Амбивалентность неискушенного разума


Амбивалентность неискушенного разума
«По законам классицизма смешение жанров недопустимо.
Но порой встречаешь тех, кто эту самую жанровость преодолевает.»


"Затерянный мир" Майкла Крайтона я приобрел после того, как прочёл первый его роман – всемирно известный бестселлер "Парк Юрского периода". По мотивам этого великолепного научно-фантастического произведения был, в свое время, снят не менее великолепный фильм; и снят он был, кстати, великим режиссером Стивеном Спилбергом.
Должен признаться, "Парк Юрского периода" (1993) – моя слабость; моя, наверное, любимая из всех картин в истории кинематографа, и пересматриваю я её практически ежемесячно. Этот фильм – лично для меня! – безусловный "n;mero uno", и в моменты скверного настроения или же напрочь отсутствующего вдохновения я зачастую обращаюсь к этому кино-шедевру за помощью.

Что же я могу сказать за эту, вторую, часть "Мира Юрского периода"? Что бы такого я мог отметить относительно продолжения самой успешной, самой известной и самой оригинальной истории о динозаврах?

Естественно, это очередной шедевр Крайтона, – в этом просто-напросто необходимо признаться! – однако ни герои, ни сюжет, ни монстры, в данном произведении присутствующие, не идут ни в какое сравнение с феноменом, коим в свое время являлся оригинальный "Парк Юрского периода".
Центром данного романа, как и в случае с первой его частью, верно и преданно остаются людские взаимоотношения, но и данная плоскость произведения, кажется, должным образом и в должной степени нераскрытой и неизученной.
Главный герой книги, математик Ян Малкольм, присутствовавший в первом романе и выживший после событий, в нем описанных, к нашему прискорбию, предстает пред читателями человеком слабым, почти что сломленным и во многом сомневающимся... и, соответственно, героем скучным. Он – антипод того, что мы, читатели, изначально ожидали и надеялись встретить на страницах столь полюбившегося, столь значительного и столь много значащего для многих из нас произведения.
Наиболее, пожалуй, интересными из всех персонажей данного произведения – а их здесь довольно-таки много – являются натуралистка Сара Хардинг, а также два школьника, – мальчик по имени Арби и девочка Келли, – случайно оказавшиеся на кишащем хищниками острове, на территории которого изначально разводились "экспонаты" парка, о котором, собственно, и шло повествование в первом романе.

С огромной редкостью случается так, что фильм, снятый по сюжету литературного произведения, оказывается лучше книги. Как бы странно и дико это не звучало, но в данном случае и с данной книгой это утверждение довольно-таки справедливо, ибо фильм "Затерянный мир" (1997), который я, кстати, также пересмотрел не один десяток раз, по сей день кажется мне намного более захватывающим, чем его литературный оригинал. Кино и книга разнятся в значительной степени, но первый в разы динамичней и правдоподобней второго. Почему?

Во-первых, в книге присутствуют намеки на увлеченность Малкольма Сарой Хардинг, но на протяжении всего повествования эти намеки остаются лишь таковыми и никогда не перерастают во что-либо большее, что-либо романтичное, за развитием чего, как правило, очень интересно следить. В киноверсии данного произведения, однако, романтике выделяется отдельная сюжетная линия, что, в плане творческом, значительно раздвигает границы произведения и рамки жанровости.
Во-вторых, диалоги героев написаны очень наивно, почти что по-детски. Размышления, научные теории, терминология и гипотезы, обсуждаемые главными героями, хотя и не беспочвенны и порой очень даже логичны и обоснованы, зачастую неуместны и чересчур заумны. Перешептывания детей между собой, а также их разговоры со взрослыми кажутся очень наигранными и звучат безынтересно и ребячески. Поэтому, представляется, автору совсем не стоило вводить детей в качестве постоянных героев столь серьезного и фундаментального произведения. Крайтон – не детский писатель; Крайтон, в первую очередь, пишет для взрослых, и ему однозначно стоило этого придерживаться, следовать этой традиции. Ему намного лучше удается писать языком серьезным, языком рассудительным и длинным, – что свойственно людям взрослым, – поэтому сцены, где участвуют и спорят школьники вышли совсем неестественными.
В-третьих, данный, второй, роман, как и первая часть истории о парке, переполнен ссылками на настоящие труды настоящих ученых: археологов, палеонтологов, математиков, этологов (изучающих инстинкты животных), териологов (изучающих млекопитающих) и прочих представителей различных научных дисциплин, что, безусловно, делает роман не только увлекательным, но и довольно-таки образовательным.

Крайтон – писатель и журналист, но, ознакомившись с его работами, любой признает, что в нем "умер" прекрасный ученый. Мне же кажется, Крайтон избрал путь гуманитария потому, что ему, в свое время, не хватило духу стать серьезным ученым-исследователем. Но это совсем не упрек в его адрес, ибо он, не став знатным ученым, сумел, однако, стать не менее признанным и толковым писателем. И я должен признаться, все романы Крайтона по-своему прекрасны. Каждый из них способен завоевать сердце любого читателя. Искушенного и не очень. Все его книги до умопомрачения интересны, небанальны, нестандартны и насквозь пропитаны духом как эфемерного мира искусств, так и эмпирического мира наук. И в этом, так сказать, симбиозе, в этом столкновении, казалось бы, противоположных друг другу вселенных кроется истинная ценность его романов, по праву нарекающая автора родоначальником своего собственного – "смешанного" – жанра.

Почему же столь важным представляется чтение литературных произведений "смешанного" жанра? И что мы, собственно, подразумеваем под "жанровой смешанностью"? Ответ на первый вопрос будет очень прост: амбивалентность. Амбивалентность, которую испытывает читатель, листая такого рода книги. Ответом же на второй вопрос станет понятие не столь однозначное. Ибо существуют сугубо художественные произведения; существуют произведения, составленные чисто техническим языком и опирающиеся исключительно на научный лексикон и факты; и существуют книги наподобие нами обсуждаемой, где выдумка и воображение – чистое творчество автора! – устремляются вдоль страниц рука в руку, бок о бок с сугубо техническим и научно подкованным повествованием. И в этом, собственно, и заключается амбивалентность, испытываемая простым, неискушенным читателем, взявшем в руки произведение "смешанного" жанра. Эдакое ощущение двойственности и легкого смятения, которое испытываешь при параллельном погружении в разные области знаний и опыта: мир искусств и мир науки – миры, в которые мало кто способен погрузиться в равной степени, ибо мало кто столь эрудирован.
Безусловно, по завершению прочтения столь качественной литературы, мы в любом случае испытываем некое удовольствие и удовлетворение, но это чувство никак не отнести к плоскому понятию "понравилось – не понравилось"; это чувство вызвано обывательским изучением сюжетной линии с двух, казалось бы, диаметрально противоположных точек зрения: творческой и научной. И в этом – вся суть! В этом – та самая амбивалентность, которую я упоминаю выше. Ваши чувства смешаны – это правда. Вы не знаете до конца, понравилось ли вам то, что вы только что прочли... но вы все равно остались довольны, ибо в очередной раз стали умней, стали на голову выше себя "вчерашнего".
Гуманитарий вы? Технарь ли? Любая из книг Крайтона не только удовлетворит ваш интерес и придется по нраву, но и научит чему-то новому; предоставит исключительную возможность получить знания из области иной, пусть даже вам чуждой. Но знания эти будут однозначно качественными, ибо, хотя и пишет Крайтон о вещах сложных, о вещах комплексных и серьезных, орудует он языком легкодоступным. И ведь правда, таких книг очень мало. Ибо мало на свете авторов, чей талант в равной степени развит и в плане воображения, и в плане научно-технического повествования. Майкл Крайтон – прирожденный популяризатор науки, и уже поэтому его книги достойны прочтения. Ведь, читая тот или иной жанр, мы умнеем на 50% – читая работы, преодолевающие жанровость, мы становимся умнее на все 100%! Вкрадчиво изучая такого рода вещи мы, сами того не подозревая, переживаем свою собственную маленькую метаморфозу, интеллектуальную микро-революцию, постепенно превращаясь во все более и более разносторонне развитую личность.

О подходе автора к написанию остросюжетных романов я слышал и ранее. Крайтон был талантливым журналистом и одаренным писателем, но в силу своего влечения к наукам, он с первой своей книги (и до последней) умело интегрировал научную фантастику в свою философски подкованную прозу. Именно за это я столь сильно и чистосердечно люблю и уважаю его как автора. Таких, по-настоящему глобально мыслящих и разносторонне образованных, писателей всегда не хватало на литературной ниве. Ибо существуют те, кто пишут о вещах, не согласующихся с наукой и реальностью; есть те, кто, наоборот, способен лишь на такой подход, поэтому-то и читать их становится больно скучно! И, наконец, есть такие, как Майкл Крайтон, – способные совмещать и то, и другое! И совершенно каждая книга, написанная им, каждый фильм, который он помог снять (ибо при жизни он также успел прославиться как режиссер), являются настоящими, высококачественными представителями "смешанного" жанра, где среди угощений "литературного пиршества", коими являются его произведения, мы встречаем и науку, и любовь, и красноречивое искусство, способные заставить ум – умнеть, сердце – петь, а душу – расцветать.

Ведь ни для кого не секрет, что истина всегда где-то рядом. И что любая из истин познается лишь в сравнении и в споре. И мне кажется, книги, которые сфокусированы ни на одном лишь аспекте быта или человеческой жизни, а сразу на нескольких, книги, чья сюжетная линия сосредоточена на познании нескольких областей деятельности параллельно, – именно такие книги способны подвести рядового, неискушенного читателя к рубежу философских истин, увлечься которыми с одной стороны страшно (ибо это сложно), а с другой стороны довольно-таки необходимо, ибо для непрерывного прогресса и совершенствования каждого из нас как индивидуума непозволительным является не расширять свой кругозор. Если считать себя личностью прогрессирующей, но при этом никогда не заглядывать ни за одну из дверей, попадающихся на нашем пути, если не интересоваться ничем, что выходит за рамки нашего профильного образования или основной деятельности, мы не имеем никакого морального права называть себя приспешниками прогрессивного мышления и эволюции. В таком случае мы просто не являемся людьми нынешнего века, людьми современности. И бестселлер про динозавров – книга, изначально подвигнувшая нас к началу обсуждения данной темы – как раз является именно таким ресурсом – ресурсом, который, как и положено любому искусству, способен не только одарить яркими впечатлениями, но и обучить чему-то, о чем до недавнего времени мы и не слышали, но и подтолкнуть к осознанию дуальности бытия: что в нашем мире встречаются вещи не только линейные, но и нелинейные; вещи не только субъективные, но и объективные; что оценивать их можно не только эмпирически, но и помнить об их эфемерных свойствах… и даже если лично ваш характер, воспитание, образование или же просто опыт заставляют вас мыслить в какой-то одной из этих плоскостей, то никогда не поздно что-то пересмотреть и вполне возможно изменить в подходе к пониманию, изучению и восприятию нашего материального (физического) существования.

И пусть это поначалу смущает; пусть на данном этапе не столь нам легко; пусть нас учили быть лишь гуманитариями, лишь технарями, спортсменами или предпринимателями…; пусть все это вызывает смешанные чувства, и мы потихоньку начинаем осознавать двойственность вещей – начинаем оспаривать некоторые из устоявшихся истин, которые еще вчера совсем не будоражили нас и казались однородными и ординарными… – все это и есть тот самый путь познания жизненных истин, на который ссылались титаны мысли и великие философы античности! Без внутренней диалектики – внутреннего спора о том, что правильно, а что есть дело неправильное, – без внутренних конфликтов и сомнений в праведности наших обыденных суждений духовное и интеллектуальное развитие отнюдь невозможно.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 6
© 03.08.2019 Вадим Милевский
Свидетельство о публикации: izba-2019-2605872

Метки: критика, статья, парк, юрского, периода, крайтон, майкл, обзор, ревью,
Рубрика произведения: Проза -> Статья










1