Сущность и составляющие психологии управления (глава 1)


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Глава 1. Сущность и составляющие психологии
управления ………………………………….………..……
1.1. Понятие об управлении…………………..…....................
1.1.1. Предмет, объект и субъект управления…………....
1.1.2. Формы и этапы управления……………………….….
1.1.3. Методы управления…………………………………...
1.2. Понятие о психологии………………………….………...
1.2.1. Психология как наука………………….……….……..
1.2.2. Основные проблемы психологии ………….…….…..
1.2.3. Предмет и объект психологии……………..................
1.2.4. Методы психологии…………………………………...
Объективные методы………… ………....…………...
Метод наблюдения…………………..….………….....
Метод эксперимента……………………….…………
Метод опроса. ……………………………..................
Метод экспертных оценок………….……………......
Метод анализа результатов деятельности..................
Метод тестирования………………………….............
Математические методы ………………….................
Описательные методы……………………………......
Самонаблюдение (интроспекция). …….…..……......
Самоотчёт……………………………….…………….
Идентификация …………………………...…….........
Диалогическая беседа. ……………………….............
Анализ биографических данных. ……………...........
Интуиция. ………………………….…..….………….
Практические методы……………………......……….
1.2.5. Отрасли психологии……………………………..........
1.3. Психология управления как самостоятельная дисциплин ….
1.3.1. Сущность психологии управления …………….........
1.3.2. Предмет, объект, методы и задачи психологии
управления………………………….…….…...............

Глава 1.
СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Психология управления изучает психологические закономерности управленческой деятельности. Её основная задача – анализ психологических условий и особенностей управления с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. В общем виде, под психологией управления понимают деятельность лиц, возглавляющих коллективы.
Так как психология управления развивается на стыке двух научных дисциплин – теории управления и психологии, необходимо корректно определять соотношение между этими дисциплинами и их оптимальное взаимодействие. Чтобы иметь представление о важнейших психологических проблемах управленческой деятельности, необходимо познакомиться с основными задачами и проблемами трёх дисциплин: «Управления», «Психологии» и «Психологии управления». Что является объектом и субъектом психологии, управления и психологии управления в целом? Какими методами они могут осуществлять успешное развитие системы отношений? Приступим к рассмотрению этих вопросов.

1.1. ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ

В широком смысле под управлением понимается осуществлениятакого направление деятельности человека, которое обеспечивает развитие данной системы или сохраняет её от разрушения. Другими словами, управление – это деятельность по упорядочению процессов и приведению их в нужное состояние, с учётом тенденций их развития. Значит, управление есть совокупность определённых действий, совершаемых человеком (субъектом) по отношению к объекту с тем, чтобы преобразовать его и обеспечить движение к заданной цели.
С точки зрения кибернетики существуют три основных вида управления: программное (жёсткое), регулирование поведения управляемого объекта и саморегулирование (самонастройка, самоорганизация).
При управлении деятельностью хозяйственных систем необходимо учитывать роль субъективных факторов (интересы людей, человеческий фактор при выполнении работ и т. п.)

1.1.1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Предметом управления является управленческие отношения между объектами и субъектами управления, между членами и подразделениями организации.
Субъект управленияэто лицо или группа лиц, коллектив, организация, ведущие активную деятельность и имеющие права и обязанности.В роли субъектов управления выступает совокупность должностных лиц, иерархически объединенных в разные группы.
Объект управления это лицо; общность людей, объединённых в ту или иную социальную организацию;явление; предмет, на которое направлена чья-либо деятельность или внимание.

1.1.2. ФОРМЫ И ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Формы управления. Управление бывает: естественным, техническим и социальным.
Объектом естественного управления являются процессы, протекающие в приро­де, например, развитие растений, движение водных потоков и т. д.
К примерам технического управления относятся управление ав­томобилем, самолётом и т. п.
Социальное управление это непрерывный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В социальном управлении объектами и субъектами управления выступают как отдельный индивид, так и социальная группа. Например, объектом управленияпсихологии являются люди и организованная деятельность людей. Вопросы управления предприятиями требуют особого психологического отношения между людьми.
Хозяйственное управление– это разновидность социального управления. Оно возникло в связи с необходимостью координации производственной дея­тельности людей.
Исторически сформировались такие типы хозяйственного управления традиционное, ремесленное, предпринимательское, системное.
Традиционное управление было свойственно докапиталистической эпохе. Оно слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых ос­нов. Управленческие функции осуществлялись главами патриархальных семейств на основе личной власти, учётом традиций и обычаев.
Ремесленное управление возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществля­лось собственником по отношению к наёмным работникам.
Предпринимательское управление, отделённое от собственности, свойственно се­годняшнему дню.
В недрах предпринимательского управления возникло менеджерское управление.В постиндустриальную эпоху его сменило системное управление, в котором участвовали не только менеджеры, но и специалисты и даже вспомогательный пер­сонал.
Этапы управления. Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:
сбор, предоставление и анализ информации;
выработка и принятие решений;
организация выполнения работы;
контроль, оценка полученных результатов, внесение корректив в ход даль­нейшей работы;
вознаграждение или наказание исполнителей.
Подходы управления. Имеются четыре наиболее общих подхода к теории управления:
Процессный подход основывается на идее существования некоторых универсальных функций управления.
Системный подход сложился на базе общей теории систем: система – это некая целостность, состоящая из взаимозависимых подсистем, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого.
Ситуационный подход рассматривает любую организацию как открытую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой, следовательно, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне её, т. е. в той ситуации, в которой она реально функционирует.
Универсальный подход рассматривает любую систему в совокупности её вертикальных и горизонтальных связей.

1.1.3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей. В каждой отрасли и на каждом предприятии используются конкретные формы организации управления и методы управления, отражающие его специфику. Правильное использование методов управления помогает повысить эффективность производства (работы).
Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления.
Экономические методы управления проявляются в организации планирования, материального поощрения, финансирования затрат и кредита, политики ценообразования.
Административные– заключаются в выдаче определённых заданий, распоряжений, установлении путей и методов выполнения этих заданий.
Правовые – выражаются в различного рода законодательных актах, инструкциях, положениях, приказах, распоряжениях, хозяйственных договорах.
Организационные– совершенствуют структуру управления, технологию выполнения различных функций управления, информационно-аналитические работы.
В условиях рыночной экономики социально-психологические методы управления занимают особое место. Они связаны с изучением социального состава и условий работы целых коллективов и индивидуальных особенностей работников.
Психологические методы охватывают вопросы повышения эффективности управления с помощью психологии.
В данной работе приводятся основные направления применения психологических методов для успешного управления объектами и субъектами.
Прежде, чем перейти к анализу и раскрытию этих методов управления в менеджменте, необходимо выяснить, что собой представляют психология и менеджмент – как науки.

1.2. ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» – понятие, учение). Психика – это свойство живого тела, а не механизм.
Психика – это субъективное отражение человеком предметов и явлений объективной действительности. Психология рассматривает общие закономерности эволюции и функционирования психики, психических процессов.

1.2.1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

В древнем мире психику называли душой, местом его расположения считали сердце а психологию рассматривали как науку о душе. Она занималась изучением так называемых душевных или психических явлений (таких, которые человек легко обнаруживает сознательно в результате самонаблюдения). Позднее, начиная с ХVII века, сфера исследований психологов значительно расширяется, включив в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления – психология рассматривается как наука о сознании. Психология как самостоятельная наука выделилась из философии в середине ХIХ века. Она становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Современная психология изучает механизмы, закономерности и проявлении психики человека, его взаимоотношения с окружающим миром. Таким образом, можно сказать, что психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека.
Современная психология находится на стыке общественных, естественных и технических наук. Во всех своих отраслях психология имеет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Всё дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

1.2.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ


Наиболее изученными в психологии являются познавательные процессы – ощущение, восприятие, память и мышление. Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности – проблемы потребностей, мотивов, аффективно-волевых процессов.
Основными проблемами психологии являются:
1. Изучение условий и «механизмов» осознания, связи между неосознаваемыми формами психического отражения и сознанием.
2. Раскрытие природы процессов, которые субъективно переживаются как происходящие во внутреннем мире.
3. Изучение личности, которое развивается в психологии по трём направлениям: дифференциально-психологическому (изучение индивидуальных особенностей), онтогенетическому (формирование личности в детском, подростковом и юношеском возрастах) и общепсихологическому (характеристика целостности личности в отличие от целостности человека как биологического индивида).

1.2.3. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ

Объектом психологии является психика человека, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Предметом изучения психологии является психические явления: психические процессы, психические свойства, психические состояния и образование личности.
Психические процессы бывают:
- познавательные (ощущение, восприятие, речь, внимание,
память, воображение, мышление, представление);
- эмоциональные;
- волевые.
Психические свойства:
- темперамент;
- направленность;
- способности;
- характер.
Психические состояния:
- подъём;
- угнетение.
Образование человека:
- знания;
- умение;
- навыки;
- мастерство.

1.2.4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Правильное и успешное развитие науки возможно только в том случае, когда она использует наглядно-обоснованные методы, с помощью которых можно осуществить раскрытие закономерностей психики и поведения человека.
Методы психологических исследований подразделяются на объективные, описательные, практические; основные(наблюдения, эксперимент) и вспомогательные (все остальные методы).

Объективные методы

К объективным методам психологии относится наблюдение и эксперимент. Как метод психического развития личности они выступают в различных формах.
Метод наблюдения – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека для его последующего анализа, объяснения. Можно выделить две формы наблюдений: примитивная и научная. Примитивная форма – это житейское наблюдение, каждый человек использует её в повседневной жизни. Отмечая факты действительности и рассматривая своё поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий.
Достоинство метода: наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц; наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Недостатком метода является его значительная трудоёмкость. Наблюдающий должен выжидать нужные ему проявления свойств личности или психических состояний.
Метод эксперимента. Проводя эксперимент, исследователь создаёт условия, в которых психологический факт может быть изменён в нужном направлении. Различают следующие виды психологического эксперимента: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий.
Лабораторный эксперимент даёт возможность исследовать не только свойства внимания, особенности восприятия, памяти и других психических процессов индивидов, но и психологические особенности групповой деятельности.
Применяя естественный эксперимент можно исключить напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. С этой целью исследования переносятся в обычные, естественные условия (рабочее место, место отдыха), в которые незаметно для испытуемого вносятся определённые изменения.
При констатирующем эксперименте изучение психических состояний, свойств, явлений, осуществляется без оказания влияния на изменение исследуемых параметров.
Формирующий эксперимент проводится в условиях педагогического процесса. Достоинство метода в том, что исследователь может, по желанию, вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий.
Метод опроса. Существуют две формы метода опроса: интервью и анкетирование.
Интервью, как психологический метод, предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное, получение сведений о деятельности испытуемого. Это вид беседы, при которой ставится задача получить ответы респондента на определённые вопросы. Часто вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Вопросники, составленные с учётом знания структуры изучаемых психических свойств, могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.
В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Анкетирование представляет собой средство первичной ориентировки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы. Преимущество анкетирования состоит в том, что в нём одновременно может участвовать группа лиц.
Метод экспертных оценок широко применяют в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых. Эксперты должны фиксировать выраженность поведения, не связанную с обобщениями. Обобщения – дело исследователя.
Метод анализа результатов деятельности. На основе сопоставления внутренних психических процессов и внешних форм проявления делаются выводы о психологических особенностях субъекта.
Метод тестирования используется для исследования личности в целом, либо того или иного психического процесса (восприятия, памяти, мышления, внимания и т.д.). Этот метод даёт возможность получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Математические методы(моделирование, статический анализ и др.) применяются как на этапе постановки и исследования, так и при обработке данных.

Описательные методы


Описательные методы исследования выступают в качестве конкретных форм понимания психики человека.
Самонаблюдение (интроспекция).С помощью этого метода можно оценить собственные переживания, чувства, мысли, образы, волевые процессы, желания и т. п.
Самоотчёт – это словесный или письменный отчёт о результатах самонаблюдения.
Идентификация – это способность человека мысленно поставить себя на место другого.
Диалогическая беседа. Результаты получаются с помощью равнопозиционного общения; применяется на разных стадиях исследования как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения.
Анализ биографических данных.Результаты получаются через описание его биографии.
Интуиция.При получении результатов важнейшее место занимают интуитивные способности.

Практические методы

Практические методы исследования предполагают возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Основными практическими методами психических исследований являются клиническая и личностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия применяется при нервных, психических, наркологических заболеваниях.
Наиболее старым методом основного практического метода – психотерапии является гипноз (временное состояние сознания).
Огромное значение в психотерапии сыграл психоанализ, разработанный З. Фрейдом. Применяя психоанализ, как способ работы (в форме психологического анализа свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, невротических симптомов) Фрейд получил великолепные результаты.
Наибольшую популярность в современной психологии завоевали групповые формы терапии и коррекции (тренинг-группы, группы встреч и др.).

1. 2. 5. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ


Традиционно в качестве отраслей в психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.
Современная психология включает в себя более 100 фундаментальных, общих и прикладных отраслей. В таблице (стр.24) https://www.chitalnya.ru/upload3/977/06ac9394e077cb68fe6041c04bbdac18.pdf, показан предмет изучения некоторых отраслей психологии.


1. 3. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Известно, что «Психология» и «Управление» как самостоятельные науки имеют свои методы, инструменты работы, объект и предмет. Что же такое «Психология управления»? Что является объектом, методом и предметом психологии управления? Какие проблемы она рассматривает.

1.3.1. СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Психология управленияотрасль психологии занимающаяся психологическими аспектами управленческой деятельности для повышения эффективности управления.
Психология управлениятеснейшим образом связана также с такими науками, как общая и практическая психология, инженерная психология, социальная психология, философия, эргономика.
Чем отличается психология управления от остальных наук, в частности, от психологии и от управления. Чтобы разъяснить эту мысль, проведём сравнительный анализ.
1. Если основной проблемой общей психологии является проблема личности (познавательные, эмоциональные процессы и т. п.), то в психологии управления эта проблема рассматривается в прикладном аспекте: личность как субъект и объект управления.
2. Если предметомнауки «Управление» являются управленческие отношения между объектами и субъектами управления (между членами и подразделениями организации), то «Психология управления» – это психологические аспекты управленческой деятельности человека, т.е. совокупность психических явлений и отношений в организации (психологические факторы деятельности менеджеров, психологические особенности принятия решений, вопросы психологии труда, конфликтологии, эффективной деятельности менеджера, лидерства и т п.).
В конце IХ и в начале ХХ веков, по мере развития производства и научных исследований в области психологии и социологии организаций, формировались и определённые школы управления: классическая школа управления, школа человеческих отношений и поведенческих наук, школа науки управления. Они внесли существенный вклад в общую теорию управления.
Эти школы управления придают огромное значение психологии личности, психологическим проблемам и социально-психологическим методам управления.
Термин «Психология управления» использовался в СССР в
20-е годы прошлого столетия.Выдвигалось немало интересных подходов к разрешению психологических проблем управления. Недостаточный уровень разработанности проблем и неподходящие социальные условия не позволили психологии управления выделиться в самостоятельную область знаний.

1.3.2. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ
ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Предмет изучения психологии управления (проблемы и задачи) связан с деятельностью менеджеров и коллективов: вопросы психологии труда, конфликтологии, эффективной деятельности менеджера, лидерства и т п.
Объект психологии управления - человек, личность, малые и большие группы.
Задачи психологии управления заключаются в том, чтобы с помощью применения определённых методов способствовать укреплению действующей системы. Особое место в этом направлении занимают способы управленческого общения.
В психологии управления, как и в общей психологии, важное место занимают малые группы и мотивация.
С помощью методов психологии управления необходимо развивать авторитет руководителя и создавать положительный климат взаимопонимания в коллективе. Таким образом, психология управления – это направление, объединяющее достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления.
Перед теорией и практикой психологии управления стоят важнейшие вопросы. Какое место в процессе управления занимают личность, малые и большие группы? Каким образом, по внешним данным или по поведению можно определить характер человека? Как подобрать подходящих фирме работников? В какой степени могут повлиять способы управленческого общения на поведение участников? Какими качествами должны обладать руководители, чтобы оказать эффективное воздействие на подчинённого? Ответы на эти вопросы Вы получите, изучая последующие главы настоящего пособия.
Прежде, чем перейти к рассмотрению и анализу конкретных психологических методов управления, определим основные понятия, которыми оперируют дисциплины: психология и управление. Каковы проблемы и задачи, формы и методы, тенденции развития этих дисциплин.

Книга в формате ПДФ полностью https://www.chitalnya.ru/upload3/977/06ac9394e077cb68fe6041c04bbdac18.pdf






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 15
© 05.06.2019 Абгар Айрапетян
Свидетельство о публикации: izba-2019-2570333

Рубрика произведения: Проза -> Психология










1