Основы управления. Менеджмент (глава 2)


Книга "Психология управления" в формате ПДФ полностью 
https://www.chitalnya.ru/upload3/977/06ac9394e077cb68fe6041c04bbdac18.pdf

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ. МЕНЕДЖМЕНТ

Из книги «Психология управления», гл.2

2.1. ПОНЯТИЕ О МЕНЕДЖМЕНТЕ

Управление – это широкое понятие, используемое как в социальных, так и в технических системах. Оно включает в себя упорядочение, регулирование и создание условий для развития различных систем и процессов в природе, технике и обществе. В первой главе мы познакомились с общими вопросами управления. В настоящей главе будут рассмотрены вопросы менеджмента, как особой формы управленческой деятельности – управления в условиях рыночной экономики.
Менеджмент предполагает обусловленность действий руководителя складывающейся ситуацией, а не командами сверху. Противоположностью менеджменту является командное управление.
В экономике, промышленности и в других областях работают высшие управляющие, менеджеры среднего звена, подчинённые дирекции, и менеджеры низшего звена управления (руководители отделов и цехов).
Менеджеры решают управленческие задачи:
1) устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями;
2) пред­ставляют организацию на различных мероприя­тиях;
3) разрабатывают стратегию поведения организа­ции в изменяющейся внешней среде;
4) связывают организацию с её окружением и т. п.
Руководители должны решать две взаимосвязанные задачи: овладеть наукой управления, т.е. учиться управлять, и уметь применять теоретические положения этой науки в практике, т.е. овладеть искусством управления.

2.2. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Функция в переводе с латинского означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Функции управления – это виды управленческой деятельности, которые позволяют описать содержание и направления деятельности.
Функции менеджмента впервыебыли сформулиро­ваны в1916 г. А. Файолем. Он выделял пять основных функций: предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль.
Состав и содержание основных функций не раз пересматривались вместе с развитием теории и практики управления.
В настоящее время учёные выделяют следующие основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.
Главной функцией менеджмента считается планирование. Организационная функция берёт на себя практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях. Она реализуется через проек­тирование и создание организационных структур, определение порядка их функ­ционирования и взаимодействия.
С помощью распорядительской функции доводится до сведения каждого субъекта, что тот должен делать для дости­жения поставленных целей.
С помощью координирующей функции согласовывается и упорядочивается деятельность людей.
Контрольная функция занимается осуществлением проверок, обнаруживает ошибки, отклонения от существующих стандартов. Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных лиц требует­ся время от времени проверять, оценивать и корректировать. Кроме того, необхо­димо заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности. Контрольная функция создаёт основу не только совершенствования работы, но и поощрения сотрудников.
Мотивационная функцияконцентрируется на определении интересов работников, выборе наиболее подходящего в данной ситуации спо­соба воздействия на них. Это позволяет обеспечить максимальную активность пер­сонала и менеджеров в процессе достижения поставленных целей.
Задача информационной функции –создавать и пополнять базы данных, определять объём необходимых сведений.
Большое значение в деле успешного управления имеют также функции должностей и подразделений. Они вытекают из рационального разделения управленческого труда и характеризуются:
- количеством, числом субъектов, их непосредственно реали­зующих;
- степенью автономности;
- регламентацией, возможностью дублирования и т. д.
Взаимосвязь функций управления можно представить по представленной схеме на стр.30 книги https://www.chitalnya.ru/upload3/977/06ac9394e077cb68fe6041c04bbdac18.pdf

2.3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Принцип – это исходное положение какой-либо теории или учения. К основным принципам менеджмента можно отнести:
научность в сочетании с элементами искусства;
целенаправленность:
специализация и индивидуальный подход в сочетании с универсальностью;
последовательность;
непрерывность;
сочетание централизации и самоуправления;
учёт индивидуальных способностей работников;
учёт прав и ответственности субъектов управления.
Принципам менеджмента должны соответствовать методы управления. По содержанию методы менеджмента можно классифицировать следующим образом:
организационные;
административные;
пра­вовые;
экономические;
социально-психологические.
Организационные методы (методы формирования управленческих структур, персонала и т. п.) являются первичными по отношению к остальным, т. к. с их помощью выявляются необходимые условия функционирования организации.
Административные методы ориентируют работников на достижение заданных результатов, поощряют исполнительность, а не инициативу. Они ограничивают инициативы работников. Сегодня, когда необходимо развивать творческий подход к делу, постоянное стремление к новому, чисто административные методы себя изживают.
Успешному решению задач в большой мере способствуют экономические методы управления. Они основаны на материальной заинтересованности работни­ков в деле самостоятельного поиска оптимальных решений. Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выпол­нение заданий вознаграждается за счёт экономии затрат или дополнительной при­были, возникающих вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди на­прямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности. Однако экономические методы управления иногда не дают ожидаемые результаты, особенно при­менительно к работникам интеллектуальных профессий. Для работников этой сферы деньги не самый главный стимул работы. Здесь более подходят социально-психологические методы управления. Такие методы предполагают два направления воз­действия на поведение работников и повышения их трудовой активности:
1) формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем и под­чинёнными, оказание им поддержки.
2) раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи в их совершенствовании, что ведёт к максимальной самореализации человека в трудовой деятельности.
С помощью пра­вовых методов управления деятельность работников регу­лируется посредством юридических и нормативных актов, определяющих границы и правила самостоятельных действий. Правовые методы активно применяются в цивилизованных обществах.

2. 4. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В МЕНЕДЖМЕНТЕ

2.4.1.ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ

Под личностью понимается человек, имеющий совокупность устойчивых социально значимых качеств, позволяющих ему активно познавать и преобразовывать мир. Личность с психологической точки зрения (направленность личности, темперамент с его разновидностями, характер и его обусловливающие факторы) рассматриваются в главе 5. Ниже рассматривается значение личности в управленческой деятельности (в менеджменте).

МАЛАЯ ГРУППА

Человеческое общество состоит из различных социальных групп. Основная их часть – это малые группы.
Основные условия формирования рабочей группы – это:
доверие, дружелюбие в отношениях сторон;
свобода и открытость информационного обмена;
взаимная поддержка действий.
КОЛЛЕКТИВ
Разновидность малой группы. Социальные группы развиваются под воздействием внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы: площадь, техническая оснащённость, фонд заработной платы, значимость производства.
Внутренние факторы:качества личности руководителя, система общественных отношений, взаимодействие с другими коллективами.
Можно выделить три стадии развития коллектива: создание и формирование, дифференциация, интеграция.
На стадии создания и формирования коллектива руководитель и подчинённые выполняют определённые функции.
Функции руководителя: изучение личного состава, знакомство коллектива с целями и задачами организации, распределение ролей с учётом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий, определение режима работы.
Функции подчиненных: адаптация к условиям труда, адаптация к руководителю и его требованиям, адаптация друг к другу.
Стадия дифференциации. Завершение взаимного изучения, сближение людей в соответствии с их интересами, складом характера, образование малых групп (группа актива, группа пассива, группа добросовестных исполнителей, группа дезорганизаторов).
Стадия интеграции. Формируются идеология, психология и культура коллектива. Образуется общность установок и интересов; требования руководителя коллективом воспринимаются с пониманием, создаются условия для творческого роста каждого члена коллектива.
В рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:
кооперация дружеская (взаимопомощь, основанная на полном доверии);
кооперация антагонистов (соперничество в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу);
соревнование (соперничество в отдельных сферах в рамках позитивных взаимоотношений);
невмешательство (дистанцирование друг от друга);
соперничество (ориентация на индивидуальные цели).
Часто для решения наиболее сложных задач или выполнения специальных функций на различных уровнях управления создаются команды.

КОМАНДА

Разновидность коллектива. Команды могут быть постоянные и временные, из лиц, работающих совместно и дистанционные. Особое место занимают команды высших руководителей.

ЛИДЕР

Ведущий (личность), который направляет людей на достижение целей. Он не утверждается приказом, а психологически признаётся окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей, взять на себя большую ответственность, чем предусмотрено должностью.
К лидеру добровольно, но не всегда осознанно, присоединяется большинство группы. Чем выше его авторитет, тем выше эффективность деятельности последней.
В группе лидер может исполнять роль политика, определяющего цели, координато­ра, эксперта, арбитра, представителя, образца для подражания, носителя групповой ответственности или вины.
Исследование учёных, с учётом практики ,показывают, что лидеры, как правило, обладают следующими качествами:
физические – приятая внешность (фигура, голос), хорошее здоровье, энергичность и т. п.
психологические – темперамент, агрессивность, амбициозность, властность, не­зависимость, смелость, самоутверждение, упорство, мужество;
интеллектуальные – ум, логика, память, интуиция, эрудиция, стремление к твор­честву, проницательность, быстрота и последовательность, концептуальность мышления, чувство юмора;
деловые – организованность, инициативность, дисциплинированность, ответст­венность, умение рисковать;
личные – доброжелательность, тактичность, порядочность, участливость, чест­ность, внимательность, коммуникабельность.
Исследования учёных последних лет показывают, что решающую роль в лидерстве могут сыграть ситуационные факторы и то, в какой степени личность стремится к этому.

ПОДЧИНЁННЫЕ. КОЛЛЕГИ
Работники организации, кроме первого лица, являются подчинёнными старшего по должности. Работники одного уровня, не зависящие друг от друга, называются коллегами.
Подчинённых можно классифицировать по разным факторам.
По характеру деятельности:
штатные заместители, курирующие опрёделенную функциональную сферу деятельности;
заместители, одновременно возглавляющие низовые подразделения;
непосредственные исполнители.
По отношению к действительности (по способу мышления):
аналитики, предпочитающие работать в одиночку, опираясь на цифры и документы; их целесообразно использовать для решения ответственных задач и при обработке больших массивов данных;
прагматики, предпочитающие решать текущие проблемы и получать конкретные результаты; они успешно действуют в нестандартных условиях, когда отсутствуют готовые рецепты;
критики,не признающие авторитетов; они полезны при прогнозировании, разработке планов и стра­тегий; не могут работать в конфликтных ситуациях и при проведении переговоров;
идеалисты, стремящиеся повлиять на людей личным примером, они затрудняются принимать ответственные решения, действовать в критических ситуаци­ях, но эффективны как эмоциональные лидеры.
По поведению:
самостоятельные, умеющие независимо мыслить, смело отстаивать свои взгляды и при выполнении распоряжений прояв­ляют инициативу; они способны решать задачи повышенной сложности и полностью отвечать за пору­ченную работу.
осторожные,нацеленные на запланированный результат.

РУКОВОДИТЕЛЬ

В условиях научно-технической революции руководитель не в состоянии единолично управлять предприятием. Поэтому ценностное качество руководителя сегодня – умение организовать сплоченные команды.
Решая какие-то задачи, руководитель должен действовать с одной стороны, как организатор, с другой – как начальник, и с третьей – как профессионал.
Во всех случаях он должен выполнять свои функции на высшем уровне.

Основные функции руководителя


Стратегическая – постановка целей организации.
Экспертно-инновационная – умение направлять процесс разработки и внедрения новых видов про­дукции и услуг.
Административная – организация работы (распределение полномочий, задач, ресурсов; подбор, расстановка, развитие персонала; поощрение и наказание работников и т.п.).
Коммуникационная – налаживание внешних и внутренних связей.
Социальная создание в организации морально-психологического климата.
Качества руководителя можно разделить на три группы: профес­сиональные, личностные и деловые.
Профессиональные качества характеризуют руководителя как спе­циалиста. Перечислим важнейшие из них.
Высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии.
Широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности.
Стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому воспри­ятию и переосмыслению окружающей действительности.
Поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении знаниями.
Умение рационально использовать время, планировать свою работу.
Личные качествапомогают руководителю пользоваться уважением и использовать свой авторитет.
К основным личным качествам относятся:
• высокие моральные стандарты;
• физическое и психическое здоровье;
• внутренняя и внешняя культура;
• справедливость, честность;
• отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;
• оптимизм, уверенность в себе.
Но обладание ими тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо руководителем делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества.
К деловым качествам руководителя относятся:
• умение организовать деятельность подчинённых, обеспечить её всем необхо­димым, ставить и распределять задачи, координировать и контролировать их выполнение;
• стремление к неза­висимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах;
• смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;
• контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убе­дить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80% знаний менеджера должны составлять знания о человеке);
• инициативность, оперативность в решении проблем, способность концент­рироваться на главном;
• умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
• стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчинённых.
Требования к руководителям в отношении этих качеств на различных уровнях управления и в разных странах неодинаковы.
В настоящее время в западных странах, например, значимыми качествами менеджеров являются: лидерство, эффективность руководства, видение перспектив, достижение согласия, предприимчивость.
В России личные достоинства, личные связи, лояльность, предприимчивость, лидерство.
Типы руководителей
Руководите­ли, ориентированные на себя, делятся на два типа.
Руководители первого типа стремятся к безраздельной власти, делят мир на сообщников и врагов, уничтожают конкурен­тов и воюют против всех, используя для этого подчинённых. В зависимости от при­меняемых при этом методов делятся на «львов», действующих открыто, и «лис», в основном занимающихся интригами.
Для руководителей второго типа основной интерес представляет не столько сама должность, сколько процесс её достижения. Такие руководители довольствуются сиюминутными победами любой ценой и, не умея справиться с реальными делами, в большей степени разрушают, чем создают.

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА И ОБЪЕКТ
2.5.1. ПОНЯТИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

В научной литературе приводятся разные, порой не близкие для понимания, определения понятия организации, что иногда вызывает путаницу и создаёт сложности для принятия решений. Такое положение обусловлено различными позициями управленческих школ или специалистов. Приведём самые неоспоримые моменты, которые необходимо учесть при работе с научно-теоретической или практической литературой.
1. Прежде всего отметим, что в человеческой деятельности, организация – это малые или большие группы людей, объединённых общей программой и общей целью. Значит, термин «организация» можно понимать как некий социальный организм, форма объединения людей и групп.
Любая структура не может существовать без организационных действий. Поэтому термин «организация» трактуется также как процесс организации в качестве координационной деятельности людей или групп людей, объединённых для достижения какой-либо цели.
Указанные выше признаки в явном или неявном виде присутствуют во всех типах организаций, включая и семью.
Исходя из этих понятий, можно сказать, что организация – это инструмент, средство или объект, для координации трудовых вкладов людей и для достижения общей цели.
Под организацией в вышеуказанном смысле понимают государственные учреждения и предприятия, обычно непроизводственного характера, и общественные объединения. Организации могут быть хозяйственными и общественными, коммерческими и некоммерческими, бюджетными и внебюджетными.
По форме собственности организации могут быть: частными, государственными, муниципальными, со смешанной формой собственности. По организационно-правовой форме организации могут быть:
некоммерческие (потребительские кооперативы, фонды, учреждения, общественные и религиозные организации);
коммерческие (полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество открытого типа, акционерное общество закрытого типа, дочерние и зависимые общества, производственные кооперативы, государственные (муниципальные) унитарные предприятия.
2. Под организацией понимается также подготовка, налаживание, упорядочивание чего-либо. В этом смысле организация может быть: хорошая, плохая, правильная, научная и т.п.
В другом смысле (организация чего) труда, производственного процесса, субботника, экскурсии, вечера и т.п.
Только интеграция целей отдельных членов и частей организации позволит достичь высоких, оптимальных результатов. А без применения системного подхода невозможно скоординировать всевозможные задачи, цели, характеристики, связи и другие явления организации. Поэтому организация всегда рассматривается как система. Под системой понимается множество объектов, которые связаны между собой и составляют единое целое.
Существуют разные системы: физические и абстрактные, естественные и искусственные, технические и биологические. Все они обладают некоторыми свойствами. Большинство систем обмениваются с окружающей средой (открытые системы), многие системы способны взаимодействовать с окружающей средой так, чтобы получать выгодные условия для деятельности (свойство адаптации), некоторые системы обладают свойством обратной связи (часть из выходов системы вновь воздействует на вход системы).
Систему с обратной связью схематически можно представить приводимой ниже схемой.
Жизнедеятельность организации состоит из 3-х основополагающих про­цессов: получение сырья из внешнего окружения, изготовление «продукта», передача «продукта» во внешнюю среду. Необходимо поддержать баланс между этими 3-мя процессами и мобилизировать ресурсы на их осуществление.
Внутриорганизационные процессы включают в себя 3 основных подпроцесса: коммуникация, координация, при­нятие решений. Под координацией понимаются процедуры: а) непос­редственного руководства действиями в виде рас­поряжений, приказов и предложений, б) создание системы норм и правил, касающихся деятельнос­ти организации.

2.5.2. НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ


Организацией называют устойчивые группы физических и юридических лиц или государств, взаимодействующих для достижения поставленных целей. В этом смысле под организацией понимают, прежде всего, учреждения, предприятия непроизводственного характера.
Организации могут быть:
добровольные (церкви, политические партии и т. д.);
унитарные (предприятия, банки, высшие учебные заведения);
По характеру деятельности организации могут быть:
технологические;
программно-целевые;
внепрограммные (имеющие сложную программу действий, которую определить заранее невозможно).

2.5.3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ


Производственная организация – это совокупность людей, материалов, технических средств и других ресурсов, интегрированных в единую систему с целью производства материальных благ. Любая производственная организация характеризируется определёнными переменными. Все переменные можно сгруппировать в три класса:
первичные переменные (внешняя среда, цели и стратегии, производственно-технологическая основа, персонал),
переменные управления (организационная структура, процессы управления, руководство, поведение),
переменные эффективности.
Рассмотрим сущность и значение производственных переменных, характеризующих развитие социальной системы.

2.6. МЕНЕДЖМЕНТ ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.6.1. УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
– это такое направление деятельности человека, которое обеспечивает развитие определённой системы или сохраняет её от разрушения. А кто возглавляет эту деятельность? Конечно, менеджмент, т.е. группа управляющих. В экономике работают высшие управляющие, менеджеры среднего звена, подчинённые дирекции, и менеджеры низшего звена управления (руководители отделов и цехов).
Различают два уровня управления (разделения труда): горизонтальный (участки, отделы, службы и т. п.) и вертикальный(вышестоящие и нижестоящие руководители). Горизонтальное разделение труда в мелких предприятиях может отсутствовать. Управленческие уровни внутри организации можно разделить на три категории: институциональный уровень (президент, вице- президент и т. п.), управленческий уровень (руководители высшего, среднего и низшего звеньев управления), технический уровень.

2.6.2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Менеджмент состоит из следующих основных подсистем (сфер деятельности): маркетинг, управление производством и хозяйственной деятельностью, управление трудовыми и финансовыми ресурсами (см. приведённую схему).

На рисунке представлена структура менеджмента в общих чертах.
Число разновидностей менеджмента продолжает расти. Важнейшими из них являются: менеджмент по качеству, организационный менеджмент, информационный менеджмент, эккаунтинг, снабженческо-сбытовой менеджмент, инновационный менеджмент и т.п.
Рассмотрим сущность этих направлений.
Одним из важнейших задач менеджмента любой сферы и направления является управление качеством:
планирование качества;
стимулирование улучшения качества;
контроль качества.
Управление качеством в своём развитии прошло несколько этапов. В настоящее время существуют различные эффективные системы:
Система международных стандартов качества ИСО-9000. В России они утверждены в 1996 г. как ГОСТ РИСО 9000 – 96 «Управление качеством продукции».
Система стандартов ИСО-14000, отражающая требования к системе управления со стороны охраны окружающей среды и безопасности качества.
Важное место, в рамках современной системы управления качеством отводится вопросам сертификации (соответствие продукции или услуг установленным стандартам).
Организационный менеджментвключает в себя следующие объекты управления: процессы создания, формирования, преобразования организации, выра­ботка норм, регламентов, правил, инструкций и т.п.
Информационный менеджментзанимается важнейшими вопросами управления информационных потоков и осуществляет приём, передачу, обработку, преобразование, хранение информации. Эффективный сбор и обработка информации должна опираться на научный подход, обеспечивающий объективность и точность результатов.
Производственный менеджментобеспечивает эффективное управление ос­новной деятельностью предприятия путём коорди­нации субъектов и ресурсов (организация рабочего места, управление проектированием продукта, выбор и организация технологического процесса, расстановка кадров и техники, управление запасами на складах, контроль качества). Термин «производственный» здесь можно по­нимать в широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу, фабрике, банку, агрофирме и т.п.).
Эккаунтинг-менеджментосуществляет управление процессом сбора, обработки и анализа финансовых дан­ных о работе организации, сравнение этих показателей с исходными и плановыми показателя­ми.
Инновационный менеджментосуществляет управление нововведениями, координирует и контролирует научные исследо­вания и прикладные разработки, создание опытных образцов товаров и услуг, вне­дрения их в производство и т п.
Термин «инновация» включает два понятия:
новшество – новые продукт, услуга, технология, усовершенствование в производственно-хозяйственной деятельности;
нововведение – процесс внедрения новшеств.
Персонал-менеджментзанимается вопросами, связанными с кадрами: подбором, расстановкой, обучением персонала, повыше­нием квалификации, улучшением условий труда и быта и т. п. В настоящее время управление кадрами – это и теоретическая, и практическая задачи менеджмента. Правильная кадровая политика сегодня важна для любой сферы деятельности.
Управление персоналом включает в себя ряд важнейших этапов:
планирование и оценка потребностей в людских ресурсах;
разработка конкретных программ для обучения персонала;
создание резерва потенциальных кандидатов;
профориентация и адаптация;
оценка трудовой деятельности;
создание условий для повышения квалификации и продвижения по служебной лестнице.
Финансовый менеджмент занимается вопросами формирования финансовых ресурсов, бюджета и финан­сового плана организации; распределением денеж­ных ресурсов; оценкой текущего и перспективного финансо­вого состояния. Источниками финансовых ресурсов могут быть средства бюджетов, оплата за выполнение работ и услуг, выручки от сдачи в аренду имущества, дополнительные взносы и т.п.
Основными функциями финансового менеджмента являются:
воспроизводственная – обеспечение сбалансированности между движением материальных и денежных ресурсов;
распорядительная – формирование и использование денежных фондов;
контрольная – проверка реализации финансовой стратегии, состояния финансовых ресурсов и т.п.
Реализуя эти функции, финансовый менеджмент решает основные задачи фирмы:
формирует финансовую систему организации;
определяет основные направления использования финансов за текущий период;
осуществляет финансовое планирование использования ресурсов;
осуществляет анализ финансовой деятельности;
контролирует финансовую дисциплину.

2.6.3. МАРКЕТИНГ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО
МЕНЕДЖМЕНТА

Маркетинг-менеджмент занимается поведением фирмы на рынке: изучает конъюнктуру рынка, формирует ка­налы сбыта, вырабатывает ценовую и рекламную политики фирмы.
Маркетинг – процесс выяснения и удовлетворения потребностей. В масштабах отдельной организации этот процесс называется микромаркетингом, в масштабе общества – макромаркетингом.
Маркетинг включает в себя разработку товара (определение вида и установление его характеристик), анализ рынка (разделение рынков, выделение предпочтительных рынков), ценовую стратегию и политику. Ценовая стратегия маркетинга – одна из форм реализации его общей стратегии, при реализации которой происходит управление ценой продукции в интересах обеспечения сбыта. Составной частью маркетинга является реклама.
Для принятия решений при организации маркетинга большое значение имеет правильное понимание менеджером таких понятий, как организация информационной системы, маркетинговый комплекс, маркетинговая стратегия, позиционирование, жизненный цикл продукта.
Организация информационной системы состоит из четырёх частей.
1. Внутренняя система отчётности (информация о внутрифирменных потоках, издержках, продажах, потерях, прибылях и т. п.).
2. Мероприятия по направлению закупок, продаж, конкуренции и т. п.
3. Маркетинговые исследования (изучение причин сокращения продаж и других проблем маркетинга).
4. Система поддержки маркетинговых решений.
Маркетинговый комплекс состоит из продукта, системы его распределения, рекламы и цены.
1. Продукт должен быть подобран таким образом, чтобы он подходил к конкретному рынку.
2. Распределение (доставка продуктов к месту), транспортировка и хранение должны быть точными и оптимальными.
3. Реклама (доведение информации о качествах и особенностях продукции до потребителя) должна быть своевременной.
4. Цена (установление цены) должна быть достаточно высокая, чтобы приносить прибыль и в то же время не отпугивать покупателя.
Маркетинговая стратегия– это выбор целевого рынка и маркетингового комплекса, с помощью которого будет обслуживаться выбранный рынок.
Позиционирование – это процесс подготовки имиджа продукта к потребностям его целевого рынка. Позиционирование начинается со стадии создания дизайна продукта, разделения на сорта, определения его символа.
Жизненный цикл товара– это период, в течение которого продукт последовательно проходит через все стадии жизни:
1. Зарождение – распространение информации о товаре.
2. Рост – падение издержек, рост прибыли.
3. Зрелость – начало сокращения продаж, рост интенсивности, конкуренции.
4. Упадок – падение прибыли (см. схему ниже).



Снабженческо-сбытовой менеджмент регулирует процессы заключения хозяй­ственных договоров, закупки, доставки, организации хранения сырья, материа­лов, комплектующих изделий и т.п.
Главными действующими лицами в менеджменте являются менеджеры среднего и высшего звена управления. В своих работах известный исследователь в области теории управления Генри Минцберг выделил важнейшие управленческие роли менеджеров:
межличностные роли – главный руководитель, лидер, связующее звено в системе управления;
информационные роли – приёмник информации, распространитель информации, представитель информации;

2.6.4. РУКОВОДИТЕЛЬ И ПОДЧИНЕННЫЕ.

МОТИВАЦИЯ. КОНТРОЛЬ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
квалификации, профессиональной подготовки персонала так от организационной структуры предприятия. – это взаимосвязь различных видов и функций деятельности, которая должна соответствовать целям и задачам организации. Структура организации определяется также характером процессов, протекающих в системе. Процессы управления в организационной системе подразделяются на процессы функционирования (функции управления, принятие решений, организационные коммуникации) и процессы развития (процессы нововведений, процессы организационного роста).

МОТИВАЦИЯ
Психологический стимул, совокупность внутренних побудительных сил (условия труда, условия для творчества, признание заслуг, помощь работнику для повышения по служебной лестнице и т.п.), способствующих выполнению определённой задачи.
Важнейшая задача любой фирмы – создание у работников внутренних побуждений к трудовой деятельности (чтобы человек был заинтересован в труде, чтобы он работал с удовольствием, чтобы от труда он испытывал радость).
Известный американский психоаналитик Мэккоби считает, что основными предпосылками мотивации могут быть: участие, безопасность, справедливость и личное развитие.


Нельзя отождествлять мотивацию и стимулирование. Стимулирование – это побуждение работников к труду с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование).
Известные учёные в области мотивации Маслоу и Гецберг показали, что обеспечение факторов гигиены (зарплата, трудовая среда и т.п.) недостаточно для того, чтобы люди испытывали радость от труда.
На рисунке представлена общая схема мотивации (связь между потребностями, мотивацией, действием и удовлетворением).
Основные теории мотивации
Мотивацию, как поэтапный процесс можно представить следующей схемой:
1.Возникновение потребности
2.Возникновение мотивов
3.Определение типа поведения
4.Осуществление действий
5.Получение вознаграждений
6.Удовлетворение потребности

Все теории, объясняющие мотивацию участников организации можно разделить на две группы: содержательные и процессуальные.
Теории мотивации показывают её важность в экономике. Действиями людей всегда движут потребность и интересы. Тейлор, Мадсен и другие ученые считают, что интерес – это мощная движущая сила. Необходимо, чтобы мотивы деятельности давали возможность получать удовлетворение от работы. Необходимо также создать возможность для реализации исполнительских мотивов. Для этого необходимо поставить нужного человека на нужное место. Тогда он почувствует, что полностью использует свои силы.
Если условия труда не дают возможность удовлетворять потребность в контактах, то необходимо создать такие условия.
К первой группе относятся: теория иерархии потребностей Маслоу, теория приобретённых потребностей МакКллелланда, теория Альделфера, теория Герцберга, мотивационная система Мадсена. Ко второй группе относятся: теория ожидания, теория постановки целей, теория справедливости. Наиболее известное среди вышеназванных направлений – это теория Маслоу.
Американский ученый Маслоу всю совокупность потребностей разделил на две группы: первичные (физиологические потребности, потребности по безопасности и защищенности) и вторичные (социальные потребности, потребности в поддержке, в уважении, самовыражении, реализации потенциальных возможностей).Ниже приведены соотношения групп потребностей в пяти теориях.
Потребность по теории Маслоу:
потребность самовыражения;
потребность признания и самоутверждения;
потребность принадлежности и причастности;
потребность безопасности;
физиологические потребности.
Потребность по теории Альделфера:
потребность существования;
потребность связи;
потребность роста;
Потребность по теории МакКлелленда:
потребность достижения;
потребность властвования;
потребность соучастия.
Потребность по теории Герцберга:
мотивирующие факторы;
«факторы здоровья».
Потребность по системе Мадсена:
органические мотивы;
эмоциональные мотивы;
социальные мотивы;
деятельные мотивы.
Успех организации зависит от правильного выбора стимулирующих механизмов. Важно, чтобы они не блокировали друг-друга и чтобы интересы физических лиц не вступали в противоречие интересами организации.

КОНТРОЛЬ

Процесс, при помощи которого руководитель принимает определённое решение. По результатам контроля он определяет свои действия в зависимости от их срочности и актуальности, разрабатывает меры, которые требуют немедленной реализации, затем меры, принимаемые только после определённой подготовки, и, наконец, отражает мероприятия, которые следует реализовать в последующем отчётном периоде. Функции контроля осуществляются с момента формулировки целей и задач организации. Без контроля объединить деятельность каких-либо групп в учреждении невозможно.
Объекты контроля, интервалы времени и даты за ходом выполнения планов определяются на стадии их формирования.
В процедуре контроля выделяют три этапа:
установка стандартов и критериев;
измерение и сопоставление с ними достигнутых результатов;
проведение необходимых корректирующих действий (если результаты отличаются от стандартов).

Виды контроля

Контроль в организации бывает: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами его осуществления является реализация правил, процедур, линий поведения.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе работ. Регулярно проверяются работы, обсуждаются возникающие проблемы, предложения и т.п. Текущий контроль базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для его осуществления необходима обратная связь. Системы обратной связи влияют на «входы», чтобы достичь требуемых характеристик на «выходе». Они преобразуют внешние ресурсы для внутреннего использования, следят за значительными отклонениями от намеченных целей, корректируют эти отклонения.
Заключительный контроль даёт информацию, необходимую для планирования, и способствует мотивации. Руководство учреждения связывает мотивационные вознаграждения с достижением определённых результатов.
Для избегания негативных последствий контроля можно рекомендовать следующее:
устанавливайте осмысленные стандарты, если они не полны и не объективны, люди могут их игнорировать или сознательно нарушать; стандарт должен создавать мотивацию, если он не реален – мотивация разрушается;
устанавливайте двустороннее общение; работник должен понимать истинную цель контроля и помочь установить скрытые упущения;
избегайте чрезмерного контроля; интенсивные проверки могут ухудшить положение;
выделяйте справедливое вознаграждение; согласно теории ожидания существует чёткая взаимосвязь между результативностью и вознаграждением; если этой связи нет, производительность и качество труда могут упасть.

Свойства контроля
Для того чтобы контроль обеспечивал достижение целей организации, он должен обладать следующими свойствами.
1. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля заключается не только в сборе информации, установлении стандартов и выявлении проблем, но и в том, чтобы решить задачи, стоящие перед учреждением. Значит, средства контроля не должны занимать более важного места, чем подлинные цели. Когда контрольный механизм не срабатывает, необходимо совершенствовать структуру прав и обязанностей, а не процедуру измерений. Контроль эффективен, когда организация достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат её выживание в будущем.
2. Соответствие делу. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.
3. Своевременность контроля. Система эффективного контроля даёт возможность получить нужную информацию нужным людям до того как разовьется кризис.
4. Гибкость контроля. Если что-то непредвиденное в учреждении можно спрогнозировать, то контроль становится ненужным. Контроль должен приспосабливаться к изменениям;
5. Стоимость контроля. Любой контроль, стоимостью больше, чем он даёт для достижения целей, направляет работу по ложному пути. Отсюда следует, что если суммарные затраты на контроль превосходят его преимущества, то органом управления лучше не использовать эту систему контроля.

Книга в формате ПДФ полностьюhttps://www.chitalnya.ru/upload3/977/06ac9394e077cb68fe6041c04bbdac18.pdf





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
© 05.06.2019 Абгар Айрапетян
Свидетельство о публикации: izba-2019-2570559

Рубрика произведения: Проза -> Психология










1