camino santyago (ingles) 2015

Камино Инглес.
Три Хоббита и ДиДжей
или
поиски самого себя за три девять земель.
Предисловие.
Это путешествие звало меня, сначала неосознанно, потом всё ощутимее. Сначала я услышал о Пути Сантьяго от одного малознакомого парня на занятиях этно-перкуссией несколько лет назад, не придав этому значения, потом, как у многих в это время, был фильм «Путь», потом просто пару раз попалось где то на просторах Интернета. Затем однажды, прорвавшись в хмельной беседе (к моему удивлению) уже сформировавшейся идеей, ещё за месяцы до принятия окончательного решения, это уже было частью меня, намерением, в последствии выросшим до поступка.
Приятные хлопоты с приобретением рюкзака, спальника, прочих необходимых мелочей прошли непринуждённо, расположившись вкраплениями в рутине месяцев ожидания.
Бегая по субботам кросс, я много раз пробовал продумать, как всё это будет, как я собрался, поехал в аэропорт, потом прилетел, пересадка, дальше, пересадка, дальше, потом ориентирование на местности и попытка добраться в начальную точку. Всё это получалось как то неестественно, но не вызывало волнений или желания отказаться. Просто держало.
Решение собрать документы и получить визу самостоятельно возникло также внезапно и уверенно, как и решение лететь. Билеты были приобретены задолго до вылета. По очередному неосознанному сигналу перед самой подачей визы я решил отказаться от обоснования отсутствия брони гостиницы письмом разъяснением о сути пути и наличии на всей его протяжённости приютов для паломников. Я просто забронировал и после получения аннулировал бронь в одном из отелей города прилёта, это помогло избежать лишних вопросов.
Время медленно подходило к дате вылета, я был готов. Ни тени сомнения. Только иногда мне, внимательному к деталям, педанту, жутко хотелось заранее всё продумать и решить варианты альтернативных действий на все возможные случаи, ни оставив и доли альтруизма в моём пути. Испытывая иногда особо осязаемое желание сделать хоть что то в этом направлении, были подготовлены карты, распечатана вся полезная информация, скачаны актуальные оффлайн карты для спутникового ориентирования с помощью смартфона, даже куплен билет на пригородный поезд! Ну и слава Гугл-картам, естественно!
Начало.
Отправив жену и сына на побережье на Уик-энд, в день вылета я был дома один. Завтрак, рюкзак на плечи, машина, парковка, аэропорт. Я начал путь.
Московский Домодедово встретил меня ночной сыростью, прохладой, даже дождём. Ожидание пересадки скрашивала аудиокнига Улитка на Склоне Стругацких, к слову, дослушанная только в аэропорту Барахас в Мадриде, на обратном пути.
После вылета из Домодедово уже авиалиниями Иберия я почувствовал, что улетел из России и дальнейший этап ожидания в Мадриде и прилёт в ЛаКорунью пролетели как во сне.
Прилетев в ЛаКорунью, я уже чётко знал, как мне нужно пешком пройти через поля и жилые кварталы к маленькой железнодорожной остановке. Виды бухт прекрасного атлантического побережья из иллюминатора, куча лодок, бирюза воды, солнце, всё внушало восторг на подлёте.
Вскинув рюкзак, я уверенно вышел и пошёл по навигатору. Пройдя с километр, я обратил внимание что вдоль асфальтированной дороги, которой вела меня Гугл-Карта, давненько никто не стриг газон. Решив дойти до конца я стал обращать внимание на колючую проволоку по краям, всё более милитаристский характер оборудования этой части аэропорта за оградой вдоль маршрута. В конце был наглухо закрытый колючкой тупик, где в прошлом находился шлагбаум и пропускной пункт. Ничего не поделать, в жопу Гугл-Карты, назад и заново. Мы пойдём другим путём. Я ускорял шаг, всё таки много вопросов можно было бы задать представителю санкционной и в целом не приятной страны, разгуливающему по закрытой территории аэропорта на атлантическом побережье с рюкзаком…
Вот с такой истории начался путь по землям Испании (Галисии).
Войдя в жилые кварталы, я обнаружил, что на улицах крайне мало людей, все магазины, кафе, бары и так далее – закрыты. Либо кризис так долбанул, либо сиеста, думалось мне. Но потом догадался, это просто воскресенье в Испании.
Добрёл до того места, от куда предстояло ехать местной электричкой в начальный пункт. Зашел посмотрел, всё закрыто, все стены двери и окна наглухо зарисованы «граффити», ни единой души, только молодёжь в отдалении сидит на лавке. Попытка спросить на английском дала не однозначный результат, по их лицам я догадался о том что они удивились что кто то здесь будет ждать поезд. Они ушли, я остался один. 2 часа ожидания, ни одного человека ожидающего тот же поезд, ни одного остановившегося за это время поезда, всё это очень стремало и вызывало жуткие сомнения. Автоматом я планировал пути отступления, в итоге к приезду поезда я уже имел целый ряд вариантов.
Погода с солнечной и жаркой за минуты сменилась густыми тучами и сыростью с порывистым ветром.
Поезд, 2 вагона, внутри 3человека, 2 араба (спали) и девушка болтала по телефону. Я искренне удивился когда понял, что она говорила по-русски. Сел рядом. Она болтала с мамой о своём молодом человеке, жизненных трудностях, о личном, не обращая на меня внимания. Когда мы уже приехали и мне нужно было пересесть в другой пригородный электропоезд средней и малой дистанции (так они называются), я, не дождавшись завершения её разговора, тронул её за плечё и сказал что приятно было слушать родную речь так далеко от дома. Она очень удивилась и стала криком рассказывать о только что случившейся встрече своей маме.
Феррол. Я приехал вечером. Хорошая, но старая, гостиница. Прогулка по городу, вечерний концерт классической музыки на площади, пиво, крепкий сон после полутора суток этапов из Краснодара.
День первый. Феррол - Понтедеуме.
Обретение.
За окном шёл дождь. Дождь в дорогу, к удаче, как оказалось, вообще ничего не было случайным на пути, всё имело свой смысл.
Я позавтракал и вышел в девятом часу, быстро дошёл до пристани, отыскал монумент с чеканкой о начале пути, сфоткался, и пошёл по жёлтым стрелкам и очертаниями раковин отшельника на синем фоне. У меня не было паспорта пилигрима. Раз уж взялся за дело, надо делать его верно и правильно, свернул с пути и пошёл в кафедральный собор за Креденциалем (аутентичное название паспорта). По вчерашним словам менеджера гостиницы, он открывался в 10-00, ждать нужно было около часа.
Предстояло идти более 30км, в дождь, хотелось не мокнуть в ожидании и отправиться скорей, но нужно было ждать. В ожидании рождались сомнения. А вдруг не откроют, а вдруг не будет, а что если я жду зря, а может я не смогу объяснить, и так далее.
Вновь рядом со мной никого не было, не было уверенности что я не один.
Ровно в 09-57 на площадке перед собором остановилась машина, вышел человек и, сходив за газетой в соседнюю лавку, пошёл отпирать двери.
Черви сомнений растворялись.
Человек сказал, что он не имеет прямого отношения к Креденциалю но может мне помочь, у него есть ключ. Мы зашли с другой стороны здания, прошли коридорами, я получил Креденциаль, карту города, краткие пояснения. Заплатил пожертвования.
Ветровка, скорее всего, не справилась бы с дождём на протяжении 30км, по этому я задержался чтобы сменить её на дождевик.
Уже собираясь выходить, я увидел, как в то же помещение зашли три молодых человека с рюкзаками, что-то бегло с порога спрашивая у служителя церкви. Это были такие же пилигримы. Им также потребовался Креденциаль для начала пути.
Привет парни, вы идёте в Сантьяго де Компостеллу? – спросил я.
Так мы и познакомились, и в приятной компании прошли дальнейший путь до конечной точки. Их звали Фермин, Феликс и Вильям. Ребята с Мадрида, мои ровесники.
Выпив кофе в ближайшем кафе, у Фермина обнаружилась проблема с герметичностью ветровки, я подарил ему свой запасной пластиковый дождевик пончо, который оказался розового цвета.
Вот так мы выдвинулись, за разговорами, узнавая друг о друге те или иные моменты, общаясь. Я давно не говорил по-английски, было немного не ловко от ощущения ужатого словарного запаса и вариантов речевых оборотов, которые я так люблю.
Бездорожье – сандеро. Рюкзак – мочила. Хорошее пиво – только Эстрелла Галисия (аутентично «эстрелья»).
Идти 30 км по дождю в стареньких беговых кроссовках и синтетических марафонских носках не очень приятно. Шли мы долго, я реально устал.
В дороге родился первый и самый сильный мем за весь путь. Ребята шли в длинных дождевиках поверх рюкзаков. Я шёл с рюкзаком закрытым дождевой накидкой. Фермин шёл в розовом пластиковом пончо. Пробираясь по оранжевой глине по эвкалиптовому лесу Вильям сказал, что мы похожи на хоббитов, Феликс подхватил, добавил что мы идём в Мордор. Далее, я не помню кто, сказал, что мы три хоббита и гандон! Это было очень смешно, т.к. Фермин, добрый и хороший чел, рассмеялся первым. Он и правда издали был похож на чувака в розовом презервативе.
Пришли в Понтедеуме (красивейшее место с широкой речной гаванью) ближе к закату, отыскали первый, первый в моей жизни в том числе, хостел (аутентично – альберге). Развесили всё мокрое и сырое сушиться, переоделись, немного отдохнули, сходили в душ и пошли ужинать.
Нашли в узеньких улочках маленькое кафе, и тогда моё гастрономическое путешествие с тремя гидами гурманами началось. Я влюбился в свежего осьминога (аутентично – пульпо). Это невообразимое нечто.
Попытка удивить меня местным дистиллятом под названием орьюхо провалилась, я попытался объяснить ребятам, что сам иногда готовлю чачу из дедушкиного вина, но пришлось сойтись на том, что просто я Русский и по этому не чувствителен к их крепкому.
Ещё немного прогулялись, выпили пива и спать. Спали как убитые.
День второй. Понтедеуме – Бетанзос.
Благословение.
Утром был традиционный Испанский завтрак. Тосты из свежего пшеничного хлеба заправленные оливковым маслом и свежей томатной пастой (взбитый красный помидор), капучино, апельсиновый фреш.
Вышли не сильно рано. Погода была облачной, но дождя не было. Дорога в этот день была почти всегда в гору. Вчерашний облик (три хоббита и гандон) был кардинально изменён, теперь Фермин шествовал в шортах и красной майке с марафона в Мадриде 2013 года. Но внимания в этой связи к нему было приковано не меньше чем вчера, он достал из рюкзака походное радио и моментально был обречён диджеем. Теперь дорогу осиливали три хоббита и диджей (в моей версии), или три хоббита и диджей «гандон» в версии Вильяма!
Примечательно, что остановились перекусить на полпути, прямо у ступеней входа в какую-то церковь. Пока перекусывали к нам из-за большой двери вышел старый статный церковнослужитель с большими чётками за спиной. Поговорил с ребятами. Когда я услышал в их разговоре знакомое «Руссо» то обратил внимание как взгляд его изменился, застыл на мне и он с вопросительной интонацией сказал «христиано»?.
В Бетанзосе нас ждал вполне сносный хостел, где мы успели постираться.
Городок тоже был интересный, там, вечером мне предстояло попробовать (по версии моих попутчиков) лучшую в Испании тортилью (амлет с картофелем внутри). Парни были в восторге, а я, попробовав немного, отдался полностью гедоническим прелестям моего гастрономического путешествия, окунувшись с головой во вкусовые ощущения прекрасных осьминогов и хамона.
Вечером набрали пива и играли в карты, названия игры не помню, но было прикольно.
День третий. Бетанзос – Брума.
Тигресса.
Я приготовил всем завтрак, использовал весь запас быстрозавариваемой овсяной каши с черникой, чёрный чай. В хостеле были микроволновки и посуда, ещё общаковые яблоки, оливковое масло, сахар. В общем все были довольны.
Дорога стала интересное, больше лесов, погода лучше, солнечнее. Эвкалипты, эвкалипты, эвкалипты.
По дороге встретили кошку, она прошла с нами километров 5. Пацаны назвали её тигрессой (тигрицей, по-нашему). Кошка была 4х цветной, предложенный хамон есть отказалась. Видимо это была не совсем кошка, всё-таки это не просто путь.
Шли долго, перекусили на полпути огромным бутербродом и пивком. Так как хостел в Бруме был один, парни ещё до выхода решили не париться и забронировали 4х местный номер в отеле чуть поодаль от Брумы, на трассе.
Внизу отеля был кафетерий, где мы прилично поужинали (осьминогов не было). В отеле общались с парой мужчин за 50 из Германии, впоследствии попеременно обгоняя друг друга на пути до самого Сантьяго.
День четвёртый. Брума – Сигуэйро.
Спринт.
Погода стала солнечной, но ветреной. Пейзаж был исключительно сельско-аграрным. Я в какой-то момент ускорился и значительную часть этого отрезка прошёл один. Пока шёл, в голове родились строчки.
По Галисии пешком с рюкзаком.
Эвкалиптов стройных меж, воздух свеж.
Вдоль по млечному пути мне идти.
Ожидая среду туч, солнца луч.
Поесть не останавливались, шли быстро. Вышли в населённый пункт после полудня. Перекусили в единственном открытом заведении, пиццерии. Для меня, жертвы санкций против РФ года 2015 от Рождества Христова, огромного любителя сыра, это был маленький праздник. Я сьел лучшую квадро формаджо в своей жизни, запив хорошей сицилийской граппой всё это дело. Взяли комнату на 4 человека в местном хостеле.
Вечерком пошли перекусить в местное кафе, пили местное белое вино и ели (тра-та-та-та!) много вкусных осьминогов, кальмаров, каких то ещё моллюсков…
День пятый. Сигуэйро – Сантьяго де Компостелла.
Компостелла, сингуриньо, девки и трэш.
Идти было уже легко, физически легко, но душевно тяжело. Ведь это был последний день пути. Я даже не помню дороги, если честно. Я помню что было много людей (больше чем в предыдущие дни), помню что мы быстро пришли в Сантьяго, помню его промзону, спальный район, выход через скверы в старый город, помню огромные монументальные храмы, памятники, стены, брусчатку… одним словом живая история. Это невероятно круто.
Когда мы пришли, в центре, на площади, в конечной точке всех путей с Сантьяго, фотографировались кучи людей. Кто то обнимался, кто то плакал, кто то сбрасывал рюкзак и просто валился на тёплые от солнца камни, лёжа на спине с улыбкой до ушей.
Я не чувствовал эйфории, но определённо был счастлив. Только от тех вибраций которыми была пропитана площадь перед собором, можно было потерять голову.
Ребята пошли перекусить и двинулись в свой хостел. Я же забронировал свой финальный хостел ещё задолго до начала пути, по этому пошёл за Компостеллой.
Отстояв очередь человек в 150 я получил индульгенцию католической церкви, в официальном документе которой значился как Тимотеум (так моё имя значится в их толстенном латинском справочнике имён).
Хостел меня поразил. Он был чудесен. Находился прямо напротив собора, в старом городе. Назывался он очень символично «Ласт Стамп», и я не постеснялся поставить в свой креденциаль последнюю печать именно с таким оттиском!
Приняв душ, закрыв сейфовую ячейку, я списался с ребятами и договорился о встрече. Это было далеко и пришлось ехать на такси. Пока ждал скомпилировал из множества коротких отснятых на смартфон видео и фотоснимков короткий (минут на 15) фильм про наше путешествие, саундтрэком поставил Каминанте но хай камино (в оригинале Кантарес), великого Хуан Мануэля Серро.
Мы встретились в домашней кафешке, там были лавочки и пили домашнее вино из пиал. Ели конечно же осьминогов, много осьминогов!
Я показал парням кино, они искренне смеялись, комментировали, в конце разразились аплодисментами. Я чуть не прослезился. Поднимали тосты.
Затем решили ехать в старый город, пробовать сингуриньо (моллюск, гребешок, чья раковина является символом паломников пути Сантьяго, т.к. в средние века гребешок был самым распространённым пропитанием путников).
Попробовать то попробовали, но восторга по этому поводу не было. Осьминог с хамоном были намного круче.
Не помню как, но дальше мы решили не прощаться а зайти выпить по пивку в клуб. Там познакомились с девчёнками местными. Угощали их пивом, даже общались. Я один был женатым из всей нашей банды, поэтому в целом вектор общения был правильный…
Затем один клуб сменился другим, второй третьим, танцы, алкоголь, далее помню смутно всё…
Отбытие.
…проснулся в хостеле с головной болью. Целый, ничего не потерял. Надо было выдвигаться.
Пешком пришёл на остановку автобусов следующих в аэропорт города Сантьяго.
Ребят рядом не было, но я уверенно взял традиционный Испанский завтрак в местном кафе. Сделав правильный вывод из урока Галиссийской пунктуальности, в то время когда остальные ёрзали и пытались уточнить, где останавливается автобус, ходит ли он, когда будет следующий, … просто дождался ровно 11-30 и спокойно сел в нужный бас.
Аэропорт, Сантьяго, Мадрид, Домодедово, Краснодар, такси, парковка, машина, дом.
Полтора суток дороги домой.
Эпилог.
Сейчас прошло уже 2 недели, как я вернулся.
Я точно могу сказать, что изменился. Я понял некоторые вещи, о которых можно догадаться из повествования, но писать их буквально я не могу; ибо уверен, что это обесценит их.
Я был счастлив.
Если бы сейчас вернуться в тот первый дождливый день, в понедельник 10-25, Феррол, кафе. Я знаю, что бы я ответил Феликсу на вопрос о том, какова моя причина оказаться на пути, я бы сказал ему теперь, что мы должны были встретиться и пройти его вместе.
«Cuando el jilguero no puede cantar,
Cuando el poeta es un peregrino,
Cuando de nada nos sirve rezar.
"Caminante, no hay camino,
se hace camino al andar..."
golpe a golpe, verso a verso»
Перевод:
«Когда щегол перестает петь,
Когда поэт странствует,
Когда мольбы уже бесполезны,
«Путник, дороги не существует,
Дорога возникает, когда мы идем…»
Шаг за шагом, строка за строкой…»
Посвящается Фермину, Вильяму и Феликсу.