Глава 2 Коренные народы Османской империи


Глава 2
ПОЛОЖЕНИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПОСЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

2.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСЛАБЛЕНИЯ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
Османская (Оттоманская) империя существовала более 600 лет (1299-1923 гг). В XVI–XVII веках она достигла наивысшей точки своего влияния. С 1908 по 1922 год произошел распад империи. 29 октября 1923 года турки провозгласили Турецкую Республику во главе с президентомМустафой Кемалем Ататюрком, были установлены границы Турции. Распад Османской империи сопровождался массовыми истреблениями и депортацией христианского (армян, греков, ассирийцев) и курдского населения, продолжавшимися до 1926 года.
Рассмотрим основные периоды развития Османской империи и положение коренных народов.
Завоевание Малой Азии
Территория Малой Азии, где сейчас находится Турция, в течение нескольких тысячелетий была одним из очагов развития цивилизации. На этой территории находилась Армения и другие государства. Там жили армяне, греки, евреи, болгары, ассирийцы и другие нации.
В XI веке там появились первые турецкие племена сельджуки, пришедшие из Средней Азии. Позже они стали называться турками-сельджуками.
В конце XIII века османские племена переселились из Средней Азии в западную часть Малой Азии. В 1299 году они создалитам государство и в течение XIV века завоевали Малую Азию и Балканский полуостров. После падения Константинополя в 1453 году Османское государство стало именоватьсяимперией.Османская империя завоевала территории Армении, Ближнего Востока, Северной Африки, Балканского полуострова и прилегающие к нему с севера земли Европы.
В эти периоды политическое, социальное, национальное, религиозное угнетение коренных народов привело к упадку их экономики и культуры.
Нежелание отказаться от христианства во время многочисленных вторжений мусульман на территорию исторической Армении, опустошительные войны и массовые переселения привели к уменьшению численности армянского населения. Турки уничтожали не только население страны, но и следы его культуры. В ХV веке армянская государственность была уничтожена, вооруженные силы тоже в основном были уничтожены.
Ослабление Османской империи.
Русско-турецкие войны
С середины ХVI века происходит ослабление военной мощи Османской империи. Турецкие войска уже проигрывают европейским армиям. С 1568 по 1918 год русские и турки воевали 12 раз; 7 раз победу одержали русские войска, 3 раза ни одна сторона не являлась победителем, лишь дважды Россия потерпела поражение (см. табл.1).

Таблица 1. Русско-турецкие войны

Годы

Название Победитель 1568-1570 Русско-турецкая война Россия 1672-1681 Русско-турецкая война Статус-кво 1686-1700 Азовская война Россия 1710-1711 Прутский поход Турция 1735-1739 Русско-турецкая война Статус-кво 1768-1774 Русско-турецкая война Россия 1787-1791 Русско-турецкая война Россия 1806-1812 Русско-турецкая война Россия 1828-1829 Русско-турецкая война Россия 1853-1856 Крымская война Победителей нет 1877-1878 Русско-турецкая война Россия 1914-1918 Кавказский фронт
(Первая мировая война) Турция Усилия России на протяжении более 200 лет привели к тому, что северный берег Черного моря и Закавказье перешли к России, а балканские народы (румыны, болгары, сербы и др.) получили независимость.
С XIX века Османская империя начала постепенно терять завоеванные территории. Обостряется ситуация также и внутри Турции. Усиливается уничтожение коренных народов – армян, греков, ассирийцев.
Во всех русско-турецких войнах «…русские войска непременно встречали радушный прием в Армении, разнообразную и существенную помощь». Турки мстили армянам за это. «Чтобы избежать преследований, им приходилось выселяться массами в теперешнее Закавказье, так как турки и персы жестоко мстили им за содействие, какое они оказывали русским войскам» /108, с. 189-190/.
Все русско-турецкие войны, особенно последние четыре, оставили неизгладимый след в судьбе армянского народа.
Победа России 1828-1829 годов принудила Османскую империю признать российское верховенство над Грузией и частями современной Армении.
В ходе Крымской войны 1853-1856 годов на кавказском фронте российским войскам удалось нанести ряд поражений турецкой армии и захватить Карс.
В 1878 году русские войска освободили столицу Западной Армении Эрзрум (Эрзерум, Арзрум), но противодействие Великобритании, Франции и особенно Германии не позволило освободить Западную Армению от турок и включить ее в состав России.
В ходе Первой мировой войны русскими были взяты Эрзрум и Трапезунд. В середине 1916 года русские войска взяли Битлис, последний оборонительный пункт турок на пути в центральную Турцию. В 1918 году в результате революции в России и признания большевистским правительством поражения фронт прекратил свое существование. Карсская и Батумская области были присоединены к Турции, Закавказье оккупировано Антантой, а большевики денонсировали Брестский договор. После завершения Гражданской войны в России между РСФСР и Турцией был заключен Карсский договор, по которому Турции отошли города Карс, Ардаган, гора Арарат.
2.2. ПРИХОД К ВЛАСТИ АБДУЛ-ГАМИДА IIк власти приходит Абдул-Гамид II(правил в 1876-1909 гг). Он пытается установить режим единоличной власти и сохранить территориальную целостность Османской империи, опираясь на идеологию панисламизма. Стремительно слабеющая и распадающаяся империя при нем окончательно превратилась в полуколонию европейских держав.
В период Русско-турецкой войны (1877-1878) Абдул-Га-мид II пытался опереться на Англию как на главную соперницу России. Однако оккупация Египта Англией (1882), а в дальнейшем антитурецкая позиция британской дипломатии в Армянском вопросе повлекли за собой переориентацию на Германию, которая поощряла политику панисламизма.
Стремительно слабеющая и распадающаяся Османская империя при Абдул-Гамиде II окончательно превратилась в полуколонию европейских держав.
С приходом к власти Абдул-Гамида II положение армян в Западной Армении все больше и больше ухудшалось, становясь невыносимым. Абдул-Гамид после Русско-турецкой войны стал проводить политику разжигания межнациональной вражды. Курдам раздавали оружие, затем науськивали на армянских крестьян. Мусульманским бандам в Ване, Харпуте, Малатии и Трапезунде разрешалось нападать на армян-христиан в их домах или в других местах и убивать всех, кто не отрекался от своей веры. За два дня июня 1896 года от 6000 до 7000 христиан григорианской веры было вырезано в одном только Константинополе. Погибло более 100 тыс. мужчин, женщин и детей, значительное число армян было депортировано. В 1894-1896 годах было убито около 300 тыс. христиан, в основном армяне, столько же обращено в ислам /39, 43, 50, 116/.
Армянские крестьяне вынуждены были отдавать свою землю курдским кочевникам. В этот период, по сведениям немецкого миссионера Иоганнеса Лепсиуса, разорено около 600 тыс. человек, 2493 города и деревни разграблено, 649 церквей и монастырей осквернено, 328 церквей превращено в мечети /97, 42, с. 42/. Тяжелое положение армян в Османской империи описывали очевидцы, историки, ученые, государственные деятели. Приведем цитату из книги «Турецкое национальное «Я» и Армянский вопрос» турецкого историка, социолога и публициста Танера Акчама/97/.
Армянские погромы в Османской империи имеют давнюю историю. На первом этапе они, скорее всего, носили локальный характер и осуществлялись в рамках политики систематического давления на нетурецкие этнорелигиозные группы. Пути осуществления были разные:
- неоправданные набеги на армянские деревни, грабежи, похищение девушек, массовые убийства;
- столкновения мусульман с армянами и резня, осуществляемая в ходе этих столкновений;
- погромы, осуществляемые силами государства.
Власти пытались изобразить дело так, будто речь шла о подавлении сепаратистского движения или мусульманско-христианских столкновений, которые сопровождались взаимными погромами. А в случае с армянами на первый план выходит исламский мотив: с целью обеспечения целостности государства правительство начинает разыгрывать карту панисламизма. В обществе начинается кампания унижения армян как этнической и религиозной группы.
Начиная с 90-х годов XIX века, характер армянских погромов стал резко отличаться от аналогичных акций, осуществлявшихся по отношению к другим национальным меньшинствам. Погромы принимали все более систематический характер. Все расходы карательных формирований, созданных государством из курдов, покрывались за счет доходов, полученных в результате налетов, ограблений и погромов.
Против армян власти начинают проводить расистскую политику. Например, султан Абдул-Гамид называет армян «дегенерированной общиной», «вечными рабами» и указывает на то, что они слишком богаты, составляют треть османских чиновников, налогов платят мало и в армии не служат.
Понимая, что стабильное положение армян в обществе объясняется их экономической мощью, султан пытается сломить эту мощь с помощью политики дискриминаций. Он отправляет в вилайеты указы с требованием взять под контроль деятельность армянских торговцев, банкиров и т.д.
По словам Абдул-Гамида II, «Империя постоянно сталкивается с враждебными актами христианского мира. Отобрав у нас Грецию и Румынию, Европа оставила турецкое государство без ног. Потеряв Сербию и Египет, мы лишились и рук. А теперь, используя армян, хочет приблизиться к нашим жизненно важным органам. Это означает начало нашей массовой гибели, и мы всеми силами вынуждены себя защищать» /20/.
Абдул-Гамид II создавал искусственные предлоги для подстрекательства против армян, погромы в отношении армянского народа носили централизованный характер, были организованы официальными властями. «В такой атмосфере совсем нетрудно было убедить турок, что армяне являются злейшими врагами и хотят отобрать у них последний кусок земли. Армянский вопрос стал рассматриваться как вопрос жизни или смерти империи. Постоянный страх перед окружавшим их вражеским кольцом заставил мусульманские народы империи держаться вместе. В результате доктрина панисламизма стала официальной государственной политикой» /20/.
Сохранилось заявление официальных лиц правительства Турции, в котором говорится дословно следующее: «Все сыны Магомета сейчас должны выполнить свой долг – убить всех армян, разграбить их дома, сжечь и сровнять их с зем­лей. Не щадить ни одного армянина – таков приказ султана. Те, кто не подчинится приказу, будут считаться армянами, они также будут убиты. Следовательно, каждый мусульманин должен дока­зать свою преданность правительству, убивая в первую очередь тех христиан, которые были его друзьями» /108, с. 305/.
После таких приказов началось более массовое и организованное уничтожение армянского населения. «Дисциплина везде была идеальной, даже во время самой массовой резни строго следили, чтобы не пострадал ни один иностранный подданный, – султан понимал, что это возымеет серьезные последствия, вплоть до реального вмешательства дру­гих государств. С августа 1895 г. по февраль 1896 г. было истреблено от 70 до 90 тысяч армян, многие умерли от голода и лишений. Для перевозки трупов были заранее подготовлены вереницы фургонов. В период правления Абдул-Гамида II было уничтожено 300 тыс. армян» /37; 108, с. 304-306/.
Оставшихся в живых заставляли перейти в мусульманство. Тысячи людей предпочли умереть, но не отказаться от веры. Целые деревни выбрали дорогу смерти, ведо­мые своими священниками. Тысячам беженцев удалось попасть в Персию и города Кавказа.
А как вели себя в этот период великие державы? Послы некоторых иностранных держав, соблюдая этикет формальной дипломатии, предъявили турецкому правительству ноту, в которой подчеркивалось, что все было организовано членами турецкого правительства. Французский политический деятель, публицист, в 1902-1914 годах депутат парламента Франсис де Пресансе пишет: «Хорошо знаю, что сейчас вся Европа, все христианские держа­вы соревнуются друг с другом в Константинополе в подлости. Хорошо знаю, что нет среди них ни одной, чьи представители не лицемерили бы, не заискивали, не гнули спину, не выказыва­ли Абдул-Гамиду глубочайшего почтения и не выдавали ему на произвол несчастных его жертв – лишь бы добыть и себе некие преференции». А в 1898 году кайзер Германии нанес дружественный визит султану в Константинополе и, «пожав ему руку, поцеловав в щеку, объявил себя истинным другом ислама. /108, с. 229, 308/.
Через несколько месяцев после зверской резни армян, когда кровь текла рекой, министр иностранных дел России Алексей Лобанов-Ростовский 15 января 1896 года заявил, что Россия не пойдет на применение силы против Турции и царь не будет участвовать в силовых действиях других держав. Он считал, что не произошло ничего, что разрушило бы его веру в добрые намерения султана, а для проведения общественных грандиозных реформ султану следует предоставить больше времени. С подобным заявлением согласилась и Австрия, которая была обеспокоена ситуацией на западе и пеклась лишь о собственной выгоде. «Такова Европа… Не всегда человек может гордиться тем, что он европеец» / 108, с. 305/.
Конечно, после таких страшных и регулярно повторяющихся событий на территории турецкой Армении армяне чувствовали себя полностью раздавленными и уничтоженными, так как негде и некому было рассказать о своем горе и не к кому обратиться за судом и защитой. Находясь в безвыходном положении, они спрятатлись в горах, в церквях, в соседних странах. Некоторые армяне собирались в маленькие вооруженные группы, прятались в недоступных горных провинциях и защищались от злодеяний курдов и турок. Турецкие власти использовали это как оправдание для совершения новых зверств.
2.3. ПРИХОД К ВЛАСТИ МЛАДОТУРОК
В конце XIX века в Турции возникла либеральная партия младотурок «Единение и прогресс». Младотурки декларировали народам, жившим в Турции, права и свободы. Армяне поддержали их. Толпы народа шли на огромное армянское кладбище, где покоились останки истребленных.
В июне 1908 года младотурки свергли Абдул-Гамида II и установился триумвират Энвера, Талаата и Джемаля (январь 1913г.). После этого монархия в Османской империи стала носить декоративный характер.
Как мусульманские, так и христианские народы с радостью восприняли весть о свержении султана. Люди считали, что в истории Османской империи началась новая эпоха. Празднества по случаю свержения султана прошли по всей стране. В них участвовали все народы Османской империи.
Однако эйфория длилось недолго. Как вскоре выяснилось, младотурки оказались замаскированными радикальными националистами, продолжившими политику притеснений и погромов христианских народов. В Адане, Киликии начались новые погромы. В Киликии было вырезано 30 тыс. армян /73, с. 44/.
Началась мировая война. Младотурки через армянский конгресс информировали, что правительство Турции намерено объявить войну России, и, наобещав армянам «золотые горы» вплоть до автономии, попробовали настроить их против русских. Однако армяне не поддались, одновременно отрицательно высказавшись относительно намерения Турции участвовать в войне, хотя и обещали исполнить свой гражданский долг в случае ее начала. После этого события Центральный комитет младотурецкой партии «решил уничтожать всех армян, живших в Турции, не давая скрыться ни одному из них /108, с. 312/».
21 ноября 1914 года, сами будучи неверующими, младотурки объявили священную войну – джихад, которая обязала убивать всех неверных, отказывающихся принять ислам. Зять Энвер-паши, глава Ванского вилайета, на одном из собраний турок в феврале 1915 года заявил: «Мы очистили иранский Азербайджан от армян и ассирийцев, то же самое мы должны сделать с Ваном».Основным препятствием на пути к созданию пантюркистского государства «становится само существование армянского народа, живущего на территории, расположенной как раз между турками и их восточными братьями, – на территории, которая в начале века оказывается разделенной между двумя великими враждующими империями – Османской и Российской» /37, с. 27/.
Армяне, которые на своей родной земле, в Армении, еще в XVII столетии составили 98% населения, при 2% мусульман, в 1914 году составили уже 42%, остальные 58% были греки, курды, езиды, кизилбаши и турки, причем мусульманское население представляло 38% всего населения Армении /42, с. 64/.
В 1915 году младотурки организовали Геноцид армян, понтийских греков и ассирийцев. Эти народы жили там свыше 3 тыс. лет. В 1922 году в результате Геноцида погибли 1,5 млн армян, более одного миллиона стали беженцами /45/.
Положение армян при правлении младотурок более подробно рассматривается в главе 4.

2.4. ПРИХОД К ВЛАСТИ МУСТАФЫ КЕМАЛЬ АТАТЮРКА
После Первой мировой войны Османская империя развалилась. В 1923 году, после революции, была провозглашена Турецкая Республика, которую возглавил Мустафа Кемаль Ататюрк (правил с 1923 по 1938 год). Ему присвоили титул «отец турок», хотя «его моральный облик совершенно не соответствовал истинным ценностям мусульманской веры». Он умер в возрасте 57 лет от цирроза печени в результате алкоголизма /87, с. 8/. Мустафа Кемаль сделал Турцию светским государством, разделил церковь и государство, ввел латинский алфавит, дал права женщинам.
В начале своей политической карьеры Мустафа Ататюрк «на словах резко осуждает зверства, совершенные предыдущим правительством младотурок и гарантирует армянам безопасность в Анатолии…, однако, и очень скоро, как в его словах, так и в действиях ясно проявится ненависть и к армянам, и к грекам». Он заявляет, что Турция принадлежит только туркам и что «армяне и греки не получат ни пяди турецкой земли» /37, с. 45/. В конце Первой мировой войны почти 2 млн греков жили в регионе Малой Азии на западном берегу современной Турции. Они, подобно армянам и другим национальным меньшинствам в Турции, стали жертвами первой операции по этнической чистке в XX веке /111/.
Во внешней политике Кемаль, заявляя о своем стремлении поддерживать дружественные отношения с СССР, на деле проводил политику, направленную на сближение с европейскими странами и США.Кемаль продолжает антиармянскую политику, осуществляет новые и новые депортации и уничтожение культурных ценностей армянского народа. 9 сентября1922 года турецкие войска под командованием Мустафы Кемаль вошли в Смирну (современный Измир), после чего началась резня христианского населения города. 13 сентября в Смирне начался пожар, продолжавшийся несколько дней и разрушивший христианскую часть города. В ходе резни и последующих событий погибли около 200 тыс. человек. Оставшиеся христиане были вынуждены покинуть Смирну. После этого город стал почти полностью мусульманским.
Множество фактов свидетельствует о том, что, наряду с массовыми погромами и депортацией армянского населения в Османской империи, правительство Турции уничтожало также и материальные доказательства существования армянской цивилизации. Осознавая роль Церкви и веры в жизни армянского народа, турецкое правительство истребляло духовенство, уничтожало церкви и монастыри, тысячи средневековых рукописных книг, присваивало церковную утварь.

Книга полностью в формате ПДФ https://www.chitalnya.ru/upload3/228/0b1ea82a15f6e5533375568de359a2ab.pdf





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 12
© 14.05.2019 Абгар Айрапетян
Свидетельство о публикации: izba-2019-2557708

Рубрика произведения: Проза -> Другое










1