О рассказе Н. Лескова "Тупейный художник"


О рассказе Н. Лескова "Тупейный художник"

Тупейный художник


В доме, где я живу в Москве на Таганке, у меня есть сосед, с которым мы дружим давно. Зовут его Олег Горелик. Человек он интеллигентный, интересный собеседник, талантливый музыкант. Его отец был известным в Москве скрипачом. Сам же Олег окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано. Виртуозно играет на этом инструменте любую музыку. Особенно любит экспромты.
В своё время Олег заинтересовался моим творчеством и прочитал все прозаические произведения, которые на тот момент были написаны. В один из вечеров он достал из бюро объёмистую папку и протянул её мне.
- Что это? - удивилась я.
- Это - подлинный дневник моего предка, графа Каменского Сергея Михайловича.
- Уж не того ли Каменского, которого описал в своём известном рассказе "Тупейный художник" Николай Лесков? - спросила я. - Оказывается, в тебе течёт графская кровь?
- Течёт. Ты прочти внимательно. Может, этот дневник сподвигнет тебя к написанию нового романа?
В свободное время я занялась графским дневником. Листки были разрозненными, надписи полустёртыми, язык непонятный, да ещё с буквой Ъ. Работала с лупой, потому что в некоторых местах что-либо разобрать было почти невозможно.
То, что я прочитала о графе - изувере, не поддаётся никакому описанию. Чем дальше я читала, тем страшней мне становилось. Волосы на голове вставали дыбом от того, что было написано в дневнике.
Уже спустя много лет, когда мы с супругом спорили о крепостном праве в России, он с пеной у рта доказывал, что это явление не так страшно, как его преподносят современным обывателям, что крепостным жилось очень хорошо! И тогда я привела ему пример: дневник графа Каменского! Его я прочитала от корки до корки. По словам моего мужа, этот инквизитор был "белым и пушистым"? Значит, всё, что было написано в его дневнике - это ложь? А как же рассказ Н. Лескова про тупейного художника? Получается, что знаменитый русский писатель тоже всё писал "от балды"? Да нет, всё, что написано в дневнике - было чистейшей правдой!
От отца Сергей Михайлович Каменский унаследовал необузданный нрав, жестокость, нравственную распущенность. Он был ярым крепостником и любителем домашних крепостных театров.
То, что Николай Лесков описывал в своём рассказе " Тупейный художник", мне всегда казалось фантазией писателя. Оказалось, что Лесков написал чистую правду. Под гримёрными, в которых готовили крепостных артистов к спектаклям, в орловском поместье графа Каменского С.М. была оборудована настоящая камера пыток с дыбой, "струной" и прочими жуткими причиндалами, которые служили для усмирения плоти непокорных холопов. Короче говоря, Испанская Инквизиция просто отдыхала.
Особую любовь Сергей Михайлович испытывал к театру. Вся его труппа состояла из крепостных. Билеты в театр граф продавал сам, сидя в кассе. В антрактах публику угощали пастилой, мочёными яблоками и мёдом. Граф зорко следил за игрой артистов и скрупулёзно записывал на бумагу все замеченные ошибки.
После спектакля незадачливого актёра отправляли в комнату, которая находилась под гримёрными, откуда раздавались потом душераздирающие крики и леденящие душу стоны. Всё это слышали зрители. Мало того, он, будучи уже не молодым, любил лишать невинности юных крепостных. Существовал целый ритуал: понравившуюся барину девушку-актёрку обряжали в наряд Святой Цецилии и вели к нему в спальню.
На основе всех этих неоспоримых исторических фактов у меня родилась повесть, которую я назвала " ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД" .
В подтверждении моих слов хочу предложить уважаемым коллегам прочитать рассказ Н. Лескова "Тупейный Художник", в котором изувер - Каменский С.М. выступает под своей настоящей фамилией, а так же рассказ А. Герцена "Сорока - воровка", где у него другая фамилия - Скалинский.
Пересказывать сюжет рассказа Николая Семёновича Лескова "Тупейный художник" я не буду - он небольшой по объёму. И так много написала о крепостном праве, ярой противницей которого являюсь, и в частности об изувере - крепостнике, графе Каменском.
Скажу в двух словах: это драма о двух влюблённых, которым не суждено было любить друг друга. И юноша, и девушка были крепостными графа Каменского. Их побег в вольные земли потерпел фиаско. Юношу после жестоких пыток граф сослал в действующую армию, а девушка попала в графскую постель.
Рабство - позор любой нации! Господь не делил людей на господ и рабов. Поэтому очень уважаю русского императора Александра II, который это постыдное явление отменил.






Рейтинг работы: 14
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 33
© 13.07.2019 Долорес
Свидетельство о публикации: izba-2019-2593054

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


Зинаида Торопчина       26.07.2019   07:18:07
Отзыв:   положительный
Галочка, а ведь совсем недавно в очередную бессонную ночь я перечитала
"Тупейного художника". И теперь особенно ярко воспринимается всё
описанное. Ну, надо же, есть ещё, хранятся у современных людей
свидетельства прошлого! И подтверждение того, что писатель не просто
выдумывает, а в небольшом рассказе сумел воплотить черты прошлой
жизни... Как хорошо, что я прочитала твоё эссе! Спасибо тебе!
Мы привыкли, что в наше время артисты - законодатели моды, что они
порой ведут себя вызывающе, воспринимаются как элита общества... А
какой путь пришлось пройти представителям искусства!..
С теплом.
Долорес       30.07.2019   21:14:49

Милая Зиночка!
Очень люблю читать Лескова, хотя, честно признаюсь, язык у него довольно сложный.
Да, ты права, сколько пришлось унижения и боли перетерпеть очень талантливым людям -
крепостным актёрам. Плётка и кнут - вот были их подарками и аплодисментами. А сейчас
я многих бы современных шлюшек от кино отодрала бы на конюшне за бездарность
и распущенность.
Очень рада, что ты тоже читаешь Н. С. Лескова. Это наше духовное богатство.
Доброго тебе вечерочка и спокойной ночки!










1