Человек-Манфред


Человек-Манфред
Когда меня спрашивают, кто мой любимый литературный герой, я последние лет 15 однозначно отвечаю: Манфред. А для кого-то уточняю: мне он как духовный брат.

Манфред - герой одноимённой поэмы Байрона. О достоинствах самого произведения говорить необходимости нет, Байрон есть Байрон, а вот герой произведения поражает!
Поэма - текст объёмом около пятидесяти книжных страниц, и содержание её вкратце таково.
Глубоко в горах, в Швейцарских Альпах уединенно живет в своем замке мрачный, полностью погруженный в себя граф-чернокнижник Манфред. Он жутко скорбит об утрате свой любимой, Астарте, тоже "оккультистке", к гибели которой как-то причастен он сам, только не сказано, как. Действие поэмы начинается с того, что Манфред призывает духов, над которыми имеет власть, и просит их дать ему забвение. Духи забвения дать ему оказываются не в силах и предлагают взамен власть над миром, славу, бессмертие, что угодно. Манфред от всех предложений их отказывается и духов прогоняет. Затем, на следующий, кажется, день, он сам проникает в чертог верховного духа Аримана и просить явить ему призрак Астарты. Ариман его просьбу выполняет, является призрак Астарты. Призрак сообщает о том, что он, Манфред, до утра покинет землю. Граф возвращается в свой замок и застает там соседа аббата. Аббат высказывает ему свою обеспокоенность увлечением графа "черными науками". Предлагает ему покаяться и войти в лоно Божьей церкви. Манфред наотрез отказывается. И тут вдруг являются злые духи и зовут Манфреда следовать за ними. Манфред их яростно прогоняет. К нему кидается аббат и, видя, что смертный час Манфреда совсем близок, опять просит его перед смертью покаяться. Манфред снова решительно аббату отказывает и умирает.

Вот такой сюжет. Если очень-очень коротко и только суть.
Что сказать? Бесспорно, самый главный момент в этой истории - предсмертный поступок Манфреда. Его предсмертный выбор. Лично я такой поступок могу оценить только как геройство. Манфред, по моему убеждению, самый настоящий Герой. Герой и Личность. Поступить в свой предсмертный час так, как он, мог только Герой. Другого слова для его поступка я не нахожу.
Ведь человек сколько угодно может хорохориться и геройствовать в земной своей жизни, но уходить в мир иной в полном одиночестве и в одиночестве же там пребывать целую вечность ему всегда страшно. Ему всегда хочется иметь какую-то "моральную поддержку": и во время ухода "туда"... а уж "там" - там он вообще ожидает радостно встречающих его лучезарных ангелов и гурий рая. Каких только красот не навыдумывал себе человек о загробной жизни! В каждой религии есть увесистый набор таких красот. Даже уходящий в Нирвану (а Нирвана это лишь другое название небытия, полное прекращение жизни) буддийский архат, и тот имеет "моральную подпорку": у него есть по крайней мере убеждение, что "Нирвана - это хорошо". И он это убеждение всю жизнь духовной практикой укреплял. У Манфреда же всего этого не было. Он отрекся от чего только можно: и от сил темных (пришедший за ним дух), и сил светлых (аббат) и стоял на временной грани жизни и смерти в абсолютной пустоте и полном одиночестве. Он совершил шаг из пустоты в пустоту, из одиночества в одиночество. А это, как хотите, есть героизм. И в высшей степени героизм. Так как героизм, по определению, есть преодоление чувства самосохранения. А тут - уж какое самосохранение: никаких шансов, полная аннигиляция всего того, что лежит вне тебя. Ты остаешься один на один с Вечностью. Видно, надо попробовать хоть раз умереть, чтобы понять, какая это жуть. Лично мне Манфред предельно понятен, хоть я и не умирал, понятен и близок. Я его воспринимаю как своего брата, с которым мы лишь в силу каких-то тайных вселенских причин обитаем в разных измерениях: я реальный живой человек, а он литературный герой.
Безусловно, Манфред - это идея крайнего индивидуализма. Утверждение истины о том, что в абсолютном смысле человек во Вселенной один. Что он, человек, из неведомых измерений бытия в единственном числе приходит и в неведомые измерения бытия в единственном числе уходит.
Порой, когда я смотрю на весь этот балаган вокруг церквей, "храмов", "религий", "спасений", толстых тёток с куличами на Пасху и дурные очереди девятнадцатого января за "святой водой", а еще хуже, интерес к "эгрегорам", "защитам" (мутный оккультизм), мне как противовес этой мелкой суете представляется... Мне представляется хрустальный, прозрачный, где-то там наверху простор. Чистое пространство Вечности. И в нем я ВИЖУ неслышные шаги Манфреда.
"Вон идет мой брат" - говорю я себе тогда.





Рейтинг работы: 14
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 7
Количество просмотров: 43
© 17.06.2019 Тимур Тамирхан
Свидетельство о публикации: izba-2019-2577052

Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Левыкин       19.06.2019   10:39:51
Отзыв:   положительный
Тимур, вы упоминаете "о ритуалах безобразия" именно только Православие. А почему не помянуть более молодую религию -
мусульманство? В нем жестокость и непримиримость к другим религиям просто агрессивна. В Православии главный завет
христианства "Если тебя ударили по правой щеке, то подставь левую" возведен в высший ранг прощения несправедливого
обидчика. Есть ли подобное в мусульманстве? А праздники они и есть праздники, чтобы имяреку-человеку напиться и забыться. К сожалению! Байрон когда-то говорил: "Что касается демократии - это худшее из всех, ибо что такое (фактически) демократия? Аристократия головорезов..." Но великий английский поэт лорд Байрон никогда не смог сказать, как сказал русский-шотландец Лермонтов: "И звезда с звездою говорит". Вот где необъятный космос! И мы в нем - мелкие твари. Если не лень, то взгляните мою давнюю, но небольшую по объему поэму "Магдалина". Храни нас Господь! В этом восклицании тень Байрона я думаю меня бы поддержала. Поэт Вячеслав Левыкин.
Тимур Тамирхан       19.06.2019   12:29:40

=Тимур, вы упоминаете "о ритуалах безобразия" именно только Православие. А почему не помянуть более молодую религию -
мусульманство? В нем жестокость и непримиримость к другим религиям просто агрессивна=

Почему? Во-первых, христианство это, так сказать, титульная религия в России, а я сам россиянин и пишу для россиян. Во-вторых, в нашем городе много церквей расположено в центре города и некоторые из них стоят на центральных улицах. Поэтому я, проезжая и на Пасху, и на Рождество, всё описанное вижу. Только я не называл это "безобразием".

=В нем жестокость и непримиримость к другим религиям просто агрессивна=

А это ВООБЩЕ О ЧЁМ?! Какое имеет отношение к моему тексту - там что, о непримиримости религий что-то сказано? Странно. )))

А всё, что пишите ниже - совсем выглядит несуразицей применительно к контексту. Байрон, демократия... Или Вам просто пообщаться охота? ))
Левыкин       19.06.2019   16:34:10

Тимур, о поэме Байрона "Манфред" написали вы, а не я. Его высказывание о демократии я привел в пример, чтобы подчерк-
нуть, что монархист лорд Байрон, который сражался за свободу Греции, к сегодняшней демократии в США ли или в России, или
в странах ЕС всегда бы имел пренебрежительное отношение. В этом я с ним буду солидарен, так как сам по природе - консти-
туционный монархист. И считаю, что лучшего для России быть не может. Путин не молод уже, рано или поздно уйдет в отставку
добровольно. Хорошо бы избрать "на царство" лет на триста и более новый род Романовых. Поговорить мне всегда есть с кем!
Хотя бы с самим собой. Я - поэт, а не делец. С уважением. Вячеслав Левыкин.
Тимур Тамирхан       19.06.2019   21:15:58

Тогда подождите, когда я напишу о конституционной монархии. Тогда и поговорим. ))))
Левыкин       20.06.2019   08:48:03

Принято. Только сообщите мне отдельно на стихи.ру или сюда на избу-читальню.ру. Конституционная монархия для России
столь важна, что я на время забуду даже о более важном, то есть о стихах. Всех благ. Поэт Вячеслав Левыкин.
Виктор Астраханцев       18.06.2019   01:14:10
Отзыв:   положительный
Интересный пост.
При бессоннице есть время его прокомментировать.

Ваше: = Так как героизм, по определению, есть преодоление чувства самосохранения… =
При таком определении героями надо признавать алкоголиков, наркоманов, душевнобольных, самоубийц и всех, кто расстается с жизнью, потеряв или не найдя её смысл.
Героизм проявляется в утверждении или защите высших духовных или моральных ценностей, которым человек приносит в жертву самое дорогое, чем он обладает, вплоть до собственной жизни. Суть героизма в отрицание себя ради высшего. Он возникает и осуществляется в сфере духа, а не биологической жизни.

Ваше: =Видно, надо попробовать хоть раз умереть, чтобы понять, какая это жуть»
Ну почему же только один раз? Зачем себя ограничивать? Говорят, что трУсы умирают каждый раз при острой ситуации. И для них жизнь становится жутью.

= Он совершил шаг из пустоты в пустоту…=
Вот это гуманно, - по крайней мере, в пустоте ноги не зашибешь. Но почему такой словесный лаконизм, почему не развернуться? например: он нисходит из пустеющей пустоты в опустыненную пустошь по пустому с пустотою о пустом! Вот когда заиграет одиночество в одиночестве!

Манфред – умозрительный образ гордыни, изложенный велеречивыми монологами. Его можно трактовать по разному и по-своему – заполнять пустотой пустоты, зачислять себя в герои или в агасферы, многожды раз умирать и воскресать, встречаться с Вечностью, может быть, выпить с нею на брудершафт ( на зависть Маяковскому с его солнечным чаепитием). А главное - ни с кем не соглашаться, всех презирать и парить над ними в неоглядной хрустальной дали.
В народе о таких говорят по простому – ни Богу свечка, ни черту кочерга».
Но если нравится – то кто же против?
Только, если следовать логике главного героя, совершившего « шаг из пустоты в пустоту, из одиночества в одиночество» заметит ли он вообще своего новоявленного собрата ? А главное, признает ли он его без обязательных в наше время процедур – опроса свидетелей, детектора лжи, и анализа ДНК?
В наше время побрататься с звездой не просто!
Даже, если уж очень хочется.
Но все же «Дорогу осилит идущий»
Успеха!
Тимур Тамирхан       18.06.2019   21:20:49

За первую строку спасибо.
А в остальном - чего только не понапишешь от бессонницы. ))











1