Эволюция искусства. Этюды. Часть-5.




«Где кончаются дороги мысли — там начинай внимать. Где слова перестают выражать — там начинай созерцать». Дзенский афоризм

… Одиннадцатое сентября – пятница. После завтрака поехали на автобусе смотреть знаменитый Золотой павильон – храм на берегу круглого озера, который не так давно сжёг какой-то фанатик – монах. Его судили и казнили, но он утверждал, что сжёг этот храм, защищая древние устои буддистской веры. Недавно этот храм реставрировали и он стоит во всей красе сверкая золотым отражением в водах пруда.
Этот храм, являющийся хранителем мощей Будды, окружен дзенским садом с ручьями, мхом на камнях и кривыми японскими соснами с шапками хвои на вершинах.
Мы приехали туда к открытию и тем не менее уже несколько сотен туристов, в большинстве школьников, поделённые на отряды в различной униформе, толпились перед воротами ожидая открытия. Они уже давно ждали когда отворят ворота и после открытия, потоком хлынули внутрь, мешая сосредоточится и остановившись, обдумать увиденное здесь.
Несмотря на многолюдье мешающее рассмотреть детали и подробности этой буддистской реликвии, сад храма, произвёл на нас сильное впечатление, хотя пришлось, почти проталкиваясь идти в толпе нетерпеливых туристов!
По пути услышав русскую речь в группе туристов, что здесь не так часто случается, познакомились. Оказалось, что это русские из Хабаровска, в Японии уже во второй раз и им здесь все нравится: и богатство городов и деревень, и чистота на улицах! И они естественно хотят, чтобы и в России так стало! Об этом и поговорили, качая головами и вздыхая…
После осмотра «Золотого павильона», (хотя внутрь никого не пускают), пошли в соседний храм Руанджи, где находится знаменитый сад «Пятнадцати камней». Этот сад, я тоже, не один раз видел в книжках об Японии – настолько он знаменит!
И вот здесь, присев на край помоста в тени от кривой крыши, я углубился в медитацию рассматривая этот сад славящийся своими идеальными пропорциями и загадочным расположением больших и малых гранитных глыб, среди «волн» некрупной, серой гальки «расчёсанной» специальными граблями.
Эти камни, словно острова в океане жизни и расположены они группами. На меня этот сад действует как медитативная музыка. Я углубляюсь в себя, начинаю думать о суете и тщете жизни, сожалею об упущенных возможностях или бездарно проведенных годах, утекающей жизни…
В этот момент мои глаза автоматически смотрят в одну точку видимого пространства, мышцы расслабляются и я, начинаю дышать глубоко и ритмично…
Первое время присутствие праздных и шумных людей вокруг отвлекают и раздражают, но потом, перестаёшь их замечать и реагировать на них. Я остаюсь наедине с собой и мысли ровным потоком текут в голове.
Вдруг, в шуме разговоров вокруг различил русскую речь, а потом моё сосредоточение прервал китаец-фотограф, долго кликающий затвором аппарата у меня под ухом.
Подумалось, что китайцы по сравнению с выдержанными японцами, напоминаю индейцев из северной Америки. Многие из них шумливы, невоспитаны и даже грубы.
А дзен, в этом смысле, сделал из японцев особую нацию.
Китайская революция вытолкнула на поверхность политической активности миллионы и миллионы простых людей и этим можно гордиться, правда не забывая об исправлении плохого воспитания…
После сада «пятнадцати камней», казалось нас уже трудно чем-то удивить. Однако, перейдя в храм Нинаджи, мы увидели ещё один замечательный образец «философского» сада с озером подходящим прямо к помосту. В саду, под присмотром садовника-архитектора рабочие обрезали ветки на деревьях и эта работа требовала большого внимания, потому что в японском саду всякая деталь «интерьера» важна!
Потом, на «трамвайчике», состоящем из двух вагонов на рельсах, поехали в сторону бамбуковой рощи, одной из достопримечательностей древней столицы.
Здесь, идя по смотровой тропе, мы видели стену зелёных бамбуковых стволов через которую и солнечный луч не проникает. Потом, в продолжении тропы поднялись на холм, на виллу знаменитого киноактёра тридцатых годов Окочи, и увидели там со смотровой площадки, замечательный вид Киото, раскинувшегося внизу, в долине.
В этом поместье, выстроенном по желанию киноактёра, есть ещё и красивый дом с лужайкой, часовня и тропы с тропинками, которые проложены среди зарослей садовых деревьев. Очарование этого поместья трудно описать - это надо видеть и представить, как знаменитый актёр прославившийся ролями самураев-героев, жил здесь в одиночестве и сидя на террасе дома, на закате дня, смотрел на долину, в которой среди лесных рощ проглядывал город.
Там же, в поместье, в красивом чайном домике, мы посидели на воздухе и выпили особого японского зелёного чаю, разговаривая с пожилой японской парой. Мы расхваливали Японию вполне искренне, а японцы радовались нашей похвале и было видно, что они гордятся своей страной.
Я уже отмечал, как черту национального характера, стремление японцев к порядку. Тут никто не лезет вперёд, а все встают в очередь по мере «прибытия» и терпеливо ждут. Даже на железной дороге, имея билеты с обозначенными местами, они встают в очередь в свой вагон, а служащие в униформе и с повязкой на руке, регулируют очередь и стараются услужить нуждающимся в помощи...
Во многом, такой порядочности, способствует религия дзен, в которой, вместе с непротивлением злу насилием, предусматривает ответственность за личное поведение.
Интересная деталь. В автобусах и в метро, молодые сидят спокойно и не предлагают свои места пожилым. Это оттого, что есть специальные места для таких пассажиров, и молодые на них не садятся, даже если автобус переполнен…
Через дорогу, на красный светофор никто не переходит и ждут, даже если дорога пуста!
Я уже не говорю о поклонах вежливости, которыми, здесь, переполнены отношения между людьми!
Метро в Киото новое, с лифтами, эскалаторами и пандусами. Станции просторные и рационально спланированные, а в вагонах кондиционеры и экраны на которых, дана информация по поездке и даже прогнозы погоды…
Дома в городах стоят почти впритык один к другому, а улицы узкие и почти без тротуаров. Мы первое время пугались проходя мимо едущих рядом, машин.
Много людей в повязках скрывающих рот и нос. Я так и не разобрался, почему, особенно молодые носят такие повязки? Боятся заразиться или боятся заразить?
Ещё одна особенность Японии – проведение транспортных магистралей в городах на трёх уровнях: под землёй, на земле и над землёй. Многие железные дороги, проходят через города по длинным виадукам на мощных бетонных опорах, над проезжими улицами и прохожими…
Проблему пробок и транспорта в больших городах, надо будет решать и в России. Хотя начать строительство магистралей в трёх уровнях надо было, уже «вчера»!
На мой взгляд, Япония сегодня, по настоящему современная страна и её успехи в экономике и промышленности, как я понял анализируя увиденное, во многом обусловлены патриотизмом и доверием своей родной стране! Японские кампании и бизнесмены, часто зарабатывая деньги заграницей, приводят их в страну, чтобы можно было строить и развиваться у себя на родине. В России, к несчастью, сегодня для многих «элитариев» - патриотизм, это бранное слово!
Кажется, что повышенная регламентация жизни здесь, тоже происходит из географических особенностей Японии. Здесь земли не так много для населения сравнимого с населением России и потому, живя бок о бок, японцы изобретают способы жить в мире и согласии, через следование и выполнение определённых законов и регламентов, регулирующих жизнь в такой «тесноте».
Поэтому, тут выстраивается порядок, который требует ограничения эгоизма общими задачами и целями! В социальном плане, здесь больше социализма чем даже в Англии!
Поэтому, выстраивая новую Россию, надо учитывать опыт соседей и в частности опыт социализации жизни в Японии!
Путешествуя, мы видим в большей части Японии горы-холмы, покрытые лесом. А в долинах – поля, чаще рисовые, которые заменяют поля пшеницы, такие как в Европе и в России.
Старые дома и даже громадные храмы, здесь, выстроены в основном из дерева и в этом Япония похожа на Россию.
Поэтому, сегодня, очень важно научиться строить в России жилые дома по новым технологиям, особенно в сельской местности. К сожалению власти на эту особенность страны не обращают внимания. Однако, это, на мой взгляд, именно те резервы, которые помогут решить в России извечную жилищную проблему…
Тринадцатое сентября. С утра ходили смотреть местные храмы Дайтокуджи, расположенные совсем рядом с нашим домом, чуть вглубь от главной улицы предместья.
Хорошо, когда рядом совсем нет туристов, и можно спокойно посмотреть и подумать о высоком без шума и толкотни. Кругом тихо, сосредоточенно и влажный прохладный воздух…
Тут тоже садики рядом с храмами, в которых изредка можно увидеть монахов. Хотелось поговорить хотя бы с одним из них, расспросить о внутренней жизни, но проблема с языком не позволяет этого сделать.
Видели одного старого монаха – настоятеля храма, который сидел у себя в келье и что-то писал. Такими мне и представлялись древние насельники этих монастырей!
И сами мы были довольны и спокойны, когда не торопясь ходили по монастырю, снимая башмаки и оставаясь босиком или надевая «казённые», без задников шлёпанцы.
Храмы достаточно похожи и разняться только деталями. Но надо различать, что тут есть храмы основатели определённой ветви буддизма, а есть храмы «дочерние», возникшие уже позже, как продолжение и развитие старых храмов…

…Надо сказать, что в этой книге, я во многом отделываюсь крайне скупыми сведениями о том, что мы видели путешествуя по Японии, часто оставляя без упоминания наши разговоры и впечатления, а тем более размышления об увиденном.
Иначе, пришлось бы описывая подробности каждого дня и писать по большому очерку…


Потом, сели на поезд и поехали в знаменитый японский замок Химейджи, который переводится на русский, как «Белая цапля». Это сложенная из гранитных глыб, пятиэтажная башня с мощным основанием, видимая издалека и даже из окон поезда. Замок действительно белый, красивый и мощный и является историческим феноменом, показывающим былую мощь и великолепие самурайской Японии!
Японские туристы вкупе с западными, сотенными толпами движутся в сторону «Цапли», которая с приближением к ней, выглядит все интересней и впечатляет не меньше немецких средневековых замков! Очередь выстроилась на полтора часа, и по пути удается со многих ракурсов рассмотреть это шедевр воинского и оборонительного искусства.
Внутренности этого огромного строения – деревянные, балочной структуры. Полы и лестницы из толстых плах, а черепичные крыши заканчиваются скульптурным изображением рыб, символ воды, которая спасает от главной опасности для дерева – пожаров! Это обычная опасность для жителей, как в Японии, так и в России!
Сухое, старое дерево горит как свеча. Но замок, а точнее основание и стены рва с водой сложены из гранитных глыб весом не менее тонны.
Внутри замка семь этажей и ещё подсобные помещения. Все это выкрашено в белый цвет и на холме, смотрится как сказочное и вовсе неопасное здание! Но скольких бед и страданий стоило окрестным крестьянам это строительство, а потом и обслуживание замка?!
Вместе с очередью, по крутым лестницам между этажами, мы поднялись внутри замка на самый верх, осматривая по пути пустые этажи. А уже по другой лестнице, так же медленно спустились вниз и стараясь не теряться в длинной очереди туристов, вышли на улицу.
Выйдя наружу сфотографировали в очередной раз красивый замковый фасад, а потом вздыхая пошли осматривать замковый японский сад, разбитый на месте бывших самурайских казарм.
Сад, как всегда впечатлил больше всего! Чудные небольшие озерки связанный цепью проток и в них, торчат из воды гранитные островки. Японские мостики связывают берега пруда и под ними, в воде медленно плавают карпы – привычные обитатели таких садовых прудов.
В саду, куда мы попадаем по горбатым мостикам, стоят пушистые японские сосны, растут стриженые кустарники и лежат вросшие в землю камни покрытые мхами всех оттенков зелёного.
Ручеёк, соединяющий одну озеринку с другой, течет плоской прозрачной лавиной по отборной круглой гальке. Ту же шумит невысокий водопад, а в озере, крупные рыбины разного цвета: от красного до пятнистого, глядя на вас из воды начинают открывать рты, прося подачки.
В организации пространства сада чувствуется вкус к красивому дзенских монахов, которые молились и медитировали в таких садах многие столетия!
Я в восхищении от увиденного и готов установит палатку на берегу пруда и жить здесь, сосредоточенно и аскетично…
Но главное, в этом саду мы стали участниками настоящей чайной церемонии. В легком домике, из дерева, на одной из зелёных луговин сада, сняв обувь прошли внутрь и увидели гейш в ярких кимоно с цветами, разносивших чай посетителям сидящим прямо на полу, подогнув под себя ноги.
Мы попросили низкие скамейки, потому что наши колени совсем не привыкли к такой позе.
Через время, гейша принесла нам чай и «колобки» из теста, сладкие и с наполнением внутри, которые можно разрезать перед едой тоже плоскими палочками-ножами.
Красивая, молодая японка, встала перед нами на колени и переставила со своего подноса на наш низкий столик блюдце с колобками, в красивых пиалах густой чай зелёного цвета, натертый на терке и разбавленный горячей водой.
После того, как были съедены колобки и маленькими глоточками выпит чай, надо было перевернуть чашку и прокрутить её два раза вокруг оси. Цифра два в синтоизме – святое число. Перед алтарём в храмах звонят в колокол дергая за длинную верёвку, а потом, дважды поклонившись, тоже дважды ударяют в ладоши, что означает вызов божества на свидание с вами…


Район Киото, Дайтокуджи, в котором мы живём, заполнен храмами. Но в отличии от других храмовых мест, здесь, особенно по утрам совсем нет туристов и монахи спокойно варят себе «мисо» на кухнях и завтракают, не отвлекаясь.
Некоторые храмы закрыты для посетителей, а несколько – открыты от рассвета до заката. И здесь, все подлинно старое – дерево строений почернело от солнца и половицы пола поистёрлись под ногами монахов и туристов. И тут, без суеты и толкотни, можно временами ощутить настоящий дух «дзен»
Медитируя здесь, я размышлял о том, что религиозная жизнь делает существование человека осознанным и неспешным, а атеизм возвращает человека в животное состояние спешки и суеты, когда человеком начинают править инстинкты.
Конечно, животное начало сидит в каждом человеке, но важен процесс изживания в себе этого затаившегося животного! И религиозные идеи, дают человеку эту возможность осуществлять, с разной степенью успешности!
Неподалеку от нашего пристанища, стоит большая школа и в тихие дворики храмов, иногда доносятся крики детей, и стук теннисных мячей. А рядом, кладбище, тихое и ухоженное.
И кругом, удивительно много работ, сделанных руками человека за время существования города. Тут и каменные водоводы, и ограничивающие территории монастырей каменный стены, но главное старинные храмы сделанные из дерева!
Вот и на кладбище, могилы настоятелей огорожены каменными стенами и на входе сделаны деревянные ворота с небольшим навесом. Кладбища – это место тишины и покоя и вместе - показатель существования культа предков, характерного для национальных традиций азиатских народов. Из этого вырастает культ семьи, крепкие родственные связи и уважение к старшим. А теплота таких отношений спасает человека от одиночества…
Осматривали храм Дайсонджи – храм основанный в начале шестнадцатого века, как подхрам Дайтокуджи. Тут замечательные дзенские сады, рядом с которыми хочется сесть и медитировать никуда не спеша и ничего не решая…
Здесь чудное сочетание цветов: серый цвет расчёсанной граблями гальки, разнообразный зелёный цвет мхов и старых деревьев. Но главное камни, источенные временем, торчащие из земли как прообраз скал, вечно пребывающих в водах мирового океана!
Есть тут камень со следами ног Будды – углублениями в гранитной поверхности; есть окаменелое дерево с хорошо видными следами годичных колец на срезе ствола.
…При сосредоточенном рассматривании таких садов, возникает ощущение прикосновения нашего сознания к вечности. Жизнь вокруг становится на время чем то внешним, а энергия личности сосредотачивается на временности драмы пребывания в этом бренном мире!

…К полудню, мы вернулись в дом, попили чаю и перекусили а потом поехали в бывший императорский дворец, который был закрыт для посетителей и куда надо было записываться для посещения.
Обошли стены дворца по периметру, и не увидев ничего интересного, пошли пешком во дворец Сегунов – то есть военных правителей Японии.
Вот там, во дворце Сегунов - военных правителей Японии - была живая красота, в отличии от того же замка «Белая цапля», где мы часами толкались в очереди, поднимаясь и спускаясь по узким лестницам, не успевая ничего рассмотреть подумать и понять! Да там наверное нечего было понимать, потому что красота открывалась только снаружи…
А здесь, парадные покои сегунов, подвесные потолки, расписанные японскими живописцами стены комнат и покоев, искусно сделанные муляжи сегуна и придворных в красочных одеяниях. Именно эта «скульптурная» реконструкция встречи сегуна с придворными в большом парадном зале для приемов, поразила нас больше всего в этом дворце.
Этот замок представлен одноэтажным большим зданием и окружён замечательным парком. Мы были в восхищении, увидев, как жили люди власти в Японии, многие столетия до нас.
После осмотра замка сегуна, вышли в парк и были тронуты величественной красотой просторного зелёного пространства, где можно было свободно гулять часами.
Этот замок, как и дворец императора в Токио, тоже окружён рвами с водой с каменными берегами и почти на каждом угловом бастионе, в свете багрового заката, прорисовывались силуэты серых цапель, живущих здесь с незапамятных времён.
Солнце, здесь садится точно на западе, а значит и восходит точно на востоке. Ещё и поэтому, Японию называют Страной Восходящего Солнца!

Справка из Википедии о истории Сегуната и самураев:

«…Сёгун - в японской истории так назывались люди, которые управляли (в отличие от императорского двора в Киото) Японией большую часть времени с 1192 года до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 году. Правительство сёгуна называлось бакуфу - слово бакуфу означает «палаточный лагерь» в смысле места расположения полководца, ср. русское ставка. Государственный строй, при котором верховная власть принадлежала сёгуну, обозначается как сёгунат (не японское слово)…»
«…Начиная с основания сёгуната в 1192 году и до его падения в 1867 году (то есть в течение почти семи столетий) титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. Четкого порядка наследования титула не существовало — обычно сёгун назначал преемника из числа своих сыновей, если же их не было, то усыновлял одного из представителей других ветвей рода. В поздний период многие сёгуны начинали управлять страной будучи детьми, их роль стала символической, схожей с ролью западно-европейских монархов. Принципиальным отличием сёгуна от императора было отсутствие сакральной составляющей, сёгун считался главой администрации и хранителем государства, но не воплощением богов на земле. За семь веков существования титула сэйи-тайсёгун, его носителями были несколько кланов…»

О японских самураях справка из «Википедии»:

«…Самураи - в феодальной Японии - светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и заканчивая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении — военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «бу» (воин) — это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Часто проводят аналогию между самураями и европейским средневековым рыцарством, но такое сравнение во многом неточно.
Само же слово «самурай» происходит от глагола haberu, в дословном переводе означающего «служить, поддерживать»; то есть самурай — служилый человек. Самураи — не только воины-рыцари. Они были и телохранителями своего даймё или сюзерена, и в то же время его слугами в повседневной жизни…»
«…В середине XVI века казалось, что империя, сотрясаемая гражданской войной, развалится на отдельные государства, но даймё провинции Овара (в центральной части острова Хонсю) Ода Нобунага удалось положить начало процессу нового объединения страны. Совершив несколько удачных военных походов против крупных феодалов и разгромив некоторые буддистские монастыри участвовавшие в междоусобных войнах, Ода Нобунага смог подчинить своей власти центр страны с императорской столицей Киото. В 1573 году он сверг Асикага Ёсиаки, последнего сёгуна из семьи Асикага. В 1583 г. в одном из храмов Киото Нобунага совершил сэппуку, чтобы избежать пленения армией предавшего его генерала.
Дело объединения страны продолжил один из самых способных генералов Нобунаги — Тоётоми Хидэёси, необразованный, тщеславный, но смышлёный и волевой выходец из крестьянских низов. Он продолжил дело своего покровителя с беспощадной решимостью и уже к 1588 г. фактически объединил страну…»
«…В 1598 г. Хидэёси умер, оставив власть своему несовершеннолетнему сыну, вместо которого государственными делами должен был руководить регентский совет. Именно из этого круга вскоре выделился человек, завершивший объединение страны установлением единовластия — Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (ныне Токио), хитростью и силой устранил сына Хидэёси и провозгласил себя сёгуном, положив начало сёгунату Токугава, эпоха которого продолжалась более двухсот пятидесяти лет…»
«…Процесс внутреннего распада сословия самураев заметно усилился с середины XVIII века. Развитие мануфактурного производства и усиление городской буржуазии приводили к постепенному экономическому вырождению самурайства. Всё больше и больше самураев и даже влиятельных даймё попадало в долговую зависимость от ростовщиков.
Своего рода комплекс неполноценности, порождённый в самураях их странным положением, находил выражение в обострённой тяге к традиционным духовным ценностям. Повсюду возникали разнообразные школы воинских искусств. С новой силой вспыхнул угасший на время междоусобных войн интерес к философии Дзэн, чайной церемонии, живописи и гравюре, изящной словесности.
Многие самураи, даже не переходя на положение ронинов, занимались торговлей, ремёслами и т. д. Рядовые самураи (особенно в княжествах Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн), тесно связанные с буржуазией, сыграли значительную роль в незавершённой буржуазной революции 1867—1868 (см. Мэйдзи исин). После неё сословие самураев, как и другие феодальные сословия, было упразднено, однако самураи не потеряли своего привилегированного положения…»

А вот справка из «Википедии», которая заинтересует молодых читателей.
Воспитание самураев и кодекс Бусидо:

«…Обучение в семье и наставления учителя были двумя основными факторами, фундаментом в воспитании молодёжи сословия самураев, формировавшими идеал воина, основанный на мифических сказаниях, буддийском безразличии к смерти, страху и боли, конфуцианском культе сыновней почтительности и чисто японской основе — верности своему феодалу. Семья и наставник прежде всего заботились о становлении характера подростка, вырабатывали отвагу и мужество, выносливость и терпение. Будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, другими словами, развивали в них качества, которые считались в среде самураев самыми главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого. Такой характер развивался чтением рассказов и историй о храбрости и воинственности легендарных героев, знаменитых военачальников и самураев, просмотром театральных представлений. Нередко отец приказывал будущему воину для развития смелости отправляться ночью на кладбище или место, известное своей дурной славой (где «водилась» нечистая сила и т. д.). Практиковалось посещение мальчиками публичных наказаний и казней, а также ночной осмотр отрубленных голов преступников, на которых сын самурая должен был оставить свой знак, доказывающий, что молодой буси действительно приходил на указанное ему место. Чтобы развить у молодёжи терпение и выносливость, сыновей воинов заставляли исполнять непосильно тяжёлые работы, проводить ночи без сна (во время праздников богов учения), ходить босиком зимой, рано вставать и т. д. Ненамеренное же лишение пищи считалось полезным…»

Доспехи и вооружение самураев XVIII века в Кунсткамере (Санкт-Петербург). Преподнесены в дар будущему российскому императору Николаю II во время его визита в Японию в 1891 году.
«…Значительная часть самураев, ещё при Токугава фактически владевшая землёй (госи), стала после аграрных законов 1872—1873 и юридическим собственником этой земли, войдя в состав так называемых «новых помещиков». Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в основном офицерский состав армии и флота. Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны — всё это стало составной частью идеологии милитаристской Японии до начала Второй мировой войны. Термин «самурай» иногда применялся для обозначения служащих японской армии, однако после ликвидации вооруженных сил Японии в 1947 году он окончательно ушел в историю…»

Стоит сказать несколько слов о последствиях переноса столицы из Киото в Токио.
Когда в 1868 году, столицей Японии стало Токио, многие знатные придворные кланы из Киото пришли в упадок и сам город превратился в городок провинциальной судьбы. Можно, в определённом смысле сравнить подобный перенос столицы Петром Великим из Москву в С - Петербург. Тогда, вместе с переездом императорского дома и дворянства, Москва очень быстро превратилась в столицу российской провинции! Конечно, можно вспомнить и обратный переезд правительства, уже в послереволюционной России.
Сегодня, Киото можно назвать городом храмов, как Петербург - городом «классической архитектуры»!

… Приехали в Хиросиму к одиннадцати часам дня, и с трудом, по карте нашли дорогу в парк, где расположен Музей атомной бомбардировки города.
Сели на трамвай номер два и через несколько остановок вышли к реке, где и расположен парк.
Здесь, в те страшные дни, был центр города и стояло здание префектуры, руины которого стоят и по сей день! В небо торчит скелет купола и обломки несущих стен. В этом городе всего, одномоментно от взрыва и болезней связанных с радиацией, погибло около двухсот тысяч человек.
Бомба взорвалась в 8 часов 15 минут, в центре города, на высоте около шестисот метров. Всё было спланировано и сделано так, чтобы нанести наибольший ущерб зданиям и убить побольше людей. Это, конечно напоминает тактику нынешних террористов во время взрывов Мирового Торгового Центра в Нью Йорке!
И для меня, вдруг, стали понятны в истории человечества, страшные аналогии между взрывом в Хиросиме и атакой террористов на Торговый центр в Америке!
Там тоже утром, тоже осенью и тоже с расчётом на наибольшее количество жертв! Только арабские террористы при этом, пожертвовали свои жизни, а американские лётчики, сбросили атомного «Толстяка» и живыми улетели в Америку и жили ещё долго и умерли в старости! Каков цинизм и расчётливость американских военных!
А в Европе, тоже в конце Второй мировой войны, были массированные бомбёжки авиацией союзников, Дрездена, тоже с десятками тысяч погибший мирных жителей. Кажется, что у американцев после этого должны гореть щёки от стыда за совершенное!
Кстати, Сталин отказался от участия в этих бомбовых ударах по мирным гражданам. Но об этом мало кто сегодня помнит. Для большинства европейцев и американцев, он был и остался главным «злодеем». А они чувствуют себя невинными!
Но увы их щёки от стыда не горят и они остаются уверены, что их страна самая гуманная на свете!
А сегодня, эти фарисеи берут на себя смелость, обвинять своих геополитических противников в нарушении прав человека, в геноциде и массовых выселениях народов! Но ведь эти народы тоже сотрудничали с Гитлером и тоже не невинные овечки!
Какое все-таки лицемерие – обвинять всех, кроме себя в войне, и жестокостях в ней!
Музей атомных бомбардировок, расположенный в парке, на берегу реки, производит сильное, мрачное впечатление!
Вот несколько страшных цифр:
Прямые жертвы бомбардировок – около 350 тысяч человек. Из них, сто тысяч корейских эмигрантов с семьями; китайские студенты обучавшиеся в городе; и даже американские военнопленные!
Радиус поражения – около трёх километров.
Место взрыва было похоже на оживший ад – все горело и плавилось!
Американцы, впервые в мире проводили военный атомный эксперимент на живых людях. Поэтому, с самолётов спустили на парашютах датчики температуры и давления.
Первая взорванная атомная бомба «Толстяк» была три метра длинны и в диаметре около 60 сантиметров. Внутри было около пятидесяти килограммов вещества, эквивалентного при взрыве 16000 тонн(!) тротила.
Деревянные дома мгновенно загорелись в радиусе два километра, а окна вылетели в домах, в радиусе двадцати семи километров!
…Как ни страшно это звучит, но именно ужасы атомных бомбардировок, долгое время удерживали мир на планете земля…



…Приехав в Киото, решили сходить в синтоистский храм Инари. Храм большой и красивый и очень популярен в среде молодых японцев, которые приходят сюда часто в национальных одеждах, подчёркивая этим значение первоначальной народной религии синто. Видели несколько прелестных японок в ярких кимоно и в туфлях-сабо. Очаровательно выглядят и причёски в несколько «этажей – тоже примета особенной национальной культуры…
В храме и вокруг тысячные толпы посетителей, и некоторые, как и мы рискнули подниматься, сквозь строй из сотен и сотен красных синтоистских ворот, по тропе Сенбон Тори, на вершину священной горы. По пути встречали несколько старинных святилищ, где каменные саркофаги украшены фигурками лис. Лиса – это священное животное синтоизма и её изображения встречаются здесь очень часто.
Устали, добираясь до вершины высотой около трёхсот метров, но наверху с облегчением сели на каменные ступеньки и любовались прекрасным видом на древний город, гордясь своей решительностью и силой. Не каждый турист способен до конца проделать такой трудный путь!
Забыл сказать, что по мне, ритуалы синтоизма, очень просты и похожи на детскую игру. Звонок в колокол, похожий на погремушку, потом два хлопка ладонями, потом два поклона с прижатыми ладошками у груди…
И вы может просить божество о том, что вас привлекает или просить прощения за совершенный грех…

…В Японии, нам нравится желание власти и людей сделать жизнь комфортнее, даже в мелочах. Я уже писал, что кругом чистота и нет даже мусорных баков на улицах, мусор собирают дома и выносят к определённому времени, когда его забирают машины…
Туалеты, даже в общественных местах оборудованы электроникой и унитаз превращается в машину по уходу за интимными частями человеческого тела.
На таком фоне, воспоминания об общественных, платных туалетах в России, или вообще их отсутствие – невольно нагоняют тоску. И дело тут не в варварской культуре, а в варварски мыслящих чиновниках и даже в варварах, сидящих в Думе!
Зверское или потребительское отношение к своим согражданам, стало у чиновников привычкой. Городские власти заняты чем угодно, только не благоустройством и созданием минимума удобств для граждан!
Когда в России, начинаешь говорить о бытовой культуре, на тебя смотрят как на сумасшедшего, а чиновники, оправдывают своё чиновное варварство обычной отговоркой: «Тут столько больших проблем, а ты о туалетах!»
…Но главная проблема в сегодняшней России, это бюрократия и бездушное, часто запретительное сознание, которое стало второй натурой человеков во власти. Ведь проще запретить, а не решить какие –то проблемы, в пользу обывателя, будь то в городе или в деревне.
Социальным воспитанием никто не занимается. Даже церковь не учит людей быть добрыми друг к другу и многие батюшки утверждают, что догматика превыше добрых дел?!
А у чиновников особый статус и они норовят с народом не смешиваться. И такая же ситуация в Америке - я уже писал об этом в своей книге о поездке в Нью Йорк, Сан Франциско и Бостон.
А раз наши «реформаторы» копировали Америку, то социальная неорганизованность и нежелание американских чиновников связывать себя с бедняками, повторяется и в России!
Чиновники в России, сами ходят в кабинетные туалеты и совсем не бывают в общественных, точно так же, как не ездят на метро и потому, не знают нужд пассажиров, то есть простых людей.
Такое пренебрежение к жизни народа распространяется от чиновников в галстуках, до чиновников в рясах…

……Япония страна многолюдная, плотно заселённая. И одна из примет страны, это растянувшиеся на многие сотни километров города и посёлки без чётких границ. Заканчивается один городок и тут же начинается следующий.
В городах соседствуют старые деревянные дома составленные по сути из ширм и современные небоскрёбы самой замысловатой архитектуры. А в горах, дома стоят на склонах почти в тридцать градусов и никого здесь это не удивляет, потому что земли мало и её ценят. Но ещё, люди дружно живут в Японии так близко друг к другу, потому что социально воспитаны и общение между людьми определяет уровень жизни…

«Есть нечто, существующее прежде Неба и Земли, не имеющее формы, погребенное в безмолвии. Оно - господин всех явлений и не подвластно смене времен года…»

Май 2019 года. Лондон. Владимир Кабаков

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 14
© 22.05.2019 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2019-2562005

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика










1