Эволюция искусства. Этюды. Часть-3


Буддизм и китайское искусство.

В городе много парков выстроенных на примерах национальных парков, где восстановлены элементы традиционного садового искусства. Гармоничное сочетание элементов неба и земли присущи искусству китайских парков и садов уже много столетий.
Очарование этих парков и садов состоит в разнообразном сочетании природных элементов, в отсутствии плоской симметрии, в художественном символизме отражающем особенности национального характера китайцев, их религиозной и философской культуры.
При виде такой красоты, невольно замираешь в экстазе спонтанной медитации, когда хочется сесть в тихом месте, установить дыхание и сосредоточенно думать о вечном.
Этим свойством - думать о непреходящем - обладали все древние китайские мудрецы, выдающимися представителями которых стали Конфуций и Лао Цзы. И конечно Будда, пришедший в Китай из Индии через несколько столетий, чьим учением пользуются и по сию пору миллионы верующих китайцев.
Именно этих мудрецов я вспоминаю, когда попадаю в такие парки, потому что с молодых лет я был увлечён китайской философией и искусством философских садов, которое культивируется и в Китае и в Японии.
Японцы, во многом стали продолжателями древнекитайских традиций в этике и эстетике и очень интересно наблюдать эту преемственность, но и своеобразие японских парков, тоже связанных с разновидностями буддизма – китайским чань и японским дзен. Учение Просветлённого, со временем стало главным религиозно-философским авторитетом во всей северо-восточной Азии и конечно, прежде всего в Китае и Японии.
Именно этим и объясняется несчитанное множество изображений Будды, как в городских, так и в древних пещерных храмах, о которых я расскажу позже.
Что касается огромного количества и часто гигантских размеров «портретов» Учителя, то тут срабатывает древняя традиция, по которой чем известней был человек, тем в большем количестве и больших размеров появляются его скульптурные изображения. А в Китае такие памятники Учителям жизни возглавляемые гигантских размеров статуями Будды, показывают уровень почтения к ним и обожания их.
Отчасти эта традиция умножения и увеличения размеров изображаний вождей, сохранилась и сегодня – посмотрите сколько картин и скульптур посвящены выдающимся людям во всех странах мира, невзирая на религиозную принадлежность или их социальный статус.
Эта традиция поддерживается не только в Азии, но и в Европе, и в Америке, где основателям Соединённых Штатов Вашингтону и Линкольну поставлено множество монументов разных размеров. Иначе говоря, количество и размеры определяют уровень авторитета того или иного деятеля в той или иной стране и части света!
Буддизм сильно повлиял на национальные народные характеры стран в которых он до сих пор сохранил влияние. И любовь к красоте мира, чистоте и опрятности, ставшая одной из основных принципов буддизма, сегодня сохранилась и в Китае, и в Японии. И все буддистские храмы, будь то в «замусоренном» Непале, или в «вычищенном» Китае и тем более в Японии, отличаются красотой, соразмерной эстетикой, порядком и аккуратностью.
И эта любовь к чистоте и порядку сказывается в характерных деталях народного, национального быта. В Китае, люди на улицах не хотят даже плюнуть под ноги и стараются сделать это в мусорные урны, которые тоже сделаны с эстетическим разнообразием.
Где вы в России или даже в Европе увидите человека, который поднимает на улице брошенную кем – то бумажку или даже окурок и кладет их в мусорную урну? А здесь я видел это несколько раз и по хорошему позавидовал такой черте народной культуры.
В китайских и японских городах вы не увидите на асфальте городов черных пятен раздавленной жевательной резинки, а в Европе, особенно на центральных улицах больших городов, часто приходится соскребать эти пятна или смывать их струёй воды…
О красоте и чистоте китайских метро и вокзалов я уже писал…
И все это пришло из буддизма, сохранившего свои эстетические основания и в народной культуре. И в этом случае, люди верят не в богов или Бога, а в человека, который стал нравственным Учителем для миллионов и миллионов своих почитателей!

…Потом, через красивый парк, пошли в исторический музей Шанхая, - красивое современное здание с внутренним двором и галереями по периметру здания, на которые можно подниматься на эскалаторе. Вид сверху внутрь здания тоже необычный, с видом на снующих внизу людей.
Выставочные залы начинаются с первого этажа.
Нижний зал, это каменные и бронзовые скульптуры, сделанные несколько тысяч лет назад, в начале создания китайской цивилизации. Каменные изделия исчисляют свой возраст, начиная с восьмого тысячелетия до Новой Эры, а бронзовые с шестого. Ещё выставлены разнообразные сосуды для еды и вина. Для приготовления еды, - бронзовые котлы с тремя высокими ножками, в которых готовили пищу на костре.
Формы сосудов и мастерство их обработки совершенствовались и со временем уровень мастерства достиг высокого уровня.
Примерно две тысячи лет назад появились изображения Будды – это время проникновения учения Просветленного на территорию древнего Китая. Керамика – обожжённая глина, появилась в Китае около десяти тысяч лет тому назад, а сегодня весь мир знает знаменитый китайский фарфор! Уже в средневековье, китайская керамика проникла по азиатским торговым путям в Европу.
После осмотра этой экспозиции перешли в зал где показывали изделия из нефрита, которым так богаты горы в Китае. Нефрит собирают в руслах рек и на гравийных отмелях, добывают в горах - это тоже можно сказать национальный минерал.
Из него делали и делают множество украшений, посуду и разного рода точеные и вырубленные из глыб фигурки и целые скульптурные композиции. Позже мы видели сделанных из нефрита совершенно потрясающих зверей, птиц, жанровые и даже батальные сцены, созданные китайскими мастерами. Стоят такие изделия недешево, но в Европе они могут цениться особенно дорого.
В других залах смотрели мебель и народные костюмы из разных областей страны. Мебель изготовленную в Китае отличает искусная резьба по дереву и дорогие породы дерева, из которых делали и делают удивительные по красоте гарнитуры: диваны, резные кресла, столы... Думаю, что подобного нет нигде в мире!
И конечно особенно надо отметить китайские ширмы, которые расписаны мастерами в традиционной манере и поражают обилием сюжетов - особенно редкими китайскими ландшафтами со скалами, бамбуком и домиками, прячущимися в ущельях…
Музей переполнен посетителями и мы вышли под большим впечатление от увиденного, но и с облегчением. Толпа раздражает и не дает сосредоточится на переживании древности и красоты увиденного…

Потом, передохнув, поехали в знаменитый парк Ююан – нечто чудное в своем сочетании деревьев, кустарников, камней, причудливых мостиков, галерей и каменных изваяний, сделанных дождем и ветром из серого известняка!
Беседки и павильоны скрыты в зарослях бамбука с видом на ручьи и пруды заросшие камышом и лотосом. В прудах плавают большие и маленькие разноцветные с преобладанием красного цвета, рыбы.
Один красивый вид сменяется другим и трудно остановится. Мы провели в этом саду несколько часов и я то и дело охал и ахал, когда видел заросший лотосом пруд или волшебный вид открывающийся из беседки.
Вообще, китайские сады довольно большие и если вы хотите всю эту красоту осмотреть, а кое-что и сфотографировать, то нужно несколько часов. Вот и мы ходили и восхищались и останавливались, и несколько раз заблудились, и разбирались по плану, который дают на входе…

В Суджо, довольно большом городе, в новом отеле оказался комфортабельный номер - просторный и прохладный, а во внутреннем дворике китайский садик с прудом и золотыми рыбками. Устроившись, поехали в знаменитый сад «Скромного служащего». Такие названия – традиция в Китае…
Сад этот очаровывает с первых шагов. Озера, острова на них, павильоны в китайском стиле, лотосы на воде, скалы из песчаника, дорожки выложенные камнем и бамбуком.
И ещё замечательный сад Бансай, с сотней старых, небольшой высоты деревьев в глиняных больших кадках. Обычный возраст метрового дерева – семьдесят лет, но есть дерево трёхметровой высотой, которому четыреста лет!
Я был в полном восторге, потому что в молодости увлекался японскими садами, в том числе и садами камней, но видел их только в книгах. И только после недавней поездки в Японию, о которой я тоже написал книгу, вживую убедился в эстетической и философско-символической силе таких пейзажей, сделанных руками человека.
Но как уже говорил, в Китае я понял, что японские сады – это продолжение во времени китайских садов, которые как всякий первоисточник, вызывают уважение и почтение.
В этих садах, проявилась душа народа, склонная к сосредоточенности и философствованию. Примером такого отношения к жизни, служат Конфуций и Лао Цзы. Скромность и отстраненность китайцев резюмировал Учитель Лао, говоривший глубокие слова: «Знающий молчит – говорящий не знает». В этом парадоксальном афоризме отражается загадочная сущность китайской народной души!

После завтрака поехали в ещё один сад «Рыбака искусного в рыбалке», который говорят стал прототипом китайского сада в «Метрополитен», в Нью Йорке.
Сад сравнительно небольшой, но интересный своим философским содержанием. Каждый павильон сада носит символическое название, например павильон «Для медитаций».
В начале двадцатого века в этом саду жили два брата – художника, написавшие двенадцать пейзажей с тигром, а моделью для картин служил молодой тигр, живший в клетке, рядом со студией.
…Очарование китайских садов, продолжившие свое развитие в Японии, заключено в сочетании символов природных ландшафтов, которые загадочным образом передают эмоции и чувства человека - философа и отшельника.
А философами, таких людей делает близость к природе и понимании её вечной отстранённости от нужд и желаний человеческих. Иначе говоря – это образ восприятия жизни через мысли, а не через действия. В этом пожалуй заключена суть буддизма – принцип недеяния, который безусловно повлиял на формирование народного характера китайцев.
В китайском искусстве поражает чистота и ювелирная точность в резьбе по дереву, камню и в отливках из бронзы и керамики. Здесь, во всех сделанных вещах, включая и чисто бытовые утилитарные, просматриваются особенности китайской культуры…

После «Рыбака…» поехали осматривать сад, в котором бывали многие высокопоставленные чиновники из разных стран. Тут стоит пагода в девять этажей и высотой до пятидесяти метров. А чуть дальше – два ритуальных здания, расположенных по обе стороны от красивого, почти круглого озера. В этом парке сочетается красота природного ландшафта и творение рук человеческих, в том числе и пагода совсем недавно реставрированная и восстановления из руин.
Мосты и мостики, пещеры и гроты, водопады и ручьи покрывают парк сетью водных пространств; уединённые беседки и извилистые ровные дорожки, окружённые деревьями и луговинами, дают возможность оценить организованные человеком пространства…
Парк названный «Местом прекрасного вида» начинается с этой величественной пагоды, на которую мы не рискнули взобраться ввиду жары и уже общей усталости. За десять дней этой поездки мы проходили каждый день не менее пятнадцати километров и спали не более семи часов.
Потом, обошли парк по периметру и даже взобрались на остатки реставрированной, некогда длинной городской стены, с которой виден город. Под стеной проходит большой канал, по которому плывут прогулочные катера и маленькие джонки.
Забавная деталь: на верху стены был буфет и мы выпили там по стакану сока. А неподалеку, на подставке сидела птица величиной с голубя и когда буфетчица спрашивала её: - Есть хочешь? - то птица подавал голос, довольно приятный, но громкий.
Виды парка, их многообразие в этом райском месте, поражают воображение. Может быть потому, что некогда на месте нынешнего парка располагался известный в древности буддистский монастырь, на развалины которого натолкнулись строители парка. А значит, это чудное место привлекало людей с давних пор!
Парк имеет символические название «Место прекрасного вида» и название вполне соответствует тому, что мы здесь увидели.
Интересно, что у входа, стоит статуя большого вола, который по легенде работал на строительстве от начала и до конца своей трудовой жизни. И этим памятником, строители увековечили трудягу…
Одной из особенностей Китая и национального характера китайцев – это умение делать красивые вещи и украшать свой повседневный быт не жалея времени.
В этом китайцы, как раз отличаются от россиян, которые в основном живут по философскому принципу: «День прошёл без драм и катастроф, и это уже хорошо». Китайцы, как нация, видят себя продолжением единой истории - к времени, в том числе и к прошлому, относятся с уважением. Наверное поэтому история страны, народной культуры длится уже многие тысячи лет.
В то время как русские, постоянно стараются обособить эпохи своей истории и с позиций идеологии, эмоционально оценивают прошедшее. Уже в двадцатом века история страны пересматривалась несколько раз, и то что было хорошо в сталинские времена, стало отвратительно во времена Хрущева, а совсем недавно, «молодые реформаторы», охаяли и времена «хрущевской оттепели».
Характер простого русского народа постепенно меняется, - от дореволюционной общины, пройдя через «общество равных» во времена Союза, ныне культивируется западный индивидуализм, яркими представителями которого являются русские олигархи, их семьи и их идеологическая обслуга, состоящая из образованцев называющих себя «креативным классом».
Община в России была ответом на притеснения крепостников и благодаря ей, русские крестьяне могли отбиваться от беспредела крепостников. Главной причиной создания общины, была возможность решать жизненные задачи крестьянства без вмешательства барства.
После революция, которая родилась на почве общинного сознания, законы общежития усвоенные ещё в царской России какое–то время, через строгие законы удерживали единство советского общества. Но со временем, парт номенклатура и чиновничество выделились в отдельный класс и общество раскололось…
Какое-то время, ещё до развала Союза, страна, хотя бы формально, держалось социалистических, общинных принципов. Но в перестройку, все быстро разрушилось и на место коллективизма пришел оголтелый индивидуализм, перечеркнувший все завоевания Революции.
В Китае, издавна существовало индивидуальное хозяйство с классом торговцев и чиновничества. Но пришёл социализм и трудящиеся стали управлять страной, доверив коммунистической партии прерогативы руководства. И сегодня продолжают это делать, даже когда разрешили частный бизнес.
Сегодняшний Китай стремится в будущее и уже заметны колоссальные сдвиги не только в экономике, но и в социальных отношениях. И пока Китай будет сохранять единство народа и централизацию во власти, всё у его народа будет получаться!

…Девятого июня, встали в семь часов утра и поехали смотреть Лейфенг - пагоду.
Приехали и издалека увидели громадную круглую башню - пагоду, поднимающуюся на холме в полнеба.
Купили билеты и поехали на эскалаторе ко входу. Вошли в основание пагоды и там увидели раскопки древней пагоды девятисотых годов прошлого тысячелетия – нынешнюю реставрировали в 2001 –ом году.
Потом, на лифте поднялись на самый верх пагоды, откуда открылся замечательный вид на озеро, на окрестности и на большой буддистский храм стоящий на склоне горы, напротив.
После, спускались по лестнице вниз по этажам, обходя каждый уровень по кругу, охая и ахая от восхищения, глядя на картины которыми расписаны стены. Я подумал, что такому совершенству формы пагоды и содержанию картин в ней, можно удивляться и завидовать. И главное - для создания этой особенной красоты, никто не жалел ни времени ни денег!
…Все что мы видели здесь, покрывает печать красоты - немеркнущей и вечной. Пагода была реставрирована после столетий разрушений и сегодня, стала краше чем была когда-то. И такую реставрацию пошлого, можно видеть во многих местах Китая, когда реставрированные святыни выглядят лучше, чем в древние времена!

После пагоды, спустившись по саду к дороге, перейдя её, стали подниматься к храму, который тоже поражает пропорциями и красотой, обновленной архитекторами и строителями. Особенно хочется отметить символизм содержащийся даже в бытовых вещах, а не только символизм садов, прудов, деревьев и камней. Здесь даже мусорные урны сделаны с фантазией и тщательно исполнены. Философствование Будды, стали главной составляющей храмового искусства, но проявляются и в рутине жизни.
Постепенно поднимаясь к большому храму, мы осматривали замечательный монастырский сал с уютным прудом. В углу у монастырской стены - павильоны с неизменными золотыми Буддами, фигурами его учеников и сердитых охранителей нравственности верующих.
Осмотрев все вокруг, наконец поднялись по высокой лестнице в главную святыню монастыря.
Высота главного храма с учетом купола, достигает тридцати метров. И внутри этой громады, на троне из лотоса, сидит большой золотой Будда. Его доброе, величавое спокойствие завораживает и напоминает об одном из главных принципов буддизма, о недеянии.
Об этом монастыре можно с восхищением говорить долго, но мы последовали дальше, по пути зашли в туалет и потом в столовую, где вкусно пообедали вегетарианскими блюдами.
Мне некстати вспомнилась дискуссия о туалете в Храме Христа Спасителя в Москве и клир решил, что туалеты надо вынести за территорию храма, и даже сделать их вне площади. Они утверждали, что туалеты оскверняют храм - странный взгляд на святость и пренебрежение к естественным нуждам человека. Ведь верующие отстаивают в этом храме на службе несколько часов.
Вообще, пренебрежительное отношение к верующим, отсутствие стульев или скамеек в российских храмах удивляют и настораживают. Службы идут долго и немногие могут их отстоять на ногах!
Но это уже немного о другом и об этом поговорим в другом месте…

Выйдя с территории храма, пошли в толпе гуляющих вдоль берега и вышли на «козвэй» - дорожку, идущей по земляной перемычке, насыпанной через Западное озеро. Виды по обе стороны, особенно слева на горы, вполне сравнимы с сюжетами китайских гравюр.
Ещё раз убеждаемся в преемственности местной культуры. Эту дорожку сделали около восьмисот лет назад, но и сегодня, по ней ежедневно прогуливаются тысячи и тысячи отдыхающих!
Мы тоже гуляли, изредка останавливаясь чтобы в очередной раз сфотографировать запоминающийся вид. Так дошли до большого острова и там увидели трогательную сцену на площадке, где самодеятельные артисты и оркестр играли и пели песни.
При нас, один из певцов, хорошо поставленным голосом спел «Катюшу» на китайском языке. Я все время порывался открыться и сказать что я русский, но удержался, боясь что никто здесь не говорит ни по-русски, ни по-английски!

Оставив вещи, осмотревшись вышли в город и были поражены красотой и ухоженностью очередного парка, расположенного на берегах чудного озера. В этом парке, озеро тоже представляется центральной частью ландшафта.
Вокруг озера, вдоль извилистого берега сделана красивая асфальтовая дорожка, высажены пальмы и декоративные кустарники, сооружены красочные мосты и мостики через озеро в узких местах. На берегу, у воды стоят старые плакучие ивы, повесившие свои ветви над водой, а рядом деревянные мостки, искусственные острова с деревьями и скрытыми в тени беседками!
А на далёком горизонте стоят горы, как крутые пирамиды заросшие лесом, над которыми садится золотое солнце, создающее медного цвета блики на воде!
В сумерках, зажглась разноцветная подсветка и всё вокруг преобразилось. Стеклянный мост через озеро просвечивается насквозь и яркие фиолетовые и даже коричневые пятна, разукрасили густую листву деревьев и кустарников!
Кругом много гуляющих и музыка струнного оркестра доносится из полутьмы, из невидимых репродукторов и далекие силуэты двух высоких пагод высятся на дальней стороне озера, как символы особенного, китайского ландшафта.
После замечательной прогулки, возвращаясь в хостел я снова думал, что богатство культуры и традиции труда помогают Китаю не только модернизировать страну, но позволяют сохранять религиозные корни этой культуры. Такому богатству культуры и традиций, должны завидовать не только Европа и Америка, но и Россия!
Надо так же отметить, что современный Китай меньше поддаётся влиянию американской поп культуры. Наверное это потому, что очень уж не похожи эти страны.
Мне кажется, что у русских это происходит из-за слома идентификационной модели и отсутствия идеологического иммунитета против чуждых влияний. В России, после контрреволюции девяностых, уменьшилось если совсем не пропало национальное самоуважение и появился своеобразный прозападный «расизм», в форме рабского преклонения перед англо-саксонской культурой.
Это преклонение перед Западом, вылилось в провинциализм - комплекс самоуничижения мешающий России почувствовать себя равной среди равных в Европе и в Америке!
Утром, перед отъездом ещё раз погуляли по этому замечательному парку, дошли до двух высоких красивых пагод и вернувшись, уехали из Гуэлина в Янгшоу…
Здесь поехали смотреть знаменитых на весь мир «Терракотовых воинов».
Ехали по городу больше часа, а когда приехали на место, то увидели толпы народа и череду магазинчиков, продававших сувениры разного рода, ну и конечно копии терракотовых воинов, маленькие и побольше.
Жара на улице выше плюс тридцати, мы сразу взмокли от пота, а ведь было ещё только утро! Купили в кассах билеты и по парку направились к павильонам. Идя по парку, любовались крупноствольными деревьями, вдыхая ароматы утреннего леса.
Пришли к трем павильонам, под крышами которых были спрятаны траншеи – глубокие огромные ямы, где плечом к плечу стояли несколько сотен терракотовых воинов в человеческий размер.
Но были ещё и боевые кони запряженные в боевые колесницы, на которых во время сражений сидели китайские лучники.
В первом павильоне, была откопана только пехота с офицерами во главе, мы туда и направились. Зал большой и в раскопанной яме на трех метрах глубины, в строю стоят сотни воинов, которых трудно издали отличить от живых людей!
Они стоят рядами, одетые в одинаковую воинскую одежду. Археологи говорят, что более двух тысяч лет назад, здесь их было около шести тысяч, при ста офицерах и двенадцати генералах!
У меня мелькнула мысль, что это похоже на то, будто закопали живых воинов, а откопали терракотовых!
Жарко на улице, но в павильоне как то особенно душно. И в этой жаре теснятся сотни, тысячи людей, идущих толпами вокруг большого котлована с воинами, временами останавливаясь у ограждения, чтобы тщательно рассмотреть «терракотовых героев».
Нам часто приходилось останавливаться и ждать, пока освободиться место у ограждений…
При этом все фотографируют на мобильники, гиды громко по-китайски рассказывают что-то – одним словом «суета и томление духа»!
На Су, эти неживые воины не произвели впечатления, хотя именно их она хотела в первую очередь увидеть в Китае.
Кстати, в Британском музее года два назад была выставка и привозили несколько этих терракотовых воинов из Китая, и их можно было рассмотреть вблизи. А тут, до ближних рядов воинов расстояние метров пятнадцать.
Медленно обошли первый павильон и пошли в третий, где только офицеры. Их совсем немного и потому, быстро перешли во второй, где стоят лошади и боевые повозки, тоже откопанные на глубине метра в три-четыре.
Боевую колесницу везли четыре запряженных лошади и в ней сидели возница и два лучника по бокам. Всего было около ста колесниц, но в этом павильоне, их осталось не так много, потому что остальные были разломаны за тысячелетия со времени создания терракотового войска...
Историки и археологи говорят, что к изготовлению этого войска были привлечены около семисот тысяч человек и среди них около сотни скульпторов. И каждый скульптор отвечал за качество своей работы. Тех кто не справлялся, наказывали – жизнь в те времена была строгая.
Утверждают, что это войско окружало и защищало гробницу императора, сделанной из золота, мрамора и дерева ценных пород и она была похожа на маленький город. К сожалению, эту гробницу до сих пор не смогли найти…
Потом перешли в зал с магазином сувениров. Здесь, отдельно стоят терракотовые воины разного звания и их можно хорошо рассмотреть: солдат, офицер и генерал. Тут же конь в боевой упряжи.
А в магазине сувениров настоящие чудеса: стоят скульптуры из нефрита, от небольших до метровых размеров и даже изображены полные сюжеты в основном из мифологии. Мастерство резчиков по камню – высочайшее, но цены тоже высокие – по пятьдесят, шестьдесят тысяч юаней. Хотя в Европе, они стоили бы намного больше - ведь это настоящие раритеты.
…Тем не менее, сами терракотовые воины немного разочаровали, может быть потому, что пока не все раскопано и реставрировано. Думаю когда полностью закончат реставрацию, то этот будет «картина маслом». И действительно, представьте себе шесть тысяч воинов, пусть и из терракоты, стоящих плечом к плечу!
Делали этих воинов по Заказу императора мастера из всей Поднебесной и каждый имел своё клеймо. Если сделали плохо, то мастера и работников строго наказывали…

В начале дня пошли в музей каменных изваяний, - ведь Китай был и остался самой древней страной «культуры камня». Недавно прочитал, что нашествие на Русь монголов, разрушавших каменные стены и строения привело к тому, что Россия стала страной, преимущественно «деревянной культуры».
Дерево недолговечно и поэтому, людская память не сохраняет той преемственности, которая существует в странах «культуры камня». Может быть этот факт повлиял и на философский характер русского народа. Ведь основной принцип философа и мудреца: «День прожил и уже хорошо»!
В музее, древние изображения Будды и животных. Есть даже большой носорог времен имперского Китая. А кони и особенно львы и драконы пришли из древних верований и даже сегодня обычная вещь бытовой жизни Китая - почти у каждого солидного здания, по обе стороны от входя стоят каменные львы разных размеров и форм.
В Китае, драконы считаются символом безопасности и счастья, - поэтому они тоже всюду, особенно на картинах и в резьбе по дереву и камню. Это тоже национальная традиция и особенность китайской культуры!
Тут же стоят большие каменные стелы стоящие на черепахах, с древними иероглифами на лицевой стороне полустёршихся от времени каменных плит. Эти громадные стелы стали «письменными документами» на которых писали законы. Эти стелы можно сравнить со скрижалями, которые получил Моисей на горах Синая от самого Иеговы. В таких каменных «памятниках» присутствует психология вечности писаных законов!
Потом поехали смотреть городскую пагоду. Вокруг неё парк с музыкальными фонтанами и тысячами гуляющих китайцев – сегодня суббота. Пагода – это круглая суживающаяся к верху башня с мощным основанием и семью уровнями – этажами.
Чуть не забыл – побывав в мусульманском квартале были в древней мечети, первую из которых основали чуть ли не в седьмом веке! Нынешняя мечеть это смесь китайской и арабской культурных традиций. Она занимает целый квартал за высокой стеной - внутри почти сад - павильоны расположены среди деревьев и флагов, а из главной мечети слышен голос, читающий по радио суры Корана. Эта старинная мечеть красива своей древностью в китайском стиле, и вместе наполненную арабской символикой.
Уже уходя, поговорили с двумя симпатичными мусульманами из Пакистана. Вежливые, трезвые - в смысле современные верующие - молодые мужчины говорили по-английски, а значит получили хорошее образование. Ещё раз убедился, что ислам без агрессивности фундаменталистов – вполне приемлемая современная религия Востока…
После осмотра пагоды, сели на автобус и заплатили на каждого по одному юаню. Напомню, что английском фунте стерлингов около восьми юаней. Билеты на метро тоже стоят очень дешево - три юаня. Это почти как в Советском Союзе, когда можно было проехать на городском транспорте буквально за копейки!
Доехав до крепостной стены поднялись на неё и погуляли вместе с отдыхающими от работ, китайцами – был выходной день. Стена эта длинной около четырнадцати километров, со сторожевыми башнями, шириной в двадцать метров и высотой около пятнадцати метров. Ничего подобного я не видел ни в Европе или в России!
Эта стена - уникальное сооружение, реставрированное совсем недавно, но и билеты на эту стену стоят 75 юаней!

Семнадцатое июня. Приехали в Луянг и устроившись в гостинице сразу поехали в буддистские пещеры, существующие с шестого века нашей эры. За это время здесь создано около ста тысяч изображений Будд. Знаменитые непальские «тысячи Будд» меркнут перед этим, вырубленным в скалах, пантеоном Просветленного и его последователей.
Эти пещеры – ниши, расположены на двух берегах большой реки Йи. Самые интересные и привлекательные для туристов статуи Учителя на левом, крутом берегу реки. Там же, самая большая статуя пантеона – Будда высотой в семнадцать метров - только его голова около четырёх метров по вертикали.
К сожалению, здесь часто можно увидеть изуродованные скульптуры с отломанными руками и головами. Это дело рук «гробокапателей», продающих такие раритеты в частные коллекции или даже в музеи мировой известности.
Размеры большого Будды поражают и несмотря на то, что вокруг клубится народ, не хочется уходить из этого места. Здесь присутствует определённая энергетическая аура!
Береговой крутой склон, весь покрыт змейками металлических лестниц, по которым можно добраться до следующей «порции» изображений Будды в камне. Материалом для этого служит песчаник, со временем медленно разрушающийся под воздействием непогоды.
Здесь, прежде всего поражает масштабы работ древних скульпторов над памятниками. Но в буддизме, как и в любой религии, святость кумира определяется древностью, размерами и количеством памятников.
В Европе с начала второго тысячелетия это были картины Христа, Богоматери и его Апостолов, которые сегодня заполнили множество музеев мира.
В России это были древние иконы, стиль исполнения которых пришел из Византии. Сегодня, все православные храмы, имеют своеобразные галереи изображений Христа и святых, называемые иконостасом.
В исламе, где запрещено фигуративное искусство святость Аллаха и его пророка Мохаммеда увековечивают через орнамент и надписи упоминающие их имена и имена святых подвижников и наследников пророка Мохаммеда.
Подумал, что во всем здешнем многообразии китайской культуры, ещё много сохранившегося язычества, волшебства и чудес, но любая вера всегда стоит на определенном мифе или собрании мифов!
После тщательного осмотра левого берега и лазания по бесконечным лестницам, перешли по мосту на правый. Мы сильно устали и потому, не заходя туда, миновали ещё несколько тысяч изображений, расположенных в стороне от дорожки, в половине правого склона берега на крутой скале. Там же бывшая дача Чан-кай-ши, бывшего главы китайского освободительного движения Гоминдан.

Оценивая и сравнивая традиции и народную культуру Китая, Европы, Америки и России, можно с уверенностью говорить только одно – они разные. Эти культуры нельзя оценивать сравнивая, потому что трудно отыскать общую шкалу ценностей. А ценности сегодняшнего Китая, основанные на традиционных, древних ценностях, помогают этой стране неудержимо стремиться вперёд, опережая страны мира в экономике и культуре.
И глядя на возрождённый за сорок лет социалистический Китай, важно понять, что развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и особенно Африки, для прорыва из хаоса бедности, откровенной нищеты и социальной неустроенности, в желании сделать свою жизнь лучше, могут рассчитывать на экономический и социальный опыт Китая.
Сегодня уже можно говорить, что опыт построения социализма, поможет самым отсталым странам мира, построению приемлемой жизни.
Глядя на произошедшие и происходящие перемены в Китае, можно сделать вывод, что в социальном смысле, человечество эволюционирует в сторону социализма, с включением принципов частного предпринимательства.
Иначе говоря, это будет эволюция социальных систем в сторону социализации жизни, плановой экономики, но под централизованной, сменяемой через выборы власти.
На Западе, этот процесс проходил несколько столетий и сегодня принимает форму «капитализма с человеческим лицом». А Востоку только предстоит пройти этот путь ускоренными темпами.
Преодоление феодализма и первоначального капитализм это очередной этап в истории человеческой цивилизации. Поэтому и происходили Революции в Европе, поэтому же произошла Великая русская революция. А вслед за ней уже последовали революции в Китае, на Кубе, во Вьетнаме и даже на Ближнем Востоке.
Америка пытается противостоять такого рода социализму, посредством информационного и силового давления и это задерживает эволюцию, но не может её отменить!
К социальной революции в сторону социализма на Земле, страны движутся разными путями - на Западе это буржуазные революции, в Англии это была война Парламента против короля и крупной знати под руководством Кромвеля. Во Франции – это был Робеспьер и террор против монархии и контрреволюции. В России это три революции, включая буржуазную, а потом и победившую пролетарскую во главе с Лениным, Сталиным, Троцким и тоже с террором против буржуазии и аристократии…
Но цель всех революций одна - бесправное большинство требует равных прав и для этого берет власть через классовые битвы и Революции!

Восемнадцатого, с пересадкой через Сьян, приехали в Пиньяо.

…С утра решили пойти в музей посвящённый первому открытому в Китае, банку. Он был основан местным торговцем в середине девятнадцатого века. Через несколько десятков лет, банк уже имел много отделений по всей стране. Банк прекратил свое существование только в 1949 году, уже после Второй мировой войны, с приходом к власти китайских коммунистов.
Музей располагался в здании бывшего банка и состоял из нескольких помещений где сидели разного рода банковские клерки. Сегодня, за теми же столами сидят муляжи из папье маше, с первого взгляда очень похожие на живых китайцев.
Потом зашли во второй музей-банк, где музейные работники были одеты в старинные китайские народные костюмы...
Снова во внутреннем дворике, слева и справа комнатки в которых сидели счетоводы и бухгалтеры. Здесь, даже фирменная столовая и кухня работали, наверное для того, чтобы клерки не отрывались от работы…
После банков, решили немного отдохнуть от «религии денег» и зашли в красивый храм городского Бога, как всегда состоящий из собственно храма и павильонов, ну и конечно ворот, являющихся лицом и символом известности храма.
Все здесь как и обычно выполнено в китайском стиле: изогнутые крыши, старые плакучие ивы, Бог был похож на Будду, а «стражи города», на сторожей нравственности.
Очень хороши двенадцать статуэток животных из знаков Зодиака, расположившиеся на постаментах, попарно - один против другого вдоль центральной аллеи. Здесь, как и в большинстве китайских храмов, восхищают работы резчиков по камню и по дереву, удивляют многофигурные картины и рисунки на стенах павильонов с жанровыми сценами из жизни старого Китая, выполненные в символическом стиле.
Все это заставляет задуматься о том, почему все предметы этих ремёсел отсутствуют в ритуальной практике русской православной церкви. Только иконы, некие подражания стилю византийских икон. Что в этом больше - сознательного аскетизма, или неумение работать с камнем, да и с деревом?
Но ведь в современных храмах, например в новом московском храме Христа – Спасителя в Москве, или в кронштадтском Никольском соборе присутствует и великолепная живопись, и символическая архитектура! Тут есть над чем задуматься церковным архитекторам скульпторам и строителям.
…Потом, мимо древней стелы девяти драконов, пошли в храм Конфуция. Один из павильонов этого храма, старейшее здание города – ему около восьмисот лет!
Посмотрели помещения, где строгие наставники принимали экзамены у студентов, претендующих, после удачной сдачи экзамена, на чиновничьи государственные должности в Китае.
В определённом смысле, это ещё музей ремесел и науки, потому что рядом с классами - выставка древних орудий труда и транспорта. Здесь же, в деталях показан процесс изготовления бумаги, которая впервые появилась тоже в Китае. В одном из павильонов, есть даже диорама показывающая жизнь первобытных, а точнее древних людей!
Весь храм посвящён образу Учителя – Кун Цзы. Для Китая, Конфуций действительно был и остался одним из главных основателей китайских традиций, китайской культуры и государственности, которому и сегодня поклоняются и чтят как живого бога.
И он этого заслужил - можно говорить, что Конфуций заложил основания китайской образовательной системы и подготовки класса интеллигенции – джентри в Китае. Сословие джентри были государственным чиновничеством во все времена, начиная со времён когда ещё был жив сам Учитель...
Для России, такая система обучения и сдачи экзаменов на звание чиновника, сегодня очень бы пригодились. Слишком много дилетантов – самоучек занимают места, которым совсем не соответствуют…
Храм красив особой красотой древности: краска местами облупилась, деревянные круглые колоны потрескались. Но все это можно восстановить, хотя после реставрации, храм потеряет часть своей самобытности.
Здесь, в одном из павильонов, рядом с Конфуцием стоит Лао Цзы - древний мудрец, старший современник Конфуция, который по легенде даже встречался с ним.
Для меня, Лао Цзы – это не только основатель направления, которое можно назвать философией жизни, но ещё и Учитель, обращаясь к творчеству которого можно найти советы в трудные моменты жизни!
Я часто рассказываю знакомым притчу о встрече Конфуция и Лао Цзы:
«Учитель ехал в повозке мимо поля, на котором работал улыбающийся, благобразный старичок. Конфуций сошёл с повозки и подойдя к старичку, которым и был Лао Цзы, спросил: - Учитель, чему вы радуетесь?
И Лао Цзы ответил ему: - Есть как минимум три причины моей радости. Я мог не родится, но родился. Я мог родиться женщиной, но родился мужчиной. Я мог умереть в младенчестве, но дожил до седых волос и в полном здравии…
Конфуций поклонился старцу, сел в коляску и уехал, размышляя по дороге над сказанным Лао Цзы…»
Особенно мне нравится рассказывать это женщинам и каждый раз слышать их шутливые негодующие возгласы!

…После храма, измученные тридцатиградусной жарой, под ярким солнцем побрели в отель и там, в кондиционерной прохладе попили горячего чаю…
Остается добавить, что на стеле девяти драконов, той, что стоит рядом с храмом Конфуция, на стене длинной метров тридцать вырезаны из камня девять драконов в разных положениях головами вверх, а иногда и вниз. К тому же драконы раскрашены в разные цвета и этим непохожи один на другого.
Я уже упоминал, что в китайской мифологии, дракон – это символ счастья. А оттого, что драконов везде и во всех видах много, подумалось: «А не много ли счастья для одной страны?»
Я уже не говорю о каменных львах, - символе мужества. Они охраняют каждое официальное здание, государственные учреждения и конечно банки – символ мужественного счастья и богатства!
Интересно, что напротив стелы и рядом с храмом Конфуция, роскошное старое здание переделанное под суперсовременную гостиницу, перед которой переминаясь с ноги на ногу стоят швейцары в черном…

Переночевали в Датонге и утром поехали на такси в буддистский монастырь, расположенный в горах. Ехали полтора часа и за это время, приехали в горную красивую местность состоящую из высоких скал и орывов, посреди которых в узкой долине текла река. Сам Датонг стоит на равнине.
Когда приехали на стоянку, вдруг увидели много людей, хотя по дороге встречали не так много машин. Все люди шли в одну сторону и мы, купив билеты, последовали туда же.
Завернув за громадную скальную кулису, увидели на отвесном склоне, повисший над пропастью, небольшой монастырь, выглядевший издалека, как ласточкино гнездо, прилепившееся к скальному обрывы, на высоте метров в сто.
Зрелище потрясающее, потому что до этого мы ничего подобного не видели! Даже европейские средневековые замки на скале, не так удивляют, как удивило это сооружение. Надо думать, что и монахи строившие его, как и обитатели замков, тоже старались обеспечить свою безопасность.
Издалека мне показалось, что это модель деревянной, почти плоской постройки, приклеенная к камню каким-то чудесным клеем.
Неподалеку, тоже из отверстия в отвесной скале, падал шумный водопад, а ещё дальше слева, стояла стометровой высоты плотина, запирающая реку далеко вверху ущелья!
Вслед за остальными, мы пошли по тропе и она пришла к мостику. Перейдя реку, стали подниматься к монастырю по крутым ступенькам узкой лесенки, едва вмещающей двух человек стоящих рядом…
Войдя в монастырь, тяжело дыша долго стояли на первой смотровой площадке, испуганно любуясь окрестностями.
Потом, по ещё более узкой лестнице, перешли из одного уровня монастыря на другой. Здесь, в камне были вырублены небольшие кельи, где традиционно сидел золочёный Будда, а рядом - слева и справа от него - приближенные ученики.
Кельи были темными, крошечными и войти внутрь не было возможности. Перед кельями были узенькие площадки, сменяющиеся лесенками, ведущими вверх. Двигаться по лесенке можно было только в одну сторону и потому, посетители обходили монастырь по кругу один за другим – назад повернуть уже нельзя.
Несколько раз мы останавливались перед каменными мешками – кельями, на площадках повисших над пропастью и чтобы посмотреть вниз надо было прислониться к стене – от опасной высоты захватывало дух! После такой паузы, снова мы поднимались на следующий, более высокий уровень…
Я высоты не боюсь и в юности, когда работал на строительстве ЛЭП, залезая на тридцатиметровой высоты опору повисал там на одной руке, проверяя свою выдержку.
Но здесь, я старался двигаться осторожно как и все, ещё и подбадривая Су. Однако в какой-то момент, она уже побоялась идти дальше и оставив её ждать, я стал подниматься выше.
Поднявшись на самый высокий уровень постройки, стал спускаться в обратном направлении и в какой-то момент, пришлось проходить через полукруглый, неосвещённый небольшой тоннельчик с покатым полом, где ноги иногда соскальзывали и сердце замирало!
…Наконец, спустившись на площадку где ждала Су, постояли любуясь на луговину внизу, на горную речку, образованную водопадом, на огромные обрывистые скалы торчащие над стенами ущелья...
Спускаться было легче и спокойнее и мы, обмениваясь впечатлениями быстро вернулись к нашему такси…

Таких монастырей, наверное нет больше нигде в мире и потому, сюда едут туристы из многих стран мира. Сейчас монастырь превращен в музей и стал одной из значительных достопримечательностей Китая…
Почему монахи построили этот крошечный монастырь так далеко от людей, спрашивал я себя? И сам же ответил: «Наверное потому что здесь совсем не было людей и ещё потому, что подняться сюда могли только свои»!
…Таксист ждал нас на стоянке, - мы наняли его на целый день – и сев в машину, поехали смотреть другое чудо света – буддистские пещеры из которых сегодня, тоже сделали музей под открытым небом.
Войдя в музей, мы хотели не спеша погулять и тщательно все осмотреть в парке предваряющем пещеры.
Но перед посещением этих пещер, мы попали в страшную грозу и нам повезло, что буквально за пять минут до неё, мы купили полиэтиленовые, тонкие плащи, одевающиеся через голову.
Позже я шутил, что добрый дух этих мест помог нам с приобретением этих плащей, потому что дождя никто не ожидал и торговец плащами уже сворачивал свою торговлю.
Когда началась гроза, мы спрятались в маленькой беседке, уже в плащах. Но ветер был такой силы, что вода падающая с неба настоящим потоком достала нас и здесь. Когда через полчаса гроза закончилась, мы были мокрые снизу до пояса, но верх остался сухим.
Дальше, пошли через храм – павильон, где иногда проходят службы и живут монахи. Храм красив, как и все буддистские храмы.
Пройдя сквозь него, по дорожке вышли к знаменитым пещерам, тоже вырубленными монахами из песчаника, в скальном обрыве речного берега.
В этих пещерах, изваяно всего около пятнадцати тысяч Будд разной величины, но особое внимание привлекают несколько изображений громадных Будд, метров по десять - пятнадцать величиной, стоящих и сидящих внутри огромных пещер отделённых одна от другой каменными перегородками.
Пещеры с Буддами, похожи на огромные тронные залы во дворцах царей и королей. Эмоциональный эффект увеличивала раскраска этих изваяний, стен и потолков, придававшая своеобразие и индивидуальность всему, что мы видели. Краска сохраняется уже триста лет, а пещеры и эти Будды, сделаны в течении прошедших полутора тысяч лет!
Современные реставраторы, красиво и архитектурно изыскано решили все подходы к пещерам и восстановили храм стоящий на острове. Вокруг стен храма по спокойной воде плавают утки и гуси, а это искусственное озеро сделали отведя воду из недалекой реки.
В пещерах, мы забыли про недавнюю грозу - огромные Будды, производили неизгладимое впечатление, напоминая нам о тщете жизни и мелких её неудобствах. К таким неудобствам относилась и недавняя гроза!
Из пещер уехали назад в город и были в отеле только вечером…

Возратившись после поездки по Китаю в Пекин, поехали на метро в Летний Дворец Императора и выйдя наверх, дождались когда откроется кафе неподалеку от парка, перекусили и выпили чаю и кофе – мы ехали на поезде ночь, вышли из вагона в четыре часа ночи и потому очень устали и хотели спать…
После перекуса, через Южные ворота, вошли, в числе первых посетителей, в парк. Было около семи часов утра и после бессонной ночи мы чувствовали себя неважно…
Парк, как и везде в Китае чист и ухожен, и в одном месте мы увидели как садовники рвут траву на клумбе прямо руками.
Нам повезло – июнь это время цветения лотоса. Цветы, на обрамленных набережными прудах крупные, яркие, розовые и белые, хорошо заметные среди больших круглых листьев, ещё с капельками росы на поверхности. Самые большие лотосы при полном раскрытии лепестков достигают, размеров до тридцати сантиметров в диаметре. Цветок лотоса волшебно-красив сдержанной, почти аскетичной красотой и понятно, почему Будду изображают сидящим да лотосе…
Парк стоит на берегу большого озера, по которому уже с утра, корабли и кораблики возят любопытных туристов. Тропы и дорожки пересекают парк в разных направлениях, но мы по указателям вышли к небольшому озерцу, покрытому зарослями лотоса. Здесь, из беседки стоящей близко от воды, можно было рассмотреть и сфотографировали самые красивые цветы с расстояния в два метра.
Потом, по дорожке вышли на берег, вдоль которого сооружен деревянный коридор протянувшийся на полкилометра. Это тоже достопримечательность парка и потому, много людей ходят в ту и другую сторону по этому коридору. Народ, радуется возможности погулять и потому все веселы и добродушны.
В одном месте постояли, наблюдая за танцем уже пожилой женщины, танцующей под аккомпанемент любительского оркестра. Зрители одобрительными аплодисментами встречали каждое грациозное па этой любительницы танцев…
Вышли к пристани и купив билеты, тоже сели на корабль. Было утро, но температура воздуха поднялась близко к плюс тридцати, а на воде нас обдувал влажный ветерок и поэтому было приятно сидеть и смотреть на берега, по которым двигались, сидели и лежали сотни отдыхающих здесь китайцев.
С середины озера, открылся красивый вид на дворец Императора, стоящий на крутом склоне, где видны были и крыши большого храма.
Проплыв по озеру круг, мы высадились на том же месте откуда стартовали и начали подниматься к дворцу изнывая от жары - под солнцем было уже более плюс тридцати пяти градусов.
Промокшие от пота, выпив около литра теплой воды, мы поднялись к основанию дворца, откуда открылся хороший вид на озеро. Лестница вверх казалась бесконечной и красоты дворца и очередного буддистского храма с яркими картинами на стенах, уже не воспринимались с таким восторгом, как прежде…
Поднявшись на верхнюю точку холма, стали спускаться по широкой дорожке влево и вниз, а минут через десять снова оказавшись на набережной озера. Теперь, пошли в другую сторону, в сторону мраморного корабля, построенного одним из императоров, потратившего на него деньги, выделенные для создания настоящего военного флота. Может быть он был из тех личностей, которых сегодня называют пацифистами!..
Корабль был действительно красив, сделан из мрамора и стоял в одной из заводей озера. Но было настолько жарко что мы уже не воспринимали ничего эстетически заметного! К тому же хотелось спать – ведь мы почти не спали ночь и начали день рано утром.
В окружении толп китайцев, почти автоматически двигались по дорожке и наконец в безлюдном месте - рядом с каналом, на луговине под плакучими ивами набрели на укромный уголок парка, со вздохами улеглись на стриженную травку и подремали часок в тени, отдыхая от многолюдья и жары…
Потом, уже собравшись идти дальше, я увидел на травке несколько ярко красных мелких ягодок китайской земляники и съел их. У русских есть привычка есть дикие ягоды, фрукты и грибы.
Англичане, и моя жена в их числе, далеки от жизни дикой природы и такими дарами земли брезгуют!
Спустившись к каналу, купив билет вошли на территорию импровизированного торгового центра, где вдоль набережной, стоят магазины, магазинчики, кафе и рестораны - здесь прохладно и хорошие виды на канал и набережную. Тут живут черные лебеди, гордые и грациозные птицы, величаво движущиеся по воде гордо подняв головки с красным клювами.
В одном месте, крикливый зазывала соблазнил нас своим английским и мы поели в его заведении. Однако выяснилось, что еда была невкусной и к тому же, при расчёте он нас обманул, зная что мы иностранцы и не будем возражать против обмана. Я хотел закатить скандал , но жена предусмотрительно меня увела, хотя я ещё долго пыхтел и ворчал на беззастенчивого жулика обманувшего нас!
Выйдя из парка, поехали на центральную торговую улицу Пекина…
Это современный, на западный манер проложенный проспект с зданиями тоже западной архитектуры и большими рекламными экранами, где на английском были написаны имена известных западных торговых фирм, в том числе английских, французских и американских.
Гуляющих и любопытных на этом проспекте много, так же много магазинов и магазинчиков. Иногда встречаются дорогие роскошные фирменные магазины, которые даже в Европе редко увидишь.
Потом, увидели узкую улочку о которой в путеводителе написано, что это любопытное место. И действительно, вдоль улочки двигалась толпа, а с двух сторон расположились кухни и прилавки торгующие съестным. Всюду разнообразные вкусные запахи и небольшие очереди за разнообразной едой, которую потребляют тут же, «не отходя от кассы» как говорят русские!

Надо отметить, что простые китайцы, довольно громкие люди и к тому же, не очень вежливы. Например садясь в автобус они стараются занимать сидячие места не обращая внимания на окружающих. Культура общественного поведения, напоминает ситуацию в России в девяностые годы прошлого столетия.
Уровень бытовой культуры в любых сообществах мира, определяется специальными индикаторами поведения. Например хорошо воспитанные члены высшего класса в Европе, привычно едят вилкой с ножом, сморкаются в салфетку или в платок и в транспорте уступают место женщинам и пожилым людям...
Такие привычки имеют в России тот же средний класс и интеллигенция, но не везде и не всегда. К тому же, размеры и число членов среднего класса, значительно уступают Англии, Германии и Франции
В Сибири, до сих пор, даже учителя и люди окончившие университет, часто едят все блюда ложкой или вилкой, не используя ножи. Большинство русских из среднего класса – тихие и застенчивые люди, особенно заграницей.
В Европе, в отличии от Америки, не принято громко разговаривать или смеяться, курить когда рядом есть некурящие.
Но есть и разница, правда в мелочах, в народной культуре той или иной страны. Например японцы, когда едят лапшу чавкают и «швыркают», втягивая лапшу ртом. Громко чихать в Китае – нормально, а в Европе это не есть хорошо. Но о национальных особенностях поведения поговорим в другом месте…

Май 2019 года. Лондон. Владимир Кабаков

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 12
© 20.05.2019 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2019-2560776

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика










1