Марьюшка


У каждого родившегося человека  двое родителей - отец и мать, два дедушки и две бабушки, четыре прадеда и четыре прабабушки, восемь прапрадедов и восемь прапрабабушек и так далее. Таким образом, по сути, все мы, живущие на Земле, имеем общих предков, все мы - родные! Как важно осознавать это каждому живущему на Земле человеку. И ещё - как важно растить новое хорошее поколение людей, этих маленьких вначале человечков, которые заменят наши поколения...
1. Вторая половина 90-х годов завершающегося ХХ века. 4 октября, суббота. Холодное серое небо, с которого срывается то мелкая морось, то белые мухи-снежинки, предвещая раннюю и, очевидно, холодную зиму. У подъезда на небольшой площадке Центра Репродукции, что на Севастопольском проспекте, в послеобеденное время собрались два будущих деда и две будущих бабушки. Они ждут важного семейного события - рождения человека, их потомка.
   Пол наследника неизвестен. Родители, похоже, для поддержания интриги, держат старшее поколение в неведении. Будущий отец ещё на работе.
 Через пару часов ожидания медсестра регистратуры доносит важную весть - родилась девочка. Здоровенькая. Рост 53 см. Вес 3,8 кг. Радуйтесь, дедушки и бабушки! Девочка - богатырша! Мама чувствует себя хорошо, не волнуйтесь, всё в порядке.
2. Родители выбрали имя доченьке - Мария. По святцам. В честь Марии Радонежской, матери преподобного Сергия Радонежского. 
  Люда, бабушка по материнской линии, поскольку она находится на пенсии, в отличие от бабушки Нины, продолжающей работать, взяла на себя немалую нагрузку по уходу за новорождённой внучкой. 
 Вся великая по количеству людей родня приходит и любуется малюткой. Она ведёт себя прекрасно. И кушает, и спит и всё прочее - без замечаний...    
3. Бабушка Люда уделяет немало времени, помогая маме Оле в уходе за Машенькой. Малютка растёт хорошо. Радостно улыбается родным, что-то "гулькает" в ответ на обращение к ней. Капризов нет никаких. Любит, как всякий нормальный ребёнок, игры в ладушки. 
 4. Малышке скоро будет 11 месяцев. Начинает ходить. Первые разговоры, пока односложные: "ма", "ба", "па". Обожает игру в "гуси - гуси". Особенно нравится ей выговаривать "га-га-га" - это первое для её трёхсложное слово в жизни.
 Очень радостно реагирует на мелодичную детскую музыку, чувствует, похоже, в ней ритм. Папа Андрей называет её Марией. 
 Когда ребёнок слышит песню от Рикки-Повери "Ма-мма-ма, мамма Мария" и т.д. с повторяющимся ритмом, улыбается, видимо, представляя, что это что-то про неё... Забавно и радостно смотрится при этом весёлое личико девочки...
 Включают песню русскую, что-то такое : "Ходит по полю девчонка, та, в чьи косы я влюблён...А девчонка егоза, золотистая коса...": Малышка под музыку ходит по кругу по полу комнаты.
  Как будто она ощущает, что эта песня про неё. ( Она не ведает, что такое поле, но она знает, что такое - пол, по которому она ходит, радостно улыбаясь.)
 Хорошо, что она чувствует мелодии и ритмы. 
  5. Приближается трёхлетие Машеньки. В детский сад, что виден из окон дома, взяли без проблем. Родители рассказывали, что главным вопросом было: " Чем вы можете помочь детскому саду?" Ответом было: "Поможем купить необходимую мебель". Короче, купили, привезли, поставили детский диванчик и несколько стульчиков в игровой комнате. ...Такое время, начало "нулевых годов ХХI века... 
Машенька ходит в детский садик. Развивается. Сказки русские читают, песенки поют, пляски - хороводы. Что ни говорите, а воспитание ребёнка в детском коллективе - очень благодатное дело. 
Коля, дедушка по материнской линии, называет внучку Марьюшкой. Ребёнку с её нежною душою, это обращение очень нравится и она, ласкаясь к нему, говорит: "Дедуся, называй меня так всегда - Марьюшка". Так и вышло. Сколько уж лет прошло, а в семье обращение к ней по-ласковому - Марьюшка.
  6. Нюансы восприятия жизненных реалий ребёнком. Первого июня, как все знают, отмечается "День защиты детей". 
 Дедушка Коля спрашивает Машеньку, пришедшую из садика: "Машенька, а от кого надо защищать детей? Что вам сказали в садике, что ты поняла?"
 --- Нам сказали, дедуся, что детей надо защищать от "закианских дедусиков".
 --- От кого?! Кто такие?
Бабушка Люда, немного поразмыслив, поясняет: "Наверное, ты хотела сказать - от "заокеанских дедусиков"?" 
--- Бабуся, нам так воспитательница Татьяна Егоровна сказала - "Это день для памяти, что закианские дедусики могут погубить нас, детишек..." 
 Дедуся Коля впадает в молчаливый ступор. Сложны и трудны понятия современной жизни для совсем юных умов... Надо ли их загружать сложными реалиями жизни? Может, проще и доходчивей надо говорить с малышами? Проще - сказать, что это детский день, день радостный, день начала лета? И всё !
В отдельные моменты ребёнок делает какие-то важные для неё открытия. И это вовсе не анекдот. Так оно и было.
--- Дедуся, а когда у тебя вырос железный зубик?
--- В тот год, когда ты родилась...
--- А когда ты стал лысеньким? 
--- Давно это было... Когда твоя мама начала в школу ходить.
--- А ты был маленьким?
--- Был, внученька, был...
--- Вот, наверно, был ты смешным - маленький, седенький, усатенький, с маааленькой лысинкой...
Малышка весело смеётся...
7. Довольно-таки быстро, на пятом годике жизни, малышка начала читать и писать, сначала печатными буквами. Мама Оля по условиям работы и по масштабам мегаполиса Москвы, возвращается поздновато. В эти осенние ноябрьские вечера ребёнок бывает подолгу у деда Коли и бабы Люды. Для отдыха внучки в квартире стоит даже детская кроватка.
  Из садика ребёнок приходит с новыми стихами, незнакомыми старшему поколению. Это не классика, а что-то современное, труднозапоминающееся. Видимо, в духе современных методик обучения детей. Но неожиданно, что-то пробормотав, она выдаёт: "Дедуся, послушай, что я сочинила."
--- Ну говори. ---Вот, дедуся, слушай.
 " Осень пришла, жёлтыми листьями всё замела.
   Я тебя ждала, но ты не пришла...
   лАла, лалА, лАла, лалА!"
Ходит по комнате, пристроила под незамысловатые слова ещё более незамысловатую мелодию. Ходит, поёт. Можно понять ребёнка, ожидающего прихода мамы. Дед пытается внести коррекцию: "Марьюшка! Может быть, не "лала", а , скажем, "ляля"?
Ребёнок после нескольких секунд молчания отвечает: "Нет, дедуся, "ляля" будет не в настроение... Тут нужно петь "лала".
Вот тебе и пожалуйста... Малышка чувствует настроение песни...
Дед, прийдя на работу, рассказал этот эпизод коллеге - инженеру. Тот, выслушав "творение" малышки, ответил:"А что, чем это хуже того, что теперь льётся из телевизоров?  Внучка твоя вполне на уровне современных хитов эстрады! Радуйся! Может, певицей будет..."
8. Решил однажды дедушка проверить память внучки во время прогулки по бульвару. Сначала - загадки. Загадка хороша тем, что развивает воображение и пробуждает мозг ребёнка к поиску ответа. Кроме того, загадки развивают математические и логические способности. У девочки радостно блестят глаза, ей нравится эта игра.
Затем дедушка Коля усложняет игру, проверяя слуховую память ребёнка. Вспомнив слова Мюллера из "17-ти мгновений весны" : "Попробуй, Марьюшка, повторить эту фразу: "Was wissen zwei, wisst auch Schwein". Машенька моментально выдаёт эту тарабарщину без искажений!
Дед, полагая, что это случайность, говорит ей: "Прекрасно! А теперь скажи-ка такое словосочетание: "Die Wurst aus Braunschweig." Ребёнок без запинки выдаёт и эту фразу.
После прогулки дедушка Коля рассказал о хороших способностях малышки родителям. "Марьюшка имеет способности к языкам. Учите её. У неё иностранные языки, впрочем ,как и русский, будут идти прекрасно!"
  Предсказанье деда, забегая в будущее, сбылось.
9. Необычайно рано, в неполные 6 лет, родители решили отдать Машеньку в школу. Все старшие - и оба деда, и обе бабушки, сопротивлялись: "Зачем? Она же девочка! Пусть ещё годик походит в садик! Куда вы торопитесь?"
  Ответом было:" А пусть идёт в школу! Читать она уже умеет. Считать - тоже. Девочка неслабая. Голова у неё работает хорошо. А в садике этот лишний год она только тупеть будет..."
 Короче, отдали в школу. Даже оформили на "продлёнку", до 6 часов вечера, пока родители или старшие не заберут её из школы домой.
 Марьюшке, несмотря на опасения, очень нравилось учиться. Трудно сказать, почему. Предположительно, что живой ум и стремление к познанию у неё от предков, как и у большинства в родне.
 Что положительного в "продлёнке"? Есть преподаватель, занимающийся с детьми. Их кормят, поят. Дети играют. Играя, учатся. Вечерами Марьюшку из школы уводит, как правило, дедушка Коля. Это нетрудно, благо это по пути возвращения деда от станционной платформы.
 В школе ребёнок взрослеет быстро. Это можно было оценивать по вопросам, которые задаёт юная школьница.
  --- Дедуся, а кто такие октябрята?
  --- Откуда ты взяла это слово?
  --- Из песни..."Из раскрытых окон школы слышны крики октябрят."
  --- Октябрята - это школьники младших классов, до 9 лет. А в 9 лет их принимают в пионеры.
  --- А кто такие пионеры? Что означает слово "пионер"?
  --- Пионер, Марьюшка, означает - первооткрыватель.
  --- А что открывают пионеры?
  --- Это долгий рассказ. Я тебе расскажу об этом дома. Хорошо?
  10. Девочка развивается. Вопросы усложняются. Понятно, что ум у Марьюшки пытливый и ей не хочется оставлять что-то непонятным.
  Как-то задаёт вопрос: --- Дедуся, а кто такие коммунисты?
  Ну как рассказать ребёнку простыми понятиями, простыми ясными словами, не забивая ей мозги всякой шелухой?
  --- Пойми, Машуля, коммунисты - это сторонники объединения всего общества и общественного хозяйства. Вот ты слышала, конечно, слова "коммунальное хозяйство"? Это означает - общественное хозяйство. Проще говоря, Коммунистическая партия - это партия, то-есть группа людей - сторонников объединения общества. Вот отсюда и происходит слово "коммунист".
  --- А что означает слово "капиталист"?
 О Боже! - проносится в голове деда Коли.
  --- Капитал, внученька, это по сути, деньги. В основе капитала - деньги, богатство. Капиталист это человек-сторонник накопления денег, стремящийся к обогащению, к наживе.
  Затем дед добавляет: "Многое тебе расскажут учители в школе. Многое ты узнаешь сама, прочитав умные толковые книги. Многое ты узнаешь, размышляя и обдумывая вопросы и проблемы. А сейчас, в школе, учись старательно, внимательно слушай, что говорит учитель, не отвлекайся. Конечно, аккуратно делай домашние задания. Меньше смотри телевизор и побольше читай хорошие умные книги."
  11. Через год, учась во втором классе, Маша поразила неожиданным вопросом:
  --- Скажи, дедуся, а жизнь быстро проходит?
 Что можно ответить девочке семилетней? Такой сложный, можно сказать, философский вопрос... Как ответить молодому созданию, внучке - кровинушке родной?
 ---Я тебе так скажу, Марьюшка. Часы ползут, дни бегут, а годы... Годы - летят! Так что - цени время, родная моя!
 12. В школе действует драматический детский кружок. Бывают иногда энтузиасты среди учителей, которые ведут такие кружки. Что характерно, это сплачивает школьников, делает их дружными. Сюжеты увлекают и как-то творят людей добрее, отзывчивее.
  Маше, как девочке красивой и некапризной, руководительница драмкружка дала роль девочки, которая, собирая лесные ягоды, находит заблудившегося раненого мальчика. Постановка была хорошая. Костюмы и декорации - очень хорошие. Как-то хорошо был поставлен свет и звук. Школьники и приглашённые родители - все в  восторге. "Актёры и актрисы" награждены бурными рукоплесканиями. Они выходили  кланяться. На смотре округа ЮЗАО г. Москвы они заняли призовое место среди детских коллективов. Что ни говорите, роль руководителя коллектива, который может воодушевить детей и помочь им играть с душой - просто очень велика!
  Марьюшка после спектакля спросила деда Колю: "Я хорошо играла, дедуся?" На что дедуся ответил вопросом: "А ты знаешь, что такое сценическое действие?" 
 --- Что это такое?
 --- Понимаешь, Марьюшка, это действие актёра без слов. Вот ты увидела мальчика, который лежит без сознания. Может быть, он ранен. Для тебя это неожиданность. Ты ошеломлена. Ты своими действиями должна показать это. Резко остановиться. Выронить, например, от неожиданности корзинку, схватиться ладонями за свои щёки. Пауза. Затем - лёгкими короткими шагами ты подбегаешь к раненому, лёгкими движениями проверяешь, как он, жив ли, касаешься его ... Ну и так далее по тексту роли... Короче, чем больше чувств ты изобразишь, тем правдивей будет твоё сценическое действие. Поняла меня?
  --- Да, дедуся. А ты что, играл в спектаклях?
  --- Нет, Машуля. Просто я уже очень долго живу и много чего видел... Играй по моему совету и у тебя всё получится.
 13. Закончив 8-й класс, Марьюшка говорит деду Коле:
  --- Дедуся, мне очень нравится математика. Она у меня хорошо идёт. Я хочу перейти в математическую спецшколу. Хочу стать, как мама, математиком.
  14. Три года спустя Марьюшка закончила школу с золотой медалью и поступила в МГУ. Деду Коле сильно хотелось, чтобы она стала преподавателем математики в каком-нибудь техническом ВУЗе или работала математиком в научном центре. Только вот где они, кстати, эти центры в России?
 --- Дедуся, я не хочу работать со студентами. С людьми работать ведь трудно. Надо уметь хорошо объяснять, говорить.
 --- Машенька! Этого никогда не бойся! За тебя будут говорить Математические Формулы и Математические Ответы. Говорить будут студенты. А ты будешь лишь говорить: "Так" или "Нет, не так."
  Но не убедил дедуся внучку... Будет внучка скоро магистром прикладной математики...  Старенькие дедушки, бабушка и родители очень надеются на Марьюшку...


 





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
© 02.06.2019 Николай Косойкин
Свидетельство о публикации: izba-2019-2568884

Метки: Математика, дедушка, бабушка, внучка, родители,
Рубрика произведения: Проза -> Рассказ










1