Пластмасса и красное дерево


Пластмасса и красное дерево
Статья литературной критики.
Ненормативная лексика 18+

Добрый вечер, дорогие наши читатели, добрый вечер!
Вот уже две недели как я хочу снять один очень тяжелый камень с души.
Да, камень!
И что?
И вы мне в этом поможете...

Дело в том, что последняя пятница ушедшего года знаменовалась не только морозным, приятным для домашнего чтения вечером, кануном последних в году выходных, но и завершением прочтения очередной книги — ′′Ампирные спальни′′ Брэта Истона Эллиса.

На самом деле, написать то, что я сейчас собираюсь, я задумал еще в тот самый вечер, но по какой-то странной причине (а, может быть, совсем и не странной, ибо эти две недели я был в гостях у двух других по-настоящему великолепных писателей) оттягивал этот момент доселе.

Приобрел я ′′Ампирные спальни′′ совсем недавно, делая привычный интернет-заказ со всегда приятной скидкой в 15% вкупе с 12-ью другими книгами.
Мое внимание привлекла довольно приятная на вид обложка, доселе неизвестный мне автор, а также потенциальная возможность прочитать что-то новенькое и современное, ибо что-то устал я от классики этой, — в конце концов, я же не в тех веках живу!
Ну, подумал я, а если произведение окажется на мой вкус чересчур уж современным, проглочу его и вспоминать не захочу.

Перевод книги был просто прекрасен — это моя любимая (знаменитая черно-оранжевая!) серия — все ее книги, как мне кажется, могут похвастаться мелодичностью, лиричностью и "зефирной" нежностью своих переводов.
Сама книга читается с завидной легкостью парящего в облаках Купидона, а сдержанность форм каждой из сцен (самоконтроль писателя) способна приласкать любой разум. Автор умудряется очень динамично и органично описывать каждую из тошнотворных сцен своего безнравственного произведения, не отклоняясь при этом ни на дюйм от заданного им курса — курса на Острова "Аморальности".
Соблюдены совершенно все стандарты хорошо составленного текста; рука редактора, словно кисть художника-наставника, умело нанесла на тот же холст несколько своих мазков, вдохнув в общую картину "Ампирных спален" душу — душу больную и юродивую, но душу тем не менее!

Эта книга — кофе, которое принес вам официант, не умеющий улыбаться. Он закатывает на ваши просьбы глаза, и от послевкусия этого кофе не получается избавиться в течение целых суток, ибо воду для него, должно быть, черпали из грязной лужи или колодца, в котором плавает дохлая крыса. Собственно, вы получаете то, что заказывали, но ожидали ли вы этот непонятный напиток с его подозрительным серо-буро-коричневым ароматом?

Итак, давайте-ка вспомним школьную математику и разобьем эту книгу на 4 равных части.

1/4:
Затягивает книга примерно с третьей страницы, когда ты понимаешь, что события в ней разворачиваются 20 лет спустя первую (книгу); после того, как Клэй знакомит вас со своими друзьями — героями все той же книги № 1. Этот Клэй — наш протагонист — голливудский продюсер — волк-одиночка, страдающий чем-то, что, издали, напоминает кризис среднего возраста, но кризис этот почти не успевает проявиться в полной своей красе и мере, ибо его бушующее и грозное пламя герой все время заливает алкоголем.
Лос-Анджелес, Голливуд, GLAMOUR, вечеринки, ночные клубы, наркотики, выпивка, развратные девки — устоявшийся и уже покрывшийся паутиной стереотип, классика современной американской литературы, чьи сюжеты разворачиваются в индустрии кино. Я не против! Ибо таков стиль жизни парящих где-то там, в облаках, творческих людей: актеров, фотографов, художников и прочих.

2/4:
Итак, еще раз!
Лос-Анджелес, Голливуд, GLAMOUR, вечеринки, ночные клубы, наркотики, выпивка, развратные девки. Ну что же? Это нормально! Имеет все перечисленное место и право на существование в нашем обществе, — в конце концов, который из нас непорочен? Который из нас, мужчин, — я задаю этот вопрос себе! — в глубине души не желает провести ночь, всего одну ночь, в дурманящем, туманном, забвенном "танце" с грешной плотью этих дорогих красавиц? Который из нас?! Скажите. Хотя уже две четверти в книгу, а тут ни-ни да одно и тоже...

На протяжении первой половины книга сохраняет интригу и, в какой-то степени, каким-то странным образом, все еще умудряется засосать читателя своими скудно-жалкими эпизодами. Гадство начинается где-то здесь, в опиумных эфирах середины произведения.
Клубы, алкоголь, девки — все это, безусловно, можно стерпеть! Ней! В какой-то мере, для меня, для мужчины, это даже интересно, но после нескольких кратких воспоминаний героя о том, как тот или этот парень из бара хотел получить роль в его фильме (при том, что протагонист позиционирует себя как ненасытный гетеросексуал), у читающего начинают появляться сомнения насчет продолжения этого чтива, особенно, когда начинаешь осознавать, что за углом тебя ожидает откровенное ****ство.
И читатель еще никогда не был столь прав!

3/4:
Этот главный герой. Да, Клэй! Нормы адекватного поведения адекватного человека (пусть даже богатого и развращенного) постепенно начинают не соблюдаться, и волны безразличия принимаются медленно, но верно размывать его совесть и стыд, словно они были начерчены пальцем на песчаном берегу.
Земля, на которой еще вчера он стоял столь уверенно и твердо, начинает ревниво уплывать у него из-под ног.
Шлюха, в которую влюбляется наш герой!
А он ей зачем? Ах да, он – продюсер!
И на этом этапе сей литературный сюжетный стандарт начинает казаться нам таким уж изъезженным…

4/4:
Кульминационная четверть книги является, наверное, самой быстротекущей и в тоже время наиболее нездоровой, бледной, тлетворной.
Видите ли, на протяжении всей книги наш герой страдает манией преследования (еще одна сюжетная линия, о которой в начале я решил умолчать). И не зря.
Не смотря на то, что в книги практически отсутствует антагонист (отрицательный герой) — есть что-то, издали, напоминающее тень антагониста — читатель достаточно своевременно и динамично получает ответы на все интересующие его вопросы. Скрупулезно и педантично проработанная развязка, разворачивающаяся на фоне все того же гадства и ****ства, умело расставляет все на свои места. Проблема лишь в том, что на данном этапе произведения читатель уже не жаждет получить ответы на все эти вопросы, он просто-напросто мечтает дочитать и подальше спрятать эту книгу.
Может быть, закопать ее в саду.
Может быть, сжечь!
Хотя, наверное, последнее будет отдавать кощунством, напоминающим "451° по Фаренгейту" Рэя Брэдбери.

Итог?
Позвольте собраться с мыслями и максимально точно, обратившись ко всему своему нескудному словарному запасу, со всей культурой и красноречивостью русского языка, которая развилась у меня, читая хорошие книги, вынести этому произведению свой (сугубо субъективный) вердикт: ТАКОГО ДЕРЬМА Я НЕ ЧИТАЛ УЖЕ ОЧЕНЬ ДАВНО.
Получилось ли у меня четко обозначить свою позицию в отношении этой книги или же нет, судить вам, моряки-книголюбы, собравшиеся сегодня в нашей Каюте Читателя. У меня же напоследок остается к вам одна лишь просьба. О нет! Она не касается критики моего изложенного выше мнения. Я прекрасно понимаю, что кому-то из вас "Ампирные спальни" вполне могли прийтись по душе. Моя просьба звучит следующим образом: "Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, не читайте плохих книг. Если что-то и напечатали, это совсем не означает, что это что-то несет в себе пользу, смысл и представляет собой какую-то культурную ценность..."

Понимаете, разочаровывает совсем не сам по себе бедный и избитый сюжет, не разврат и не многочисленные "до ненужного" грязные половые акты, не оправдание всевозможных грехов и пороков человеческой души — все это-то как раз можно обосновать...
Разочаровывает бессмысленность, которую автор и его издатель пытаются продать читателям в качестве литературы.
Разочаровывает несуразность последних строк произведения и отсутствие адекватных персонажей.
Разочаровывает потребительское отношение ко всему сущему, явно на этих страницах пропагандируемое.

В КОНЦЕ КОНЦОВ, РАЗОЧАРОВЫВАЕТ ДЕШЕВАЯ, СМЕШНАЯ И ЧЕРЕСЧУР ОЧЕВИДНАЯ ПОПЫТКА АВТОРА ПРИСВОИТЬ ПЛАСТМАССЕ СВОЙСТВА КРАСНОГО ДЕРЕВА.

Идея от 26.12.2014





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 11
© 03.08.2019 Вадим Милевский
Свидетельство о публикации: izba-2019-2605849

Метки: книги, books, чтение, список, литература, english books, иностранная литература, зарубежье,
Рубрика произведения: Проза -> Статья










1