Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Литература как опыт


Зачем нам чужой опыт?
Что такое художественная литература?

Онтологически литература представляет собой некий жизненный опыт, которым писатель (автор) хочет поделиться с читателем.

В данном аспекте совершенно неважно, реальный это опыт или придуманный. Достаточно того, чтобы он удовлетворял двум важнейшим условиям: 1) был достаточно достоверным (то есть похожим на правду); 2) действительно чему-то учил (ибо опыт всегда чему-то учит, иначе в нем нет смысла). Практика показывает, что оба условия легко достижимы. Во-первых, придумать достоверную историю может даже не писатель, а кто угодно. Во-вторых, как учит нас марксизм, человек не способен придумать ничего такого, чего не было бы в окружающей нас действительности. В той или иной степени в любой самой фантастической или несуразной выдумке всегда есть элементы реальности, которые всего лишь выступают в каком-то необычном антураже или в необычной комбинации.

Возьмём для примера русские сказки. Скажем, Иван-царевич на Сером волке. Царевич – реальный элемент, серый волк – реальный элемент. Царевич может скакать на лошади. Сказочнику остаётся заменить элемент «конь» на элемент «волк» - и готов сказочный персонаж. Или пример сказки «Царевна-лягушка». Основный элемент здесь – преображение лягушки в царевну. Существует ли такое преображение в реальности? Да, конечно. Древний сказочник многократно мог наблюдать преображение, допустим невзрачной куколки в прекрасную бабочку, после которого от куколки остаётся некрасивая и ненужная оболочка (= лягушачья шкурка из сказки). Иными словами, берётся реальный элемент – преображение, а на его противоположные концы (вход – выход) помещаются лягушка и девушка. В целом же выходит сказочный сюжет о преображении отвратительной лягушки в желанную красавицу-невесту.

Хорошо это или плохо, но человек всегда ограничен рамками реальности, и только в этих рамках он волен практиковать свои самые буйные фантазии. Отсюда другое положение: в любой фантазии мы всегда находим преображённые элементы реальности, и ничего больше. В конечном счёте любое фантазирование представляет собой всего лишь простое или сложное., примитивное или замысловатое перекомбинирование уже существующих (и данных нам в опыте) элементов.
Итак, литература - это чужой опыт. Возникает закономерный вопрос: зачем нам нужен чужой опыт? Ответ, мне кажется, очевиден. Причина данного феномена - ограниченность человеческой жизни.

Человеческая жизнь ограничена как во времени, так и в пространстве.

Мы не можем жить бесконечно. Литература как чужой опыт позволяет нам пережить разные события в предельно сжатом виде. Там, где понадобились бы месяцы и годы для обретения опыта, мы можем пережить за два-три часа прилежного чтения. То же касается и пространства. Мы просто физически не можем побывать во всех тех местах, куда нас переносит литература.

В основе восприятие искусства лежит, бесспорно, переживание. Переживая художественное произведение, мы переживаем чужой опыт, как свой. Таким образом чужой опыт обогащает нас так же, как и наш собственный.
Почему же мы переживаем чужой опыт как собственный? Дело опять же в психологии человека. Здесь действует принцип и механизм подстановки: мы ВСЕГДА ставим себя на место героя. Это не герой идёт в разведку, это я иду в разведку. Это не героя убивают на Волоколамском шоссе, это меня убивают на Волоколамском шоссе. Даже больше: это не Татьяна Ларина получила отповедь от Евгения Онегина. Это я получил отповедь.

Только соблюдение данного условия позволяет говорить о читателе, как о квалифицированном, подготовленном, культурном.

Как проверить себя на квалификацию в качестве читателя. Это довольно просто: надо всегда задавать себе «школьный» вопрос: чему учит данное произведение? Если книга вас ничему не научила, или, по-другому, не явилась для вас уроком, то возможны два варианта объяснения: или вы чего-то не поняли в прочитанной книге, либо данная книга относится к разряду чтива, а не литературы. Хотя, исходя из своего читательского опыта, могу сказать, что мне крайне редко попадались книги, которые вообще ничему не учат. Таким, например, оказался для меня роман Дюма «Граф Монтекристо»
Чтиво - тоже искусство, но особое: искусство красиво убивать время. Однако здесь и сейчас говорить об этом неуместно, ибо важнее обсудить ещё один вопрос, непосредственно относящийся к теме. Никто не любит дидактической литературы, которая пишется специально для того, чтобы чему-то научить читателя. Как судить об этой литературе? Не является ли она, исходя из моих постулатов, высшим достижением литературного творчества? И нет ли здесь противоречия?

Ни в коей мере. Дидактическая литература обычно относится ко второму, а то и третьему литературному разряду. Дело в том, что хорошая литература крайне редко учит непосредственно, прямым наставлением или проповедью. Хорошая литература всегда учит опосредованно, замаскированно, обиняками. Обязанность читателя как такового - раскрыть урок, данный писателем, извлечь из произведения его сокровенный смысл. Тем более, что автор вовсе не обязан отдавать сам себе отчёт в том, что он написал. Может, но не обязан. Для интерпретаций существует критик, как наиболее квалифицированный и авторитетный читатель.

Итак, подведём итог, то есть обобщим сказанное, выразив его в нескольких кратких постулатах.
- Литература есть чужой опыт, который автор предлагает читателю. Читатель имеет право принять этот опыт или отказаться от него.

- Качественное произведение литературы всегда содержит некий урок, который читатель обязан понять (постольку, поскольку прочитал вещь) и либо усвоить, либо отвернуть его.

- Чтение литературы есть ПРИСВОЕНИЕ чужого опыта. Оно абсолютно добровольно. Оно может быть непосредственным (прочитал - понял) но может быть и опосредованным (путём обсуждения с другими читателями и знакомства с мнением критика).

- Дидактическая литература имеет право на существование, но не может считаться перворазрядной литературой.

- В основе восприятия художественной литературы (и сходных искусств) лежит переживание, которое реализуется в механизме подстановки, когда читатель ставит себя на место героя.

Понимание таких вещей, на мой взгляд, позволит избежать многих недоразумений в оценке того или иного произведения литературы, а особенно - ненужных и затяжных споров по поводу вкусов.





Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 25
© 21.05.2019 Роберт Иванов
Свидетельство о публикации: izba-2019-2561614

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


Асия Караева       03.07.2020   19:57:58
Отзыв:   положительный
Даже не думала так о литературе… Да, Вы очень правильно охарактеризовали литературу как опыт.
Наверное поэтому и наступила ее смерть, как Вы назвали одну из Ваших статей.
Дело, в том, что сейчас как в России, так и на Западе литература, вернее ее подобие, пишется людьми без опыта, так называемыми upper middle class людьми, которые научились витиевато писать на Creative Writing курсах, а в жизни ничего не видели. А для писателя нужен и талант, и жизненный опыт. Хотя, конечно, можно восхищаться тем, как таят во рту Мадленки Пруста… Но это скучно…
Роберт Иванов       03.07.2020   20:48:53

Мы живём в совершенно другом мире. Литература на самом деле умерла. Осталось чтиво, основная задача которого - убить время и доставить какое-то подобие удовольствия или забытьё.
Такие обломки прошлого, как я, просто слегка шевелят плавниками и жабрами и изображают свое призрачное присутствие в современном мире.
Асия Караева       03.07.2020   21:35:27

Но Вы – не обломок прошлого, а неутомимый дух настоящего, заставивший меня наконец-то напрячь мозги…
Роберт Иванов       03.07.2020   21:54:34

Оооо... Вы мне льстите!
А мне приятно воображать себя рыбой, которая скромно лежит на дне водоема и всячески изображает свое отсутствие.
















1