Уроки актерского мастерства


У Р О К И   А К Т Е Р С К О Г О   М А С Т Е Р С Т В А

Д е й с т в у ю щ и е  л и ц а:

Т о д о р   А л и е с к у – преподаватель университета театра и кино, профессор, 44 года.

М а р и а н н а  А л и е с к у – его жена, домохозяйка, 39 лет

Ю л и я – их дочь, студентка, 19 лет

К о н с т а н т и н – бывший студент г-на Алиеску, актер театра и кино, 26 лет

М и х а й – парень Юлии, разнорабочий, 20 лет

I

Лето. Загородный дом семьи Алиеску. Обстановка простая, без излишеств. Просторная, светлая гостиная. Посреди комнаты большой стол, на нем стоит ваза с цветами. Вокруг стола – несколько кресел, на спинке одного из них лежит газета. На стенах висят картины. В углу видим маленькую тумбочку, на которой стоит телефон.
Входит г-н Алиеску. В эту же минуту раздается телефонный звонок. Он снимает трубку.

Г - н А л и е с к у. Да, слушаю. А, это вы, Георг? Я ждал вашего звонка. Какие новости? Правда? Действительно сможет приехать? Это превосходно! Когда, завтра? Очень хорошо. Скажите, Георг, у него точно не будет никаких проблем с графиком съемок? Может, я его отрываю от репетиций? Я не хочу, чтобы из-за меня… А, понимаю, понимаю. Ну что ж, благодарю вас от всей души! Значит, завтра будем ждать нашего знаменитого гостя. Спасибо. До свидания.

Кладет трубку. Видно, что он в прекрасном расположении духа. Берет газету, садится в кресло и начинает ее читать. Входит г-жа Алиеску. В руках у нее блюдо с фруктами. Она ставит блюдо на стол, косится на мужа, затем садится в кресло напротив него.

Г - ж а А л и е с к у. Что пишут?
Г - н А л и е с к у. (из-за газеты) Пишут, что в нашем доме происходит форменное безобразие.
Г-жа Алиеску (улыбнувшись)Да ну? Прямо так и пишут? А что же это за безобразие, можно узнать?
Г-н Алиеску. Да, прямо так и пишут. Автор статьи возмущен до глубины души. Вот, зачитываю дословно: «А в это время в доме четы Алиеску происходит что-то невообразимое. Вы только представьте себе: в два часа дня у них еще не готов обед! На столе в гостиной только несчастная горстка фруктов. Бедный голодный муж! Куда смотрит жена? Сколько же это безобразие будет продолжаться?» Продолжать?
Г – жа Алиеску. (иронично) Очень смешно, Тодор. Тебе надо было идти в юмористы, а не в театроведы.
Г - н А л и е с к у. (откладывает газету, полушутливо) Ты от ответа не увиливай, Марианна. И что это у тебя за привычка такая? Я просто хочу знать ответ на вопрос: дождусь ли я сегодня обеда, или мне придется забивать оркестр в своем животе этими фруктами?
Г - ж а А л и е с к у. Иногда полезно и разгрузочный день устроить. И вообще, если ты еще не заметил, я только что закончила уборку. Дашь ты мне передохнуть немного? Мог бы, кстати, и помочь.
Г - н А л и е с к у. (со вздохом) Начинается…Ты прекрасно знаешь, что я ничего не смыслю в домашнем хозяйстве. Дом – это стихия женщины. Она должна в нем быть хозяйкой и богиней. Дело мужа – зарабатывать деньги, а не ходить по комнате с тряпкой.
Г - ж а А л и е с к у. (насмешливо) Браво! Ты как всегда неподражаем.
Г - н А л и е с к у. И вообще, я не понимаю, почему Юлия тебе не помогает? Кстати, где это ее опять носит?
Г - ж а А л и е с к у. А как ты думаешь? Опять на свидание убежала со своим Михаем. Делать ей больше нечего, как мне помогать.
Г - н А л и е с к у. Если честно, не нравится мне этот Михай. Вроде и неплохой парень, но все равно не нравится. Неопределившийся он какой-то, нескладный. Да еще и образования ноль. И что она в нем только нашла?
Г - ж а А л и е с к у. Не выдумывай, Тодор. Хороший он парень, добрый. И руки, говорят, у него золотые.
Г - н А л и е с к у. (раздраженно) Что толку в золотых руках, если башка пустая? Нет, не подходит он Юлии. Совсем не подходит.
Г - ж а А л и е с к у. А ты попробуй скажи ей об этом, когда она вернется. Посмотришь, что будет. Давно у нас в доме скандалов не было? Пусть гуляет, с кем хочет.
Г - н А л и е с к у. (помолчав) Так можно и до свадьбы догуляться. А мне такой зять не нужен.

Г-жа Алиеску хочет что-то сказать, но в это мгновение раздается телефонный звонок. Г-н Алиеску встает, подходит к телефону и снимает трубку.

Г - н А л и е с к у. Да, слушаю. Это ты, Константин? Здравствуй, здравствуй. Рад тебя слышать. Спасибо, в порядке. Да. А ты решил все-таки сам позвонить? Ага, понятно. А то я уж думал, что зазвездился ты, парень, теперь только через агента и можно с тобой связаться (смеется) Что? Да, Георг уже позвонил. Ты с ним уже говорил? Ага, ну вот и отлично! В общем, завтра мы тебя ждем, приезжай. Здесь, кстати, недавно поезд пустили новый из Бухареста… Ну, хорошо, смотри сам, как тебе удобно. Во сколько тебя встречать? В девять? Хорошо, значит, в девять на вокзале. Какие там благодарности, брось. Ты же знаешь, я терпеть не могу эти церемонии. Давай, счастливо добраться.

Кладет трубку.

Г - ж а А л и е с к у. Он все-таки сможет приехать?
Г - н А л и е с к у. Да. Но только на три дня. И то с большим скрипом его агент отпускает. У них там сейчас перерыв в съемках, но все равно с него там глаз не спускают, боятся, что кто-то перехватит. Это ради меня, его бывшего профессора, сделали исключение. (После паузы) Константин был моим лучшим студентом за все годы. Редкий талант. Все буквально на лету схватывал – жесты, мимику, походку. Выходил на сцену и играл как бог. Да и красавец, чего скрывать. Девчонки в университете так вокруг него штабелями и укладывались.
Г - ж а А л и е с к у. (улыбаясь) А ты себя в его годы вспомни. Тот еще Дон Жуан был! Вокруг тебя разве не укладывались?
Г - н А л и е с к у. (смеется) Да, было дело. Я был хоть куда. Помню, одна молоденькая актрисочка за мной ходила. Смазливенькая такая была, миниатюрная. Влюбилась в меня, бедняжка, по уши…
Г - ж а А л и е с к у. Тодор, у меня на кухне есть хорошая скалка.
Г - н А л и е с к у. Ох-ох, какие мы ревнивые! Все, молчу, молчу. Не хватало мне еще скалкой по лысине огрести.

В это время слышно, как в прихожей открывается дверь.

Г - н А л и е с к у. О, а вот и наше сокровище вернулось.
Г - ж а А л и е с к у. Нагулялась.
Г - н А л и е с к у. Иди скажи ей, какой у нас завтра гость будет. Она с ума сойдет от радости.

Г-жа Алиеску уходит. Г-н Алиеску некоторое время задумчиво смотрит на блюдо с фруктами, потом вздыхает, машет рукой, берет с блюда яблоко и тоже уходит.

II
Гостиная дома семьи Алиеску. В комнате идеальный порядок. Сразу видно, что хозяева ждут гостей. Стол накрыт белой скатертью. На столе все то же блюдо с фруктами, чайник, чашки, тарелка с пирожными. Из кухни доносится звон посуды – там работой заправляет госпожа Алиеску.
Дверь открывается. Входят г-н Алиеску и Константин.

Г - н А л и е с к у. Вот, милости прошу, так сказать, к нашему шалашу. Проходи, чувствуй себя как дома.
К о н с т а н т и н. (осматривается)Да, хороший у вас шалаш, господин Алиеску. Я бы тоже от такого не отказался.
Г - н А л и е с к у. (хлопает Константина по плечу) Ничего, все у тебя еще будет, парень. И даже лучше. С твоим-то талантом! Разбогатеешь, купишь себе особнячок где-нибудь на Мальдивах (смеется). Марианна! Мы пришли, встречай гостей.

Входит г-жа Алиеску.

Г - н А л и е с к у. Знакомься, Марианна, это Константин, восходящая звезда кинематографа и театра Румынии. Константин, это моя супруга Марианна.

Г-жа Алиеску и Константин пожимают друг другу руки.

Г - ж а А л и е с к у. Очень приятно. Наслышана о ваших талантах, Константин.
К о н с т а н т и н. Рад с вами познакомиться, госпожа Алиеску. Осмелюсь предположить, что рассказ о моих талантах был явно преувеличен господином Алиеску.
Г - н А л и е с к у. Нет, ты только посмотри, Марианна, какой скромник! А впрочем, это даже и к лучшему. Врожденная скромность – лучший антибиотик против звездной болезни. (Марианне) Ну, хозяйка, приглашай к столу!
Г - ж а А л и е с к у. Все уже готово, садитесь. Сейчас горячее только принесу.

Садятся за стол.

Г - н А л и е с к у. Так, а где же наша Юлия?
Г - ж а А л и е с к у. У себя в комнате. Прихорашивается. Скоро выйдет (уходит).
Г - н А л и е с к у. Ясно. Марафет наводит. (Константину) Слушай, ну так расскажи мне, что у вас там за проект новый?
К о н с т а н т и н. Да в общем ничего особого. Что-то вроде мыльной оперы с элементами детектива. Честно говоря, по-моему, чушь полнейшая. Правда, гонорар обещают хороший.
Г - н А л и е с к у. Ну, а роль-то у тебя какая?
К о н с т а н т и н. (смеется) Что-то вроде Ромео, на которого охотятся сразу несколько Джульетт!
Г - н А л и е с к у. (хмыкает) Ха! Да уж. Для выпускника моей школы не самый лучший вариант. Ну ничего, может, и выйдет что-нибудь путное.

В это время открывается дверь, и входит Юлия. Она заметно волнуется, на щеках румянец.

Г - н А л и е с к у. Ага, вот и наша Джульетта!
Ю л и я. (смущенно) Здравствуйте.
К о н с т а н т и н. Здравствуйте.
Г - н А л и е с к у. Вот, Константин, рекомендую тебе мою дочь Юлию. Умница, красавица, вот только по папиным стопам пойти не пожелала. Не хочу, говорит, актерством заниматься, и все тут. Представляешь? Какая из меня, говорит, актриса. А я ей: ну и дуреха, с твоей-то внешностью и с твоими-то способностями!
Ю л и я. (еще больше смутившись)Ой, пап, перестань, не начинай опять. Ну какие у меня способности?
Г - н А л и е с к у. Какие, какие… Актерские, вот какие (Константину). Помню, было ей лет пять или шесть…

Входит г-жа Алиеску с подносом.

Г - н А л и е с к у. Вот Марианна не даст соврать. Я тут рассказываю, Марианна, про тот случай. Помнишь, когда Юлия нам стишок декламировала, когда маленькая была? Ну тот, про зайца, помнишь?
Г - ж а А л и е с к у. (улыбается) Да уж, такое не забудешь.
Г - н А л и е с к у. Я думал, что со стула грохнусь, ей-богу! Хохотал до слез! (Юлии) А ты говоришь, способностей нет. Не выдумывай.
Ю л и я. Да ну, это ж когда было?
К о н с т а н т и н. (Юлии) И что, вам никогда не хотелось попробовать себя? Обычно молодые девушки почти поголовно мечтают стать актрисами. А с вашей очаровательной внешностью вас непременно ждал бы успех, можете мне поверить.
Ю л и я. (покраснев) Нет, знаете, я как-то об этом даже и не задумывалась никогда. Вот папа всегда хотел, чтобы я стала актрисой. Это его идея-фикс. А сама я вообще далека от этого. Я думаю, даже если б я и попробовала, из этого все равно ничего бы не вышло. Только людей бы насмешила.
К о н с т а н т и н. Ну, тут я не могу с вами согласиться, Юлия. Человек никогда не знает, на что он способен, пока не попробует.
Г - н А л и е с к у. Вот это золотые слова!
Ю л и я. (Константину) Кстати, мне папа о вас много рассказывал. Так вас хвалил. И мне всегда было жутко интересно вас увидеть. Я вчера очень обрадовалась, когда узнала, что вы к нам погостить приезжаете.
К о н с т а н т и н. Да, но, к сожалению, только на три дня. Работа у нас такая – времени на отдых почти не остается. Иногда бывает, что и по двенадцать часов в сутки приходится репетировать.
Г - н А л и е с к у. Это да. Вот у меня, помню, случай был. Мы тогда в Тимишоаре «Гамлета» играли…
Г - ж а А л и е с к у. Ну, завел старую пластинку. Про тот случай уже все сто раз слышали.
Г - н А л и е с к у. (нарочито поучительным тоном) А хорошую историю не грех и сто первый раз рассказать. Вот Константин не слышал еще.
К о н с т а н т и н. (улыбаясь) Слышал, вы уже на лекциях рассказывали.
Г - н А л и е с к у. (смеясь) Да? Тогда сдаюсь! Действительно, что-то в последнее время становлюсь настоящим занудой. С чего бы это?
Г - ж аА л и е с к у. (насмешливо) Стареете, господин Алиеску, вот в чем причина.
Г - н А л и е с к у. (после паузы, Константину) Вот, Константин, теперь ты понимаешь, почему я вам, студентам, всегда говорил: не женитесь вообще или хорошенько подумайте перед тем, как жениться. Видишь, какие издевательства приходится терпеть в собственном доме?

Все смеются. Пауза. Юлия робко и с интересом поглядывает на Константина, но как только он смотрит на нее, она тут же в смущении отводит глаза. Это не укрывается от г-на Алиеску.

Г - н А л и е с к у. (Юлии) Послушай, Юлия, почему бы тебе не показать нашему гостю сад? Нечего вам тут с нами, стариками, сидеть. Тем более, сегодня такая замечательная погода. Пойдите, прогуляйтесь.
К о н с т а н т и н. Ну что вы, как я могу возражать против прогулки в компании такой очаровательной девушки!

Константин и Юлия встают из-за стола. Юлия очень взволнована, но старается этого не показывать. Константин ведет себя совершенно невозмутимо. Он галантно берет ее под руку, и они вместе уходят.

Г - ж а А л и е с к у. Ну, как тебе наша красавица? Щеки горят, глаза блестят. Знаешь, я давно ее такой не видела.
Г - н А л и е с к у. Понятное дело. Представь себя на ее месте.
Г - н А л и е с к у. А хоть бы и так. Что в этом такого? Разве они не замечательная пара?
Г - ж а А л и е с к у. У нее, между прочим, парень есть.
Г - н А л и е с к у. Я тебе уже говорил, что я думаю по поводу этого парня. И вообще, какое нам с тобой дело? Сами как-нибудь разберутся. (Пауза) Ладно, пойду вздремну немного. Меня всегда выматывает присутствие гостей, даже таких знаменитых.

Уходит. Г-жа Алиеску остается одна. Некоторое время сидит, о чем-то задумавшись, потом начинает убирать со стола.


III

Сад у дома четы Алиеску. Юлия и Константин прогуливаются под руку.

К о н с т а н т и н. Нет, Юлия, я настаиваю, я просто требую, чтобы вы мне рассказали то стихотворение. Я уверен, что вы его еще помните! Ведь помните?
Ю л и я. (смеется) Ой, да я же говорю, это было бог знает когда! Я маленькая еще была. Что я тогда могла соображать? Ну да, помню. Но рассказывать не буду.
К о н с т а н т и н. Ну что мне сделать, чтобы вас упросить? Ну хотите, на колени перед вами стану?
Ю л и я. Нет, вы что! Еще чего! Я не знаю… Вы, наверное, смеяться будете.
К о н с т а н т и н. Клянусь, не буду! Вот разрази меня гром, если засмеюсь! Сразу тогда можете мне пощечину отвесить, без стеснения. Я разрешаю.
Ю л и я. Точно не будете смеяться?
Ю л и я. Смотрите, вы мне пообещали.

Небольшая пауза. Юлия проходит вперед, останавливается. Константин тоже останавливается и с любопытством смотрит на нее. Юлия морщит лоб, как будто что-то напряженно вспоминает. Потом начинает читать стихотворение, подражая своему голосу в детстве, разбивая по слогам строки. Все это выглядит довольно комично.

Ю л и я. (декламирует)Жил-был се-рень-кий зай-чишка,
Он был ма-лень-кий та-кой…

Константин фыркает. Юлия косится на него. Он знаком показывает, что все в порядке, но видно, что его разбирает смех.

Ю л и я. (возмущенно)Вы же обещали!
К о н с т а н т и н. (еле сдерживаясь) Нет, Юлия, вам показалось. Продолжайте, прошу вас.

Ю л и я. Больше так не делайте!
К о н с т а н т и н. Я сама невозмутимость. Продолжайте.
Ю л и я. Тогда с самого сначала. А то вы меня сбили.
К о н с т а н т и н. Как хотите.

Юлия снова начинает декламировать. Но опять ничего не выходит, потому что Константин заливается хохотом. Глядя на него, Юлия тоже начинает смеяться.

К о н с т а н т и н. (сквозь смех) Простите меня, Юлия, ради бога, простите! Но ваш зайчишка – это выше моих сил!
Ю л и я. (полушутя) Как же вам не стыдно, Константин! Вот и папа тогда смеялся чуть ли не до слез.
К о н с т а н т и н. А если говорить серьезно, то ваш папа абсолютно прав: у вас
действительно есть большие способности. Да, и не вздумайте мне возражать. Поверьте, я в этом хорошо разбираюсь.
Ю л и я. (зардевшись) Вы правда так считаете?
К о н с т а н т и н. Конечно. Ваша мимика, ваши интонации – все выдает в вас настоящую актрису. К тому же…(Пауза)
Ю л и я. (тихо) Что?
К о н с т а н т и н. К тому же, вы такая красавица, Юлия.
Ю л и я. Ой, ну что вы…
К о н с т а н т и н. Да, это так. Вы безумно очаровательная девушка. Когда я только вас увидел, я сразу себе сказал: «Вот какой должна быть шекспировская Джульетта! Да, такой и никакой другой!»
Ю л и я. (немного лукаво) Хм… А разве Джульетта не была брюнеткой?
К о н с т а н т и н. (смеется) О, у вас, оказывается, неплохие познания в английской драматургии!
Ю л и я. (тоже смеется) Вы забываете, Константин, в какой семье я выросла!
К о н с т а н т и н. Ах да, действительно! Да к тому же, у вас и имя подходящее – Юлия. Такое мягкое, нежное, как только что распустившийся цветок фиалки…
Ю л и я. (смутившись) Ой, мне еще такого никто никогда не говорил…
К о н с т а н т и н. Неужели? Такой красивой девушке никогда никто не говорил, как она прелестна?
Ю л и я. Нет, почему же, говорили что-то в этом роде, но с фиалкой мое имя еще не сравнивали. (Немного помолчав) Вообще-то я не очень люблю комплименты. Но… от вас мне очень приятно это слышать. Правда.
К о н с т а н т и н. Да я, признаться, тоже не большой поклонник комплиментов. Нам, актерам, часто льстят и хвалят нас за какие-нибудь мелочи, на которые мы и внимания не обращаем. Вот если честно, я никогда не смотрю фильмы со своим участием. И знаете, почему? Потому что не хочу видеть свои промахи, если они там есть. Конечно, обычному зрителю они и не бросятся в глаза, но я-то все замечу.
Ю л и я. А я, вы знаете, очень часто влюбляюсь в героев фильмов. Не знаю, как это со мной случается, но иногда просто теряю голову! Вы, наверное, скажете, что я дурочка?
К о н с т а н т и н. Ну что вы, Юлия, ничего в этом нет такого. Молодые девушки всегда в кого-нибудь влюбляются. Это вполне нормально.
Ю л и я. Вот вы шутите, а я говорю серьезно. Бывает, смотришь фильм или спектакль какой-нибудь, и нравится какой-нибудь герой. И такое ощущение, что вот он, вот такого человека я бы хотела видеть рядом с собой всю жизнь. И думаю о нем все время, и ничего не могу поделать…
К о н с т а н т и н. Значит, вы не нашли еще в реальной жизни того, с кем хотели бы связать свою судьбу. И пытаетесь разглядеть его в этом герое. Это пройдет, уверяю вас, как только вы встретите свою любовь.
Ю л и я. Да, наверное, все так и есть, как вы говорите.

Некоторые время идут молча.

К о н с т а н т и н. Юлия, вы мне очень нравитесь.
Ю л и я. Правда?
К о н с т а н т и н. Вы не верите мне?
Ю л и я. Я… Я даже не знаю, что сказать…
К о н с т а н т и н. А ничего не нужно говорить. Просто знайте, что есть человек, которому вы безумно нравитесь.
Ю л и я. (взволнованно) Вы… тоже мне нравитесь, Константин. Мне с вами так интересно, так легко… Ой, я что-то лишнее говорю, да? Простите, но я от ваших слов совсем растерялась и, наверное, кажусь вам глупой…
К о н с т а н т и н. Ничуть. Вы просто прелесть, Юлия. Вы замечательная девушка. И хотя мы знаем друг друга совсем немного, я вижу, что есть в вас что-то такое особенное, необъяснимое, очаровательное. И это не пустые слова.
Ю л и я. Спасибо, мне очень приятно, что… что я вам нравлюсь…

Пауза.

К о н с т а н т и н. Кстати, Юлия, а ведь вы мне должны пощечину.
Ю л и я. (еще в своих мыслях, растерянно) Что? О чем вы?
К о н с т а н т и н. Как? Вы что, забыли про наш уговор? Я же засмеялся, и вы должны залепить мне за это пощечину. Иначе меня будет мучить совесть. Так что давайте уж, не стесняйтесь.
Ю л и я. (засмеявшись) Ах, вы про это! Да, надо бы вас проучить. Но я прощаю вас, Константин. Пощечина отменяется.
К о н с т а н т и н. (театрально вскинув руки) Прощен! Прощен! Да еще и такой красавицей! Ну так позвольте же мне поблагодарить мою прекрасную спасительницу! (Наклоняется к Юлии и нежно целует ее в щеку. Потом, как будто опомнившись) Простите меня, Юлия. Это, наверное, было лишним.
Ю л и я. (сильно волнуясь, в большом смущении) Я… я должна идти… простите меня…

В волнении убегает. Константин смотрит ей вслед.


IV

Поздний вечер того же дня. Сад у дома четы Алиеску. Из дома выходит Константин. Он походит к тому месту, где днем они разговаривали с Юлией. Он о чем-то раздумывает. В это время дверь дома открывается, и выходит Юлия. Она очень взволнована и оглядывается по сторонам, как будто кого-то ищет. Замечает Константина и бежит к нему.

К о н с т а н т и н. Юлия, это вы? Вам тоже не спится? Ради бога, простите мне тот поцелуй…
Ю л и я. (подбегает к нему, бросается ему на шею)Тихо, ничего не говори!
К о н с т а н т и н. Что с вами? Подождите, Юлия. Вы вся дрожите!
Ю л и я. Потому что люблю тебя! (Целует его) Люблю!
К о н с т а н т и н. Да что это с вами? Опомнитесь! (Пытается отстранить ее, но скорее для вида).
Ю л и я. (снова бросается ему на шею) Нет, не могу я опомниться. Я люблю тебя! Как только тебя увидела, сразу поняла, что люблю! (Целует его).
К о н с т а н т и н. Бедная моя девочка! Ты просто переволновалась из-за нашего разговора. Ты завтра все забудешь…
Ю л и я. (горячо) Нет! Нет! Не забуду! Как ты не понимаешь? Ты – тот, кого я ждала всю жизнь…
К о н с т а н т и н. Послушай меня, Юлия. Успокойся, прошу тебя. Ты мне тоже очень нравишься. Но мы еще почти не знаем ничего друг о друге, чтобы говорить о любви…
Ю л и я. А сколько тебе нужно времени? Ты через два дня уезжаешь. И мы, может, никогда больше с тобой не увидимся.
К о н с т а н т и н. Дело не в этом, Юлия…
Ю л и я. Тогда скажи прямо. У тебя уже есть кто-то, да?
К о н с т а н т и н. Выслушай меня, моя хорошая. Подожди, дай мне собраться с мыслями… Я никогда еще не встречал такой милой, такой замечательной девушки как ты. И все это время, что прошло с нашего разговора, я думал только о тебе. Со мной раньше никогда такого не было. Ты не похожа на остальных девчонок, которых я встречал в своей жизни…
Ю л и я. Так что же нам мешает быть вместе?
К о н с т а н т и н. Подожди, не перебивай. Я тоже… да, я тоже влюблен в тебя, Юлия. Это правда. (Она пытается его обнять, он мягко отстраняет ее) Но ты себе даже не представляешь, какая у нас жизнь. Работа, работа, все время работа. Нет времени абсолютно ни на что, постоянные гастроли, выступления, репетиции. Разве тебе все это нужно? Пойми, я это все говорю, потому что забочусь о твоем будущем.
Ю л и я. Мне все равно, потому что я люблю тебя. И потом, хуже чем здесь, мне уже не будет. Вот ты говоришь, я себе не представляю, какая у вас жизнь. А ты себе не представляешь, как я устала от всего, как мне все здесь надоело. Каждый день одно и то же. В институте нагружают учителя, дома нагружают родители. Я так больше не могу. У меня есть парень, но я никогда не чувствовала себя рядом с ним так хорошо, как с тобой. Я его брошу. Меня здесь ничего не держит. Я хочу уехать с тобой! (бросается ему на шею).
К о н с т а н т и н. Девочка моя. Моя несчастная девочка… (крепко обнимает и целует ее)
Ю л и я. Как хорошо! Как я счастлива…

Некоторое время стоят обнявшись.

Ю л и я. Мы сбежим сейчас же!
К о н с т а н т и н. Что?
Ю л и я. Да, пока родители спят. Нужно торопиться. Вещи я уже собрала.
К о н с т а н т и н. Ты с ума сошла! Как?
Ю л и я. Очень просто. Мы просто тихо улизнем. И все.
К о н с т а н т и н. Нет, это невозможно. Да и куда мы сбежим среди ночи, ты подумала?
Ю л и я. Я все уже придумала. Ночной поезд до Бухареста уходит через час. Сейчас мы вызовем такси и поедем на станцию. Все, что мне нужно, я уже приготовила.
К о н с т а н т и н. Нет, ты точно сумасшедшая! Как я потом буду смотреть твоим родителям в глаза?
Ю л и я. Не думай об этом. Мы им все потом объясним.
К о н с т а н т и н. И все-таки мы поступаем нехорошо.
Ю л и я. Нет, нехорошо то, что мы с тобой сейчас теряем драгоценное время.

Пауза.

Ю л и я. Сейчас или никогда, милый. Я жду.
К о н с т а н т и н. (после короткого раздумья) А черт с ним. Едем! Едем, Юлия! Пусть думают, что хотят.
Ю л и я. (обнимает его) Я знала, любимый, я знала! А теперь нужно поспешить. Там на углу есть телефон-автомат. Оттуда вызовем такси. Пошли.

Заходят в дом. Через некоторое время выходят, взявшись за руки. У Константина в руках чемодан с вещами Юлии. Стараясь не шуметь, скрываются в темноте.




Утро. Гостиная дома четы Алиеску. Г-н Алиеску сидит за столом и пьет кофе. В руках у него утренняя газета. В гостиную входит г-жа Алиеску.

Г - ж а А л и е с к у. Тодор, их нигде нет.
Г - н А л и е с к у. Во-первых, доброе утро, Марианна. А во-вторых, кого это «их»? Если ты имеешь в виду новости, то ты ошибаешься, считая, что их нет. Вот они все, в этой газете.
Г - ж а А л и е с к у. Перестань корчить из себя идиота, Тодор. Ты прекрасно понимаешь, о ком я говорю!
Г - н А л и е с к у. Нет, ты уж будь добра, объясни.
Г - ж а А л и е с к у. Юлия и Константин. Они исчезли.
Г - н А л и е с к у. Как это так «исчезли»?
Г - ж а А л и е с к у. Вот так. Они сбежали, Тодор.
Г - н А л и е с к у. Подожди, не неси чепухи. Ты весь дом обошла?
Г - ж а А л и е с к у. Да, и в саду была. Нигде никого.
Г - н А л и е с к у. Они просто могли выйти погулять. Не устраивай театра.
Г - ж а А л и е с к у. Ты что, издеваешься? Совсем меня за дуру держишь? Они сбежали, Тодор, сбежали, ты слышишь меня или нет? Наша дочь сбежала с этим актеришкой!
Г - н А л и е с к у. Он не актеришка, а первоклассный профессиональный актер, за которым сейчас охотятся почти все крупные киностудии Румынии, смею тебе заметить. И через год-два у него будет целое состояние.
Г - ж а А л и е с к у. (кричит) Да какое мне вообще до него дело! Наша дочь, ты понимаешь, наша дочь!..
Г - н А л и е с к у. Так, Марианна, сейчас успокойся, выпей воды или я не знаю, что тебе там нужно, чтобы прийти в себя, и послушай внимательно, что я тебе скажу. Не надо истерик только, прошу.
Г - ж а А л и е с к у. (возмущенно) Нет, я просто поражаюсь твоему спокойствию. Ведешь себя так, как будто ничего и не случилось!
Г - н А л и е с к у. Я же попросил, без истерик. А теперь слушай. Юлия будет с ним счастлива. Он тот человек, который ей нужен и который обеспечит ей достойное будущее…
Г - ж а А л и е с к у. Что ты несешь, Тодор?..
Г - н А л и е с к у. (перебивает ее) Да подожди ты, глупая женщина! Объясняю тебе, это для нее лучший вариант из всех возможных. Константин – надежный парень, я могу за него поручиться. Он для нее все сделает, все, что она захочет. Она за ним будет как за каменной стеной.
Г - ж а А л и е с к у. Ты в своем уме? А институт?
Г - н А л и е с к у.(кричит)К чертям собачьим! Сцена – вот ее институт! Нечего ей тут делать! И романы крутить со всякими недоумками вроде этого Михая! (немного успокоившись) Пойми ты, ей нужен настоящий человек, с талантом, при деньгах, с большими возможностями… Что? Что ты на меня так смотришь?
Г - ж а А л и е с к у. Подожди, Тодор… Я, кажется, все поняла.
Г - н А л и е с к у. Что ты поняла?
Г - ж а А л и е с к у. Боже, какая же я была дура! Ты… ты нарочно это все подстроил! Как я сразу-то не догадалась! Все это было спланировано, да?
Г - н А л и е с к у. (хлопает в ладоши)Блестяще, Марианна! Да.Ты нас раскусила.Это был маленький спектакль. И заметь, наши роли с Константином мы сыграли на «отлично».
Г - ж а А л и е с к у. Нет, я не могу в это поверить!..
Г - н А л и е с к у. Тебе придется в это поверить, потому что это действительно был спектакль. У Константина была простая актерская задача – так обворожить Юлию, чтобы она и думать забыла про своего шалопая Михая. Но вместе с тем и не слишком наглеть, чтобы не спугнуть нашу девочку. Я за ним наблюдал все это время. Я слышал их разговор в саду. Он настоящий виртуоз, Марианна. Мои уроки актерского мастерства не прошли даром. Где комплимент ввернуть, где пошутить – это тоже, знаешь ли, надо уметь. Про фиалки – это вообще высший пилотаж. Вот только одного я не предусмотрел – что он сбежит с Юлией. По моему плану, эта любовь должна была вызревать некоторое время. Но, как видно, она созрела слишком уж быстро…Впрочем, это даже к лучшему.
Г - ж а А л и е с к у. Я не верю своим ушам, Тодор. Как ты мог так поступить?
Г - н А л и е с к у. Я сделал это для счастья нашей дочери, Марианна. Насчет искренности его чувств можешь не сомневаться: он влюбился в нее по-настоящему, это он мне сам потом сказал, после представления в саду.
Г - ж а А л и е с к у. Ты подлец!
Г - н А л и е с к у. (распаляясь) А ты хотела, чтобы она всю жизнь провела с каким-нибудь недотепой? Чтобы стала такой же серой мышкой, как и ты? Что ты вообще для нее сделала? Это я, я всегда думал о ее будущем, а не ты. Я мечтал, чтобы она стала актрисой, какой еще свет не видывал, чтобы перед ней расстилались красные дорожки, чтобы ее забрасывали цветами! Но я не только об этом мечтал, я еще и делал для этого все, что мог! А что сделала для нее ты, Марианна? Кухня, рынок, телевизор – вот и весь круг твоих интересов. Неужели ты не видела, как ей скучно здесь было с нами, как она мучилась?
Г - ж а А л и е с к у. Вот только не надо все валить на меня, Тодор. Что я делала? Я делала все, что в моих силах! Я заботилась о ней как могла. А теперь… (начинает всхлипывать).
Г - н А л и е с к у. А теперь с ней рядом будет любимый мужчина, который позаботится о ней лучше нас с тобой. И, пожалуйста, хватит плакать. Ты же знаешь, я этого не люблю.
Г - ж а А л и е с к у. Видеть тебя больше не могу (Встает и уходит).
Г - н А л и е с к у. Вот это благодарность мне за все мои труды. Ну что же, мне не привыкать. (Смотрит в открытое окно) А это еще кто идет? Никак Михай?

К дому подходит Михай. В руках у него букет цветов.

М и х а й. Здравствуйте, господин Алиеску! А Юлия дома?
Г - н А л и е с к у. Дружище, зайди-ка к нам на минуту, мне с тобой нужно серьезно поговорить. (Тихо, в сторону) Ну что, Тодор Алиеску, ваш выход. Прошу на сцену. (Встает и решительно направляется к двери).


З А Н А В Е С











Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 48
© 20.07.2019 Граф Рошфор
Свидетельство о публикации: izba-2019-2597032

Рубрика произведения: Проза -> Пьеса













1