Армянский вопрос (глава 3)


АРМЯНСКИЙ ВОПРОС
Из книги «Армянский вопрос и международно-правовая
ответственность». Глава 3
С появлением турк-селджуков в XII веке на территории Армянского нагорья начался процесс изгнания армян из своих исторических земель. С XVIII века в годы правления турецкой империи султана Абдул-Гамида и партии Иттихад этот процесс усилился. В 1860-1912 гг. армянское население в Западной Армении сократилось более чем на 1 млн. человек, около 150 тыс. армян было насильно обращено в ислам. В результате этой политики мусульманское население Западной Армении, за относительно короткий срок, возросло в несколько раз, а армянское население значительно сократилось. /39,97/.
Изгнание армян со своих исторических территорий происходило также в Восточной Армении и в Киликии. По сведениям «Кавказского календаря», на 1891 год в Баку армяне составляли 1/3 часть населения. На рубеже XIX-XX веков «в руках армян была сосредоточена большая часть торговли и многие нефтяные промыслы» /11/.
В ХХ веке в Нахичеванской области армянское население сократилось с 34,4% в 1897 году до 11% в 1924 году и 0% в 1990 году. В Гяндже число армян сократилось с 41% в 1897 году до 0% в 1988 году /11/. Если в 1915 году армяне составляли 45% населения Киликии, то уже в середине ХХ века данные турецких переписей населения не упоминают в Киликии ни одного армянина /50,51,181/.
Армянское население исчезло не только на тех территориях Исторической Армении, которые отошли в состав Турции и Азербайджана, но и в тех областях, которые оказались в составе Ирана. Так, если в городе Маку еще в XV веке практически всё население было армянским, то сегодня в этом городе армян практически нет. Армянское население практически исчезло с 9/10 территории всего Армянского нагорья.

3.1. АРМЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Перепись населения 1844 года военным министром Рыза-пашой показала, что азиатской части Турции в то время проживало около двух миллионов армян. В 1867 году для всемирной выставки в Париже по указанию правительства Турции была издана книга о Турции в которой указана, что в Малой Азии проживают 2 миллиона армян и еще 400 тысяч живут в европейской части Турции.

Таблица. Армянские населенные пункты, церквы и школы

Администра-
Тивная единица Населенные пункты Армяне Церкви/
манастыри Школы Константинополь 49 163670 53 64 (25000) Фракия 9 30316 14 15 (2438) Санджак Измит 42 61675 51 1 53 (7480) Вилоет Бурса /Худавендигар 58 118992 54 50 (6699) Вилоет Айдын/Смирна 16 21145 26 1 27 (2935) Вилоет Конья 15 20768 14 1 26 (4585) Вилоет Трапизон/Трабзон 118 73395 106 31 90 (92254) Вилоет Ангора 88 135869 105 11 126 (21298) Вилоет Сивас 241 204472 198 21 204 (20599) Вилоет Адана 70 119414 44 5 63 (5834) Вилоет Алеппо 117 189565 93 16 113 (8451) Вилоет Харпут/ Мамурет ул-Азтз 279 124289 242 65 20415632 Вилоет Диарбекир 249 106867 148 10 122 (9660) Вилоет Эрзурум 425 202391 406 76 322 (21348) Вилоет 681 218404 510 161 207 (9309) Вилоет Ван 450 110897 457 80 192 Всего 2925 1914620 2538 451 1996 (173022)
По календарю Хиджра 1878 года количество армян в то времяв во всей территории Османской империи, составило 3 миллиона: 400 тысяч в Европейской Турции, 600 тысяч в западной Малой Азии, 670 тысяч в вилаетах Севис, Трапизон, Кайсери и южный Диарбекир, 1 миллион 330 тысяч на Армянской нагорье (в вилаетах Эрзрум и Ван) /50, с. 298/.
При изучении состава населении Турции обнаруживаются большие расхаждения. Это происходит из-за того что в конце IXX века административная организация армянских провинций подверглась значительному изменению. Для того чтобы показать, что армяне составляют меншинство в Турции осмнские власти систематически фальсифицировали итоги проводимых ими переписи населения.
Перепись, правадимой армянской патрархией отражвют административную организацию империи в том виде, в котором она существовала накануне Первой мировой войны /50, с. 304/.

3.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
АРМЯНСКОГО ВОПРОСА

Армянский вопрос включает такие аспекты, как:
- защита от целенаправленной политики истребления и искоренения армян путем массовых погромов и депортаций в конце XIX – начале XX веков со стороны Османской империи;
- армянская освободительная борьба, освобождение Армении от иностранных интервентов;
- международное признание Геноцида армян;
- восстановление суверенного армянского государства на своей исторической территории.
Османская империя всегда вела политику изгнания армян и других христианских коренных народов с их родных земель. Это привело к резкому уменьшению армянского населения в Западной Армении: в XVII веке в Западной Армении армяне составляли 98%, в 1912 году – примерно 40%. Сейчас в Турции проживает около 50 тыс. армян /75. с. 44/.
В конце XIX века, послеКавказской войны(1817-1864) и Русско-турецкой войны (1877-1878) увеличивается количество мусульманских беженцев с Кавказамухаджиров (переселенцев). В эти годы происходит массовое и целенаправленное переселение мусульман в мусульманскую страну из немусульманских, где они являются меньшинством или чаще всего им становятся в результате военных действий.
В 1860-1912 годах (примерно в течение 50 лет) на территории Западной Армении было поселено 850 тыс. мусульман, а 150 тыс. армян насильно обращено в ислам. Армянское население в Западной Армении сократилось более чем на 1 млн человек /12/.
В процентном отношении:
- мусульманское население возросло с 4% до 45%;
- армянское население сократилось с 87% до 40%.
В конце XIX века в Турции усугубляются также нерешенные социальные проблемы. Все это настраивает беженцев против местных христиан. Увеличивается враждебность, особенно к армянам. Несмотря на то что 70% армянского населения составляли бедные крестьяне, среди мусульман был распространен стереотип успешного армянина с большим коммерческим талантом.
В статье «Кто преступник?», опубликованной в газете «Марсель», один из авторов, касаясь произвола и пыток в Стамбуле, задает вопрос: «Неужели преступление – читать историю своей нации, иметь у себя стихотворение о своих предках? Неужели преступление – открывать школы и обучать грамоте невежественный народ, изучать жизнь родного народа, готовить статистические данные об армянах, проживающих в различных провинциях, ездить за границу по личным делам или на учебу, неужели преступление – выражать протест, если изнасиловали твою сестру жену или дочь?» /54, с. 28 /.
В конце XIX – начале XX века армянское население Западной Армении подвергается жестокому физическому насилию. Вся Турецкая Армения превратилась в необъятную бойню, откуда народ в ужасе бежит в Персию и Закавказье /21/.
На всем протяжении от Мраморного моря до границы с Ираном христианство уничтожалось город за городом, «многие села были преданы огню, церкви превращены в мечети, женщины изнасилованы, мальчики и девочки вывезены и проданы в рабство» /119/.
Одной из самых кровопролитных была резня 1894-1896 годов. По подсчетам германского миссионера Иоганеса Лепсиуса, пострадало 500 тыс. невинных людей, из них убито 100 тыс., остальные разорены. Жители 456 армянских деревень были обращены в ислам, 700 церквей осквернены и 500 из них переделаны в мечети. Число убитых армян в ходе событий 1894-1896 гг. – 300 тыс. человек /105/.
В ХIХ в. заметно усиливается освободительное движение в Западной Армении. Это приводит к разработке новых планов систематического уничтожения армянского населения Турции.

3.3. ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ АРМЯНСКОГО
НАСЕЛЕНИЯ

Все больше и больше углубляется проблема защиты армянского населения – Армянский вопрос.
В Западной Армении в разных местах создаются армянские общества и партии для защиты людей от насилия и грабежей (партия Гнчак, партия Дашнакцутюн и др.). Одновременно в армянских общинах распространяются идеи демократии и свободы, принесенные армянскими студентами из университетов Москвы, Петербурга, Парижа, Венеции, Берлина, Лейпцига, Женевы, Цюриха. Возникают различные армянские политические партии, которые ставят перед собой задачу защиты национального дела. В таких условиях Армянский вопрос становится составной частью Восточного вопроса, занимает определенное место в международных отношениях, политике великих держав за сферы влияния в Османской империи. После Русско-турецкой войны 1877-78 годов, когда начались переговорные процессы между великими державами, термин «Армянский вопрос» входит в обиход в дипломатии и исторической литературе.
К середине ХIХ столетия Османская империя стала объектом сильной конкурентной борьбы между лидирующими державами Европы. Руководствуясь собственными интересами, великие державы не только не улучшали, но, напротив, ухудшали положение национальных меньшинств Османской империи. Армянский вопрос они использовали лишь как инструмент давления на Турцию. В христианском населении, которое стремилось к освобождению из-под многовекового турецкого господства, султанское правительство усматривало угрозу для будущего своей полиэтнической и поликонфессиональной империи.

ПЕРЕГОВОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОСЛЕ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ
ВОЙНЫ 1877–1878 ГОДОВ

Результаты Русско-турецкой войны, успешное национально-освободительное движение балканских народов воодушевили армян на борьбу за свое национальное освобождение, объединение двух частей Армении под протекторатом России.

Сан-Стефанский договор
Впервые Армянский вопрос получил свое отображение в Сан-Стефанском договоре.В городе Сан-Стефано (близ Константинополя) в марте 1878 года был подписан мирный договор. По договору Россия выступала как официальный покровитель армянского народа. В 16-й статье договора рассматривается проблема безопасности армянского населения Османской империи и поднимается вопрос о проведении административных реформ в Западной Армении. Согласно ст. 19 договора, к России отходили Карс, Ардаган, Баязет, Батуми, Олти, Ардануш, Ардвин, Алашкерт, Кахзван, Хумар. Присоединение довольно значительной части Западной Армении к России предоставляло армянам возможности национальной консолидации, экономического и культурного развития. Однако русская дипломатия не собиралась бороться за суверенитет Западной Армении, как это имело место в случае с балканскими народами.Сан-Стефанскийдоговор 1878 года между Российской и Османской империями имел огромное значение для освобождения балканских народов от османского ига. Турция обязывалась провести реформы в Армении и сделать территориальные уступки. Европейские державы не хотели согласиться с этими условиями.
Договор был подписан в условиях напряженной международной обстановки. Россия оказалась перед лицом сильной англо-австрийской коалиции. Опасаясь усиления российского влияния, Британия и Австро-Венгрия сделали все возможное, чтобы сорвать осуществление Сан-Стефанского договора. Их цель – не позволить России сполна воспользоваться плодами своей победы в войне. Они не хотели, чтобы Россия получила выход к Средиземному морю через своего сателлита Болгарию.
Россия вынуждена была подписать 30 мая 1878 года секретное соглашение с британским правительством, по которому отказывалась от завоеванных в Западной Армении Алашкертской долины и города Баязет.
Британское правительство и Турция 4 июня 1878 года подписали тайную Кипрскую конвенцию, согласно которой Великобритания оккупировала остров Кипр, взамен обязуясь вернуть армянские территории, захваченные Россией в ходе войны.
Для пересмотра Сан-Стефанского договора летом 1878 года по требованию Британии и Австро-Венгрии был созван Берлинский конгресс.

Берлинский конгресс

Назревавшая новая война была разряжена созывом Берлинского конгресса(1878 г.), на котором были почти полностью пересмотрены результаты Сан-Стефанского договора в ущерб России, Армении, Болгарии и Черногории.В результате пересмотра условий Сан-Стефанского договора западноевропейской дипломатии удалосьлишить Россию монопольной роли в Армянском вопросе.

В статье 61-й Берлинского трактата отмечалось, что Высокая Порта (турецкое правительство) должна периодически сообщать о мерах по осуществлению реформ державам, которые будут наблюдать за их применением. Тем самым Армянский вопрос был превращен в объект международных отношений. Воспользовавшись таким положением дел, Высокая Порта решила Армянский вопрос по своему усмотрению. Западная Армения осталась под турецким владычеством, что сыграло роковую роль в судьбах западных армян, обрекло их на физическое истребление.
Стремясь обратить внимание европейских стран-участниц Берлинского конгресса на положение армян в Османской империи, армянские политические круги Константинополя направили в Берлин национальную делегацию во главе с М. Хримяном, которой, однако, не разрешили принять участие в работе конгресса. Делегация представила конгрессу проект самоуправления Западной Армении и адресованный державам меморандум, которые также не были приняты во внимание.
В 1878 году египетский общественно-политический деятель Нубар-паша разработал и направил Берлинскому конгрессу свою программу улучшения положения армян Османской империи, но она не была представлена конгрессу. Программа исходила из того, что западные армяне не претендуют на политическую независимость, но стремятся приобрести гражданские свободы и права, обеспечивающие их безопасность, неприкосновенность имущества. Нубар-паша считал: 1) что все предшествовавшие попытки реформ не имели успеха, потому что осуществлялись турецкими чиновниками, которые руководствовались религиозными убеждениями и личными интересами, 2) что для обеспечения успеха реформ необходим пост общего правителя, который должен занимать утверждаемый султаном и пользующийся покровительством европейских государств армянин. Реформы предполагалось осуществить в трех сферах: 1) создание охранного отряда при правителе для прекращения разбоя, 2) судебная реформа, 3) изменение налоговой системы.
Согласно решению Берлинского конгресса, Россия была вынуждена пойти на значительные уступки, в том числе и в Армянском вопросе. Из Западной Армении выводились русские войска. Армяне лишились реальной гарантии своей безопасности /94. с. 205/.
Согласно Берлинскому трактату, Турция обязывалась осуществить реформы в своих населенных армянами малоазиатских владениях, а также обеспечить для всех своих подданных свободу совести и равенство в гражданских правах.
После Русско-турецкой войны 1877-1878 годов к России отошла от Турции часть исторической Армении. Берлинский трактат потребовал от султана реформ на территории турецкой Армении, предоставления армянам гарантий безопасности и самоуправления.
Условия жизни в турецкой Армении после Берлинского конгресса ухудшались. Армянам запрещалось носить оружие, и они становились жертвами курдских мародеров и оттоманских сборщиков налогов.
Обещания турецкого правительства «для армян, живущих в Османской империи, были хуже, чем ничего. Они пробудили ложные надежды» /108, с. 299/.
Положение армян было бы лучше, если бы европейские правительства и дипломатия никогда не вмешивались в Армянский вопрос. Для западных государств собственные интересы были выше, чем кровь и страдания коренных народов Турции. Об этом свидетельствуют слова норвежского исследователя и общественного деятеля, поборника прав и справедливости Фритьофа Нансена: «Переговоры в Берлине еще не закончились, а британское пра­вительство уже заключило с Турцией тайное соглашение об ока­зании последней помощи вооружением в том случае, если Россия попытается сохранить за собой территорий больше, чем предус­мотрено» /108, с. 296-312/.
По этому соглашению, взамен Турция обязалась прове­сти реформы, облегчающие положение армян, оставляя Британии остров Кипр в качестве гарантии выполнения своих обязательств. Выступая в палате лордов, герцог Аргайльский сказал: «Ни в какой другой стране мира политика не диктуется столь безнравст­венными и бессмысленными соображениями». Эти слова в равной степени можно отнести к политике всей Западной Европы по отно­шению к армянам /108, с. 299/.

УХУДШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАПАДНЫХ АРМЯН ПОСЛЕ ПЕРЕГОВОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

После завершения Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) положение западных армян значительно ухудшилось. Дело в том, что: 1) на основании статьи 16 Сан-Стефанского договора русские не должны были уходить из шести провинций Западной Армении (Ван, Битлис, Эрзрум, Сивас, Харпут, Диарбекир), пока Оттоманское правительство не осуществит реформы, 2) на основании статьи 61 Берлинского договора турецкое правительство просто обязалось «улучшить» положение в провинциях, населенных армянами. Но русские войска ушли из названных провинций. Поэтому положение армян в Западной Армении стало невыносимым.
В 1880 году шесть держав в совместной ноте напомнили Турции об этом обязательстве – Турция не ответила на эту ноту. В 1895 году Великобритания, Франция и Россия выразили протест против резни и представили конкретную программу управления шестью вилайетами Турция представила контрпроект. Опять ничего не было предпринято; более того, в 1909 году произошла резня армян в Киликии. Следующим шагом стала разработка новых программ реформ для шести вилайетов – все напрасно, для турецкого правительства это ничего не значило.
Учитывая, какую роль может сыграть Армянский вопрос в политике держав, правительство Абдул-Гамида II решило покончить с этой проблемой, усилив преследования в отношении армянского населения Османской империи.
Разрабатывались планы физического уничтожения армянского этноса, поводом для чего послужило восстание армян Сасуна. В 1890-х годах турецкие власти приняли решение покончить с полунезависимым положением армян Сасуна. Для того чтобы иметь повод для совершения похода на Сасун, турецкое правительство сознательно подогревало ненависть мусульман к иноверцам, инспирировало армяно-курдские столкновения. При подавлении восстания турецкими войсками и отрядами курдов было вырезано более 10 тыс. армян. Резня и погромы армян проходили и в других областях Западной Армении /75, с. 43/.
В апреле 1895 года английское правительство выработало проект реформ, согласно которому Западной Армении фактически предоставлялась автономия под эгидой европейских держав. Главная идея английской политики реформ заключалась в стремлении Великобритании лишить Россию возможности оккупировать эти территории под предлогом защиты прав христианского населения.
В дальнейшем Армянский вопрос обсуждался на многих европейских конгрессах. Но, к сожалению, каждая из ведущих держав этот вопрос использовала в своих целях, что привело к еще большему ухудшению взаимоотношений между Османской империей и армянским народом.

СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ВРАЖДЕБНОСТИ ПРОТИВ АРМЯН. РОСТ АРМЯНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Начиная с ХVI века отмечается упадок Османской империи. Военная мощь ее неуклонно снижалась. Некоторые турецкие государственные деятели путем строгих законов пытались задержать этот процесс. Но эти меры ни к чему не приводили. Продолжалось ослабление Османской империи и потери завоеванных территорий. В этих условиях армяне попытались получить кое-какие права путем привлечения внимания иностранных держав.
Нерешенные социальные проблемы в городах и борьба за ресурсы в сельском хозяйстве осложнили отношения между религиозными и социальными группами. Особенно усилилась вражда по отношению к армянам, так как они играли важную роль в деловом мире Османской империи. Армяне, греки, евреи составляли значительное число владельцев коммерческих предприятий. Например, из известных шелкоткацких предприятий 6 принадлежало мусульманам, 2 – правительству, 33 – армянам. С одной стороны, считалось, что армяне – второсортные люди (они не имели права свидетельствовать в суде и т.п.), с другой стороны, они облагались более высокими налогами как успешные предприниматели /97/.
Приток мухаджиров(мусульманские беженцы с Кав-каза после Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.) из новообразованных балканскихгосударств, в частности черкесов и курдов, усугубил тяжелые социальные и экономические проблемы Турции. Военные поражения турецких войск увеличили количество мусульманских беженцев, и в связи с этим обострилось противостояние между местным христианским населением и прибывающими мусульманскими беженцами.
Изгнанные христианами со своих земель, беженцы переносили свою ненависть на христиан Турции. Мухаджиры пополнили ряды жандармов и тех нерегулярных воинских формирований, которые позднее принимали активное участие в убийствах армян, ассирийцев, греков. Их убивали самыми зверскими способами. Приведем отрывок из письма вице-консула Холлуорда послу Британии Ф. Кэрри.Ван, 6 ноября 1894 года.
«… Многих молодых людей связали за руки и ноги и заживо сожгли. В селении были схвачены священник и несколько видных граждан. Военные вертикально воткнули в землю штыки и подбросили священника в воздух так, что он упал на штыки. В другой деревне мужчины с женами и детьми укрылись в пещере, где оставались в течение нескольких дней, пока слабые не умерли от голода; остальные же были обнаружены солдатами и заколоты штыками.
Около 60 молодых женщин и девушек были загнаны в церковь; солдатам было разрешено делать с ними что угодно, а после этого убить их, что и было сделано.
Керосин, привезенный из Битлиса, был использован для поджога домов вместе с находившимися в них жителями. Один солдат рассказывал, что он однажды видел, как выбегающего из пламени маленького мальчика солдат штыком отбросил снова в пламя. Керосин употреблялся также для сжигания трупов.
Было совершено много других омерзительных жестокостей, таких, как вспарывание животов у беременных женщин, разрывание детей на куски и т.д.» /108, с.105/.
Антисултанские настроения усиливались.В начале XX века в борьбе с султанским режимом участвовало множество организаций – как турецких, так и армянских, греческих, арабских, албанских, македонских, болгарских. В ту пору предприимчивые армянские купцы даже при турецком гнете сумели завладеть значительной частью финансов Османской империи. Постепенно возникла сеть армянских школ, увеличилось количество армянских газет. Политический престиж Турции настолько ослабел, что в Европе заговорили о скором развале империи.
В этот период происходит рост армянского национального самосознаниясреди образованных людей. Постепенно формируется армянское сопротивление. Возникают различные армянские политические партии. В 1885 году в Ване появляется армянская революционная партия Арменакан, в 1887 году в Женеве создается партия социал-демократического толка Гнчак, в 1890 году в Тифлисе – партия Дашнакцутюн. Все они ставят перед собой задачу защитить национальное дело, добиться проведения в жизнь реформ. Наиболее радикальные партийные деятели заявляют о необходимости освобождения Армении от турецкого владычества.

3.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕЙ ПАНТЮРКИЗМА.
УСИЛЕНИЕ ВРАЖДЕБНОСТИ ПРОТИВ АРМЯН

Предпринимательские способности армян, склонность к образованию в сравнении с инертностью мусульманских слоев, а также национально-освободительный настрой некоторой части армянского населения раздражали правителей. Абдул-Гамид II предпринимает еще более жесткие меры против армян. В 1890-1910 годах более 700 тыс. гектаров армянской собственности было незаконно конфисковано представителями государства. Армянам запретили носить оружие, что делало их беззащитными перед грабежом курдских и других кочевых племен. Жить армянам в Турции становилось не только трудно, но и небезопасно. В период между 1870 и 1910 годами около 100 тыс. армян вынуждены были эмигрировать /11/.
В таких сложных экономико-социально-политических условиях правительство Турции внедряло новые, еще более бесчеловечные методы исламизации и тюркизации.
Армяневсегда отличались пророссийскими настроениями. В годы Первой мировой войны стала более очевидной русская ориентация армян. Армяне помогали русскимвойскам. В приграничных районах они ожидали русскую армию. Младотурки справедливо опасались всеобщего восстания в Западной Армении.
Армянский Константинопольский патриарх, пытаясь защитить народ, 2 февраля 1890 года предъявляет властям Порты официальную жалобу в связи со зверствами курдов в отношении армян и пассивностью турецких чиновников. После этого регулярные турецкие войска присоединяются к курдским разбойникам и в течение трех недель уничтожают 3500 из 12000 жителей Сасуна /37/. Обстановка накаляется еще больше. Католикос всех армян Мкртич I прибывает в Петербург и представляет императору Николаю II прошение о вмешательстве России для осуществления реформ в Западной Армении. В марте-апреле 1895 года Великобритания, Франция и Россия в специальном меморандуме требуют от турецкого правительства соблюдать законы и незамедлительно ввести в силу 61-ю статью Берлинского трактата. Это тоже не помогает. Султан обещает иностранным державам провести долгожданные реформы, но отдает приказ об уничтожении армян. В 1894-1896 годах более 350 тыс. армян были уничтожены регулярными войсками или заранее организованными бандами. Более 100 тыс. человек заставили принять ислам, 100 тыс. армян нашли убежище в Восточной Армении /37, с. 22-24/.
Многие понимают, что ничто не поможет осуществлению реформ, так как правители Османской империи строят далекоидущие планы создания «Великого Турана». Главная цель правящих кругов Османской империи с середины XIX века претворить в жизнь идеи пантюркизма (политическая консолидация тюркских народов на основе этнической, культурной и языковой общности) и идеи «Великого Турана» (объединения мусульманских народов Ближнего Востока, Кавказа, России, Средней Азии). Эти идейные течения в отношении немусульман проповедовали откровенный шовинизм, призывали к отуречиванию всех нетурецких народов. Замышлялось присоединение к Османской империи Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, Поволжья, Средней Азии. На пути достижения этой цели как препятствие воспринимались Россия и армянский народ, проживавший в двух частях Армении – Западной и Восточной.
В июле 1908 года младотурки совершают государственный переворот. Правительство младотурок считало, что годы мировой войны – самое подходящее время для того, чтобы осуществить давние планы турецких правителей: «Армения – без армян».

3.5. ДИПЛОМАТИЯ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ И
АРМЯНСКИЙ ВОПРОС
  • Историки отмечают странное поведение великих держав в конце XIX столетия. Тогда отношения между великими державами не без некоторой иронии называли «европейским концертом». В этот период Россия, Великобритания, Германия имели свои сверхкорыстные интересы. Итальянский социалист Амилькаре Чиприани пишет: «Какое им дело до жертв! Им-то что, равнодушным, что перережут и оставшихся в живых армян? Россия, известный враг Турции, прикрывает ее от Англии и Германии. В свой черед Англия, озабоченная процветанием своей торговли, вынуждена или завладеть Константинополем, или всеми средствами помешать это сделать другим. Англия защищает турок от России с Германией. А немцы направляли своих офицеров и оружие защищать Османскую империю от маленькой Армении. Сделали султана другом, чтобы Турция стала грозным монолитом и естественной преградой между Германией и Россией. Другие страны – Австрия, Италия – следуют за Германией, Франция тащится в хвосте у России» /108, с.149/.
  • В 1878 году после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов великие державы пришли к соглашению, цель которого заключалось в том, чтобы обеспечить защиту армян в Османской империи, однако своим поведением эти государства позволли Турции решить Армянский вопрос по-своему. Западная Армения осталась под турецким владычеством.
  • Получилась так потому, что в центре внимания Берлина были не меры безопасности для преследуемых христиан, а установление выгодных взаимоотношений с Османской империей, чтобы таким путем осуществлять натиск на Восток. А Великобритания стремилась с помощью постоянного давления на турецкое правительство по армянскому вопросу добиться оккупации Кипра и Египта.
В середине 90-х годов XIX столетия Османская империя стала объектом острой конкурентной борьбы между ведущими державами. А для армянского народа здесь возникли угрозы полного физического уничтожения. Султан Абдул-Гамид II подавлял национально-освободительные движения христианских народов. В стремлении христианского населения освободиться от многовекового турецкого ига султанское правительство усматривало угрозу для будущего своей многонациональной империи. Жертвой такой политики стал армянский народ.
В конце XIX – начале XX века Армянский вопрос занимал определенное место в международных отношениях. Он зависел от политики западноевропейских держав и России в их соперничестве за преобладающее влияние на Османскую империю.
На Ближнем Востоке сталкивались в непримиримых противоречиях интересы Англии и России, Франции и Германии, Австро-Венгрии, Италии и США. Корыстные интересы великих держав сыграли отрицательную роль в решении Армянского вопроса. Правительства великих держав добивались захвата важных стратегических и экономических позиций. Борьба держав за султанское наследие становится главной темой многих современных исследований.
Традиционно западная дипломатия пользовалась антисултанским движением в целях оказания давления на султана, распространения своего влияния и извлечения политических и экономических выгод.
Сбросившие с себя турецкое иго греки и сербы, болгары и румыны на Балканах, грузины и армяне на востоке Османской империи постоянно связывали свои надежды с Россией, однако сближение в 90-х годах Николая II и Абдул-Гамида IIна антиреволюционной основе не способствовало решению проблем христианских народов.
Абдул-Гамид сблизился также и с кайзером Германии. «Монархи балканских государств один за другим побывали с визитами в Стамбуле. Каждый из них старался завоевать расположение султана. Они предали забвению недавнее прошлое и строили свою политику по отношению к Османской империи в плане игнорирования необходимости уважать права угнетенных, в данном случае западных армян» /53/. Султан пресмыкался перед русским царем и в то же время покорно выполнял требования Германии. Султану удалось также сблизиться с австро-венгерским двором.
Франция и Англия проводили по отношению к Турции тонкую, расчетливую политику. В конце ХIX века восточная политика Англии стала всецело протурецкой. Основной целью Англии было добиться обострения германо-русского антагонизма, чтобы извлечь из этого как можно больше выгод для себя. В планах германского правительства – с помощью Турции нанести удары по России на Кавказе и по Великобритании в районе Египта, на подступах к Индии. Первоочередная роль отводилась и Багдадской железной дороге, которую Вильгельм II объявил «своей дорогой». Своими предложениями о разделе Турции англичане пытались обострить германо-русские и австро-русские противоречия и утвердиться в районе Персидского залива и Месопотамии. Правительство Великобритании проводило в Армянском вопросе двуличную политику, стремясь использовать вопрос о реформах в Западной Армении для достижения своих глобальных целей.
Лидеры кайзеровской Германии полностью игнорировали право армянского народа на самоопределение, его борьбу за свободу, национальную независимость. Они пытались объяснить причину создавшегося напряженного положения внешним влиянием. Ближневосточная политика Германии, ее союз с правительством младотурок привели к пагубным последствиям для западных армян.
В середине 90-х годов, несмотря на активность прогрессивных социалистических, демократических сил, правительство Франции также поддерживало султана. Вложившая огромный капитал в экономику Османской империи официальная Франция пошла по пути защиты и поощрения султанской власти.
Суть политики Великобритании в 90-х годах XIX века – внешне защищать Османскую империю, но не в интересах ее целостности, а в соответствии с колониалистскими целями самой Великобритании.
Американское общественное мнение уже было знакомо с Армянским вопросом.Резня в Сасуне в 1894 году и всеобщие избиения армян в 1895-1896 годах потрясли весь цивилизованныймир. В рядах американской интеллигенции нашлись гуманисты, которые направляли адреса солидарности армянскому народу, оказывали ему моральную и материальную помощь.
Президент США Кливлендв трагический для армянского народа час представил султанскому правительству меморандум протеста. Но дело дальше не пошло, хотя американская общественность и подняла свой голос протеста в защиту армянского народа.
К сожалению, большинство западных историков тенденциозно освещают позиции США, Великобритании, России, Франции и других держав этом вопросе. А турецкая историография полностью отрицает факты погромов и резни армянского населения Османской империи в 90-х годах XIX века, преследуя цель создания искаженного представления о проблемах армянского народа.
Историография западных стран старается всемерно обелить политику правительств своих государств. Например, некоторые английские историки не склонны поверить, что «премьер-министр Великобритании предлагал Германии и России раздел владений султана, одновременно уверяя посла Австро-Венгрии в Англии Деута, что цель его политики – не допустить Россию к проливам и Константинополю» /128/.
В 90-х годах XIX века страницы газет и журналов великих держав были заполнены многочисленными статьями и публикациями по Армянскому вопросу, широкие общественно-политические круги великих держав раскрывали тяжелое положение западных армян, стонавших под султанским игом, разоблачали антиармянскую политику Абдул-Гамида. А правительства этих государств не предпринимали никаких конкретных шагов для решения Армянского вопроса.
Западные армяне старались через великие державы, особенно через Россию, решить свои проблемы, но в глазах правителей этих держав «армянские организации, стремившиеся сбросить турецкое иго, представлялись этакими мятежниками, опасными элементами. Россия избегала конфликтов в ближневосточном регионе, так как была занята ими в других местах» /53, с. 45/.
Известный армянский историк Лео писал: «...Проли-валась кровь армян, а европейские государства превратили эту кровь в предмет международного торга» /89, с. 7/.
В 1894 году М. Хримян, уже три года занимавший патриарший престол, приехал в Петербург и имел встречу с только что коронованным Николаем II. Он говорил ему об избиениях армян в Османской Империи, о том, что западные армяне продолжают страдать под пятой Турции, что армяне в России чувствуют себя счастливыми, поскольку пользуются российским покровительством. Николай II выразил мнение о необходимости считаться с желаниями Абдул-Гамида, полагая, что «комиссия должна проверить, оценить и тем ограничиться, избегая основательного расследования и отчетов,слишком возбуждающих общественноемнение» /54,с. 47/.
Таким образом, с уверенностью можно резюмировать, что в конце XIX века в Османской империи национально-религиозный гнет усилился. Официальный Запад ничего не сделал, чтобы предотвратить трагедию армянского народа. Общественное мнение России, Франции, Германии, США и других стран, протесты и сочувственные слова христианских церковных деятелей не смогли изменить ситуацию. Решение Армянского вопроса не продвинулась ни на шаг.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 6
© 08.06.2019 Абгар Айрапетян
Свидетельство о публикации: izba-2019-2572257

Рубрика произведения: Проза -> История










1