализу;

- становление общественного мнения. На этом этапе люди обмениваются точками зрения. В ходе этого процесса выделяются и утверждаются те характеристики факта или явления, которые смогут удовлетворить большинство заинтересованных лиц.

В категорию заинтересованных лиц входят представители разных социально-культурных групп. В процессе анализа и оценки того либо иного явления учитываются взгляды всех участников обсуждения. Индивидуальная точка зрения каждого из них формируется на основании различных факторов:

- образование, уровень интеллекта, среда обитания;

- профессия, вид занятости, наличие судимости;

- семейное положение, воспитание, интересы и увлечения.

Важно отметить, что общественным становится только то мнение, которое имеет определённую социальную значимость. Поэтому оно способно формировать у ребёнка как положительные, так и отрицательные черты характера.

Становление таких качеств как эгоистичность, чёрствость, безразличие начинается с младенчества и во многом зависит от формата взаимодействия родителей с ребёнком. Стиль общения матери и отца с малышом зачастую продиктован именно обществом.

Также общественное мнение помогает сформировать у ребёнка деловые качества. Под влиянием сознания большинства родители стараются развить в малыше такие черты как аккуратность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и настойчивость. Все эти характеристики считаются полезными и эффективными, поскольку дают возможность взрослому человеку достичь определённых успехов.

Общество также может стимулировать развитие таких черт характера как лень, безответственность, неряшливость, несамостоятельность. Зачатки этих качеств вкладываются в ребёнка родителями, которые ведут соответствующий образ жизни. Даже если общество осуждает подобные явление, оно не предпринимает никаких действий, чтобы их искоренить. Это во многом связано с особенностями правовой системы государства.

С возрастом круг контактов ребёнка расширяется. Это способствует укреплению и более яркому проявлению тех черт характера, которые были сформированы в младенчестве. Постоянное взаимодействие с обществом, получение нового опыта, оценка и анализ новой информации – всё это провоцирует укрепление уже имеющихся черт характера и способствует развитию новых качеств. В подростковом возрасте развиваются волевые черты. Их особенности будут зависеть от круга общения и образа жизни подростка. В этот же период происходит становление морально-этических и нравственных качеств. К совершеннолетию характер человека считается почти полностью сформированным.

Надо отметить, что под взаимодействием ребёнка с обществом стоит понимать не только прямое общение. Здесь имеют место различные факторы:

- посещение спортивных секций, культурно-массовых мероприятий;

- просмотр телепередач, мультфильмов (в раннем возрасте), кинолент;

- увлечения и интересы, образ жизни родителей, социальная адаптация, прочее.

Надо отметить, что на процесс становления характера оказывает влияние уровень интеллекта ребёнка. Имеет значение то, как именно он понимает те либо иные вещи, каким образом оценивает и интерпретирует конкретные события и явления. Данный фактор чаще всего игнорируется. Однако способность ребёнка правильно анализировать обстоятельства, его умение грамотно продумывать свои действия и бороться с трудностями помогают его психике развить положительные качества. К таким чертам характера относятся дисциплинированность, ответственность, аккуратность, рассудительность. Родители должны уметь правильно объяснить ребёнку значимость и важность норм поведения, которые помогут ему развить в себе необходимые качества.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 12
© 04.08.2019 Анатолий Боднар
Свидетельство о публикации: izba-2019-2606159

Рубрика произведения: Проза -> Психология










1